Сделай Сам Свою Работу на 5

учитель начальных классов средней школы № 1 Соль-Илецкого района





Васильева Галина Владимировна,

«Формирование навыков каллиграфического письма
как условие повышения грамотности младших школьников»

Условия возникновения проблемы, становление опыта: Трудности в обучении каллиграфическому письму в рамках традиционной системы. Смена приоритетов в народном образовании.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса: Сформированность графического навыка – одно из условий грамотного владения языком, позволяет успешно изучать другие предметы, формирует качества, необходимые для успешного протекания учебно-воспитательного процесса, такие как усидчивость, старательность, трудолюбие, воспитывает уважение к языку.

Теоретическая база опыта:

Работа Л.С. Выготского «Мышление и речь».

Книга Е.Н. Потаповой «Радость познания».

Технология саморазвития М. Монтессори.

Л.В. Занков «Обучение и развитие».

Новизна опыта: Система упражнений для укрепления мышц руки. Оригинальные пособия для обработки навыка каллиграфического письма (кальки, карточки-образцы). Интегрированные курсы (письмо, чтение, музыка).



Технология опыта: Творческое переосмысление опыта Е.Н. Потаповой. Три этапа обучения письму:

- - развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами);

- - развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода).

- - закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).

Проблема каллиграфического письма теснейшим образом связана с проблемой обучения грамотному письма. Эти проблемы не только не связаны, но и вытекают одна из другой.

Дети, которые овладели навыком каллиграфического письма, успешно овладевают навыком орфографической зоркости, грамотно владеют системами языка в дальнейшем.

Все предметы школьного курса требуют грамотного владения русским языком: высокой скорописи, техники чтения, умения четко излагать свои мысли, умения работать с текстами (выделять главное, находить объяснение конкретными предметами и явлениями), и главное, грамотно выполнять все это, именно с точки зрения орфографии.



Прочные знания в области русского языка, умение оперировать знаниями в процессе практики – вот конечная цель изучения русского языка на начальном этапе.

Основа грамотности закладывается именно в начальной школе. Более 70 % ошибок, допускаемых детьми в письменных работах, уходят корнями в начальный курс языка:

- - безударные гласные;

- - парные согласные;

- - непроизносимые согласные;

- - правописания приставок и предлогов.

Создался комплект эффективного раздаточного материала, коллекция фотокопий вологодских кружев, репродукций картин кисти великих мастеров, фотокопий золотых украшений, альбомов с творениями рук человека, система тренировочных упражнений, позволяющая добиваться успешного овладения навыком каллиграфического письма.

Первый этап обучения письму.

Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом.

Сложнейший процесс, требующий знания анатомии. В кисти три отдела :запястье, пясть, пальцы. Скелет запястья состоит из мелких костей, которые управляют кистью. Пять длинных костей пясти составляют скелет ладони и дают опору костям пальцев. Принято было считать, что главное при письме - пальцы. От их подвижности зависит почерк, так как именно они держат орудие письма. Их и надо развивать.

Знакомясь с педагогическим наследием Пирогова, знаменитого хирурга, человека, казалось бы, далёкого от данной проблемы, узнаём весьма любопытную деталь: ведущими в действиях руки являются маленькие косточки запястья и пястья.

Итог: разработка специальных упражнений для укрепления мышц запястья и пястья.



1. Для этой цели используем резиновое кольцо (продают в аптеках, во время резки зубов дают детям).

2. Упражнения для мышц запястья:

- повороты вокруг оси и против оси

- сгибания вниз - вверх.

- упоры - толчки

4. Упражнения в игровой форме для всей кисти: имитация действий зверей, птиц, насекомых; значительно успешнее овладевают орфографией, увеличивается роль зрительной памяти в процессе обучения грамотному письму. Аспект памяти играет в учебно-воспитательном процессе ведущую роль. Главное - методика открывает перспективы в изучении языка, дает детям уверенность в своих силах, подталкивает к самосовершенствованию, формирует положительные черты характера. Начиная работу, глубоко поняв и приняв идеи Е.Н. Потаповой, видя их в результатах своей работы, была поставлена задача творческого переосмысления опыта Е. Н. Потаповой, постановки его на службу учителям. Сделать методику приемлемой для начинающего учителя и для того, кто долгое время следовал стереотипам. Мои дети отличаются красивым почерком. Он сохраняется в последующих классах. Учителя - предметники отмечают работоспособность класса, высокий уровень грамотности, развития речи. Значит, этому можно научить.

Многие размышления по данному вопросу соединились затем с размышлениями В. А. Илюхиной. Ее методика «Письмо с секретом» дает теоретическую разработку данной проблемы. Она как бы поднимает методику Е.Н. Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее по спирали иным подходом к технике письма.

Данная методика - творческое переосмысление идей Е.Н. Потаповой, дополненная собственными приемами, дающими высокий образовательный эффект, оригинальным подходом к решению данной проблемы:

1. Интегрированные уроки (русский язык, чтение, музыка, изобразительное искусство).

2. Карточки-кальки

1 уровень: элементы букв, буквы, слова, предложения

2 уровень: стихотворные тексты по временам года

3. Карточки для обвода букв (тактильная память).

4. Универсальные тексты для развития каллиграфического навыка, письма по памяти, анализа орфограмм, поэтических минуток, (тексты: отрывки ~ образцы из классической русской поэзии 1ХХ - XX в., отрывки из рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, Э. Мошковской).

5. Многоуровневые карточки для индивгщуальной работы (для коррекции почерка).

6. Разработанная система тренировки пальчиков, запястья, пястья основанная на заключениях Н.И. Пирогова.

Подробнее остановимся на тех аспектах, которые являются собственным пониманием и решением проблемы каллиграфического письма в начальной школе, привносящие элементы новизны в традищюнную методику обучения письму.

Первый этап обучения письму.

Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом.

Сложнейший процесс, требующий знания анатомии. В кисти три отдела:запястье, пясть, пальцы. Скелет запястья состоит из мелких костей, которые управляют кистью. Пять длинных костей пясти составляют скелет ладони и дают опору костям пальцев. Принято было считать, что главное при письме - пальцы. От их подвижности зависит почерк, так как именно они держат орудие письма. Их и надо развивать.

Знакомясь с педагогическим наследием Пирогова, знаменитого хирурга, человека, казалось бы, далёкого от данной проблемы, узнаём весьма любопытную деталь: ведущими в действиях руки являются маленькие косточки запястья и пястья.

Итог: разработка специальных упражнений для укрепления мышц запястья и пястья.

1. Для этой цели используем резиновое кольцо (продают в аптеках, во время резки зубов дают детям).

2. Упражнения для мышц запястья:

" повороты вокруг оси и против оси

- сгибания вниз - вверх.

- упоры - толчки

4. Упражнения в игровой форме для всей кисти:

- имитация действий зверей, птиц, насекомых;

- потешки - смешинки с движениями рук.

Этот аспект имеет большое значение.

Наши дети мало играют, мало рисуют, вырезают, лепят, мало мастерят. Кисть теряет свою подвижность и задача учителя - вернуть кисти природную подвижность. Но не спонтанно, а продуманной системой упражнений для поэтапного развития отделов кисти.

2. Работа с трафаретами и рамками Монтессори. (См. Приложение 3)

Штриховка проводится строго по Потаповой.

Но на этом этапе я использую свою находку "тетрадь-помощницу". Обыкновенная тетрадь в широкую линейку. Многие виды штриховки пробуем там. Составляем узоры, так как помогают две линии (См. Приложение 3).

Виды работ разнообразные. За год исписываем две тетради.

Так медленно, ненавязчиво дети свыкаются с мыслью, что есть ещё одна разлиновка тетради, она также предназначена для письма.

Второй этап обучения письму.

Основная цель - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Их то и не надо оставлять без внимания. Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Создается " плацдарм" для дальнейшего успешного изучения курса русского языка. Начинается система работы в том направлении.

Система упражнений:

- Предметные картинки. Запомнить и нарисовать такие же. Написать столько элементов, сколько показано. Написать слова, какие написаны мной.

- Написать слоги, дописать слова.

Написать буквы в том порядке, в каком они написаны мной.

Уже дальше пойдут зрительные диктанты, письмо по памяти, интересные методики развития видов памяти. Вырезать буквы из наждачной бумаги просто не реально. Учителю вырезать около 3000 букв невозможно!

Сложно как в материальном отношении, так и в физическом. Но развитие тактильной памяти - основа основ при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.

Мы несколько упростили этот этап

Из светлой наждачной бумаги делаем 15 карточек размером 10/ 10.

Пишем карандашом буквы: заглавную и прописную. При изучении буквы, букву обводим 30 раз на уроке. И так на каждую букву. Но на парту, а не гшдивидуально.

Каждый раз карточки приходится менять. За год в 1 классе они приходят в плачевный вид.

Такие трудности тормозят работу по методике Потаповой. Выпуск готовых пособий так и не налажен.

Третий этап обучения письму.

Основная цель: закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв.

Вкладыш представляет собой металлическую пластинку с выбитыми прописными буквами.

Где ее взять?

Кто сможет ее изготовить?

Это трудоемкий процесс. Практически нереальный. Готовых их не, купить невозможно. После долгих поисков замены остановились на двух вариантах:

1. Алфавит на печатной основе (из прописей). Обводим карандашом. С появлением ксерокса готовим один алфавит на месяц. Новую букву, изученную на уроке обводим до 10 раз, с последующим повторением.

2. Карточки - кальки.

Универсальное пособие.

Пишем элементы, соединения, буквы, слова, предложения.

Дальше: тексты прозаические

тексты стихотворные с образцами каллиграфического письма.

За основу положен прием обучения в академии художеств, где обучают копированию с картин великих мастеров.

До карточек копировали простейшие рисунки, сначала одиночные предметы, затем комбинации предметов.

После этого, добившись каких-либо результатов (дети довольно трудно овладевают этим видом работы), начинаем работу с карточками - кальками (См. Приложение 3). Их под сил}7 сделать каждому. Стандартный картон для детского труда, на двух сторонах приклеиваются вырезанные из тетради фрагменты с написанными элементами, буквами, соединениями, словами, предложениями. На нужную сторону одевается калька. Закрепляется скрепками. По кальке карандашом обводятся элементы, буквы и т.д. Карточками - кальками пользуемся весь 1-2 класс. Но пишем по ним тексты, стихи. Все -образцы идеального письма. Берем только классическую поэзию, тексты русских писателей - классиков. В 3-4 классах пользуемся карточками - образцами каллиграфического письма для списывания, для письма по памяти. Отдельная часть карточек с письмом наиболее повторяющихся элементов.

За годы работы создалась коллекция карточек. Другого пути научить ребенка любить письмо, уметь красиво писать я не вижу. Истоки тех удивительных сочинений - миниатюр в 4 классе начинаются именно в тех первых уроках обучения ^эамоте.

Хочется сказать еще об одном аспекте в этой методике.

Музыка... Тихая, спокойная музыка: Шопен, Моцарт, органная музыка, Глинка, Чайковский, Поль Мориа, Джеймс Ласт, Свиридов, Таривердиев, Шварц, оркестровые пьесы. Пройдет 3 года. Уже в четвертом классе дети будут сами искать записи «красивой музыки», переписывать ее с телеэкранов, с радиопередач и нести в класс.

Не дикие непонятные крики, а красивое звучание. Будут сами подбирать музыку к написанным на доске стихам. И будут удивительно, потрясающе правы.

Музыка звучит во время письма с образцов, во время творческих работ, при самостоятельной работе.

Ведущая педагогическая идея - развитие всех сторон личности, личностно-ориентированное взаимодействие учителя и учеников, думаю, находит воплощение в данной работе.

Появляется возможность формирования прочного фундамента для дальнейшей работы по овладению грамотностью. Психические процессы - движущие силы обучения, получают мощный толчок к развитию.

У младшего школьника ведущей деятельностью является учебная и именно она решающим образом влияет на его развитие. Задача создания соответствующей учебной мотивации - интереса к учению, является одной из первоочередных и важных.

Ребенок сам жаждет учиться, ему интересны любые занятия, но у маленького человека еще нет умения учиться.

Наличие готовности учиться наталкивается на низкие познавательные возможности ребенка. Это ставит перед учителем особую педагогическую задачу научить ребенка учиться, т.е. научить мыслить, строить теоретические рассуждения, анализировать скрытые от непосредственного восприятия признаки предметов, явлений.

При творческом подходе, основанном на понимании проблем обучения, на понимании развития, опираясь на опыт учителей - новаторов, можно довольно успешно решать основной вопрос - повышение качества учебно-воспитательного процесса. По данной методике работают учителя, как нашей школы, так и других. Берут всю методику, берут отдельные идеи, приемы работы.

Методика требует от учителя разработки огромного количества дидактического материала, наличия коллекции фотокопий. Но процесс творчества не может быть иным, не может отложен до лучших, благополучных времен.

Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной, интересной жизнью?

Корчак

Первые впечатления могущественно действуют на юную душу; все дальнейшее развитие совершается под их непосредственным влиянием.

Белинский.

Завершая тему о путях обучения каллиграфическому письму, можно сделать следующие выводы:

для того, чтобы научить ребенка красиво писать, необходимо понимать психологические аспекты данной проблемы;

понимать философские и психолого-педагогические идеи в этом вопросе;

опираться на накопленный ранее опыт;

опираться на опыт учителей ~ новаторов;

ясно понимать сущность обучения письму;

иметь свою собственную программу текущих действий и перспективы на будущее;

уметь использовать исследовательские методы в своей работе, опираться на них в повседневной деятельности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.