Сделай Сам Свою Работу на 5

История развития европейской письменности





КАЛЛИГРАФИЯ

КАК НАУКА И ИСКУССТВО

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

Работа выполнена:

Бушмановой Марией Сергеевной

ученицей 10 класса

домашний адрес: 623950,

г. Тавда, Свердловской области,

ул. Карла Маркса 2 кв.6

тел: 3-08-60

Руководитель:

Орлова Ирина Валентиновна

учитель технологии и искусства

I категория

 

 

Тавда

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Каллиграфия как часть культуры 5

1.1 История развития европейской письменности 6

1.2 Каллиграфия сегодня 9

2. Каллиграфия как искусство 11

2.1 Эстетика каллиграфии в восточных традициях 12

2.2 Каллиграфия в массовом искусстве и рекламе 13

3. Каллиграфия как наука 14

3.1 Графология в психологии 15

3.2 Почерк – письмо мозга 16

4. Каллиграфия как необходимость или мода 17

4.1 Практикум. Важно ли писать красиво? 18

4.2 Возрастные изменения почерка 19

4.3 Уроки письма 20

Заключение 21

Словарь терминов 22

Список использованных источников и литературы 23

Приложения:

Мультимедийная презентация

 

 

Введение

Важно ли писать красиво? Этот вопрос у меня возникал, когда я не могла прочитать свой собственный написанный скорописью текст или текст у соседа по парте. Необходимо ли писать красиво в современное время, когда письмо заменяет компьютерный наборный текст? В то же время замечала, что набранная на компьютере информация очень быстро «выветривается» из головы, остается без глубокого осмысления. И совсем по-другому, обрабатывается мысль, записанная от руки: она глубже и основательнее осмысляется, запоминается, включает эмоционально-зрительные образы.



Рассматривая свои тетради, сохранившиеся с начальной школы, я обратила внимание на возрастные изменения почерка. Снова появилось огромное желание научиться писать красиво и разборчиво. Первые самостоятельные уроки написания пером и тушью привели к непреодолимому желанию научиться искусству каллиграфии. На первом этапе своей исследовательской работы я поставила перед собой цель: изучить возможности применения науки каллиграфии.

Определила следующие задачи:

1. Познакомиться с историей развития каллиграфии как части культуры и искусства.



2. Изучить феномен каллиграфии как науки и её применении в графологии.

3. Провести анализ статистических данных о проблемах каллиграфии в современной школе.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию почерка учащихся старших классов.

Актуальность проблемы, на мой взгляд, состоит в том, что с развитием компьютерных технологий искусство каллиграфии стала терять свою значимость и привлекательность. Можно предположить, что в будущем потеря функций моторики рук, которая развивается при письме и выполнении пластических работ ведёт за собой нарушение работы мозга. Человек может научиться читать не умея писать, и научиться писать с помощью клавиатуры. Возникает вопрос: тогда, как же точно могут провести операцию руки хирурга?

Влияет ли почерк на выбор профессии? Конечно - нет. Но так важно, чтобы заявление о приёме на работу было написано разборчиво и грамотно. Чтобы рецепт, выписанный врачом, был понятен пациенту. Известно, что почерк меняется с возрастом, с состоянием здоровья, настроением. Можно ли лечить психические расстройства путём обучения искусству каллиграфии? На эти многочисленные вопросы я хочу ответить в процессе моей исследовательской работы.

Начнём, пожалуй, с определения понятия каллиграфии. Сравните, пожалуйста, несколько понятий: Можно начать с определения понятия каллиграфии и сравнить несколько понятий:

Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма.

«Каллиграфия — это лекарство и гимнастика для ума и души человека».



«Каллиграфия — это музыка, только обращённые не к слуху, а к глазу». В.В. Лазурский.

«Каллиграфия - это умение чувствовать смысл того, что ты делаешь».

Из разнообразных по смыслу понятий «каллиграфии» можно сделать вывод, что умение писать красиво не только характеризует самого человека, а то общество в котором он живёт, впитывая культуру сообщества, обменивается опытом с другими культурами.

 

Каллиграфия как часть культуры

Письменность возникла как следствие сохранения и передачи информации. В процессе развития письменность делилась на три типа: рисунчатый или пиктографический, символический или идеографический, и звуковой или буквенный.

Сложные и многочисленные рисунчатые знаки и иероглифы в результате общения разных культур совершенствовались, упрощались, постепенно трансформировались в буквенное значение. Вот почему в разноязычных народностях встречаются одинаковые буквы и звуки их обозначающие. Важнейшим условием для развития любого письма является его алфавит. Важнейший шаг на пути к нашему алфавиту сделали древние финикийцы: они воспользовались для письма египетскими иероглифами, но взяли только те из них, которые обозначали целые слоги, а потом создали для недостающих в египетском языке звуков новые знаки по образцу египетских.

Из финикийского алфавита возникла арабская письменность, распространённая на обширном пространстве от Марокко на западе до некоторых островов Океании на востоке, индийская письменность, различные варианты которой применяют не только в самой Индии, но и в Бирме, Лаосе, Камбодже, Таиланде, Непале, на Цейлоне и в Индонезии. Настоящий – не слоговый, а буквенный алфавит, где есть знаки не только согласных, но и для гласных, появились впервые у древних греков. Они заимствовали письменность так же у финикийцев.

Греческий алфавит оказался так прост и удобен, что им стали пользоваться и другие народы древнего Средиземноморья – Ликийцы (римляне), франкийцы, карийцы, этруски.

В наше время на земном шаре неизвестных письмен осталось уже совсем немного - не больше десятка-двух. Некоторые из них прочитаны не так давно. Несмотря на общие «корни» письменность культур развивалась каждая в своём русле. Достаточно сравнить музыкальность и декоративность восточного письма и строгости готического алфавита.

 

 

История развития европейской письменности

Все европейские системы письма возникали на основе заимствования не столько форм букв, сколько способов построения алфавита и системы графики, сложившихся в греческом или латинском письме.

Раньше всего письмо возникло в Ирландии. В 5 веке ирландцы принимают христианство и в начале 6 века создают своё письмо на латинской основе, используемое монахами для записи религиозных произведений и эпоса. Ирландские миссионеры вели активную деятельность в Скандинавии, Германии, Франции, Бельгии, Италии, Паннонии и Моравии, повлияв на установление в этих странах определённых графических канонов и на осознание этими народами права на широкое использование письма на родном языке. Особенно серьёзное влияние они оказали на формирование письменности у англосаксов.

Вместе с тем можно обнаружить следы воздействия на развитие ирландской графики со стороны миссионеров из кельтской Британии. Необходимость в своём письменном языке осознаётся в связи с большим, мешающим пониманию письменных текстов разрывом между канонической латынью и разговорным языком. Своя письменность формируется во Франции в 9 веке, в Провансе в 11 веке, в Испании, Португалии, Италии и Каталонии в 12--13 веках. При этом частыми и значительными были совпадения - в силу общности романской речи поздней античности и раннего средневековья как исходного материала и некоторых общих тенденций звукового развития - в арсенале использовавшихся графических приёмов.

И всё же ни латинский, ни греческий алфавит не соответствовал звуковой палитре славянского языка. Слова, звучание которых невозможно правильно передать греческими или латинскими буквами. Единая письменность на Руси возникла с принятием христианства в 988 году, но распространялась задолго до этой даты.

Создателями славянской письменности считают братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и старославянский язык, в основу которого лег солунский диалект древнеболгарского языка. Старославянский книжный язык был заимствован Киевской Русью и преобразован в соответствии с фонетикой древнерусского языка. Кириллица претерпела ряд изменений. В результате этого количество букв кириллицы сократилось с 43 до 33. Глаголическое письмо, изобретенное первоучителем славян святым Кириллом, не получила широкого распространения в Древней Руси и ее использовали лишь искусные книжники. До нашего времени не дошло ни одной восточнославянской глаголической книги. Лишь в восьми сохранившихся кириллических рукописях XI-XIII веков встречаются отдельные глаголические слова и буквы.

Осталось любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси - так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Из источников по бытовой письменности XI-XV веков наибольший интерес представляют берестяные грамоты, которые позволили покончить с мифом о чуть ли не поголовной безграмотности в Древней Руси.

Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой — «писалом» — из кости, металла или дерева.

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы - сосуда, похожего на современную перечницу.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

 

Каллиграфия сегодня

Кажется, что каллиграфия - это что-то устаревшее. Мы очень мало думаем о подаче своих высказываний, все меньше заботимся о красоте почерка. Мы никогда не достигали великих высот в шрифте и каллиграфии, но при этом умудряемся почти осознанно расставаться с тем немногим, что в этой области имеем, теряя то, что ни одна культура не позволяет себе терять. Учиться рисовать буквы стоит примерно затем же, зачем мы учимся различать цвета и звуки. Понятно, что для обывателя каллиграфический, да и просто аккуратный почерк является излишеством, особенно в наш «гаджетный» век. Но на самом деле знание о букве в объеме чуть большем, чем дает детская азбука или школьные прописи, отличает человека образованного от необразованного. Во многих высокоразвитых культурах владение каллиграфией, понимание тонкостей шрифта рассматривается не как излишество, а как необходимый базис любого художественного образования. Например, каллиграфию изучают все пять лет в художественных вузах Голландии. Технику создания каллиграфических произведений можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Пианист чувствует под пальцами клавиши, каллиграф - заточенное перо, техника важна и там, и там. А также - умение чувствовать смысл того, что ты делаешь.

Несмотря на то, что каллиграфия практически перебралась в область элитарного искусства, она выполняет важную этическую (помимо эстетической) миссию: помогает поддерживать связь разных поколений и культур. Крупнейший в мире проект, посвящённый искусству красивого письма, не завершён. Уже стали известны даты проведения следующей Международной выставки каллиграфии, которая состоится через год.

С 7 ноября по 17 декабря 2014 года на территории Конгрессно - выставочного центра «Сокольники» в стенах Современного музея каллиграфии вновь будут представлены мировые шедевры от самых известных мастеров со всего света. В проекте примет участие рекордное количество стран — более 50! Посетители выставки смогут насладиться каллиграфическими произведениями из Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америк, Австралии и Океании, а также стать участниками интерактивных мастер-классов от выдающихся художников-каллиграфов.

«Международная выставка каллиграфии» — крупнейший в мире проект, посвящённый культуре письма и письму как изысканному виду искусства. С 2009 года проект осуществляется под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и при поддержке Министерства культуры России. В 2010 году проект «Международная выставка каллиграфии» вошёл в тройку лучших выставок мира по версии ???? Международная выставка каллиграфии смогла объединить людей разных вероисповеданий многонациональной России и других государств. Высокую значимость проекта подчеркнули в своих приветственных письмах главы основных религиозных конфессий: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, главный раввин России Берл Лазар, председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин, президент Российской ассоциации буддистов Александр Койбагаров, представитель Святого престола в России апостольский нунций Антонио Меннини.

Среди экспонатов проекта «Международная выставка каллиграфии» - шедевры мирового письма, в том числе занесённые в Книгу рекордов Гиннесса. Каллиграфические картины, предметы прикладной каллиграфии, материалы и инструменты для письма, уникальные экспонаты — рукописная Конституция РФ, Декалог, Священная мантра, Царь - мезуза, миниатюрная композиция «Каллиграфия на крылышке мухи» и многое другое. Основу экспозиции, как правило, составляют произведения из коллекции «Сакральная каллиграфия».

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.