Сделай Сам Свою Работу на 5

Основной этап каллиграфии

Количество часов ____ Форма занятия __лекция__

Самостоятельная работа студентов.

1) Сформулировать вопросы к содержанию лекции.

2) Заполнить таблицу «Положительные и отрицательные стороны методов обучения письму».

3) Составить аннотацию статьи журнала «Начальная школа2 об обучении письму леворуких детей.

 

План:

  1. Методы обучения письму
  2. Методические приемы обучения письму.
  3. Обучение письму леворуких детей.

Методы обучения письму

 

В системе обучения письму получили распространение методы:

1. Копировальный (стигмографический) – обведение букв, напечатанных точками, карандашом. Построен на механическом упражнении, не ведет к сознательному овладению почерком. Дает определенный эффект при обучении письму отдельных букв, при исправлении почерка во 2-4 классах.

2. Линейный – письмо по вспомогательной сетке, определяющей высоту письма, наклон, расстояние между элементами. Отказались, т.к. сетка вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движение руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Стали издаваться пособия без косой сетки, только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв.

3. Генетический – изучение букв от графически простой по форме к графически более сложной. Происходит отрыв от чтения, буквы не осмысливаются, т.к. порядок изучения букв в букваре другой. Применяется для отработки формы буквы в послебукварный период, при переходе к другой разлиновке, к безотрывному письму, т.е. усовершенствования навыка письма.

4. Ритмический (тактический) – письмо под счет, в одинаковом темпе, ритме. Удобен для работы со всем классом, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. Но при длительном и постоянном применении дети быстро утомляются.

5. Метод Карстера – прописывание специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа, развития свободы и легкости движения руки. По мнению многих методистов система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорописи, исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.



В практике широкого обучения ни один из данных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.

 

Методические приемы обучения письму.

 

Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения:

- принцип наглядности обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма, применением прописей, таблиц, других пособий;

- сознательность обеспечивается разъяснением приемов и последовательности написания букв, умением детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты;

- принцип повторности осуществляется в процессе упражнений, которые должны быть посильными, разнообразными;

- постепенное нарастание трудностей (от простого к сложному), что особенно важно при обучении письму шестилеток;

- важен принцип учета индивидуальных особенностей, который обеспечивается постоянным наблюдением учителя за работой каждого ученика, учетом особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д.;

- совместное обучение чтению и письму обеспечивает грамотное и сознательное письмо;

- помимо общедидактических принципов используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов и приемов обучения чистописанию на основе психофизиологических особенностей детей.

 

 

Приемы обучения письму.

1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания. Это основной прием. Показ осуществляется на доске для всего класса, индивидуально в тетради ученика. Можно еще раз обвести указкой. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением.

2. Списывание с готового образца (с доски, в прописи, тетради). Письмо учителя должно быть образцовым.

3. Копировальный (обведение образца, в т.ч. через кальку). Главное – правильные движения руки при письме. Механическая продолжительная работа утомляет ученика.

4. Воображаемое письмо (письмо в воздухе). Проводится по прописям, по образцу на доске, вслед за письмом учителя. Локоть учащихся должен стоять на парте.

5. Анализ формы буквы: количество зрительных элементов; с т. зр. движений при письме;

в сравнении с ранее изученными.

6. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов шаблонов.

7. Письмо по «скелету» и прямых линий рядом с буквой.

8. Письмо под счет. Движение на «себя» сопровождается счетом «раз, два, три», соединительное движение «от себя» пишем под счет «и».

9. Анализ ошибочного написания. Общая ошибка выносится на доску; анализируется форма буквы, способ соединения; записывается правильно. Неверное написание стирается с доски.

10. Письмо росчерков.

11.Усвоение правил письма. Это способствует сознательному овладению навыком письма.

1 класс:

- Буквы надо писать с одинаковым наклоном.

- Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.

- Писать надо красиво.

Со 2 класса:

- Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.

- Слог пишется безотрывно.

- Писать надо быстро и красиво.

Норма письма (конец учебного года):

2 кл. – 20 (25) знаков в минуту; 3 кл. – 30 (35); 4 кл. – 40 (45) знаков.

(надо списать за одну минуту).

Нельзя форсировать темп, скорость письма. Их развивают с помощью приемов скорописи:

- письмо под счет;

- слоговое проговаривание;

- комментированное письмо;

- письмо одновременно учителем с учеником;

- письмо слова три раза с разной скоростью;

- запись на время;

-письмо росчерков.

 

Обучение письму леворуких детей.

 

Статистика ученых-физиологов показывает, что в мире быстро растет количество левшей и амбидекстров (одинаково владеют обеими руками). У леворуких детей ведущим является правое полушарие мозга (а за аналитическую способность сознания отвечает левое полушарие):

  • они испытывают трудности, связанные со звуко-буквенным анализом,
  • они испытывают трудности, связанные со зрительно-моторной координацией,
  • у них есть нарушения пространственного восприятия (они не могут четко дифференцировать от­дельные пространственные признаки контура букв. Часто для них это зеркальное изображение.),
  • повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость

 

Рассмотрим общие условия письма:

· Посадка левши – стандартная, но выдвинуто вперед левое плечо. Левшей следует сажать у окна, сле­ва за партой. Там больше света, и при таком положении он не бу­дет мешать соседу, работающему правой рукой. Родителям реко­мендуется дома ставить лампу справа.

· Положение тетради – может быть различным, но лучше, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо.

· Неправильный способ держания ручки часто создает много до­полнительных трудностей при обучении письму. Особого внима­ния требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука согнута в виде крючка. Ребенок вынужден либо сильно изменить позу при письме (бук­вально лечь, выдвинув сильно вперед плечо), либо держать ручку почти перпендикулярно строке, что возможно только при инвер­тированном ее положении. (Такое положение ручки необходимо исправлять, так как оно вызывает очень сильное мышечное на­пряжение, только у праворукого ребенка).

· Траектории движения при письме букв могут не соответствовать тем, которым учат. Не следует настаивать на привычном для учителя направлении движения при написании буквы, важно только следить за соблюде­нием правильной посадки за партой — в таком случае ребенок ин­туитивно будет двигать ручкой в удобном для него направлении.

· Последовательность выполнения элементов у левши, как пра­вило, другая, нежели у праворуких детей. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз, а па­лочки и крючки — с разрывами, без связности. Соединяются бук­вы, как правило, короткими, прямыми линиями. Леворукий ребенок часто с трудом и только после многих по­пыток понимает, что он должен написать, и как он должен это сделать, он как бы не видит строку, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он путает не только правую и левую сторону бук­вы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию.

Для того, что­бы преодолеть эти трудности, необходима специальная трениров­ка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. Для этого можно использовать комплекс упражнений, разработан­ных специалистами — физиологами и методистами:

• копирование различных фигур и их сочетаний;

• воспроизведение их по памяти;

• обведение фигур (букв) по точкам;

• различение фигур среди других.

Подходящей методикой для леворуких детей является система Д. Б.Эльконина — В. В.Давыдова, поскольку она не выстраивает жестких требований к рукодвигательному навыку. И чтение, и письмо по системе развивающего обучения позволяет ребенку са­мостоятельно сориентироваться в элементах букв. Ученику пред­лагается рассмотреть букву, найти в ней знакомые элементы («па­лочку», «крючок», «петельку» и «овал»). Все письменные буквы обладают тем или иным сочетанием данных элементов. Разложив буквы на знакомые элементы, ребенок «собирает» их в той последовательности и тем движением руки, какое ему удобно (физиологически).

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.