Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕХНИКА И ЭФФЕКТ ПРАНАЯМЫ





203. УДДЖАЙИ ПРАНАЯМА. (Фото 597).

Приставка "уд" обозначает верх или превосходство. Она также обозначает взрыв или расширение. Ее смысл - преобладание, сила.
Джайя - это победа, триумф или успех. Другое значение - подчинение, обуздание.
В процессе Удджайи легкие расширяются полностью, а грудь выпячивается, как у торжествующего завоевателя.

Техника

1. Сесть в любую удобную позу, например, Падмасану (Фото 104), Сиддхасану (Фото 84) или Вирасану (Фото 89).

2. Спину держать прямо и неподвижно. Голову опустить так, чтобы подбородок лег в межключичную ямку над грудиной. (Это Джаландхара Бандха.)

3. Руки вытянуть прямо и поместить запястья ладонями вверх на колени. Кончики больших и указательных пальцев соединить, остальные пальцы вытянуть. (Этот жест называется Джняна Мудра, символ или печать знания. Указательный палец символизирует индивидуальную душу, большой - Всеобщую Душу, а соединение их есть символ знания.)

4. Закрыть глаза и смотреть внутрь себя (Фото 597).

5. Сделать полный выдох.

6. Здесь начинается дыхание методом Удджайи.

7. Сделать медленный, глубокий, стабильный вдох обеими ноздрями. Прохождение вдыхаемого воздуха ощущается верхней частью неба и производит свистящий звук (са). Этот звук должен быть слышим.



8. Наполнить легкие воздухом полностью. Надо следить, чтобы живот не раздувался во время вдоха (соблюдайте это во всех видах пранаямы). Такое наполнение легких называется пурака (вдох).

9. Всю область живота, от лобка до грудины, надо оттянуть назад к позвоночнику.

10. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Эта внутренняя задержка называется антара кумбхака. Соблюдать Мула Бандху, как описано на стр.429.

11. Выдох делать медленно и стабильно, чтобы полностью опустошить легкие. Начиная выдох, следить, чтобы живот оставался втянутым. Через 2-3 секунды начать медленно и постепенно ослаблять диафрагму. Прохождение выдыхаемого воздуха должно ощущаться верхней частью неба, а производимый им придыхательный звук (ха) должен быть слышим. Такой выдох называется речака.

12. Выждать одну секунду перед началом нового вдоха. Этот период ожидания называется бахья кумбхака.

13. Процесс, описанный в пунктах 7-12, составляет один цикл Удджайи Пранаямы.



14. Повторять циклы в течение 5-10 минут, держа глаза все время закрытыми.

15. Лечь на пол в Шавасану (Фото 592).

16. Удджайи Пранаяму можно делать и без Джаландхара Бандхи, даже во время ходьбы или лежа. Это единственная пранаяма, которую можно делать в любое время дня и ночи.

Эффект

Этот тип пранаямы вентилирует легкие, способствует устранению мокроты, повышает выносливость, успокаивает нервы и тонизирует весь организм. Удджайи без кумбхаки, выполняемая лежа, идеальна для лиц, страдающих высоким давлением или коронарными расстройствами.

7-я неделя

  • Закрепить усвоенные асаны и увеличить время их выдержки

Указания и предостережения для практики асан
Пранаяма. Указания и предостережения

8-я неделя

Цифры в скобках после названия асаны указывают номера иллюстрирующих ее фотоснимков.
Цифра в скобках после названия пранаямы указывает на порядковый номер ее описания в тексте (прим. ред.).

  • Уттхита Триконасана (4 и 5)
  • Уттхита Паршваконасана (8 и 9)
  • Вирабхадрасана I (14)
  • Вирабхадрасана II (15)
  • Вирабхадрасана III (17)
  • Ардха Чандрасана (19)
  • Паривритта Триконасана (6 и 7)
  • Паршвоттанасана (26)
  • Прасарита Падоттанасана I (33 и 34)
  • Прасарита Падоттанасана II (35 и 36)
  • Урдхва Прасарита Падасана (276-279)
  • Пapипypнa Навасана (78)
  • Ардха Навасана (79)
  • Саламба Сарвангасана I (223)
  • Халасана (244)
  • Удджайи Пранаяма (203) в течение 5 минут в Шавасане (592)

9. ВИРАБХАДРАСАНА III. Пятая* (Фото 17).

Это более интенсивное продолжение Вирабхадрасаны I (Фото 14).

Техника

1. Встать в Тадасану (Фото 1).

2. Глубоко вдохнуть и прыжком расставить ноги на 120-135 см. (ФотоЗ).

3. Выполнить заключительную позу Вирабхадрасаны I в правую сторону (Фото 14).



4. Выдохнуть, наклонить туловище вперед и положить грудь на правое бедро. Руки держать выпрямленными, ладони вместе (Фото 16). Задержаться в этом положении, сделав два вдоха и выдоха.

6. Затем выдохнуть и одновременно поднять левую ногу от пола, качнув слегка тело вперед, а правую ногу выпрямить и сделать твердой, как стержень. Повернуть левую ногу внутрь так, чтобы ее передняя поверхность была параллельна полу (Фото 17).

6. Удерживать позу 20-30 секунд при ровном и глубоком дыхании.

7. Во время балансирования все тело, кроме правой ноги, должно быть параллельно полу. Правая нога, полностью вытянутая и твердая, должна быть перпендикулярна полу. Тянуть заднюю поверхность правого бедра и вытягивать руки и левую ногу так, словно их тянут в противоположные стороны.

8. Выдохнуть и вернуться в Вирабхадрасану I (Фото 14).

9. Повторить позу в левую сторону.

Эффект

На фото 17 видно, какую гармоничность, равновесие, устойчивость и силу дает практика этой асаны. Она способствует сокращению и тонизированию органов брюшной полости, придает крепость и красивую форму мышцам ног. Эта асана рекомендуется бегунам, так как развивает бодрость и подвижность.
Все движения этой асаны выправляют осанку и походку. Когда мы плохо стоим, вес тела ложится на пятки, задерживается развитие симметрии и утрачивается эластичность позвоночника. Опора на пятки заставляет живот выпирать вперед, уменьшает физическую и умственную живость. Эта асана помогает твердо встать на подошвы, втянуть мышцы живота. Она придает живость телу и уму.

10. АРДХАЧАНДРАСАНА. Пятая* (Фото 19).

От слов "ардха" - половина и "чандра" - луна. Эта поза напоминает полумесяц, отсюда название.

Техника

1. Встать в Тадасану (Фото 1), а затем выполнить Уттхита Триконасану (Фото 4), следуя ранее описанной технике.

2. Сделав Триконасану в правую сторону, выдохнуть, положить правую ладонь на пол примерно в 30 см от правой стопы, согнув правое колено, и в то же время подвинуть левую стопу к правой (Фото 18).

3. Задержаться в этой позиции и сделать два вдоха и выдоха. Затем выдохнуть и поднять левую ногу от пола, обратив ее пальцы вверх. Вытянуть кисть правой руки и правую ногу.

4. Положить левую ладонь на левое бедро, вытянуться вверх и хорошо расправить плечи. Развернуть грудь влево и сохранять равновесие (Фото 19).

5. Вес тела приходится на правую стопу и правую часть таза. Правая рука только помогает сохранять равновесие.

6. Позу удерживать 20-30 секунд, дышать глубоко и ровно. Затем опустить левую ногу на пол и вернуться в Триконасану (Фото 4).

7. Повторить позу в левую сторону.

Эффект

Поза полезна тем, у кого поражены или повреждены ноги. Она тонизирует нижний отдел позвоночника и нервы, идущие к мышцам ног, укрепляет колени. Вместе с другими стоячими позами эта асана излечивает нарушения пищеварения.

Примечание

Слабым людям, быстро утомляющимся от стоячих поз, следует выполнять лишь Уттхита Триконасану (Фото 4) и Уттхита Паршваконасану (Фото 8), так как обе эти асаны укрепляют тело. Остальные стоячие позы доступны только тем, кто развил уже в себе силу игибкость.

14. ПРАСАРИТА ПАДОТГАНАСАНА II. Четвертая* (Фото 35 и 36).

Эта поза является усложнением предыдущей. Вместо того, чтобы класть кисти на пол, оставить их на талии (Фото 35) или сложить за спиной в намасте (Фото 36), как описано в Паршвоттанасане (Фото 26). В таком положении вытяжение ног усиливается.

Эффект

В этой позе полностью вовлекаются в действие подколенные сухожилия и отводящие мышцы, усиливается приток крови к туловищу и к голове. Те, кто не в состоянии делать Ширшасану (Фото 184), могут с пользой выполнять эту позу, способствующую пищеварению.

Все описанные выше стоячие позы необходимы для начинающих. По мере продвижения ученик приобретет гибкость, тогда можно будет обойтись без стоячих поз, хотя раз в неделю их все же рекомендуется делать. Все стоячие позы способствуют сокращению веса тела.

9-я и 10-я недели

Цифры в скобках после названия асаны указывают номера иллюстрирующих ее фотоснимков.
Цифра в скобках после названия пранаямы указывает на порядковый номер ее описания в тексте (прим. ред.).

  • Уттхита Триконасана (4 и 5)
  • Уттхита Паршваконасана (8 и 9)
  • Вирабхадрасана I (14)
  • Вирабхадрасана II (15)
  • Вирабхадрасана III (17)
  • Ардха Чандрасана (19)
  • Паривритта Триконасана (6 и 7)
  • Паривритта Паршваконасана (10 и 11)
  • Паршвоттанасана (26)
  • Прасарита Падоттанасана I (33 и 34)
  • Прасарита Падоттанасана II (35 и 36)
  • Паригхасана (39)
  • Урдхва Прасарита Падасана (276-279)
  • Пapипypнa Навасана (78)
  • Ардха Навасана (79)
  • Саламба Сарвангасана I (223)
  • Халасана (244)
  • Удджайи Пранаяма (203) с задержкой на вдохе в течение 5 минут в Шавасане (592)

. ПАРИВРИТТА ПАРШВАКОНАСАНА. Восьмая* (Фото 10 и 11).

"Паривритта" означает повернутый, развернутый вокруг или назад. "Паршва" - это бок. "Кона" - угол. Это поза развернутого бокового угла.

Техника

1. Встать в Тадасану (Фото 1).

2. Сделать глубокий вдох и прыжком расставить ноги на 120-135 см. Поднять руки в стороны до уровня плеч ладонями вниз (Фото 3).

3. Повернуть правую стопу вправо на 90°, а левую на 60° вправо, держа левую ногу вытянутой и напряженной в колене. Правую ногу сгибать в колене до тех пор, пока бедро и икра не образуют прямой угол и правое бедро не будет параллельно полу.

4. Сделать выдох и повернуть туловище и левую ногу так, чтобы перенести левую руку через правое колено. Левую подмышку поместить на внешнюю сторону правого колена, левую ладонь положить на пол возле внешней стороны правой стопы (Фото 10 и 11).

5. Хорошо скрутить позвоночник (вправо), повернуть туловище и поднять правую руку над правым ухом (как на фото). Обратить взгляд на вытянутую правую руку. Левое колено все время держать твердо.

6. Сохранять позу от 30 секунд до 1 минуты, дышать глубоко и ровно. Вдохнуть и поднять левую ладонь от пола. Туловище поднять и вернуться в позицию 2, выпрямив правую ногу и вытянув руки в стороны.

7. С выдохом повторить позу в левую сторону (пункты 3-5).

8. Во всех случаях, когда упражнения делаются сначала в одну, а затем в другую сторону, время пребывания в асане должно быть одинаковым в каждую сторону. Это общее правило применимо и здесь.

Эффект

Эта поза, будучи более интенсивной, чем Паривритта Триконасана (Фото 6), производит большее воздействие. Подколенные сухожилия, однако, вытягиваются меньше, чем в Паривритта Триконасане. Органы брюшной полости сокращаются сильнее, что способствует пищеварению. Циркуляция крови вокруг органов брюшной полости и позвоночного столба усиливается, омолаживая их. Эта асана способствует выведению отходов из прямой кишки без напряжения.

15. ПАРИГХАСАНА. Четвертая* (Фото 39).

От слова "паригха" - перекладина или засов. Тело в этой позе напоминает засов, которым запирают ворота, отсюда название.

Техника

1. Встать на колени, соединив лодыжки.

2. Вытянуть правую ногу вправо и держать ее на одной линии с туловищем и левым коленом. Правую стопу развернуть направо, держа ногу твердо, не сгибая в колене.

3. Со вдохом развести руки в стороны (Фото 37). Сделать два вдоха и выдоха.

4. Выдохнуть, двигать туловище и правую руку вниз к вытянутой правой ноге (Фото 38). Правое предплечье положить на правую голень, правую кисть - на лодыжку ладонью кверху. Правое ухо тогда будет лежать на верхней части правой руки. Поместить левую руку над головой и дотянуться левой ладонью до правой. Левое ухо тогда будет касаться верхней части левой руки (Фото 39).

5. Оставаться в этой позиции 30-60 секунд, дышать нормально.

6. Вдохнуть, вернуть туловище и руки в позицию 3. Согнуть правую ногу и встать на оба колена, опять соединив лодыжки.

7. Повторить позу в другую сторону, заменяя слово "правый" на "левый", и наоборот. Поза выдерживается одинаковое количество времени в обе стороны.

Эффект

В этой позе вытягивается область таза. Одна сторона брюшной области растягивается, а другая сжимается сбоку. Это способствует правильному функционированию мышц и органов брюшной полости и не дает отвисать коже живота. Боковые наклоны позвоночника помогают людям с тугоподвижной спиной.

 

11-я и 12-я недели

Цифры в скобках после названия асаны указывают номера иллюстрирующих ее фотоснимков.
Цифра в скобках после названия пранаямы указывает на порядковый номер ее описания в тексте (прим. ред.).

  • Уттхита Триконасана (4 и 5)
  • Паривритта Триконасана (6 и 7)
  • Уттхита Паршваконасана (8 и 9)
  • Паривритта Паршваконасана (10 и 11)
  • Вирабхадрасана I (14)
  • Вирабхадрасана II (15)
  • Вирабхадрасана III (17)
  • Ардха Чандрасана (19)
  • Паршвоттанасана (26)
  • Прасарита Падоттанасана I (33 и 34)
  • Прасарита Падоттанасана II (35 и 36)
  • Падангуштхасана (44)
  • Пада Хастасана (46)
  • Уттанасана (48)
  • Паригхасана (39)
  • Урдхва Прасарита Падасана (276-279)
  • Пapипypнa Навасана (78)
  • Ардха Навасана (79)
  • Саламба Сарвангасана I (223)
  • Халасана (244)
  • Карнапидасана (246)
  • Эка Пада Сарвангасана (250)
  • Джатхара Паривартанасана (274 и 275)
  • Удджайи Пранаяма (203) с задержкой на вдохе в Шавасане (592)

18. ПАДАНГУШТХАСАНА. Третья* (Фото 44).

От слов "пада" - стопа и "ангуштха" - большой палец ноги. Это стоячая поза с захватом больших пальцев ног.

Техника

1. Встать в Тадасану (Фото 1). Расставить ноги на 30 см.

2. Выдохнуть, нагнуться вперед и захватить большие пальцы ног большим, указательным и средним пальцами рук так, чтобы ладони были обращены друг к другу. Крепко держать большие пальцы ног (Фото 43).

3. Голову держать кверху, диафрагму вытягивать вверх к груди, спину вогнуть, насколько возможно, так чтобы прогиб начинался от копчика, а не от плечей, и движение шло от области таза.

4. Ноги держать твердо, не сгибая их в коленях и не ослабляя захвата больших пальцев. Вытянуть также лопатки. В этой позиции сделать одно-два дыхания.

5. Затем выдохнуть и поместить голову между колен, напрягая колени и вытягивая пальцы ног кверху, не отрывая их от пола (Фото 44). Оставаться в этой позе около 20 секунд, дышать нормально.

6. Вдохнуть, вернуться в позицию 2 (Фото 43), отпустить пальцы ног и подняться. Вернуться в Тадасану (Фото 1).

Эффект Падангуштхасаны и Падахастасаны

Вторая из этих асан более напряженная, но воздействие обеих одинаково. Тонизируются органы брюшной полости, выделяется больше пищеварительных соков, активизируются печень и селезенка. Эти асаны полезны людям, страдающим вздутием живота и другими нарушениями пищеварения.

Смещение позвоночных дисков можно исправить, выполняя только позиции с вогнутой спиной (Фото 43 и 45). Если у вас смещен диск, не следует помещать голову между колен. Я экспериментировал с лицами, страдавшими таким недугом, и прогибание спины оказалось для них панацеей. Но прежде чем упражняться в этой позе, необходимо заручиться руководством гуру (учителя), так как сразу освоить прогиб спины навряд ли удастся. Предварительно надо упражняться в более простых позах

19. ПАДАХАСТАСАНА. Шестая* (Фото 46).

От слов "пада" - стопа и "хаста" - кисть руки. В этой позе надо наклониться вперед и наступить на кисти рук.

Техника

1. Встать в Тадасану (Фото 1). Расставить ноги на 30 см.

2. Выдохнуть, наклониться вперед и, не сгибая ног в коленях, положить кисти рук под стопы, чтобы ладони касались подошв (Фото 45).

3. Голову держать кверху, спину вогнуть насколько возможно. Напряжение в коленях не ослаблять. Сделать несколько дыханий в этой позиции.

4. Затем выдохнуть и поместить голову между коленей, сгибая локти и поднимая стопы от ладоней (Фото 46). Оставаться в этой позе около 20 секунд, дышать нормально.

5. Вдохнуть, поднять голову и вернуться в позицию 2 (Фото 45). Голову высоко поднять и сделать два дыхания.

6. Вдохнуть, встать и вернуться в Тадасану (Фото 1).

Эффект Падангуштхасаны и Падахастасаны

Вторая из этих асан более напряженная, но воздействие обеих одинаково. Тонизируются органы брюшной полости, выделяется больше пищеварительных соков, активизируются печень и селезенка. Эти асаны полезны людям, страдающим вздутием живота и другими нарушениями пищеварения.

Смещение позвоночных дисков можно исправить, выполняя только позиции с вогнутой спиной (Фото 43 и 45). Если у вас смещен диск, не следует помещать голову между колен. Я экспериментировал с лицами, страдавшими таким недугом, и прогибание спины оказалось для них панацеей. Но прежде чем упражняться в этой позе, необходимо заручиться руководством гуру (учителя), так как сразу освоить прогиб спины навряд ли удастся. Предварительно надо упражняться в более простых позах

20. УТТАНАСАНА. Восьмая* (Фото 48).

Название образовано от "ут" - частицы, обозначающей нарочитую интенсивность, и глагола "тан" - вытягивать, расширять, удлинять. В этой асане позвоночник подвергается намеренному интенсивному растяжению.

Техника

1. Встать в Тадасану (Фото 1), колени держать твердо.

2. Выдохнуть, наклониться вперед и поместить пальцы на пол. Затем положить на пол и ладони по бокам от стоп, позади пяток. Ноги в коленях не сгибать (Фото 47).

3. Стараться высоко держать голову и вытягивать позвоночник. Таз подвинуть немного вперед к голове, так чтобы ноги были перпендикулярно полу.

4. Задержаться в этой позиции и сделать два глубоких дыхания.

5. Выдохнуть, приблизить туловище к ногам и поместить голову на колени (Фото 48).

6. Колени не ослаблять, коленные чашечки подтягивать кверху. Выдерживать эту позу одну минуту при глубоком и ровном дыхании.

7. Вдохнуть и поднять голову от коленей, но ладони от пола не отрывать (Фото 47).

8. Сделав в этом положении два дыхания, глубоко вдохнуть, поднять руки с пола и вернуться в Тадасану (Фото 1).

Эффект

Эта асана излечивает боли в животе, тонизирует печень, селезенку и почки. Она также облегчает менструальные боли. Биение сердца замедляется, оздоровляются спинные нервы. Если позу выдерживать не менее двух минут, исчезает всякая умственная депрессия. Эта асана особенно полезна для легко возбудимых людей, так как она успокаивает клетки головного мозга. После выполнения этой асаны ощущается покой и прохлада, глаза начинают блистать, ум умиротворен.

Тем, кто при выполнении Ширшасаны (Фото 184) испытывает тяжесть в голове, прилив крови или другие неприятные ощущения, следует сначала делать Уттанасану; после того они смогут легко вставать на голову в Ширшасане

92. КАРНАПИДАСАНА. Первая* (Фото 246).

От слов "карна" - ухо и "пида" - боль, неудобство, давление. Это вариант Халасаны и может выполняться совместно с ней.

Техника

1. Выполнить Халасану (Фото 244) и после того, как время ее выполнения истечет, согнуть колени и поместить правое колено к правому уху, а левое - к левому.

2. Оба колена должны располагаться на полу, прижимая уши.

3. Пальцы ног вытянуть и соединить пальцы и пятки обеих ног. Кисти либо поместить сзади на ребра (Фото 245),

либо переплести пальцы и вытянуть руки (Фото 246), как в Халасане.

4. Оставаться в позе 30-60 секунд, дышать нормально.

Эффект

Эта асана дает отдых туловищу, сердцу и ногам. При сгибании коленей позвоночник еще больше растягивается, что улучшает циркуляцию крови в области талии.

95. ЭКА ПАДА САРВАНГАСАНА. Пятая*(Фото 250).

От слов "эка" - один, единичный и "пада" - стопа. В этой вариации Сарвангасаны одна нога находится на полу, как в Халасане, а другая - поднята вертикально вместе с туловищем.

Техника

1. Выполнить Саламба Сарвангасану I (Фото 223).

2. Левую ногу оставить поднятой, как в Сарвангасане. Выдохнуть, опустить правую ногу на пол за голову, как в Халасане (Фото 250). Нога должна оставаться прямой и напряженной, не сгибаясь в колене.

3. При опускании правой ноги левое колено должно быть напряжено и не уклоняться в сторону. Левая нога должна быть прямой и обращена к голове.

4. Оставаться в позе 20 секунд, дышать нормально.

5. Выдохнуть, поднять правую ногу в Сарвангасану, затем опустить левую ногу на пол в Халасану, сохраняя правую ногу напряженной вертикально. Поднятие одной ноги от пола в Сарвангасану упражняет органы брюшной полости больше, чем если опустить обе ноги за голову в Халасане.

6. Выдерживать позу также 20 секунд.

Эффект

Асана тонизирует почки и мышцы ног.

105. ДЖАТХАРА ПАРИВАРТАНАСАНА. Пятая* (Фото 274 и 275).

От слов "джатхара" - желудок, живот и "паривартана" - поворачиваться, крутиться, оборачиваться.

Техника

1. Лечь на спину на пол (Фото 219).

2. Вытянуть руки в стороны на линии плеч, чтобы тело напоминало крест.

3. Выдохнуть, поднять обе ноги вместе до вертикального положения. Ноги следует держать напряженно прямыми, как стержни, не сгибая их в коленях (Фото 272).

4. В этом положении сделать несколько дыханий, затем выдохнуть и двигать обе ноги вместе влево (Фото 273)

и вниз к полу, пока пальцы левой стопы почти не коснутся кончиков пальцев вытянутой левой руки (Фото 274).

Стараться не отрывать спину от пола. Вначале правое плечо будет подниматься от пола. Чтобы избежать этого, нужно попросить товарища нажать на плечо или ухватиться правой рукой за какой-либо тяжелый предмет обстановки, направляя ноги влево.

5. Обе ноги опускать вместе, колени должны быть напряжены в течение всего упражнения. Поясничную часть спины держать по возможности на полу и поворачивать ноги только от таза. Когда ноги окажутся рядом с вытянутой левой рукой, двигать живот вправо.

6. Оставаться в этой позе около 20 секунд, сохраняя все время ноги напряженными. Затем на выдохе медленно вернуть их в вертикальное положение (Фото 272).

7. Оставаясь некоторое время в этом положении, сделать несколько Дыханий, затем повторить все движения, опуская ноги вправо и поворачивая живот влево (Фото 275).

Оставаться в этой позе столько же времени, затем с выдохом вернуть ноги в вертикальное положение (Фото 272), плавно опустить их на пол (Фото 219) и расслабиться.

Эффект

Эта асана очень полезна для сокращения жировых отложений. Она тонизирует печень, селезенку и поджелудочную железу, устраняя их вялость, а также излечивает гастрит и укрепляет кишечник. При регулярных занятиях ею все органы брюшной полости будут в порядке. Она помогает выправлять растяжения и ущемления в области поясницы и таза.

13-я неделя

  • Повторять ежедневные упражнения, закрепляя их. Те, кому трудно было освоить все эти асаны за истекший период, могут продолжать заниматься ими еще несколько недель.

14-я и 15-я недели

Цифры в скобках после названия асаны указывают номера иллюстрирующих ее фотоснимков.
Цифра в скобках после названия пранаямы указывает на порядковый номер ее описания в тексте (прим. ред.).

  • Саламба Ширшасана I (184)
  • Уттхита Триконасана (4 и 5)
  • Паривритта Триконасана (6 и 7)
  • Уттхита Паршваконасана (8 и 9)
  • Паривритта Паршваконасана (10 и 11)
  • Вирабхадрасана I (14)
  • Вирабхадрасана II (15)
  • Вирабхадрасана III (17)
  • Ардха Чандрасана (19)
  • Паршвоттанасана (26)
  • Прасарита Падоттанасана I (33 и 34)
  • Прасарита Падоттанасана II (35 и 36)
  • Падангуштхасана (44)
  • Пада Хастасана (46)
  • Уттанасана (48)
  • Паригхасана (39)
  • Шалабхасана или Макрасана (60 или 62)
  • Дханурасана (63)
  • Бхуджангасана I (73)
  • Урдхва Прасарита Падасана (276-279)
  • Пapипypнa Навасана (78)
  • Ардха Навасана (79)
  • Саламба Сарвангасана I (223)
  • Халасана (244)
  • Карнапидасана (246)
  • Супта Конасана (247)
  • Паршва Халасана (249)
  • Эка Пада Сарвангасана (250)
  • Джатхара Паривартанасана (274 и 275)
  • Маха Мудра (125)
  • Джану Ширшасана (127)
  • Дандасана (77)
  • Пашчимоттанасана (160)
  • Удджайи Пранаяма (203) с задержкой на вдохе в Шавасане (592)

74. САЛАМБА ШИРШАСАНА I. Четвертая* (Фото 184,185 и 190).

"Саламба" значит с опорой. "Ширша" значит голова. Это стойка на голове, одна из наиболее важных асан йоги. Эта основная поза имеет несколько вариаций, которые описываются ниже как цикл Ширшасаны. Ее освоение дает устойчивость и равновесие как физическое, так и умственное. Подробное описание техники разделено на две части: для начинающих и для тех, кто уже научился балансировать в этой позе. Необходимо с особым вниманием отнестись к советам, следующим за описанием технических приемов.

Техника для начинающих

1. Расстелить на полу сложенное вчетверо одеяло и встать рядом на колени.

2. Положить предплечья в центр одеяла так, чтобы локти были расставлены не более, чем на ширину плеч.

3. Переплести пальцы вплоть до кончиков так, чтобы ладони образовали чашу (Фото 176).

Поставить края ладоней (со стороны мизинцев) на одеяло. Во время последующего подъема и стойки на голове пальцы следует держать крепко сцепленными. Если ослабить их, вес всего тела станет давить на них, вызывая боль в руках. Итак, запомните, что пальцы следует крепко запереть.

4. Поместить на одеяло только темя, так чтобы затылок касался чаши сложенных ладоней (Фото 177).

Следите, чтобы ни лоб, ни затылок не прикасались к одеялу. Чтобы касаться одеяла только теменем, следует придвинуть колени к голове.

5. После того, как голова займет надлежащую позицию, поднять колени от пола, приблизив пальцы ног к голове (Фото 178).

7. Выдохнуть, слегка оттолкнуться и поднять от пола ноги с согнутыми коленями (Фото 179).

Рывок надо производить таким образом, чтобы обе стопы отрывались от пола одновременно. Когда вы освоитесь в этом положении, следует постепенно изменять положение ног, как указано на фото 180,181,182 и 183, шаг за шагом.

8. Вытянуть ноги кверху и стоять на голове, так чтобы все тело было перпендикулярно полу (Фото 184 - вид спереди, 185 - сзади, 190 - сбоку).

8. После пребывания в этой заключительной позиции от 1 до 5 минут, в соответствии с возможностями, согнуть колени и опустить ноги на пол в обратном порядке движений, т.е. повторяя позиции, изображенные на фото 183, 182, 181, 180, 179, 178 и 177.

9. Начинающий должен воспользоваться чьей-либо помощью при разучивании этой асаны или выполнять ее у стены. В последнем случае расстояние между головой и стеной должно быть не более 5-7 см. При большем расстоянии позвоночник будет прогибаться, а живот выпирать. Вес тела тогда ляжет на локти, и положение головы может измениться. Лицо нальется кровью, глаза напрягутся или вылезут из орбит. Поэтому начинающему предпочтительно делать стойку на голове в углу, опираясь на две стенки. Голову располагать в 5-7 см от той и другой.

10. Когда стойка на голове выполняется у стены или в углу, начинающий должен выдохнуть, рывком поднять ноги, опереться тазом о стену и затем поднимать стопы. Тренируясь в углу, можно прикасаться пятками к обеим стенкам. Затем вытянуть тело вертикально, постепенно оставляя опору, и учиться сохранять равновесие. Опускаясь на пол, можно поместить стопы и таз на стену, соскользнуть вниз и поместить колени на пол. Поднимание ног вверх и опускание вниз делается при выдохе.

11. Разучивание асаны в углу имеет то преимущество, что правильная позиция головы и ног начинающего обеспечивается прямым углом стенок. Такой уверенности не будет, если балансировать у одной стены. Пока ученик не научился сохранять равновесие, он может отклониться от стены, его тело может колебаться и сдвигаться в сторону, а ноги опираться о стену, так что тело прогнется либо в талии, либо на уровне таза. Начинающий сам не заметит, что он отклонился вбок, и тем более не сможет исправить ошибку. Со временем он научится стоять на голове, но в силу привычки его тело будет перекошено или голова будет стоять криво. Выправить неправильную стойку на голове так же трудно, как избавиться от плохой привычки. Более того, неправильная стойка может вызвать боли в голове, шее, плечах и спине. Разучивание же асаны в углу поможет начинающему держаться симметрично.

12. Когда балансирование освоено, предпочтительно опускаться на пол с прямыми ногами (т.е. совсем не сгибая колен), отводя таз назад. Вначале не удается поднимать и опускать ноги, не сгибая колен, но следует освоить правильные движения. Твердо освоив стойку на голове, ученик поймет, что лучше поднимать и опускать прямые соединенные ноги, не делая рывков.

13. Должно пройти некоторое время, прежде чем начинающий сумеет ориентироваться в обстановке во время стойки на голове. Вначале все будет казаться совершенно незнакомым. Указания и инструкции будут сбивать с толку, придется делать усилия, чтобы мыслить ясно и действовать логично. Все это происходит от страха упасть. Лучший способ побороть страх - хладнокровно пережить ситуацию, которой боишься. Тогда создается правильное представление о ней, и страх исчезает. Упасть во время разучивания стойки на голове отнюдь не страшно. Если не удастся удержаться, следует только сразу ослабить переплетение пальцев, расслабиться и мягко опуститься, сгибая колени. Тогда только перевернешься на полу и улыбнешься. Если пальцы не освободить, удар резкого падения придется по ним, что может быть болезненно. Если не расслабиться, а просто грохнуться на пол, можно сильно удариться. Но если во время падения согнуть колени, ссадин на них не окажется. Научившись балансировать у стены или в углу, надо попробовать встать на голову посредине комнаты. Будет, конечно, несколько неудач, и надо научиться искусству падать, как описано выше. Научившись выполнять Ширшасану посредине комнаты, начинающий приобретает большую уверенность в своих силах.

Техника для умеющих балансировать. Восьмая *.

1. Следовать технике для начинающих (пункты 1-4).

2. Поставив голову в правильное положение, вытянуть и выпрямить ноги, подняв колени с пола. Приблизить пальцы к голове, стараясь прижимать пятки к полу, а спину держать прямо (Фото 186).

3. Вытянуть верхнюю или среднюю часть позвоночника и оставаться в этом положении около 30 секунд, дышать ровно.

4. Выдохнуть, приподнять пятки и оторвать пальцы ног от пола, отклонив таз назад. Обе ноги поднимать одновременно, держа их твердыми как стержни (Фото 187). Сделать вдох.

5. После выдоха поднимать ноги еще выше, пока они не окажутся параллельны полу. Такое положение называется:

75. УРДХВА ДАНДАСАНА. Восьмая* (Фото 188).

"Урдхва" означает вверх, а "данда" - посох. Оставаться в этой позиции 10 секунд. Дышать нормально.

6. Выдохнуть, поднять ноги выше, как на фото 189,

а затем тянуть их вверх до вертикального положения (Фото 190, вид сбоку). Оставаться в позе 1-5 минут, дышать ровно.

7. Опускаться постепенно, следуя описанной выше технике в обратном порядке (Фото 189,188,187,186). Поставить стопы на пол, согнуть колени и поднять голову от пола (или с одеяла).

8. При опускании ног рекомендуется задержаться в Урдхва Дандасане в соответствии с возможностями до 1 минуты, при нормальном дыхании. В этой позиции шея и туловище будут не перпендикулярны полу, а слегка отклонены назад. Напряжение в шее, плечах и позвоночнике будет очень велико, так что вначале вряд ли удастся удерживать ноги параллельно полу долее нескольких секунд. Но в дальнейшем, когда окрепнут шея, плечи, живот и позвоночник, будет возможно дольше оставаться в этом положении.

СОВЕТЫ ПО ШИРШАСАНЕ

1. В Ширшасане важно не только балансирование. Необходимо неустанно следить за собой, за ежесекундными изменениями в положении своего тела и научиться корректировать их. Когда мы стоим на ногах, не требуется никаких особых усилий, напряжения сил или внимания, поскольку это естественное положение. Однако умение правильно стоять воздействует на нашу осанку и манеру держаться. Поэтому необходимо овладеть умением правильно стоять, как это было указано в примечаниях к Тадасане. Также следует научиться правильно держаться в Ширшасане, ведь неправильное положение в этой асане может вызвать боли в голове, шее и спине.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.