ЧТО ТАКОЕ СИНКВЕЙН И КАК ЕГО СОСТАВИТЬ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Группы изобразительно-выразительных средств: 1) тропы; 2) фигуры речи; 3) изобразительно-выразительные возможности языковых единиц разных уровней.
Тропы
Тропы- это слова, употребленные в переносном значении с целью создания образа, придания изображению наглядности, живости.
К тропам относятся эпитет, олицетворение, ирония, сравнение, аллюзия, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, перифраза и др.
Эпитет - слово или словосочетание, называющее признак предмета (явления), придающее выражению образность, эмоциональность, живописность. Например: И мы тебя, поэт,не разгадали, Не понялимладенческой печали В твоих как будто кованых стихах. (В. Брюсов "К портрету М.Ю. Лермонтова"). В фольклоре используются постоянные эпитеты: добрый молодец, чистое поле, верный конь и др.
Олицетворение - перенесение свойств человека или другого живого существа на неодушевленные предметы и явления. Например: Скоро, скоро часы деревянные/Прохрипят мой двенадцатый час! (С. Есенин).
Ирония - употребление слова, словосочетания или предложения в противоположном смысле с целью шутки или насмешки.
Сравнение - уподобление одного предмета другому на основании общих признаков. Например: Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы (К. Паустовский).
Метафора - свернутое, сжатое, скрытое сравнение, указывающее на сходство предметов (явлений), один из которых (тот, с которым сравнивают) назван, а о другом (о том, который сравнивается) нужно догадаться. Например: Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой (А.С. Пушкин).
Метонимия - перенос названия с одного предмета (явления) на другой, смежный с ним, близкий ему. Например: А в двери - бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский).
Синекдоха- перенесение значения одного слова на другое на основе количественных отношений. Например: Отсель грозить мы будем шведу (А.С. Пушкин).
Аллюзия - намек на какой-то факт, обстоятельство, зачастую понятный лишь немногим. Примером может служить намек на южную ссылку А.С. Пушкина в Одессу, заключенный во фразе романа "Евгений Онегин": "Здесь некогда гулял и я, но вреден север для меня..." Гипербола - преувеличение свойств, особенностей предметов и явлений с целью усиления выразительности и образности речи. Например: А в те поры все важны! В сорок пуд! (А. Грибоедов). Литота- нарочитое преуменьшение или смягчение свойств, признаков, предметов и явлений с целью усиления эмоционального воздействия, выражения авторской оценки, настроения. Например: Мой Лизочек так уж мал, что из скорлупы яичной фаэтон себе отличный заказал (А. Плещеев). Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа. Наиболее часто встречается в баснях, сказках, притчах, где глупость, например, воплощается в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость - в образе Лисы и т.д.
Перифраза (парафраза) - замена названия предмета описательным оборотом. Например: Унылая пора! Очей очарованье! (А.С. Пушкин).
Фигуры речи
Фигуры речи - это синтаксические конструкции, рассчитанные на оказание воздействия на читателя и слушателя.
К фигурам речи относятся: анафора, эпифора, инверсия, антитеза, оксюморон, градация, парцелляция, многосоюзие, бессоюзие и др.
Анафора- единоначатие - повторение одного слова или группы слов в начале соседних предложений или фрагментов текста. Например: Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами... (М. Цветаева).
Эпифора - повтор слова или группы слов в конце соседних предложений или фрагментов текста. Например: Досталась им буханка светлого хлеба - радость! Сегодня фильм хороший в клубе - радость! Двухтомник Паустовского в магазин привезли - радость! (А. Солженицын).
Инверсия - изменение обычного (прямого) порядка слов. Например: чуден Днепр при тихой погоде...(Н.В. Гоголь).
Антитеза - противопоставление понятий, образов, состояний. Пример инверсии: Жизнь ненавистна, но и смерть страшна (М. Лермонтов). Оксюморон (оксиморон) -соединение прямо противоположных по смыслу слов (понятий) с целью показать противоречивость, сложность какого-либо предмета, состояния, качества. Например: Только жизнь беспокойная меня успокаивает (С. Скиталец).
Градация - особое расположение отдельных частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся или ослабевающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. Пример: Чёлн очень узок, лёгок, поворотлив, на нём можно пройти по самым мелким протокам (К. Паустовский). Парцелляция - выделение отдельных членов предложения в самостоятельные члены предложения. Например: Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием (С. Львов).
Многосоюзие (полисиндетон) - избыточное увеличение количества союзов, создающее впечатление торжественности, возвышенности. Например:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь (А. Пушкин).
Бессоюзие (асиндетон) - опущение союзов для нагнетания экспрессии и динамизма. Например:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон (А. Пушкин).
Изобразительно-выразительные возможности языковых единиц разных уровней.
Звуковая организация речи
Звуковая организация речи предполагает, прежде всего, приемы, создающие благозвучие (неблагозвучие) речи в текстах художественного стиля. Звукопись - искусная фонетическая организация речи, которая достигается повтором звуков или их сочетаний, подбором слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемых явлений.
Аллитерация - повторение одинаковых согласных - помогает автору создать выразительный образ, передать звучание живой природы. Например: Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши (К. Бальмонт). Ассонанс - повторение гласных звуков - придает особую мелодичность тексту. Например:
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой (Е. Баратынский).
Изобразительно-выразительные возможности лексических единиц
Лексический повтор служит в текстах разных стилей для подчеркивания важности каких-либо деталей, понятий, фактов, для привлечения внимания к ним, создания экспрессивной оценки и др. Например: Русский язык - великий язык великого русского народа (С. Обнорский). Синонимы также используются в текстах всех стилей речи. Их роль - разнообразить речь: У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал свое сердце (В. Сухомлинский). Антонимы употребляются в текстах художественного и публицистического стилей для создания контраста.Например: Час разлуки, час свиданья Им ни радость, ни печаль; Им в грядущем нет желанья И прошедшего не жаль (М. Лермонтов). Окказионализмы (индивидуально-авторские слова) - слова, созданные "к случаю". Чаще всего такие слова встречаются в текстах художественных произведений, превнося в них оригинальность, создавая светлые, неизбитые образы. Например: Вот и вечер в ночную жуть ушел от окон, хмурый, декабрый (В. Маяковский). Фразеологизмы - устойчивые, семантически неделимые сочетания слов. Употребление фразеологизмов придает текстам яркость, живость, образность. Пример: Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! (Н. Заболоцкий).
ЧТО ТАКОЕ СИНКВЕЙН И КАК ЕГО СОСТАВИТЬ
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Приведем пример синквейна на тему "Синонимы":
Синонимы.
Яркие, взаимозаменяемые.
Уточняют, разнообразят, украшают.
Делают красивой нашу речь.
Придают выразительность.
КАРТЫ ПРОППА
Ø отлучка кого-либо из членов семьи; Ø запрет, обращенный к герою; Ø нарушение запрета; Ø выведывание; Ø выдача; Ø подвох; Ø невольное пособничество; Ø вредительство (или недостача); Ø посредничество; Ø начинающееся противодействие; Ø герой покидает дом; Ø даритель испытывает героя; Ø герой реагирует на действия будущего дарителя; Ø получение волшебного средства; Ø герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков; Ø герой и антагонист вступают в борьбу; Ø героя метят; Ø антагонист побежден; Ø беда или недостача ликвидируется; Ø возвращение героя; Ø герой подвергается преследованиям; Ø герой спасается от преследования; Ø герой неузнанным прибывает домой или в другую страну; Ø ложный герой предъявляет необоснованные притязания; Ø герою предлагается трудная задача; Ø задача решается; Ø героя узнают; Ø ложный герой или антагонист изобличается; Ø герою дается новый облик; Ø враг наказывается; Ø герой вступает в брак
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|