Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткое жизнеописание Махариши Картикейи





Вступление

Уникальная книга одного из самых знаменитых знатоков и пропагандистов йоги в Индии XX столетия, посвященная малоизвестным, но жизненно важным практикам хатха-йоги: въяяме (большому комплексу динамических разминочныхи силовых упражнений, облегчающих овладение асанами), набхи-чакре (циклу упражнений для выпрямления пупка, который смещен из правильного положения у большей части людей) и шат-карме (очистительным практикам).

Бывшая классикой русского йогического «самиздата», теперь эта книга доступна новым поколениям учеников йоги.

От издателя

Эта маленькая книга — настоящее сокровище не только для тех, кто рассматривает йогу как один из путей духовного совершенствования, но и буквально для каждого человека, кто хотел бы иметь здоровое, красивое, подтянутое тело, — для тех, кто хотел бы избавиться от изматывающих хронических болезней — таких, как астма, бронхит, аллергия, диабет, болезни позвоночника и многие другие. А также для тех, кто хотел бы стать выше ростом, улучшить осанку, укрепить сердце...

По своей невероятной простоте и точной подборке упражнений «Йога-сукшма-вьяяма» сравнима разве что со столь популярной у нас книгой Питера Кэлдера, хотя диапазон ее воздействия несколько отличается от этой широко известной работы, да и упражнений в ней предлагается не шесть, а во много раз больше. Но пусть это не пугает вас, потому что для определенных конкретных целей можно выполнять и всего три-четыре, а то и одно из них (что вовсе не1 значит, что не стоит попытаться выполнять их все). Это не отнимет слишком много времени: от пятнадцати минут до получаса в день — и прекрасное самочувствие вам обеспечено.



Это вовсе не рекламное заявление, скорее — моя личная благодарность автору моей самой любимой йоговской книжки с легендарных времен «самиздата».

Много лет назад, в середине семидесятых, эта книга, вернее, стопка так называемых «синек» — множительная техника тогда была не чета нынешней — с тусклым, почти невидимым текстом и сделанными от руки рисунками «случайно» попала к нам в дом, подаренная Павлу Васильевичу Старых совершенно незнакомым человеком, услышавшим, что моего мужа интересует йога.



Много лет подряд я, честно говоря, использовала эти упражнения весьма прозаически: когда наступала весна, мне хотелось привести в порядок свою фигуру, несколько расплывшуюся за зиму, и я недели две подряд довольно аккуратно выполняла несколько упражнений «из Брахмачари», в порядке «голова — руки — ноги — туловище».

Смею вас заверить, результат был просто потрясающим. Мгновенно прекращалось постоянное покашливание (застарелый бронхит с астматической компонентой каждую зиму давал о себе знать), исчезали аллергические реакции на все на свете (я тогда еще занималась органической химией) и, наконец, мигом сходил жирок с живота, становились упругими мышцы рук и ног.

Потом вихрь событий (ну и, конечно, какой-то особый вид лени — ведь работать приходилось невероятно много и выполнение этих упражнений по пятнадцать минут в день только увеличивало бы трудоспособность) заставил забыть об этой книге, хотя каждую весну я вспоминала об упражнениях Дхи-репдры Брахмачари и собиралась «как-нибудь заняться» ими.

Когда у Андрея Костеико, заместителя главного редактора «Софии», обнаружился оригинал этой прекрасной книги (он же и предложил опубликовать ее, за что ему особая благодарность), я обрадовалась так, как если бы встретила любимого старого друга, исчезнувшего на долгие годы и внезапно появившегося — да еще при этом оказалось бы, что интересы ваши за прошедшие годы не только не перестали быть общими, но развивались в одном направлении, невероятно расширяющем пространство общения.

Результаты выполнения описанных в книге упражнений так скоро станут заметны, что вы не успеете устать от них и преисполнитесь нового энтузиазма. Мне очень хотелось бы — и видит Бог, не из коммерческих соображений, — чтобы эта книга была на почетном месте в каждом доме. Правда, признаюсь, это касается довольно большого числа наших «софиевских» книг. И все же эта — особенная.



 

Так что — «вперед, читатель!»

И. Старых, главный редактор «Софии»

I марта 2000 года,

Киев


Краткое жизнеописание Махариши Картикейи

 

 

"Ambhoja-kalpa-kalitdmbaka-cdru-divya-
Kfepair-nfnam trividha-tdpa-vindsayantam
Yogena valgu-vacasd nava-bhaktibhis-ca
Yog-esvar-esvara-gurum pranat-osmi nityam"

 

 

Я преклонялся и преклоняюсь перед своим учителем, величайшим среди йогов, который излучал всепроникающие лучи из своих божественных и ласковых глаз, а также с помощью вдохновенных и чистых наставлений приносил людям освобождение от физических недугов и душевных страданий посредством освоения девяти ступеней йоги.

 

Все святые и пророки являются воплощениями Бога на Земле. Они появляются в моменты величайших человеческих несчастий и невзгод, чтобы воочию убедиться в несовершенном продвижении человечества вперед в материальной, интеллектуальной и духовной сферах и помочь ему. Живут они так, что жизнь их становится факелом надежды среди мрака и безысходности человеческого бытия. Они являют собой безупречный идеал самоотверженного и бескорыстного служения своему предназначению. Благодаря Божьей милости, эти выдающиеся личности способствуют обычному смертному в достижении более высокого и совершенного уровня существования. Однако только по воле Божьей становится возможным войти в тесный контакт с подобным великим человеком, который способен без каких-либо оговорок или особых предрассудков наделять каждого человека блаженством и просветлением.
Эти великие люди, подобно лоцманам, указывают единственно правильный путь через необозримый и непостижимо глубокий океан тайн жизни и переплетений запутанных ошибок обычных смертных.

Таким необыкновенным человеком, который вошел в жизнь автора и замечательно преобразил ее, и был Его Святейшество, покойный Шри Карти-кейяджи.

Великий пророк и святой Шри Махариши Картикейя родился в глубоко почитаемой и знатной семье брахмана из Уттар-Прадеш, штата в Северной Индии. Уже в свои юные годы он был наделен всеми признаками будущего гения, отличаясь также весьма достойным поведением. Он был одарен способностью предвидения, что давало ему возможность точно говорить, где в данный момент может находиться какой-то предмет или человек. Рассказывают, что, когда кто-нибудь, желая проверить способности ребенка, клал перед ним книгу, являющуюся великим классическим произведением санскритского эпоса — «Махабхарату» в оригинале, он читал без запинки главу за главой с безупречной легкостью и беглостью знатока. На церемонии надевания священного шнура этот необычный ребенок удивил всех, начав распевать священные звуки гайятри-мантры, которым его никто не учил.

Вскоре после этого праздника он покинул дом и отправился путешествовать в Гималайские горы. Особенно его привлекали такие необитаемые вершины, как Каилаша, Манасаровара, Дронадри, Гаидхамадана и Сумеру, которые испокон веков служили прибежищем для всевозможного рода мистиков, отшельников и почитателей духовной практики. Годы отшельничества и путешествий по горным дорогам помогли ему определить свой жизненный путь. Образ Господа Бадринараяна, что находится в святилище в лесах Бадринатхи, вдохновил Картикейю посвятить свою жизнь служению человечеству. Верностью своим идеалам, религиозными убеждениями, философскими взглядами, умением предаваться созерцанию, изучением йоги он был предназначен самим Богом для жизни, посвященной созданию лучшего и более счастливого мира на Земле.


Вся его святая жизнь была идеальным примером и источником вдохновения для всех, с кем он сталкивался. Он был необыкновенной личностью, способной зажигать своими идеями энтузиастов и духовных последователей. Им иногда было достаточно одних размышлений о нем, чтобы добиться исполнения всех своих желаний. О чем бы он ни говорил — иногда это было даже выше человеческого понимания, — во всем чувствовалось величие его души. Его послания, речи и даже просто его голос были настолько мелодичны и настолько убедительны и созвучны с сокровенными струнами внимавшей ему человеческой души, что слушавший не мог не испытать Космического Блаженства. Столь необычные свойства этой личности как сильный магнит воздействовали на окружающих, вызывая у них непреодолимое чувство волшебного очарования.

Автору этих строк посчастливилось встретиться с этим необыкновеннейшимчеловекам в одной деревне в индийском штате Бихар. Душевная экзальтация, восторженность чувств и экстаз, которые я испытал при этом, не поддаются описанию. В тот момент я понял, что чувства, испытанные мной, с этих пор будут для меня основными при встречах с ним. Чтобы увидеть его хотя бы мельком, отовсюду стекались многочисленные толпы народа. И все без исключения были при этом покорены его вдохновенными речами. При этом его личность настолько сильно захватывала окружающих, что всем начинало казаться, будто сам Великий Господь Рама или величайший из йогов Господь Кришна воплощен в нем.

Он обладал блестящими способностями и имел представление почти обо всем, что находится под Солнцем. Глубокие познания делали его уникальным знатоком людских характеров, их способностей и возможностей. Например, посвященным он проповедовал евангелие всеобщей Любви, а людям, ориентированным более интеллектуально, — основы логики, природы мышления и природы вообще, относящиеся к истинным наукам. Он умел удивительно доходчиво и хорошо объяснить тайны упражнений йогам, и не только йогам, но и обычным слушателям. В равной мере охотно и пространно пропагандировал он каноны праведного поведения.

Ни одна деталь повседневной жизни человека не ускользала от его внимания. Он с готовностью высказывал свое бесценное мнение по любому вопросу. Его сердце было настолько исключительно добрым, что все, о чем он говорил, было буквально пронизано безграничной любовью ко всем людям, независимо от их принадлежности к различным сектам, их вероучений или убеждений.

Все, что он говорил, было пронизано добрым отношением ко всему живому на земле. Никогда раньше не видел я столь удивительной и энергичной личности. Он всегда и немедленно давал исчерпывающее удовлетворительное разъяснение по поводу любой из многих проблем человеческого бытия — политических, экономических, религиозных или любых других.
Я имел счастье привлечь к себе внимание этого человека. Обнаружив во мне сильное рвение и готовность встать на путь йога, он со снисходительной привязанностью и благожелательным вниманием родной матери посвятил меня в неоценимые и малоизвестные секреты йоги (в частности, в систему «тонких упражнений», или сукшмй-вьяяма), о которых никогда прежде не рассказывалось в книгах. С высоты своих идеалов Картикейя призвал меня к тому, чтобы я посвятил себя служению человечеству, распространяя эти редчайшие и ценнейшие йогические техники.

Эти техники были уже неоднократно проверены в действии как наилучшие средства против множества якобы неизлечимых болезней, и люди, испытавшие на себе действие йоги, были не только избавлены навсегда от многих болезней, но и обрели устойчивость и чистоту духа.

Щри Махариши Картикейя объездил всю страну вдоль и поперек, и везде, где бы он ни побывал, — будь то Уджджайн, Ипдор, Раджпутана, Бриджа, Уттар-Прадеш или другие места, — везде он приносил облегчение страданий бесчисленному количеству людей, пока, наконец, ire достиг Айодхьи, места рождения Господа Рамы, где на берегу реки Сарайю в Гуптаргхате во время вечерней молитвы он вошел в состояние махасамадхи, сидя в сиддхасане перед многочисленным собранием народа. Произошло это 24 сентября 1953 года в 20 часов 30 минут.

Махариши был, несомненно, благословен долголетием, так как он прожил более трехсот лет. По его обрывочным высказываниям можно предположить, что задерживаться на земном плане еще и еще его побуждало некое видение. Он часто шутил, что переживет нас всех (его учеников), но, по-видимому, он отказался от идеи продолжать свое дальнейшее пребывание здесь, на Земле. Еще за два года до того, как он ушел от нас, он начал заговаривать о необходимости своего существования в неком другом мире, не на Земном шаре.

По желанию Картикейи, завещавшего, чтобы после смерти он не был ни похоронен, ни сожжен, его останки были преданы священным водам реки Сарайю.

Так он достиг, наконец, вечного покоя.

Дхирендра Брахмачари


Предисловие к первому изданию на хинди

Я знаю не много о науке йоги, и еще меньше о посвященной ей литературе. Однако, как и другие, очень много слышал о ее чудесных достижениях. Недавно мне посчастливилось повстречаться со Шри Дхирендрой Брахмачари и Шри Харибхактой Чайтаньей, двумя йогами из Вишваятан-Йогашрама в Кашмире.

Совсем недавно у меня было весьма плохое здоровье. Последние два с половиной года я страдал от сахарного диабета. Когда несколько месяцев тому назад я был в Калькутте, то услышал там об этих двух святых людях и об их важной работе в деле распространения практики йогических упражнений среди граждан Калькутты. Они принесли этим немалую пользу, вылечив очень многих от хронических недугов. Я решил обратиться к ним за помощью, чтобы научиться самому делать какие-либо упражнения. Некоторые из этих упражнений, как, например, «поза ракушки», являются просто замечательными. Все упражнения, как мне кажется, можно считать научно обоснованными. Я делал их в Калькутте в течение последних месяцев и уже чувствую себя намного лучше. Мое тело стало легче, и я чувствую радость жизни. Содержание сахара в моче снизилось. Намного уменьшилось количество сахара в крови по сравнению с тем, что было раньше.

Возможно, через некоторое время я смогу сказать, какие долговременные результаты я получил от этих упражнений, но даже то, что было достигнуто за короткий период 25 дней, не должно остаться без внимания.

Я не намерен в данном случае красноречиво восхвалять систему йогов. Такому ли обычному и неопытному человеку, как я, заниматься этим, когда Сам Господь Кришна столь высоко превознес эту систему, а Господь Будда обрел с ее помощью просветление! К сожалению, должен заметить, что эта древняя наука Индии исчезает со сцены жизни. Увы, мы оказались под большим влиянием веяний, проникших к нам с Запада. Эти новшества охватили почти все области науки и культуры. Это явилось потрясением психики для тех, кто, связав себя с наукой Запада, оторвался от жизни своего народа. Поэтому большим счастьем нужно считать то, что некоторые из йогов стали жить среди нас, чтобы заниматься важной работой в деле распространения этого божественного учения, — как, например, эти двое йогов из Вишваятан-Йогашрама. Эта книга — плод их трудов.

На языке хинди (а возможно, и на других индийских языках) еще не было публикаций, сопоставимых по уровню с этой книгой. На ее страницах как бы спрессованы результаты тысячелетних наблюдений и экспериментов.

Это издание не охватывает духовную сторону системы йоги, но ведь прогресс в сфере духовного развития идет рука об руку с совершенствованием физического организма человека. Когда тело становится здоровым и мы можем контролировать его функции, нам гораздо легче овладевать более сложными упражнениями.

Поэтому настоящая книга может рассматриваться как первый шаг на пути освоения йогических упражнений. Все методики описаны здесь подробно и языком, понятным для неспециалиста, и прекрасно проиллюстрированы. Я хочу, чтобы эта книга получила широкую популярность и принесла пользу людям.

Джайпракаш Нараян
31.07. 1956г. Калькутта

 

 


Предисловие к первому английскому изданию

 

Йога — это учение о душе и теле. Оно предназначено не для ограниченного круга посвященных. Занимающемуся йогой вовсе не надо быть отшельником, не надо вести уединенную жизнь в горах. Йога предназначена для обычных людей, ведущих нормальный образ жизни, независимо от их профессии, классовой принадлежности, религиозных убеждений, национальности и возраста. В йоге нет ничего таинственного, и она не является религией или религиозным обрядом. Йога не претендует на объяснение конечного смысла жизни. Целью йогического учения является постепенное совершенствование человеческого разума, способного постичь действительность и познать самого себя через здоровое функционирование ума и чувств. Этого можно достичь с помощью следующих известных ступеней развития йоги:

 

  Яма — правила социального поведения;

 

  Нияма — правила личного поведения;

 

  Асаны — позы и упражнения;

 

  Пранаяма — ритмичное дыхание;

 

  Пратъяхара — способность полного управления органами чувств;

 

  Дхарана — концентрация;

 

  Дхъяна — медитация;

 

  Самадхи — просветление.

 

   

Эта книга посвящена только уровню асан и пранаямы — упражнениям, позам и дыханию. Йога придерживается мнения, что здоровое тело является необходимым для умственного и духовного развития, и если вы понимаете и признаете конечные цели йоги, то сможете извлечь огромную пользу от рациональной системы упражнений и дыхания.

Иногда возникает вопрос, имеет ли эта система научную основу. Древние риши (вдохновенные мудрецы) не имели в своем распоряжении лабораторий, но с помощью наблюдений сумели понять все жизненные функции организма. Предложенные ими упражнения построены таким образом, что не только развивают мышцы, как все прочие системы упражнений, но и укрепляют кости, а также стимулируют деятельность тех органов тела, которыми человек не может сознательно управлять, — таких, как органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервная система. Среди этих упражнений важное место занимает пранаяма, или дыхательные упражнения. По нашим представлениям, кроме физического тела у человека имеется тело астральное, и йогические упражнения (асаны и пранаяма) позволяют достичь совершенного владения ими обоими. Такое владение является необходимым условием духовного роста.

Эти упражнения позволяют предотвратить или излечить болезнь, но еще более они ценны тем, что способствуют обретению крепкого здоровья, увеличению запаса жизненной энергии, что не под силу никакой медицинской системе. Рассказывая ниже об этих упражнениях, я буду коротко останавливаться на том, как они воздействуют на органы и мышцы, для развития которых предназначены.

Я прошу у читателя прощения за все возможные огрехи этой книги. Я надеюсь, что при всех ее недостатках она внесет свою лепту в дело укрепления здоровья и благополучия людей во всех уголках мира.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.