Сделай Сам Свою Работу на 5

По восприятию произведений живописи.

Оглавление

1. Пояснительная записка_____________________________________3

2. Рассматривание и восприятие ______________________________ 5

3. Рекомендации по подготовке воспитателя к беседе

по восприятию произведений живописи _______________________7

4. Рекомендации к постановке вопросов

при восприятии произведений живописи_______________________9

5. Организация художественного восприятия ____________________11

6. Методика восприятия произведений живописи_________________13

7. Методика восприятия натюрморта, пейзажа,

жанровой живописи _______________________________________15

8. Методика восприятия портрета______________________________23

10. Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста____ 27

11. Уровень эстетического развития детей дошкольного возраста____ 29

11.Приложения ______________________________________________30

12. Список используемой литературы___________________________ 39

13. Примерный перечень репродукций, рекомендуемых к работе с детьми______________________________________________________41

 

Пояснительная записка.

 

В теории и практике дошкольного образования уже накоплен опыт работы ознакомления детей с изобразительным творчеством художников. По данной теме работали многие видные ученые, такие как А.В. Бакушинский, корифеи дошкольного образования В.А. Езикеева, В.Б. Косминская, Н.М. Зубарева, Е.Лебедева, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева и т.д. Каждый из них привносил в практику что–то свое, нигде раньше не применявшееся. Так А.В. Бакушинский утверждал, что «Организация художественного восприятия – неизбежный процесс, сопровождающий акты творчества. Эта организация налицо у ребенка в очень раннем возрасте. Уже к концу первого периода детства у него пробуждается радость восприятия художественной вещи, радость творческого преодоления художественного содержания и формы». В.А. Езикеева, В.Б.Косминская разработали методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи в детском саду, в частности с пейзажной живописью и некоторыми жанровыми картинами. Н.М. Зубарева пошла дальше и ввела в методику ознакомления детей с картинами - рассматривание натюрморта, Р.М. Чумичева - портретную живопись. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста получили возможность знакомиться со всеми видами живописи в детском саду.



Занимаясь вопросом эстетического восприятия с 1985 года, я столкнулась с рядом проблем, а именно: 1) имеющаяся учебно-методическая литература издана в 60 – 70 годы; 2) данную методику невозможно приобрести; 3) нет единого методического пособия для воспитателей дошкольных учреждений, которое было доступно всем желающим; 4) кроме того, современный ритм жизни, изменил не только наши взгляды, но изменил наших детей, они стали активнее, эрудированнее, легко схватывают то, что, раньше было недоступно пониманию данного возраста (мобильные телефоны, компьютерные игры).

Детей необходимо еще в детском саду научить видеть главное в возникающих проблемах, отсекать все частное, уметь концентрироваться. Без этого современный ребенок не будет готов к школьной жизни, к общению с учителями, сверстниками. Уметь выделять главное, понимать смысл проблемы, сопереживать – одна из задач данного методического пособия.

Имея на руках уникальные материалы разных лет и изданий, изучив опыт работы различных авторов, имея собственные наработки по восприятию произведений живописи с детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу: создать методическое пособие для практических бесед в детском саду.

Цель методического пособия - на примере различных авторов раскрыть содержание задач по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, в частности работе с живописью и ее жанрами: пейзаж, натюрморт, жанровая живопись и портрет.

 

Рассматривание и восприятие.

В жизни детского сада используются различные картины: иллюстрации в книгах, эстампы, открытки, картины-пособия. Но кроме картин-пособий есть еще живописные картины - написанные художниками профессионалами.

В стенах педагогических училищ, колледжей, вузах студентов обучают методике рассматривания картины, пишут о том, что картину нужно «уметь читать», детально ее рассматривать, анализировать, при этом развивать связную речь. Произведения живописи нельзя «подогнать» к банальному рассматриванию, их необходимо воспринимать. Нужно чтобы ребенок сразу почувствовал картину, художественный смысл, через себя пропустил настроение художника. Нужно, чтобы картина вызвала в ребенке ответное чувство – удивления, радости общения с творчеством художника, чувство гармонии с окружающим миром и, не важно, грустная это картина или веселая. Все равно ребенок должен тянуться к картине. У него должно быть желание еще и еще раз посмотреть картину, поделиться впечатлением

Рассматривание и восприятие два различных процесса.

Рассматривание – это педагогический процесс, а восприятие – чисто психологический. У них разные цели и задачи.

· У педагогического процесса, цели – познавательные и обучающие.

У психологического – развивающие и формирующие.

· В зависимости от целей ставятся задачи: педагогические – развитие художественного и эстетического вкуса, развитие глазомера, чувства пропорций, цвета, пространственных отношений. Психологические – развитие творческого воображения, наблюдательности, эмоциональности, умения слушать и слышать. Умения концентрироваться на главном, развитие внутреннего духовного мира ребенка.

· При рассматривании идет детальное изучение картины, анализ причин и связей, развитие связной речи. При восприятии идет вычленение идейного смыла картины, ее понимание и переживание.

· Рассматривание это всегда запланированный процесс, с продуманными задачами и методическими приемами. Восприятие, как говорил А. В. Бакушинский , это творческий процесс, это всегда импровизация.

· При рассматривании – роль педагога руководящая. При восприятии – роль педагога – направляющая.

· Рассматривание – это реализация поставленных задач, усвоение определенных знаний, подчинение воле педагога. Восприятие – это всегда индивидуально, дифференцированно. Одно и то же произведение живописи может вызвать различные чувства и ответную реакцию, которые могут и не совпасть с мнением остальных.

Вот яркий тому пример. Идет ознакомление детей старшей группы с натюрмортом К. Моне «Охотничьи трофеи». На картине изображены красивые птицы, которых охотник принес с охоты, тут же на стене висит ружье, видна голова собаки. Девочки: Какие красивые птицы. Как они называются? Сообщаю детям названия птиц. И вдруг, до детей доходит, что все птицы мертвые – их убил охотник из этого ружья. Послышались возгласы: плохая картина здесь птиц убили. Мальчики: О, какое ружье, наверное, из него стреляли! Да, вот, сколько птиц застрелил. И собака здесь, она, наверное, птиц подбирала и охотнику носила. Интересная картина.

На протяжении всего вечера картина не оставляла детей равнодушными. Все время около нее кто – то стоял, внимательно смотрел, что – то думал.

 

Рекомендации по подготовке воспитателя к беседам

по восприятию произведений живописи.

В процессе приобщения дошкольников к живописи немаловажную роль играют знания и личность педагога. От его знаний умений, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, их вхождение в мир искусства, понимание его сути.

· Педагог должен уметь подобрать произведение в соответствии с уровнем развития и подготовкой детей.

· Перед тем как воспитатель познакомит детей с произведением живописи, он сам должен изучить его, определить, о чем картина, установить связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением картины, решает, что в произведении звучит наиболее ярко, какова роль пейзажа.

· После подбора картины, воспитатель определяет, каким приемом лучше всего, доступнее, интереснее познакомить детей с произведением, предусмотреть возможные варианты вопросов детей, подготовиться к ним.

· Воспитатель должен – научить детей видеть главное в картине. Умение видеть главное – это значит понять смысл картины то, что художник хотел передать зрителю: его мысли, чувства, переживания. Художественные образы в картинах должны волновать детей, вызывать чувства симпатии, радости, огорчения, определенное отношение к изображенному.

Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться, не только познать, но и изменять ее, делать жизнь более интересной, содержательной и красивой. Степень воздействия искусства на ребенка во многом зависит от методики, применяемой воспитателями. Поэтому необходимо с чувством большой ответственности отнестись к выбору художественных произведений и продумывать методику ознакомления с ними. Чтобы воспринимаемый предмет искусства доставлял эстетическое переживание, радость, удовольствие. При подборе произведений живописи необходимо руководствоваться следующими требованиями.

 

Требования к картине для детей:

· Картина должна быть высокохудожественной;

· Картина должна правдиво, реалистично отображать действительность;

· Картина должна быть доступной пониманию ребенка;

· Рисунок должен быть отчетливым, с передачей ярко выраженных признаков предмета;

· Картина должна быть доступна по средствам выражения;

· Художественная картина должна передавать жизнь ярко, выпукло, в ней должно быть выделено самое типичное, основное;

· Содержание произведения, которое смотрят дети, должно быть им доступно и знакомо по опыту, иначе картина не будет воспринята достаточно полно и эмоционально и не даст нужного эстетического эффекта.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.