Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое положение экипажа воздушного судна.





 

Правовое положение командира воздушного судна и других членов экипажа определяется нормами советского трудового права, административного права, гражданского права и другими отраслями советского права.

Права и обязанности членов экипажа, находящихся в трудовых отношениях с авиапредприятием, определяются условиями трудового договора, положением о рабочем времени и времени отдыха, внутренним трудовым распорядком и т.д. Нормы административного права предусматривают право командира воздушного судна, в соответствии со ст. 91 ВК РФ, произвести досмотр пассажиров, багажа и ручной клади в полете, независимо от согласия пассажира, если это необходимо в целях обеспечения безопасности полета, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа. В этом случае командир воздушного судна выступает в качестве представителя власти.

Права, обязанности и ответственность членов экипажа разнообразны и определены в различных нормативных актах: ВК РФ, Положении об использовании воздушного пространства РФ, ОПП, НПП ГА, РЛЭ, наставлениях, положениях, правилах. Поэтому для их анализа необходима классификация.



По содержанию права, обязанности и ответственность можно разделить на общие и специальные:

общие – функции членов экипажа, которые не связаны с выполнением определенных задач при выполнении полетного задания. Так, командир воздушного судна обязан: знать и выполнять требования НПП ГА, РЛЭ и другие нормативные акты; быть дисциплинированным, постоянно повышать свои специальные знания, квалификацию; организовать работу членов экипажа на земле и в полете в соответствии с требованиями руководящих документов по обеспечению безопасности и регулярности полетов;

специальные – функции, связанные с выполнением конкретных задач в полете (руление, взлет, набор высоты, полет по маршруту и т. д.).

По субъектам права, обязанности и ответственность членов экипажа можно разделить на: права, обязанности и ответственность командира воздушного судна, второго пилота, штурмана, бортинженера (бортмеханика), бортрадиста, бортпроводника, проверяющих.

На каждом воздушном судне должен быть командир – лицо, на которое возложено руководство всей деятельностью экипажа, обеспечение строгой дисциплины и порядка, соблюдение правил полетов и эксплуатации воздушного судна, принятие необходимых мер к обеспечению безопасности находящихся на борту людей, сохранности судна и имущества (ст. 24 ВК РФ).



Командиром воздушного судна может быть только лицо, имеющее специальность пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном данного типа.

Требования к командирам воздушных судов определяются МГА. Командир воздушного судна непосредственно подчиняется командиру подразделения, а также другим вышестоящим прямым начальникам. В специальном отношении при выполнении полетного задания он подчиняется: в аэропортах – начальнику аэропорта или лицу его заменяющему; в полете – должностному лицу непосредственно осуществляющему управление воздушным движением в данном районе.

Правовое положение командира воздушного судна определяется ВК РФ, НПП ГА, РЛЭ и рядом других нормативных актов. Права и обязанности включают: вопросы, связанные с подготовкой воздушного судна и экипажа к полету; выполнение полета; руководство деятельностью членов экипажа; поддержание порядка и дисциплины на борту воздушного судна; обеспечение безопасности находящихся на воздушном судне лиц и сохранности имущества; осуществление воспитательной работы с членами экипажа; обеспечение высокой профессиональной подготовки и дисциплины членов экипажа. Основные права и обязанности командира воздушного судна определены Воздушным кодексом РФ. Так, в ст. 25 ВК РФ подчеркивается право командира воздушного судна принимать окончательное решение о вылете, полете и посадке воздушного судна; в пределах своей компетенции отдавать любому лицу, находящемуся на борту, распоряжения, которые подлежат беспрекословному выполнению; принимать все необходимые меры к лицам, которые своими действиями создают угрозу безопасности полета и не подчиняются его распоряжениям.



В случае опасности или бедствия командир воздушного судна обязан принять меры к сохранению жизни и здоровья людей, а также находящегося на судне имущества (ст. 26 и 27 ВК РФ). При этом он имеет право в полете сливать топливо, сбрасывать багаж, груз и почту, если это необходимо для обеспечения безопасности полета и посадки. В случае бедствия никто из членов экипажа не имеет права покидать воздушное судно без разрешения командира. Командир оставляет судно последним. Это требование вытекает из основного положения о том, что командир несет всю полноту ответственности за пассажиров и экипаж. Перед командиром воздушного судна потерпевшего бедствие помимо спасания жизни людей может встать задача обеспечения сохранности судна и находящегося на нем груза. Для этого в ряде случаев требуется заключение соглашений с различными организациями. В этой связи возникает вопрос о правомочиях командира воздушного судна на подобные соглашения. Воздушный кодекс РФ (ч. 4 ст. 26) представляет командиру судна право заключать от имени авиапредприятия соглашения о транспортировке воздушного судна, багажа, груза и почты и принимать другие вызываемые обстоятельствами меры (например, соглашения о реализации через торгующие организации скоропортящихся грузов). Для заключения таких соглашений от командира не требуется каких-либо доверенностей, так как он имеет на это право в силу служебного положения.

Важная обязанность командира воздушного судна закреплена в ст. 27 ВК РФ: "Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного или морского судна, либо судна внутреннего плавания или обнаруживший судно, терпящее или потерпевшее бедствие, либо находящихся в опасности людей, обязан оказать помощь, поскольку он может это сделать без опасности для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа, отметить на карте место бедствия и сообщить о бедствии органу управления воздушным движением". Закон не устанавливает форм и способов оказания такой помощи.

Правовое положение командира воздушного судна детализируется в нормативных актах, изданных на основе и во исполнение ВК РФ.

Правовое положение остальных членов экипажа определяется, с одной стороны, тем, что члены экипажа подчиняются командиру воздушного судна и должны беспрекословно выполнять его распоряжения, а с другой – тем, что каждый член экипажа выполняет комплекс прав и обязанностей, определенных соответствующими наставлениями и должностными инструкциями.

Второй пилот является членом экипажа, подготовленным для выполнения любых функций по пилотированию воздушного судна, кроме функций командира воздушного судна. Он является основным помощником и заместителем командира, его роль особенно важна при пилотировании современных воздушных судов. Второй пилот обязан владеть техникой пилотирования и самолетовождения в такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полета в случае, если командир воздушного судна по состоянию здоровья или другим причинам не может в полете выполнять свои обязанности. Он имеет право управлять воздушным судном на всех этапах полета после прохождения соответствующей подготовки и с разрешения командира воздушного судна. На второго пилота возлагаются определенные обязанности по подготовке воздушного судна к полету (контроль за размещением загрузки, предполетный осмотр воздушного судна и т. д.). При отсутствии в составе экипажа штурмана, бортрадиста второй пилот выполняет ряд функций этих членов экипажа.

Ответственность за качество штурманской подготовки к полету, точность самолетовождения, сохранение в полете ориентировки и установленного режима полета возлагается на штурмана. Штурман непосредственно подчиняется командиру, а в специальном отношении – старшему штурману авиаподразделения. Права и обязанности штурмана определены НПП ГА и НШС ГА.

Права и обязанности бортинженера (бортмеханика) и бортрадиста также определены НПП ГА и соответственно НТЭРАТ ГА и НС ГА. Бортинженер обеспечивает исправность и правильное обслуживание авиационной техники в соответствии с руководствами и регламентами, определяющими порядок летний и технической эксплуатации воздушных судов данного типа. Поддержание устойчивости радиосвязи самолета с аэропортом и службами УВД является функцией бортрадиста.

Обслуживание пассажиров на борту воздушного судна осуществляется бортпроводниками. Может назначаться бортпроводник, который является ответственным за принятую на борт коммерческую загрузку.

Для проверки техники пилотирования, а также знания летным составом возложенных на них обязанностей в состав экипажа на время полета могут включаться проверяющие, которыми являются должностные лица из командно-летного состава, имеющие допуск к инструкторской работе на данном типе воздушного судна. Лицо командно-летного (инспекторского, инструкторского) состава – пилот, включенный в состав экипажа в качестве проверяющего, является старшим на борту воздушного судна и несет полную ответственность за безопасность полета независимо от того, управляет ли он воздушным судном лично или передал управление проверяемому пилоту (пилотам). Проверяющий (инструктор) – пилот при выполнении производственного полета определяет свое место в кабине экипажа в зависимости от целей проверки и программы подготовки летного состава.

Включенный в состав экипажа проверяющий по специальности (кроме пилота) подчиняется командиру воздушного судна, выбирает место в кабине по своему усмотрению и несет ответственность за выполнение экипажем работы и обеспечение безопасности полета по своей специальности.

 

 

2. Общая характеристика и содержание договора воздушной перевозки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.