Сделай Сам Свою Работу на 5

Keywords: the autobiographical novel, the primary narrator , the secondary narrator, the abstract author, the character.





Нарративные особенности прозы в повести Л. Н. Толстого «Детство»

В статье анализируются особенности наррации в повести Л. Н. Толстого «Детство». Специфика, связанная с одноуровневым взаимодействием первичного и вторичного нарраторов, способствует возникновению шедевра, где ощутим как предшествующий опыт организации прозаической наррации русской литературы, так и личный опыт самого писателя.

Ключевые слова: автобиографическая повесть, первичный нарратор, вторичный нарратор, абстрактный автор, персонаж.

Brodesko N. M.5-year study, specialization «Russian language and literature»,

tel. +7978-026-53-04

The narrative features in L. N. Tolstoy’s prose «Childhood»

In this article the features of narration of L. N. Tolstoy’s prose «Childhood» are analyzed. The specificity associated with single level interaction of primary and secondary narrators, contributes to a masterpiece, where the previous experience of prose narration of Russian literature is palpable as well as personal experience of the writer.

Keywords: the autobiographical novel, the primary narrator , the secondary narrator, the abstract author, the character.

Актуальность темы определяется напряженным вниманием литературоведения последних десятилетий к проблемам повествования в произведениях различных жанров. Представители отечественной науки М. М. Бахтин, А. М. Веселовский, Ю. М. Лотман, В. Я. Пропп, Б. В. Томашевский, О. М. Фрейденберг сделали большой вклад в развитие нарратологии. Немецкие учёные О. Людвиг, Г. Мюллер, К. Фридеманн, К. Хамбургер, английские филологи К. Брукс, П. Лаббок, Р. Уоррен, Н. Фридман, французские исследователи Р. Барт, К. Бремонд, А. Греймас, Ж. Женетт так же работали над понятием нарратива в области литературоведения. Одним из самых выдающихся трудов в сфере повествования является учебник «Нарратология» Вольфа Шмида. История изучения повести Л. Н. Толстого «Детство» продолжительна и включает много авторитетных имен – Н. Г. Чернышевский, H. H. Гусев, Б. М. Эйхенбаум, E. H. Купреянова посвящали этой теме свои труды. Это произведение часто становится фундаментом для создания научно-исследовательских работ, посвященных взрослению и нравственному становлению ребенка.



Изучение повествовательной манеры Л. Н. Толстого, как представляется, значительно обогатит представления о специфике его художественного мышления, о своеобразии нарративного облика его творчества, углубит наше понимание природы и функции нарративной категории прозаических литературных творений. Целью данной работы является исследование особенностей наррации Л. Н. Толстого в автобиографической повести «Детство». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: исследовать абстрактного, первичного и вторичного нарраторов в произведении «Детство», рассмотреть их специфику и взаимодействие в произведении.



«У каждого конкретного литературного произведения есть конкретный автор. Однако по самому произведению мы можем судить лишь об абстрактном авторе, который выражается в нём имплицитно, с помощью индициальных знаков (индексов). Абстрактного автора нельзя считать изображаемым элементом, он является олицетворением интенциональности всего произведения» [ 1, с. 7 ].

Абстрактный автор – это своеобразный реконструкт, который выстраивается в сознании читателя на основании осмысления прочитанного литературного текста. «В качестве симптомов выступают все творческие акты, порождающие произведение: вымышление событий с ситуациями, героями и действиями, внесение определенной логики действия с более или менее явной философией, включение нарратора и его повествования» [ 2, с. 87 ].

Итак, абстрактный автор – это сосредоточие культурных, эстетических и этических кодов, зашифрованных в произведении[ 1, с. 8 ].

Абстрактный автор повести «Детство» проявляется во всем автобиографическом произведении благодаря специфическому языку повествования. Прежде всего следует отметить, что это повествование от первого лица – речь главного героя Николеньки всегда сливается с речью повествователя, она высокопарна и поэтична: «Полно! И не говори этого, голубчик мой, душечка моя! – вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз – слезы любви и восторга» [ 3, с. 43 ]; «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?» [ 3, с. 44 ]. Читателю представляется мир маленького ребенка, волшебный, добрый, полный эмоций и переживаний. Однако повесть создавалась Львом Толстым тогда, когда он давно перешагнул этот возрастной рубеж.



Имплицитный автор в произведении обнаруживается в большом количестве эпитетов. В первую очередь, этот приём используется для описания прекрасной русской природы, которую читатель видит глазами восторженного ребенка: «Необозримое блестяще-желтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом» [ 3, с. 22 ]. «По серой, сухой земле, между сухими дубовыми листьями, пересохшими, обомшалыми хворостинками, желто-зеленым мхом и изредка пробивавшимися тонкими зелеными травками кишмя кишели муравьи» [ 3, с. 24 ]; «сквозь зеленые ветви молодых берез просвечивало солнце» [ 3, с. 25 ]. Богато эпитетами и описание близких и родителей Николеньки: «Большой статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы…»

[ 3, с. 28 ]. Такое точное описание отца мальчика дает автор.

Важной чертой речи абстрактного автора является введение библейских реминисценций – отсылок к Священному писанию, встречающихся на протяжении всего произведения: «Спаси, господи, папеньку и маменьку» [ 3, с. 43 ]. , «Матерь божия, не оставь их» [ 3, с. 86 ]. Часть таких элементов находится в 5 главе под названием «Юродивый»: «Бог не попустил. Грех собаками травить! большой грех! Не бей, большак, что бить? Бог простит… дни не такие» [ 3, с. 17 ], «Да будет воля твоя!»[ 3, с. 34 ]. Таким образом акцентируются глубокая вера, приверженность Божьим заповедям, определяющие жизнь семьи Иртеньевых.

В данной автобиографической повести под нарратором мы будем понимать повествующий «субъект, неизбежно наделенный определенными антропоморфными чертами мышления и языка» [ 2, с. 48 ]. Для структуры повести «Детство» характерна простая повествовательная модель, в которой можно выделить двух нарраторов. Первичный нарратор – это «автор», вторичный нарратор – «Николенька Иртеньев». Также в тексте есть другие персонажи, однако о них мы узнаем со слов Николеньки, поэтому не выделяем их в группу третичных героев.

Повествование складывается из соотношения «голосов» первичного и вторичного нарраторов. Первичный нарратор («автор») описывает события детства Николеньки, при этом главным героем является вторичный нарратор. Оба уровня повествования Л. Н. Толстой сводит в одну плоскость.

Первичный нарратор в повести выделен очень зримо. Именно с его слов читатель узнает о событиях в жизни Николеньки, о его ярких воспоминаниях детства, о его родителях и близких, его эмоциях и ощущениях. Размышления первичного нарратора встречаются на каждой страничке повести, на них и построена вся структура текста, они двигают события: «Я в первый раз в жизни изменил в любви и в первый раз испытал сладость этого чувства» [ 3, с. 74 ]. , «Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?» [ 3, с. 44 ], «что я за неженка? Авось не замерзну. Хоть бы поскорей это все кончилось: сесть бы и ехать» [ 3, с. 39 ]. Вторичный автор дополняет созданную картину прямой речью мальчика: «Как бы не случилось какого-нибудь несчастия, - подумал я, Карл Иваныч рассержен: он на все готов…» [ 3, с. 30 ].

Вторичный нарратор на протяжении всей книги не меняется, он всегда представлен маленьким мальчиком Николенькой. Это главный герой повести, местонахождение которого не совпадает с первичным автором. Первичный автор – уже взрослый Лев Николаевич Толстой, который описывает воспоминания своего детства, дополняя их художественными элементами и эпизодами из детства знакомых. Первичный нарратор воссоздает детскую пору с точки зрения взрослого человека. Николенька, вторичный нарратор, находится в том нежном возрасте, о котором идет речь. Речь Николеньки – это слова образованного дворянского ребенка, в которых можно услышать не только русские, но и французские и немецкие слова: «Vous êtes une habitante de Moscou? — сказал я ей и после утвердительного ответа продолжал: — Et moi, je n'ai encore jamais fréquenté la capitale — рассчитывая в особенности на эффект слова «fréquenter» [ 3, с. 68 ]. Монологи и комментарии этого нарратора встречаются редко, но дают читателю полноту картины происходящего в повести. Первичный и вторичный повествователи постоянно взаимосвязаны цепью происходящих событий, что может служить перспективой для дальнейших исследований данной темы.

Таким образом, можно сделать вывод об уникальном стиле повествования Льва Николаевича Толстого, который сумел в своей автобиографической повести «Детство» сочетать два типа нарраторов — первичного и вторичного, поставить их на один уровень повествования, создать у читателя иллюзию полного погружения в текст, переживания жизни маленького героя.

Список литературы:

1. Писарева Л. Магистерская дипломная диссертация: Нарративные особенности прозы С. Соколова. [Электронный ресурс] / Л. Писарева– Режим доступа: http://is.muni.cz/th/343861/ff_m/diplomova_prace_5p6cx.pdf

2. Шмид В. Нарратология [Текст] / В. Шмид. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 312с.

3. Электронное издание 90-томного собрания сочинений Л. Н. Толстого. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.tolstoy.ru/

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.