Сделай Сам Свою Работу на 5

Список сокращений и список символических обозначений. 56 глава





ОРИЕНТАЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ —см. Самодетерминации теория.

ОРИЕНТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ НА ЗАДАЧУ ИЛИ НА СЕБЯ (англ. task oriented behavior or self oriented behavior).Амер. психолог Эдгар Шайн (1998) описал виды поведения, ориентированные на задачу и производительность, и виды поведения, ориентированные на себя как у индивидов, так и у подгрупп. С помощью указанных видов поведения работники демонстрируют механизмы определения и переопределения ролей в группе.Примерами поведения, ориентированного на себя, м. б. «жесткие» поведенческие ответы (психологическая борьба, захват контроля за ситуацией, сопротивление авторитету лидера) и задержанные поведенческие ответы (пассивность, безразличие, чрезмерная рационализация).

Группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение, ориентированное на группу, и если повышение самооценки членов группы не слишком тормозится групповой работой.

Члены группы, ориентированной на выполнение определенных задач, работают в определенном контексте как группы, так и собственных интересов. Это не означает, что группа и личность — всегда соперники, однако временами они могут иметь конкурирующие ориентации, а временами — комплиментарные. В каждой ситуации необходимо определять приемлемый баланс между ними. Исследования показали, что если члены группы подчеркивают свою самостоятельность, то обычно это сигнал для начала дополнительной коммуникации относительно ролей членов группы, способов делегирования полномочий и изменения характера взаимозависимости. (Е. Б. Моргунов.)



ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(англ. orienting activity)— деятельность,направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.

Различные виды О. д. в своей развитой форме представляют собой складывающиеся прижизненно сложные функциональные системы.На 1-м этапе развития О. д. путем обследования условий задачи и использования прошлого опыта у субъекта формируется образ ситуации и тех условий, которые должны быть в ней выполнены для достижения поставленных целей. В дальнейшем функция О. д. заключается в ориентации и регуляции поведения на основе сложившегося образа.



Начало психологическому изучению О. д. положили работы, показавшие роль исследовательских реакций в образовании навыков и при интеллектуальном поведении животных. В дальнейшем изучение О. д. у человека (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) позволило установить существенную зависимость формирования двигательных навыков,сенсорных процессов, запоминания материала, усвоения понятий от особенностей ориентировки испытуемых в условиях задания. Были выделены различные типы ориентировки(Гальперин), в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При 1-м типе ориентировкаосуществляется на случайные признаки,в результате чего обучение идет медленно, путем ошибок и проб и дает низкие результаты (см. Метод проб и ошибок).Для 2-го типахарактерна ориентировка на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет в этом случае значительно организованнее и быстрее, чем в 1-м, однако результаты получаются ограниченными, т. к. перенос сформированных знаний и умений возможен лишь в пределах узкой зоны предъявляемых заданий. 3-й типотличается ориентировкой на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта и его положения среди др. объектов того же рода. При 3-м типе ориентировки происходит не только повышение темпов обучения, но усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия. См. Теория поэтапного формирования умственных действий, Умственные действия.



ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ(англ. orienting response)— многокомпонентная рефлекторная (непроизвольная) реакция организма человека и животных, вызываемая новизной раздражителя. Син. ориентировочный рефлекс, исследовательский рефлекс, рефлекс «Что такое?», реакция активации и т. д. В комплекс компонентов О. р. входят: 1) движения головы, глаз и (у многих млекопитающих — еще и ушей) в направлении источника раздражения (двигательный компонент), 2) расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического тонуса мышц (вегетативный компонент), а также 3) повышение физиологической активности коры головного мозга,проявляющееся в форме уменьшения амплитуды альфа-ритма,т. н. депрессии электроэнцефалограммы (нейрофизиологический компонент), 4) повышение абсолютной и/или дифференциальной сенсорной чувствительности, в т. ч. возрастание критической частоты слияния мельканий и пространственной остроты зрения (сенсорный компонент). (См. Внимание, Внимания физиологические механизмы.)

О. р. имеет выраженную динамику во времени. Вначале при предъявлении нового раздражителя проявляются все компоненты О. р., образуя т. н. генерализованнуюО.р. При этом депрессия альфа-ритма регистрируется во многих участках коры. Через 15-20 предъявлений того же раздражителя часть компонентов О.р. угасает.Депрессия альфа-ритма регистрируется только в корковой проекции соответствующего анализатора. Это явление называется локальнойО.р. При дальнейшем предъявлении назойливого раздражителя происходит угасание даже локальной О. р.; раздражитель, давно перестав быть новым для организма, продолжает вызывать лишь т. н. вызванные потенциалы коры головного мозга: это говорит о том, что нервные импульсы, вызванные внешним стимулом, достигают коры и после полного угасанияО. р.

Отличительная особенность угасания О. р. — селективность по отношению к раздражителю. Изменение характеристики стимула после достигнутого угасания приводит к появлению О. р. как ответа на новизну. Изменяя разные параметры стимула, можно показать, что избирательность угасания О. р. проявляется в интенсивности, качестве, продолжительности действия раздражителя и используемых интервалов. В каждом случае О. р. является результатом сигналов рассогласованности, возникающих при несовпадении стимула и его нервной модели,которая сформировалась в ходе многократных повторений раздражителя, используемого при угасании. После предъявления нового раздражителя временно восстанавливается О. р. на привычный раздражитель: происходит растормаживание О. р. Сходство угасания О. р. с угасанием условного рефлекса дало основание И. П. Павлову считать, что оба процесса связаны с развитием внутреннего торможения.Рассматривая угасание О. р. как выработку тормозных условно-рефлекторных связей, можно заключить, что оно является негативным научением.

Изучение нейронных механизмов О. р. показало, что с ним связаны нейроны, расположенные вне основных сенсорных путей в ретикулярной формации и гиппокампе. В отличие от специфических афферентных нейронов, характеризующихся устойчивыми реакциями даже на протяжении многочасовой стимуляции, нейроны, связанные с О. р., являются своеобразными детекторами новизны. Это мультисенсорные нейроны, отвечающие только на новые раздражители. Угасание реакций детекторов новизны повторяет на нейронном уровне основные закономерности О. р. и характеризуется высокой степенью избирательности. См. Информационные потребности.

ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖИВОТНЫХ(англ. tool using in animals)— специфическая форма обращения с предметами, при которой животные одним предметом («орудием») воздействуют на др. В отличие от О. д. ж. в подлинно орудийных действиях человека за орудием закреплена его функция, являющаяся выражением определенных трудовых операций. При О. д. ж. предмет используется лишь как подручное, вспомогательное средстводля установления физической связи между животным и целью его действия, О. д. ж. служат для добывания пищи, но могут выполнять также комфортную, коммуникационную или агрессивную функцию. О. д. ж. отмечены у немногих видов животных (некоторых насекомых, птиц, млекопитающих). Наиболее сложны О. д. ж. у обезьян; они послужили одной из предпосылок зарождения трудовой деятельности древнейших людей (см. Антропогенез).

ОСВЕЩЕННОСТЬ(англ. illuminance)световой поток, падающий на единицу освещаемой поверхности. О. измеряется люксметром. Основные единицы О. — люкс и фот. О. поверхности прямо зависит от яркости источника света; обратно — от квадрата расстояния между поверхностью и источником света; и по закону косинуса от наклона поверхности по отношению к перпендикулярному направлению лучей света.

ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ —процесс запоминания,основанный на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны и отношения предметов. Одним из первых отечественных психологов роль понимания в запоминании исследовал Н. А. Рыбников (1923). Его опыты показали, что О. з. в 22 раза успешнее механического. Преимущество запоминания, основанного на понимании, обнаруживается на всех сторонах процесса запоминания: на его полноте, скорости, точности и прочности. Как указывает П. И. Зинченко (1961), процессы понимания, прежде чем стать способами произвольного запоминания, должны быть сформированы в качестве специальных целенаправленных познавательных действий. Необходимым условием превращения процессов понимания в логические приемы произвольного запоминания является их совершенствование, доведение до умений и навыков. Основные приемы логической обработки материала: вычленение определенных смысловых кусков, формулирование опорных пунктов (т. е. составление плана) и соотнесение, т. е. связывание смысловых кусков между собой и с ранее известным. Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемого материала является основным средством не только повышения эффективности работы памяти,но и ее развития (см. Механическое запоминание, Память смысловая).(Т. П. Зинченко.)

ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН(англ. psychophysical function)— функциональная зависимость величины ощущения от величины раздражителя. Син. психофизический закон, психофизическая функция (не следует путать с психометрической кривой,или функцией). Нет единой формулы О. п. з., но есть его варианты: логарифмический (закон Фехнера),степенной (закон Стивенса),обобщенные (Бэрда, Забродина) и др. См. также Психофизика, Фехнер Г. Т.(И. Г. Скотникова.)

ОСТРОТА ЗРЕНИЯ(англ. visual acuity)пространственный порог зрения, способность различать мелкие или далекие объекты. В частности, О. з. характеризуется минимальным расстоянием между 2 точками, при котором эти точки с данной дистанции еще различаются как раздельные. О. з. выражается в угл. единицах. В офтальмологии О. з. обычно определяется с помощью набора из рядов букв постепенно уменьшающегося размера или набора изображений колец, имеющих в том или ином месте узкие разрывы разной ширины (кольца Ландольта). О. з., при которой замечаются интервалы между объектами, величиной в 1 угл. мин, считается нормальной. Устойчивость, с которой глаз может сохранять данную степень О. з., называется устойчивостью ясного видения. (Т. П. Зинченко.)

ОСТРОТА ОБОНЯНИЯ —см. Ольфактометр.

ОСТРОТА СЛУХА(англ. auditory acuity)чувствительность слухового анализатора, характеризуется абсолютным и разностным (дифференциальным) порогами слуховых ощущений. 1. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне 1000-3000 Гц. 2. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1 первоначальной громкости. О. с. повышается в тишине и снижается под воздействием сильных звуков. 3. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне 500-5000 Гц. Для определения О. с. пользуются специальным прибором — аудиометром (см. Аудиометрия).(Т. П. Зинченко.)

ОСЯЗАНИЕ(син. гаптическое восприятие, от греч. hapto — касаюсь) — один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но прежде всего тактильной. О. — один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Особого развития О. достигает у слепых, в значительной степени компенсируя утрату зрения.

О. — филогенетически древний вид восприятия. Его прообраз существует уже у некоторых растений, реагирующих на соприкосновение с твердым телом изгибанием органов, напр. усиков (гаптотропизм). На уровне беспозвоночных появляются специальные рецепторы О. — осязательные волоски. В жизни многих высших животных важную роль играют вибриссы — пучки длинных осязательных волос, расположенных на лапах (у многих сумчатых), на верхних и нижних челюстях (напр., у кошки). У некоторых обезьян (коат, или паукообразных обезьян, ревунов и пр.) О. является одной из функций хвоста (часть которого свободна от шерсти и покрыта «дактилоскопическим узором»), конечностей (передних и задних), губ и языка.

Человек способен осязать всей кожей, однако пороги О. у различных участков варьируют в широких пределах. Так, пороги ощущения прикосновения составляют для кончика языка — 2, кончиков пальцев — 3, тыльной стороны ладони — 5, поясницы — 48, подошвы — 250 г на мм2. (См. также Ощущения тактильные.)

Несмотря на более высокую чувствительность кончика языка, у человека особо важный орган О. рука. Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и двигательный (кинестезический) анализаторы. В процессе О. ощупывающие движения рук воспроизводят, реконструируют форму (контур) предмета, как бы «снимая» его «слепок». О. играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук.

Различают пассивное и активное, мономануальное и бимануальное, непосредственное и инструментальное О.

АктивноеО. — процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания. Рука (руки) выступает как своеобразная координатная система, обеспечивающая восприятие пространственных взаимоотношений частей (элементов) ощупываемого предмета и его фактуры. Для активного О. характерно разделение функций рук и пальцев. Важнейшую роль при этом играет двигательный (кинестезический) анализатор.

При пассивномО. осязательный образ контура предмета формируется в условиях его последовательного перемещения относительно покоящейся руки (пальцев). В этих условиях образ формируется на основе только тактильных сигналов. (См. также добавление.)

МономануальноеО. (от лат. mono — один + manus — рука) — пространственно-тактильное различение, осуществляемое одной рукой. Восприятие достигается в ходе активного ощупывания, когда движения руки уподобляются форме предмета. Ощупывание представляет собой дискретный ряд движений и пауз. Выделяют 2 основные стадии обследования предмета. На 1-й, ориентировочной стадии с помощью мелких (амплитуда 2-3 мм) движений происходит выделение наиболее информативных частей контура фигуры, на 2-й — после размашистых, «обзорных» движений руки возникает тактильный образ предмета.

БимануальноеО.(от лат. bis — дважды + manus — рука) — осязание 2 руками. Обладает рядом преимуществ: больший объем осязательного поля, большая скорость ощупывания, большее разнообразие сопряженных ощупывающих движений, позволяющее оптимизировать стратегию восприятия, расширить возможности восприятия пространственных отношений между предметами. Для бимануального О. характерно разделение функций рук: одна выполняет функцию опоры или нач. отсчета, др. — собственно ощупывания; при этом циклически происходит смена рук, что обеспечивает взаимный контроль и коррекцию осязательных сигналов. Если разделение функций рук искусственно снимается (обе руки синхронно выполняют одну и ту же функцию — ощупывание), то целостный осязательный образ ощупываемого предмета не формируется. При восприятии предметов (или их элементов), расположенных симметрично относительно сагиттальной плоскости тела, ощупывающие движения обеих рук синхронны; при восприятии предметов (или их элементов), расположенных асимметрично, — асинхронны. Чередование синхронных и асинхронных сопряженных ощупывающих движений — необходимое условие различения и сравнения объектов восприятия (и их элементов). Бинуальное О. необходимо при формировании пространственных представлений, в особенности таких, как представление о симметрии.

ИнструментальноеО.осуществляется с помощью к.-л. вспомогательного орудия и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Получило исключительное развитие в трудовой деятельности человека. Тактильные сигналы, играющие значительную роль в О., возникают от соприкосновения руки с орудием, последовательно воспроизводя (сопровождая) проприоцептивные сигналы. См. также Гаптика, Иллюзия Аристотеля.

Добавление:Пассивное О. свойственно всей кожной поверхности организма. Однако неподвижная кожа воспринимает только отдельные свойства предметов. Для осязательного отражения предмета, а не его отдельных свойств, необходима развертка, т. е. необходимо, чтобы цепь признаков, воспринимаемых отдельными участками кожи, была последовательно развернута, а затем синтезирована. При этом для адекватного отражения предмета недостаточно пассивной развертки. Так, в опытах А. Л. Шифмана (1948), Л. М. Веккера (1959) и др. к коже испытуемого прикасались определенным предметом, а затем экспериментатор двигал предмет по коже испытуемого. Т. о., возможность развертки создавалась, но отсутствовали самостоятельные движения испытуемого. Оказалось, что при пассивной развертке элементы предмета отражались полнее, но адекватный образ не формировался. Для тактильного отражения целого образа требуются активные движения ощупывающего органа, необходим переход от О. к ощупыванию.

Ощупывающим органом является рука, в которой большой палец противостоит всем остальным, что позволяет захватывать предмет, ощупывать его, получать информацию об отдельных признаках и дальше уподоблять движение руки предмету так, чтобы сделать возможным синтез отдельных признаков. Процесс синтеза тактильного образа проходит ряд стадий. Сначала имеют место мелкие, дробные движения, выделяющие отдельные признаки предмета. Далее наблюдаются более обобщенные движения руки, выполняющие функцию уподобления, и движения, выполняющие синтезирующую функцию. Процесс ощупывания не остается неизменным. Вначале он имеет развернутый характер, а затем, в ходе упражнения, число ощупывающих движений все более сокращается, выделяются информативные признаки, на основе которых сокращенным путем м. б. восстановлен тактильный образ. (Т. П. Зинченко.)

ОТКАЗ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА—невыполнение человеком-оператором предписанных действий или такое снижение качества их выполнения, которое делает невозможным достижение цели деятельности. См. Надежность деятельности человека оператора, Надежность человека-оператора.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ —Порог относительный.

ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)— см. Характер.

ОТНОШЕНИЕ (как чувство)— см. Чувства.

ОТРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ —см. Психика.

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ —субъективный познавательный процесс (а равно результат этого процесса), в котором объект познания выступает в чувственной форме, т. е. в форме ощущений, восприятий, представлений.У человека О. ч. — психическая деятельность, направленная на образование адекватного объекту образа.Последний является результатом и формой О. ч. Специфика человеческого О. ч. проявляется в сознательном характере чувственных образов.

ОТРЕАГИРОВАНИЕ(англ. abreaction)психоаналитический термин для обозначения процесса эмоционального переживания, как правило, с заметными экспрессивными компонентами (слезы, брань и др.), в результате которого снижается или устраняется внутреннее напряжение (тревога), т. е. наступает состояние внутреннего облегчения, очищения (ср. Катарсис).В более узком значении относится к повторному осознанию и эмоциональному переживанию травматических событий из прошлого пациента, воспоминания о которых ранее были вытеснены из его сознания. Син. абреакция, эмоциональная разрядка. (Б. М.)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПОСЛЕОБРАЗ(англ. negative afterimage)зрительный последовательный образ с яркостными отношениями, против. яркостным отношениям стимулирующего поля. Это 2-я фаза в динамике послеобразов, следующая за положительным послеобразом. При предъявлении хроматического стимула О. п. имеет цвет, дополнительный к цвету раздражителя. Дополнительными цветами называют пары хроматических цветов: оранжевый и голубой, красный и голубо-зеленый, пурпуровый и зеленый и др. — от смешения которых получается ахроматический цвет (см. Цвета дополнительные).Возникновение О. п. объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях О. п. не наблюдаются, поскольку движения глаз препятствуют развитию утомления к.-л. одних участков сетчатки. (Т. П. Зинченко.)

ОТРОЧЕСТВО — см. Подростковый возраст.

ОШИБКА(англ. error)— несоответствие между целями пользователя и ответом системы (по определению стандарта ISO 9241-13 — Межд. Организации по Стандартизации). Определение предполагает, что О., вызванная не сложностью задачи, а сложностью орудия (напр., компьютерной системы), является не О. пользователя, а О. разработчиков этого орудия. См. Надежность человека-оператора.(К. В. Самойлов.)

ОШИБКА СТИМУЛА —см. Самонаблюдение, Э. Титченер.

ОЩУЩЕНИЕ(англ. sensation)1) психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств,раздражения последних (см. Анализатор),а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).

Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения (см. Отражение чувственное),включая восприятие и представления памяти.Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии.Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.

В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева)утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия),причем совершенно очевидно, что подобное активное «уподобление» есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальт-психологии,справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же О., напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.

Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О.может иметь разные основания. 1. Широко распространено разделение О. по модальности,в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные идр. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр. пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий.2. Англ. физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и их функции. Он выделил 3 основных класса О.: 1)экстероцептивные,возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприоцептивные,отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (см. Проприоцепторы);3) интероцептивные(органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (см. Интероцепторы, Ощущения органические).В свою очередь экстероцептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную кинестезическую функцию (Н. А. Бернштейн,Дж. Гибсон). 3. Попытку создания генетической классификации О. предпринял англ. невролог Х. Хэд (1918) выделивший более древнюю протопатическую чувствительность и более молодую эпикритическую.

О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимостикак чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных, О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как «продукта развития всей всемирной истории» (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную тканьчеловеческого сознания. От истинных О. следует отличать разнообразные психосенсорные расстройства.См.также Длительность ощущения, Интенсивность ощущения.

ОЩУЩЕНИЯ БОЛЕВЫЕ —см. Болевые ощущения.

ОЩУЩЕНИЯ ВКУСОВЫЕ —см. Вкус, Какогевзия.

ОЩУЩЕНИЯ ЗАПАХОВ —см. Обоняние.

ОЩУЩЕНИЯ ЗВУКОВ —см. Слух.

ОЩУЩЕНИЯ КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ —см. Кинестезические ощущения.

ОЩУЩЕНИЯ КОЖНЫЕ —см. Кожные ощущения.

ОЩУЩЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕ(англ. organic sensations)— ощущения, возникающие вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма; являются чувственной основой отражения первичных (органических, биологических) потребностей.Обычно к О. о. относят чувство голода, жажды и насыщения, а также болевые ощущения и половое чувство. Син. висцеральные ощущения.

Чувство голодапоявляется при возбуждении пищевого центра— нервных клеток, расположенных в вентромедиальной части среднего отдела гипоталамуса, вследствие изменения состава омывающей их крови (концентрации некоторых продуктов углеводного, жирового, белкового обмена). Электрическое раздражение (с помощью вживленных электродов) этой области гипоталамуса вызывает у животного стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение — к отказу от нее и гибели от истощения. Пищевой центр контролируют др. мозговые структуры, в первую очередь миндалины (см. Амигдала),некоторые отделы новой коры, а также расположенный в дорзолатеральной части среднего отдела гипоталамуса центр насыщения,с которым пищевой центр связан реципрокными отношениями (см. Реципрокная координация).При электрическом раздражении клеток центра насыщенияживотное отказывается от еды, а при разрушении — испытывает неутолимый голод и непрерывное стремление поглощать пищу (булимия). Центр насыщения также находится под контролем высших отделов ц. н. с. Периферический компонент чувства голода — особые ощущения, субъективно локализованные в подложечной области, связанные с «голодными» движениями желудка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.