Список сокращений и список символических обозначений. 4 глава
2. В применении к детям этот термин обозначает постепенное приобретение ими форм поведения из окружающей культуры (субкультуры), внутри которой они растут. Неполный син. Социализация.(Б. М.)
АККУМУЛЯЦИЯ АФФЕКТОВ —см. Аффекты.
АКМЕ(от греч. akme — высшая степень, вершина).
1. Наивысшая точка в развитии, в частности личности (против. маразм).
2. Наивысшая точка удовольствия во время полового сношения (син. оргазм).
3. Мед. термин для обозначения критической стадии (точки) болезни.
АКМЕОЛОГИЯ(от греч. akme — высшая степень, вершина) — комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.
В 1-м (широком) смысле этот термин использовался в 1920-х гг., напр., Н. А. Рыбниковым, который предложил строить А. по образу и подобию педологии в рамках еще более широкого научного образования под названием «антропономия»(последний термин ввел амер. психолог У. Хантер в 1925 г.). (Б. М.)
АКСЕЛЕРАЦИЯ(от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100-150 лет. А. охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма (в частности, увеличились рост и вес новорожденных и детей школьного возраста);сократились в среднем на 1-2 г. сроки полового созревания и т. д. Есть основания полагать, что А. обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов.
АКСОН(от греч. axon — ось) — единственный отросток нервной клетки (нейрона), проводящий нервные импульсы от тела клетки к эффекторам или др. нейронам. Ср. Кора головного мозга, Мозг, Нервная система, Синапсы.
АКТИВАЦИЯ — см. Внимания физиологические механизмы, Ориентировочная реакция.
АКТИВИРОВАННОСТЬ —см. Свойства н. с.
АКТИВНОСТЬ —см. Небылицын В. Д.
АКТОГРАФИЯ(от лат. actus — действие, движение + греч. grapho — пишу) — метод автоматической регистрации двигательной активности во времени. Различают общую и дифференцированную А. 1-я обеспечивает регистрацию двигательной активности живого организма в целом, 2-я — регистрацию специфической двигательной активности (напр. движений, связанных с перемещением в пространстве, и т. п.). А. осуществляется при помощи специальных приборов — актографов, в простейших типах которых движение улавливается резиновым баллоном, а затем преобразуется в регистрируемые механические или электрические импульсы.
АКТУАЛИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ(от лат. actualis — деятельный) — воспроизведение имеющихся у индивида (человека и животных) знаний, умений, навыков,различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, мыслей, чувств и т. д.), перевод их из латентного, потенциального состояния в актуальное действие. А. с. основывается на возбуждении ранее образованных систем временных связей (ассоциаций),их «следов» в ц. н. с., оживляемых действием наличных предметных и словесных раздражителей. А. с. м. б. преднамеренной (произвольной) и непреднамеренной (непроизвольной), полной и неполной, обобщенной и избирательной в зависимости от прочности выработанных нервных связей, общей структуры и состояния функциональной системы,в которую они включаются в данный момент. Син. актуализация, восстановление, извлечение, оживление, репродукция, экфория.
АКУСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ(англ. psychoacoustics)— ветвь экспериментальной психологии,исследующая соотношения между звуковыми стимулами и ощущениями на основе субъективных суждений. Термин «А. п.» появился в связи с распространением радиовещания, звукозаписи и звукового кино, определивших необходимость получения количественных оценок слуховых реакций на звуковые сигналы. В настоящее время субъективные шкалы и методы А. п. все больше применяются в инженерной психологии,прикладной аудиологии и др. областях науки. Син. психоакустика.
АКУСТИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ(англ. bioacoustics)— область физиологии органов чувств, занимающаяся изучением закономерностей процесса восприятия звуков слуховой системой и образования звуков органами речи. Основы А. ф. были заложены Г. Гельмгольцем,который создал достаточно стройную теорию слуха,разработал модель восприятия сложных звуков,осуществил простейший анализ и синтез звуков речи.
Основные разделы А. ф.: 1) изучение физики и биофизики восприятия простых и сложных тональных сигналов; 2) изучение физиологических аспектов речеобразования и восприятия речевых и речеподобных сигналов (шумов);3) изучение нейродинамических показателей слуховой системы.
В 1-м разделе А. ф. исследуются абсолютные и разностные пороги слуха, закономерности формирования ощущений громкости и высоты, субъективное восприятие сложных звуков, бинауральный эффект и т. д. Некоторые авторы относят эти вопросы к психоакустике (см. Акустика психологическая).Во 2-м разделе А. ф. исследуются количественные показатели разборчивости речи, ее маскировки, условия распознавания речевых сигналов, вопросы моделирования речевого акта. В 3-м разделе рассматриваются проблемы восприятия звуковых последовательных стимулов в зависимости от интервала времени между ними при учете их интенсивностей, частот и длительностей.
В А. ф. применяются данные нейрофизиологии и электрофизиологии слуховой системы, нейроанатомии. Значительное место в А. ф. занимает изучение звукопроводящего и звуковоспроизводящего аппарата и некоторых патологических состояний слуха.
В настоящее время исследования органов слуха и речи базируются на методах современных физических измерений, поэтому некоторые авторы считают А. ф. (биоакустику) частью биофизики.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА(англ. character accentuation)— высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы,граничащий с психопатией.Ср. Радикал.
АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ—см. Функциональная система.
АКЦИДЕНТАЛИЗМ(англ. accidentalism)— т. зр., допускающая существование действий или событий, которые не имеют причины и не м. б. объяснены и предсказаны. Ср. Каузальный.
АЛАЛИЯ(от греч. а — отрицат. частица + lalew — говорю) — «слухонемота» — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами А. бывают повреждения речевых зон коры головного мозга,возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Различают А. моторную и сенсорную. При моторной А. ребенок вообще не может говорить, при сенсорной А. он не понимает обращенной к нему речи. В тяжелых случаях проявления А. речь либо отсутствует полностью, либо сохраняется в виде лепета. В легких случаях проявления А. наблюдаются зачатки речи с ограниченным запасом слов, аграмматизмами;такие дети испытывают затруднения в усвоении чтения и письма. Необходимо отличать А. от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости,тугоухости, при разных формах афазии,возникающих вследствие локальных поражений коры больших полушарий. (Т. В. Ахутина.)
АЛ-АНОН(от англ. Al-Апоп — сокращение Alcoholic Anonymous — Анонимные Алкоголики) — название добровольных, непрофессиональных и неформальных психотерапевтических групп само- и взаимопомощи, объединяющих родных и близких алкоголиков. Группы а. выросли из движения Анонимных Алкоголиков (см. А. А.),следуют тем же принципам (анонимность, безвозмездность помощи, подход к алкоголизму как неизлечимой болезни, которую можно купировать и т. д.). Цель а. — научиться помогать себе и своему близкому, страдающему от алкоголизма. См. также Алатин.(И. А. Мещерякова.)
АЛАТИН(англ. Alateen,от alcohol — алкоголь + teenager — тинейджер) — добровольное неформальное содружество тинейджеров (молодежи 13-19 лет), страдающих от пьянства родителей. А. — часть семейных групп Ал-Анон,в свою очередь тесно связанных с движением Анонимных Алкоголиков (см. А. А.).Известно, что дети алкоголиков обременены множеством далеко не детских проблем, коренящихся в пьянстве родителей (или одного из них). Группы А. были созданы для оказания помощи им. Члены А. собираются, чтобы помочь себе и друг другу: они делятся опытом, учатся понимать, что такое алкоголизм и, главное, пытаются уменьшить влияние алкоголя на свою жизнь.
Психотерапевтический эффект групп А. заключается в том, что их участники: 1) избавляются от чувств одиночества, покинутости, неполноценности, стыда; заботясь о др. и ощущая заботу др. о себе, они встречаются с теми, кто на собственном опыте знает их проблемы; 2) учатся понимать и решать свои проблемы; 3) оказываются способными, продолжая любить родителей, отстраниться от их проблем (т. е. не брать на себя непосильный груз ответственности по контролю и изменению поведения родителя-алкоголика) и решать проблемы своего собственного роста.
Начиная с конца 1980-х гг. А. появились в России, однако это движение пока не получило широкого распространения. (А. И. Мещерякова.)
АЛГОЛАГНИЯ — См. Садомазохизм, Садизм.
АЛГОМЕТР (от греч. alx — боль) — прибор для измерения болевой чувствительности. Различают А.: механический (мера — степень выдвижения колющей иглы), электрический (мера — вольтаж действующего тока), термический (мера — нагрев прямым контактом или излучением) и химический (мера — концентрация раздражающего вещества). С помощью А. устанавливается нижний болевой порог (абсолютный порог) — величина раздражения при первом появлении ощущения боли и верхний болевой порог (порог терминальный) — величина раздражения, при которой боль становится непереносимой.
АЛГОРИТМ (от имени среднеазиатского математика VIII-IX вв. аль-Хорезми) — в математике: точное предписание для выполнения «вычислительного» (комбинаторного) процесса. Обычно подразумевается, что А. служит методом решения однотипных задач, бесконечно различающихся исходными данными. А. являются, напр., осваиваемые в начальной школе правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком; первоначально «А.» как раз и назывались правила счета в позиционной десятичной системе, о которой европейцы узнали из перевода (XII в.) трактата аль-Хорезми. Однако современное понятие А. даже в математике не ограничивается выполнением операций с числами. В широком смысле алгоритмическими м. б. самые разнообразные виды управляемых операций (действий, процедур). В психологии и искусственном интеллекте существенное значение имеет противопоставление алгоритмических и эвристических методов (процессов) решения задач. В отличие от А. эвристики не являются точными, полными и надежными предписаниями. (Б. М.)
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ НЕРАЗРЕШИМОСТЬ (англ. algorithmic unsolvability)— важнейшее свойство некоторых классов корректно поставленных задач, допускающих применение алгоритмов,состоящее в том, что задачи каждого из этих классов в принципе не имеют к.-л. общего, универсального алгоритма решения, объединяющего этот класс. Несмотря на полную однотипность условий и требований, здесь, как ни парадоксально, принципиально невозможна однотипность метода решения. А. н. не означает неразрешимости тех или иных единичных проблем данного класса — часть из них может иметь свои решения. Но в целом данный класс задач не имеет ни общего универсального алгоритма решения, ни ветвящегося алгоритма полного разбиения класса на подклассы, к каждому из которых был бы применим свой специфический алгоритм. А. н. как невозможность обобщенной системы точных предписаний по решению задач одного и того же типа имеет принципиальное значение для психологии мышления, обучения и теории познания. В т. ч. из нее вытекает, что основные компоненты деятельности человека (планирование, выполнение, контроль результатов, коррекция) не м. б. построены на алгоритмической основе, хотя и могут включать в качестве вспомогательных те или иные алгоритмические процедуры. Решение задачи, относящейся к типу алгоритмически неразрешимых, с неизбежностью включает неалгоритмизуемые компоненты и требует творчества: способ ее решения не выводится из более общего известного типового метода, а изобретается. Успех здесь не м. б. гарантирован на 100% никакими методами (в отличие от ситуации с алгоритмически разрешимыми задачами). Т. о., А. н. как объективная невозможность универсальных точных предписаний, однозначно приводящих к заданному результату, означает свободу выбора и объективную необходимость творческого поиска. (А. Н. Поддьяков.)
АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА —один из видов формального операционного описания трудового процесса как совокупности дискретных единиц деятельности и правил, определяющих порядок их следования.
А. о. д. о. относится к категории алгоритмов сводимости, т. к. единицы, принимаемые за элементарные, являются таковыми лишь для выбранного уровня расчленения деятельности. Этот уровень определяется конкретными целями А. о. д. о. и методическими возможностями расчленения трудового процесса на отдельные составляющие. Желательно расчленение производить до операционного уровня, т. е. до оперативных единиц информации (О. е. и.) и элементарных операций (Э. о.). О. е. и. — сигнал (образ, понятие, суждение и т. п.), дифференцируемый в процессе данной деятельности от др. сигналов по 1 признаку. Э. о. — преобразование информации и энергии (восприятие, извлечение из памяти, мысленное действие, двигательная реакция и т. п.), приводящее к формированию О. е. и.
А. о. д. о. может выполняться в форме таблично-текстуальной, в форме граф-схемы и логической схемы. В последнем случае используются символические обозначения, позволяющие компактно описать трудовой процесс и его психофизиологические особенности. Исходные для А. о. д. о. данные получают путем подробного психофизиологического анализа профессиональной деятельности.
А. о. д. о. применяется в физиологии и психологии труда, эргономике и системотехнике. (В. М. Мунипов.)
АЛЕКСИТИМИЯ(греч. а — отрицание + lexis — слово + thymos — настроение, эмоция). Можно выделить 2 близких значения.
1. А. — низкий уровень развития аффективных и когнитивных процессов. В типичном случае алекситимик — это интеллектуально малоразвитый человек, который не может описать свое состояние, сравнительно плохо дифференцирует собственные ощущения и эмоции,мыслит преимущественно о самых элементарных житейских вещах.
2. В узком смысле, А. — неумение говорить о своих эмоциях, бедный эмоциональный словарь и неразвитость рефлексивного компонента эмоций. (Б. М.)
АЛЕКСИЯ(от греч. а — отрицат. частица + lexis — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А. См. также Дислексия.
При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическаяА., которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (литеральнаяоптическая А.), либо в виде неузнавания целых слов (вербальнаяоптическая А.) вследствие нарушения зрительного восприятия. Возможна односторонняяоптическая А., когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта, что, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария.
При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая(височная) А. как одно из проявлений сенсорной афазии.Данная форма А. является следствием нарушения фонематического слуха,звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих слуховой А., наблюдается «угадывающее чтение».
При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает связанная с нарушениями кинестезической основы речевого акта кинестезическая(афферентная) моторнаяА. как проявление афферентной моторной афазии. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической(эфферентной) моторнойА., входящей в синдром эфферентной моторной афазии (см. Афазия).Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к др., возникают речевые персеверации.
При поражении коры лобных долей мозга возникает форма А., связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в т. ч. и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.
Серьезные затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму А., которая является одним из следствий алалии,т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Она обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом. (Л. С. Цветкова.)
АЛЬТРУИЗМ(от лат. alter — другой).
1. Правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы др. людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага. Термин «А.» ввел фр. философ Огюст Конт. Против. термин — «эгоизм». А. называют также поведение человека (группы), основанное на указанном правиле. Альтруистическое поведение проявляется в добровольной помощи др. человеку, несмотря на риск или жертвы, с которыми эта помощь сопряжена.
В психологических исследованиях путем опроса установлено, что «ощущение» счастья (удовлетворенность собой и своей жизнью) положительно коррелирует со склонностью к альтруистическим поступкам. Б. Римланд назвал эту зависимость «парадоксомА.» (B. Rimland, 1982).
2. В последние десятилетия термин «А.» стал использоваться в этологии и социобиологии в отношении животных, однако в само понятие А. внесены существенные коррективы. Ричард Докинз в книге «Эгоистический ген» основным признаком альтруистичного поведения считает то, что оно повышает благополучие др. существа в ущерб собственному благополучию, тогда как эгоистичное поведение приводит к прямо против. результату. Докинз настаивает на объективистском понимании А.: «Важно понять, что приведенные выше определения А. и эгоизма не субъективны, а касаются поведения.Меня здесь не интересует психология побуждений. Я не собираюсь вступать в споры о том, "действительно" ли люди, совершающие альтруистичные поступки, делают это во имя тайных или подсознательных эгоистичных целей. (...) Мое определение касается лишь того, повышает или понижает результат данного действия шансы на выживание предполагаемого альтруиста и шансы на выживание предполагаемого объекта благотворительности» (Докинз, 1993). В строгом соответствии с таким пониманием настоящими альтруистами м. б. признаны машины и домашние животные, которые служат благополучию человека. В естественных условиях альтруистическое поведение обнаруживают многие виды животных. В частности, его наблюдали у воронов, дельфинов и обезьян. (Б. М.)
АЛЬФА-РИТМ(англ. alpha rhythm)— основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых 8-13 Гц, средняя амплитуда 30-70 мкВ с характерным периодическим усилением и ослаблением (альфа-веретена). Предполагается, что в генерации А.-р. принимают участие как таламо-кортикальные, так и интракортикальные процессы. Ритмичность и четкая периодичность А.-р. дали основание для гипотезы о его участии в сканировании и квантовании поступающей информации (Г. Уолтер, Н. Винер), но эта гипотеза плохо согласуется с фактом блокады А.-р. в периоды внимания к внешним стимулам (см. Ориентировочная реакция), во время умственной активности и эмоционального напряжения. Методом спектрально-корреляционного анализа биопотенциалов мозга (оценка мощности и функции когерентности) показано наличие отдельных поддиапазонов А.-р., отличающихся топографией, частотой, структурой пространственных отношений, селективным реагированием на внешние воздействия. Выделяют генерализованный компонент 9,5-10 Гц, имеющий максимальные значения мощности, доминирующий в каудальных (задних) отделах коры больших полушарий, характеризующийся высоким уровнем пространственной синхронизации, и локальные низкочастотные и высокочастотные компоненты, дифференцированно реагирующие на функциональные, в т. ч. интеллектуальные, нагрузки. Оценка параметров А.-р. и их динамических характеристик используется при изучении мозгового обеспечения когнитивных процессов, их возрастных и индивидуальных особенностей. См. Электроэнцефалография.(Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ(от лат. ambo — оба + valentia — сила).
1. В объективном смысле А. — свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против. воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация Буриданова осла (см. определение 2) и др.
2. В субъективном смысле А. — особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых, против. мыслей, мотивов, эмоций.
МотивационнуюА. (амбитендентность) описывал в «Этике» Спиноза: желания (побуждения, влечения) человека бывают «нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться». Теоретической моделью мотивационной А. служит конфликтное состояние Буриданова осла, стоящего между 2 идентичными и равнопривлекательными стогами сена (это, разумеется, «умственный эксперимент»). Об эмоциональнойА. см. Амбивалентность чувств.(Б. М.)
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ(от лат. ambo — оба + valentia — сила) — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением, напр. переживание ревности, в котором могут сочетаться чувства любви и ненависти. Син. эмоциональная амбивалентность.
Термин А. ч. был предложен швейцарским психологом и психиатром Э. Блейером для обозначения свойственных шизофреникам противоречивых отношений и реакций, которые быстро сменяют друг друга. Этот термин вскоре получил более широкое употребление и в психологии. Амбивалентными стали называть сложные противоречивые чувства (или эмоции),появляющиеся у человека в связи с многообразием его потребностей и многогранностью самих явлений окружающей действительности, которые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, вообще вызывают положительные и отрицат. чувства.
АМБИВЕРТ(англ. ambivert)— личность, имеющая средние показатели по шкале экстраверсии. Поскольку частотное распределение в нормальной популяции центрировано на среднем участке этой шкалы, то можно считать, что большинство людей являются А.
АМБИДЕКСТРИЯ(от лат. ambo — оба + dextri — правый) — одинаковое развитие функций обеих рук. А. м. б. врожденной или возникнуть в результате тренировки. Амбидекстр— человек, одинаково хорошо владеющий правой и левой руками (отсутствие правшества или левшества, леворукости).
АМБИТЕНДЕНТНОСТЬ —см. Амбивалентность.
АМБИЦИЯ(от фр. ambition)— высокое самомнение, высокий уровень притязаний;спесь.
АМБЛИОПИЯ(от греч. amblys — тупой + ops — глаз) — оптически некоррегируемое снижение остроты зрения,возникающее из-за врожденной или ранней катаракты,врожденной аномалии рефракции, косоглазия. Развивается вследствие ранней сенсорной депривации. Успешность реабилитации снижается с возрастом. См. Зрения нарушения.(Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)
АМЕРИКАНСКИЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВ(англ. American Sign Language,сокр. AMS или Ameslan — Амслен) — система жестов,применяющаяся глухими в Северной Америке (США и отчасти Канады). А. я. ж. более близок к языку глухих Франции, чем Англии. С успехом использовался в экспериментах по «речевому» обучению человекообразных обезьян. См. Жест, Мимико-жестовая речь.(Б. М.)
АМИГДАЛА(то же, что и миндалина; более строгое название: миндалевидное тело, corpus amygdaloideum)— анатомический термин, обозначающий субкортикальное базальное ядро (см. Ганглий),которое располагается в толще височной доли (по 1 в каждом полушарии), в области polus temporalis,впереди от верхушки нижнего рога. А. включают в состав лимбической системы, она имеет тесные связи с др. частями этой системы. А. также получает сигналы от всех сенсорных систем. С функционированием А. связаны: эмоциональное поведение (напр. страх, оборонительное и агрессивное поведение),мотивация и сохранение части прошлого опыта. (Б. М.)
АМИКОШОНСТВО(от фр. ami —друг + cochon — свинья) — чрезмерная фамильярность, бесцеремонность в обращении. Считается устаревшим словом.
АМИМИЯ (ГИПОМИМИЯ)(от греч. а — отрицат. частица + mimikos — подражательный) — отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры. А. возникает при различных заболеваниях н. с., локальных поражениях мозга, при некоторых психических заболеваниях как следствие парезов, параличей или расстройств координации движений лицевой мускулатуры. При поражении экстрапирамидной системы (напр. при паркинсонизме) А. представляет собой одно из проявлений нарушения моторных компонентов эмоциональных реакций и входит в синдром общей акинезии. При поражении лобных долей мозга А. бывает связана с нарушениями эмоциональной сферы и составляет один из характерных симптомов «лобного синдрома». См. Синдромы нейропсихологические.(Е. Д. Хомская.)
АМНЕЗИЯ — см. Памяти расстройства, Памяти физиологические механизмы.
АМНЕЗИЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ(англ. infantile amnesia)— практически полное отсутствие воспоминаний о досознательном периоде своей жизни, т. е. до 2-3 лет. Иногда это явление называют амнезией детства. Существует мнение, что амнезию детства впервые описал З. Фрейд (1905). Однако Фрейд имел в виду репрессивное забывание переживаний, характерных для т. н. фаллической стадии психосексуального развития (период 3-6 лет). В отличие от амнезии детства существование А. и. не вызывает сомнений. (Б. М.)
АМУЗИЯ(от греч. а — отрицат. частица + musikos — музыкальный) — нарушение способности понимать и исполнять вокальную и инструментальную музыку, писать и читать ноты. А. возникает при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей). В основе А. лежит нарушение музыкального слуха.Проявляется в нарушении узнавания хорошо известных до болезни музыкальных произведений; одновременно у больных наблюдаются затруднения в восприятии и воспроизведении ритмических сочетаний звуков (аритмия). Нередко А. сочетается со слуховой агнозией,когда больной перестает различать бытовые звуки, шумы (напр. звон стекла, шуршание бумаги, голоса животных и т. п.). Помимо вышеописанных сенсорно-мнемических нарушений некоторые авторы выделяют в особую форму моторную А., заключающуюся в том, что больной не может воспроизвести мелодии песен (авокалия)или играть на музыкальных инструментах. А. следует отличать от нарушений психической деятельности в целом и от элементарных нарушений слуха. (Е. Д. Хомская.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|