Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровни сформированности компетенций





Имени академика И.Г. Петровского»

 

_______________________________________________________________

(указывается наименование института)

 

_______________________________________________________________

(указывается наименование факультета)

 

_______философии, истории и политологии________________________

(указывается наименование кафедры)

 

 

УТВЕРЖДАЮ Директор института, профессор   ___________________________ (подпись, расшифровка подписи)   «___» _____________ 2014 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Методология и методы научного исследования»

(наименование учебной дисциплины)

 

Направление подготовки

06.06.01 – __биологические науки______________

(код и наименование направления подготовки)

Профиль

_____________________________________________

(наименование направленности программы)

 

 

Квалификация (степень) выпускника:

Исследователь. Преподаватель-исследователь

 

 

Форма обучения: очная / заочная

 

 

Брянск 2015

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Дмитренко Н. М..

кандидат философских наук, доцент Малинников С. Г.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части аспирантам очной (заочной) форм обучения по направлению подготовки 06.06.01 – биологические науки (_________________) на _1_ курсе (ах).



Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 – биологические науки (_________________), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «___» __________________ 201__ г. № _______.

 

Составитель ____________________ В.Д. Емельяненко

(подпись)

 

 

  ã Емельяненко В.Д., 2015
  ã БГУ, 2015

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП.. 4

3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

3.1. Процесс изучения дисциплины.. 4

3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

3.3. Уровни сформированности компетенций. 5

4 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

4.1 Общая трудоемкость дисциплины составляет ______ зачетные единицы, ______ часов. 5



4.2 Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом. 5

4.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи. 6

5 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ... 6

5.1 Тематический план. 6

5.2 Содержание разделов дисциплины.. 6

5.3 Тематика лабораторных занятий. 7

5.4 Тематика практических занятий (семинары) 7

5.5 Самостоятельное изучение разделов дисциплины.. 7

6 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.. 7

6.1 Организация текущего контроля. 7

6.1 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. 8

7 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 8

7.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях. 9

8 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ.. 9

8.1 Контролируемый результат обучения и оценочные средства. 9

8.2 Примерные темы рефератов. 9

8.3 Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету / зачету с оценкой / экзамену. 9

8.4 Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения аспирантов 10

8.5 Образцы тестовых заданий. 11

9 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 11

9.1 Основная литература. 11

9.2 Средства обеспечения освоения дисциплины.. 11

10 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 13


1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины (модуля)«Методология и методы научного исследования» являются формирование у обучающихся в аспирантуре методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научных исследований.



Задачи дисциплины:

1. Привитие аспирантам знаний, умений и навыков основ методологии, методов и понятий научного исследования.

2. Формирование практических навыков и умений применения научных методов, а также разработки программы методики проведения научного, в том числе диссертационного исследования.

В результате освоения дисциплины выпускник аспирантуры должен

знать:

- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;

уметь:

- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;

- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

владеть:

- современными методами научного исследования в предметной сфере;

- навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.

(Указываются цели освоения дисциплины (или модуля), соотнесенные с общими целями ОПОП ВО).

 

2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП

 

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» относится к блоку 1, вариативной части, принадлежит к числу обязательных дисциплин. Согласно Федеральногогосударственного образовательного стандарта высшего профобразования подготовка в аспирантуре требует, чтобы будущий специалист глубоко знал научную методологию и владел методикой научного исследования. Курс «Методология и методы научного исследования» способствует формированию методологической и научной культуры, гибкому восприятию научных текстов, участию в дискуссиях по методологии, эффективному применению полученных знаний в научно-исследовательской работе, прежде всего при написании диссертационного исследования.

Межпредметные связи данной дисциплины в курсе подготовки в аспирантуре состоят том, что она, во - первых, необходима для изучения дисциплин профессионального цикла, во-вторых, является теоретическим основанием для курса «История и методология науки», в-третьих, является необходимым условием для успешной научно-исследовательской работы, в том числе над диссертационным исследованием. Рабочая программа дисциплины составлена с учетом содержания примерной программы дисциплины и учебного плана по направлению подготовки в аспирантуре. Рабочая программа дисциплины «Методология и методы научного исследования» является базовым методическим документом, соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, учитывающим специфику обучения в аспирантуре. Рабочая программа дисциплины определяет состав компетенций, трудоемкость по видам учебной работы, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, перечень применяемых образовательных технологий, систему оценочных средств.

(Указывается цикл (раздел) ОПОП и ее часть (базовая, вариативная, по выбору, факультативная), к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ОПОП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее).

 

3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Процесс изучения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины «Методология и методы научного исследования» направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:

а) универсальных (УК):УК-1 - способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

(Указываются элементы УК компетенций, формируемых в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП и их коды)

 

б) общепрофессиональных (ОПК):ОПК-1 - способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий

(Указываются элементы ОПК компетенций, формируемых в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП и их коды)

 

в) профессиональных (ПК):.......................................................................................................

....................................................................................................................................................................

(Указываются элементы ПК компетенций, формируемых в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП и их коды)

 

 

3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

(Заполняется в соответствии с картами компетенций)

 

Формируемые компетенции (код компетенции, уровень освоения) Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
УК-1 -способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях З.1. УК-1. Знать:методы и приемы анализа научных фактов, способы оценки научных идей при решении исследовательских и практических задач в профессиональной деятельности; У.1. УК-1. Уметь:применять знания о путях и способах анализа и оценки современных научных достижений, решении научных и практических проблем в социальной деятельности; В.1. УК-1. Владеть:критически анализировать и оценивать достижения современной науки в области создания новых идей, уметь решать на основе глубокого освоения методологических знаний исследовательские и практические задачи в междисциплинарных областях и профессиональной деятельности.
ОПК-1 - способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий З.1.ОПК-1. Знать:направления и пути осуществления самостоятельной научно-исследовательской деятельности в профессиональной области, способы использования современных методов исследования на основе информационно-коммуникационных технологий; У.1.ОПК-1. Уметь:самостоятельно реализовывать научно-исследовательские проекты в профессиональной деятельности, применяя современные информационно-коммуникационные технологии и методы научного познания; В.1.ОПК-1. Владеть:навыками анализа общих особенностей и закономерностей научного познания, особенностей научного сообщества как субъекта познания, творческой реализации идей в области профессиональной деятельности, применения современных научных методов и информационно-коммуникационных технологий.

 

Уровни сформированности компетенций

 

Уровни сформированности компетенций Основные признаки уровней
УК-1
Пороговый уровень Обладает знаниями ометодах и приемах анализа научных фактов, способах оценки научных идей, применяет их при решении исследовательских и практических задач в профессиональной деятельности;
Повышенный (продвинутый) уровень Умеетприменять знания о путях и способах анализа и оценки современных научных достижений, творчески используя их в процессе решения научных и практических проблем в социальной деятельности;
Повышенный (высокий) уровень Владеет способамикритического анализа и оценки достижений современной науки в области создания новых идей, умеет решать на основе системного применения методологических знаний исследовательские и практические задачи в междисциплинарных областях и профессиональной деятельности.
ОПК-1
Пороговый уровень Обладает знаниями онаправлениях и путях осуществления самостоятельной научно-исследовательской деятельности в профессиональной области, способах использования современных методов научного исследования на основе информационно-коммуникационных технологий;
Повышенный (продвинутый) уровень Уметьсамостоятельно реализовывать научно-исследовательские проекты в сфере профессиональной деятельности, применяя современные информационно-коммуникационные технологии и методы научного познания;
Повышенный (высокий) уровень Владеетспособами инавыками анализа общих особенностей и закономерностей научного познания, особенностей научного сообщества как субъекта познания, способен самостоятельно реализовывать идеи в области профессиональной деятельности, применяя современные научные методы и информационно-коммуникационные технологии.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1 Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

4.2 Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

 

Вид учебной работы Количество часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции (Л)
Лабораторные занятия (ЛЗ) -
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (СР)
В том числе:  
Чтение исследовательской литературы
Подготовка к семинарским занятиям
Подготовка к письменным проверочным работам
Подготовка к экзамену
Вид итогового контроля зачет с оценкой

 

 

 

4.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

 

№ п/п Наименование дисциплин № разделов, необходимых для изучения последующих дисциплин
История и философия науки * *   * *        
Образовательные технологии в высшей школе *   * *       *  
Педагогическая риторика             *    
Научно-иследовательская работа           *   * *

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Тематический план

 

№ п/п Разделы, темы курса Количество часов
Всего Аудиторная работа СР
Л ЛЗ ПЗ
1. Понятие методологии и методов научного познания  
2. Историческое развитие методологии и методов научного познания  
3. Методологические основы научного познания  
4. Методы, принципы и приемы научного познания  
5. Эмпирические и теоретические методы научного познания 16  
6. Особенности применения методов научного познания в естественных и социально-гуманитарных науках  
7. Методология науки как социально-технологический процесс.  
8. Методологические основания и методика научного исследования.  
9. Методология диссертационного исследования.  
Итого:  

5.2 Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела / темы Содержание раздела дисциплины
Понятие методологии и методов научного познания Познание - процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию. Диалектика процесса познания. Уровни, формы и методы научного познания. Понятие о методе и методологии науки. Методология – учение о методах, принципах и способах научного познания.
Историческое развитие методологии и методов научного познания Культурно-историческая эволюция науки и ее методов. Основные исторические этапы в развитии научной методологии. Особенности методологии и научных методов в эпоху античности, средних веков, в Новое время, в XX – начале XXI века.
Методологические основы научного познания Диалектика как общая методология научного познания. Общие методологические принципы научного исследования: единство теории и практики; принципы объективности, всесторонности и комплексности исследования; системный подход к проведению исследования. Методологическая культура – культура мышления, основанная на методологических знаниях.
Методы, принципы и приемы научного познания Методы научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Основная функция метода. Теория и метод – тождество и различие. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные исследования. Методы эмпирических исследований, методы теоретического познания, общелогические методы.
Эмпирические и теоретические методы научного познания Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико – дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному. Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, и др.
Особенности применения методов научного познания в естественных и социально-гуманитарных науках Особенности методов научного познания и специфика их применения в зависимости от изучаемой области действительности. Специфические средства и методы, обусловленные особенностями предметов естественных и социально-гуманитарных наук. Исследовательские возмож­ности различных методов.
Методология науки как социально-технологический процесс. Понятие о научном исследовании. Виды исследований. Классификация научных исследований: по составу свойств объекта исследования, по признаку места их проведения, по стадиям выполнения исследования. Программа научного исследования, общие требования, выбор темы и проблемы. Этапы научного исследования: подготовительный, теоретические и эмпирические исследования, внедрение результатов научного исследования.
Методологические основания и методика научного исследования. Компоненты готовности исследователей к научной деятельности. Проблемная ситуация. Проведение научного исследования.Уровни и структура методологии научного исследования. Методологический замысел исследования и его основные этапы. Основные компоненты методики исследования. Литературное оформление материалов исследования. Общая схема научного исследования. Основные методы поиска информации для исследования.
Методология диссертационного исследования. Структура и логика научного диссертационного исследования. Исследовательская программы диссертации. Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала. Архитектура диссертации. Категориальный аппарат, понятия, термины, дефиниции, теории, концепции. Структура материала. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов. Практическая значимость диссертации и актуальность ее темы. Разработка проблемного поля диссертации. Кандидатская диссертация: основные требования к содержанию и оформлению. Методика работы над рукописью исследования, особенности подготовки и оформления. Представление к защите, процедура публичной защиты.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.