Триумфальные арки и общественные сооружения
Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед в военных походах. Над аркой обычно взвивалась колесница, а мраморные стены украшали рельефы летящей фигуры богини победы Виктории, сцены походов и изображения взятых у врагов трофеев.
Триумфальная арка императора Тита ознаменовала его победу над восставшей Иудеей. Высокий пьедестал, на котором стоит двадцатиметровая арка, и четыре стройные полуколонны с изящными капителями на фасадах подчёркивают благородство памятника. Арка никогда не использовалась в качестве ворот, через неё имели право проезжать в своих колесницах только одержавшие победу военачальники.
Триумфальная арка императора Тита. I в. н. э.
Пролет арки с обеих сторон украшен рельефными композициями, изображающими триумфальное шествие императора Тита. На одной из них император, едущий в колеснице, на другой — римские легионеры несут драгоценные трофеи из Иерусалимского храма. На мраморных рельефах внутренних стен арки не только люди, но и сами боги воздают почести победителям. Покровительница «вечного города» богиня Рома в боевом шлеме ведёт под уздцы лошадей, впряжённых в колесницу полководца. А крылатая богиня Виктория держит над его головой золотой венок.
В верхней части ворот, над пролётом, помещена надпись, сделанная крупным латинским шрифтом. Она сообщает, что римский Сенат воздвиг эту арку «божественному Титу».
Много веков спустя триумфальные арки перешагнут с римских площадей в другие города мира. Вновь возродятся колесницы славы, управляемые крылатой богиней Викторией. И повсюду они станут замечательными памятниками доблестных побед.
В особую группу архитектурных памятников можно выделить новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки), огромные каменные мосты (виадуки) и дороги — заме чательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.
Пон дю Гар. Римский виадук через реку Гар с акведуком в верхнем ярусе. Южная Франция
Сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившие для укладки водопроводных труб через глубокие овраги, ущелья и долины рек, были воплощением смелого архитектурного замысла и высочайшей строительной техники. Вместе с тем акведуки и виадуки составляли единое целое с окружающим пейзажем. Инженер Фронтин, заведовавший водоснабжением Рима в начале II в., утверждал, что «акведуки — главное свидетельств величия Римской империи». Замечательные образцы колоссальных акведуков, построенных римскими инженерами, в настоящее время сохранились и за пределами Италии — в Сеговии (Испания) и Пон дю Гар в Южной Франции.
Аппиева дорога
Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, то есть служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромных пространствах Римской империи. Кроме того, дороги выполняли важную стратегическую роль во время многочисленных военных кампаний. Знаменитая Аппиева дорога, вымощенная щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического пепла, хорошо сохранилась до нашего времени. Она была проложена из Рима в Капую. Начало строительства — 312 г. до н. э. Названа по имени своего строителя — цензора Аппия Клавдия Цека.
Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных бань), являющихся неотъемлемой частью любого города. Так, например, в Риме их насчитывалось великое множество: двенадцать больших императорских терм и сотни частных бань. Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.
Термы Каракаллы. III в.
Главное здание терм обычно стояло на обширной искусственной террасе, окружённой со всех сторон тенистым парком, аллеями и цветниками. В парках сооружались стадионы с трибунами для зрителей, здания библиотек и многое другое. В главном здании терм располагался открытый бассейн с холодной водой, огромный, пышно украшенный мозаикой парадный зал со множеством мраморных статуй, теплая баня и круглая парильня. Полы и стены были выложены плитами из разноцветного мрамора.
Поражает чётко продуманная система водоснабжения и отопления в термах. Вода поступала из специального водопровода и отстаивалась в больших цистернах, её можно было менять в течение нескольких минут. Горячий воздух от подземных печей быстро распространялся по трубам, вмонтированным в пол и стены банных помещений.
Самые знаменитые термы были возведены римским императором Каракаллой в III в. В облицованных цветным мрамором помещениях собиралась изысканная публика, велись философские и литературные беседы, звучала музыка. Здесь легко можно было уединиться под сводами деревьев и в одиночестве поразмышлять о смысле бытия.
К сожалению, время не сохранило многое из архитектурных сооружений Древнего Рима, но и то, что предстает сегодня перед взорами многочисленных туристов, способно вызвать восхищение и донести до нас его былое величие и славу.
Пришельца потрясает запустенье;
Те арки, что страшили небеса,
И дерзкий мост, и мрамора леса —
Пожарище, камней нагроможденье.
Но этот прах — источник вдохновенья;
А.А. Иванов. Аппиева дорога при закате солнца. 1845 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ещё звучат былого голоса,
И зодчий, открывая чудеса,
Возносит к небу дивные строенья.
Не мните вы, что всё окрест мертво,
Колонны рухнули, не мастерство.
Обманчивому облику не верьте;
Вот он — веками истреблённый Рим,
Он воскресает, он неистребим,
Рождённый страстью, он сильнее смерти.
Дю Белле. «Римские древности»
Перевод И. Эренбурга
Вопросы и задания
1.Какое влияние на римское искусство оказала культура Древней Греции? Оправдано ли рассмотрение художественного наследия Древнего Рима как составной части античности?
2.Какой вклад в развитие мировой архитектуры внесло древнеримское зодчество? В каких произведениях позднейших эпох вы можете наблюдать его характерные элементы?
3.Расскажите об архитектурных шедеврах Древнего Рима: Форуме, Пантеоне, Колизее.
4.Что вам известно об архитектурных сооружениях общественного назначения? Расскажите о некоторых из них подробнее.
Творческая мастерская
Проведите заочную экскурсию в города-музеи Помпеи или Геркуланум. Что определяет архитектурный облик этих городов?
Подготовьте сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н.В. Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева дорога при закате солнца»).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|