Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие нервной системы.

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский социально-педагогический колледж»

 

г.Тольятти, ул. Ленинградская, 28

Тел.48-20-93, 28-26-44

 

 

Ф.И.О. студента Савельева Анастасия Александровна

Домашний адрес студента, телефон Самарская область, с. Большая Черниговка, ул. Садовая д. 18, 89397167226

Специальность Педагогика дополнительного образования

Форма обучения заочная

Курс, группа ПДО – 15 Б.

 

Контрольная работа по дисциплине, МДК

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

 

вариант __1___

 

Дата получения __________

 

 

Оценка работы____________

 

Содержание.

 

Введение.

Развитие нервной системы.

Вывод.

Список использованной литературы.

 

 

Введение.

Вполне справедливо можно утверждать, что все проявления жизнедеятельности у человека происходят с непосредственным участием нервной системы. Мозг ответственен за все, в том числе, и за многие (если не все) человеческие болезни и за успешное выздоровление от них. Нервная система иннервирует (или обеспечивает собой) весь организм, все его отделы. Каждый уголок человеческого организма снабжен собственными нервными окончаниями. В этом легко убедиться – мы все с юных лет знаем, что испытаем, коснувшись рукой только что вскипевшего чайника, - наш мозг живо рисует в сознании картинку события. Кроме этого, нервная система обеспечивает ответную реакцию на раздражитель (мы, еще даже не успев осознать это, отдергиваем руку от чайника, зажмуриваем глаза при ярком свете и т.п.).

Для регистрации воздействия тепла, холода, давления, механического повреждения и прикосновения существуют специальные образования - рецепторы. Они принимают информацию о положении тела в пространстве, о земном притяжении, о состоянии мышц и сухожилий, внутренних органов, сосудов и т.п. Имеются также отдельные «рецепторные органы», предназначенные для регистрации звуковых воздействий (ухо), света и цвета (глаз), запахов (обонятельные рецепторы в носу), а также «вкусовых сигналов» (вкусовые сосочки на языке).



Рецепторов в организме великое множество, благодаря чему организм человека получает весьма полную и объективную информацию об окружающем мире. Это позволяет ему «выбрать» оптимальный вариант реакции - внутренней, двигательной, поведенческой. Нервная система действует по рефлекторному (или «отражательному») принципу. Это означает, что любые проявления работы мозга по существу являются ответами на те или иные внешние и внутренние воздействия.

Развитие нервной системы.

Нервная система человека развивается из наружного зародышевого листка — эктодермы. В дорсальных отделах туловища зародыша дифференцирующиеся эктодермальные клетки образуют медуллярную (нервную) пластинку (рис. 122). Последняя вначале состоит из одного слоя клеток, которые в дальнейшем дифференцируются на спонгиобласты (из них развивается опорная ткань — нейроглия) и нейробласты (из них развиваются нервные клетки). В связи с тем что интенсивность размножения клеток в различных участках медуллярной пластинки неодинакова, последняя прогибается и постоянно приобретает вид бороздки или желобка. Рост боковых отделов этой нервной (медуллярной) бороздки приводит к тому, что ее края сближаются, а затем срастаются. Таким образом, нервная бороздка, замыкаясь в своих дорсальных отделах, превращается в нервную трубку. Сращение первоначально происходит в переднем отделе, несколько отступя от переднего конца нервной трубки. Затем срастаются задние, каудальные, ее отделы. На переднем и заднем концах нервной трубки остаются небольшие несращенные участки — нейропоры. После сращения дорсальных отделов нервная трубка отшнуровывается от эктодермы и погружается в мезодерму.

Рис. 122. Ранние стадии развития нервной системы человека. Формирование нервной трубки и ганглиозной пластинки.

А — нервная пластинка, Б — нервный желобок, В — нервная трубка; 1 — эктодерма; 2 — мезодерма; 3 — энтодерма; 4 — хорда; 5 — ганглиозная пластинка; 6 — мезенхима; 7 — нервная трубка; 8 — нервный желобок; 9 — нервный валик; 10 — нервная пластинка.

В период образования нервная трубка состоит из трех слоев. Из внутреннего слоя в дальнейшем развивается эпендимальная выстилка полостей желудочков мозга и центрального канала спинного мозга, из среднего («плащевого») слоя — серое вещество мозга. Наружный слой, почти лишенный клеток, превращается в белое вещество мозга. Вначале все стенки нервной трубки имеют одинаковую толщину. Впоследствии более интенсивно развиваются боковые отделы трубки, которые все более утолщаются. Вентральная и дорсальная стенки отстают в росте и постепенно погружаются между интенсивно развивающимися боковыми отделами. В результате такого погружения образуются дорсальная и вентральная продольные срединные борозды будущего спинного и продолговатого мозга.

На внутренней поверхности каждой из боковых стенок формируются неглубокие продольные пограничные бороздки, которые разделяют боковые отделы трубки на основную (вентральную) и крыльную (дорсальную) пластинки.

Основная пластинка служит зачатком, из которого формируются передние столбы серого вещества и прилежащее к ним белое вещество. Отростки развивающихся в передних столбах нейронов выходят (прорастают) из спинного мозга, образуют передние (двигательные) корешки спинномозговых и черепных нервов. Из крыльной пластинки развиваются задние столбы серого вещества и примыкающее к ним белое вещество. Еще на стадии нервной бороздки в латеральных отделах ее выделяются клеточные тяжи, получившие название медуллярных гребешков. В период формирования нервной трубки два гребешка, срастаясь, образуют ганглиозную пластинку, располагающуюся дорсальнее нервной трубки, между последней и эктодермой. Впоследствии ганглиозная пластинка смещается на боковую поверхность нервной трубки и превращается в соответствующие каждому сегменту туловища спинномозговые узлы и чувствительные узлы черепных нервов. Клетки, выселившиеся из ганглиозных пластинок, служат также зачатками и для развития периферических отделов вегетативной нервной системы.

Вслед за обособлением ганглиозной пластинки нервная трубка в головном конце заметно утолщается. Эта расширенная часть служит зачатком головного мозга. Остальные отделы нервной трубки в дальнейшем превращаются в спинной мозг. Нейробласты, расположенные в формирующихся спинномозговых узлах, имеют форму биполярных клеток. В процессе дальнейшей дифференцировки нейробластов расположенные в непосредственной близости к телу клетки участки двух ее отростков сливаются в один Т-образно делящийся затем отросток. Так, клетки спинномозговых узлов становятся по своей форме псевдоуниполярными. Центральные отростки этих клеток направляются в спинной мозг и образуют задний (чувствительный) корешок. Другие отростки псевдоуниполярных клеток растут от узлов к периферии, где имеют рецепторы различных типов.

На ранних стадиях развития эмбриона нервная трубка простирается по всей длине тела. В связи с редукцией каудальных отделов нервной трубки нижний конец будущего спинного мозга постепенно суживается, образуя терминальную (концевую) нить. Примерно в течение 3 мес внутриутробного развития длина спинного мозга равна длине позвоночного канала. В дальнейшем рост позвоночного столба происходит более интенсивно. В связи с фиксацией головного мозга в полости черепа наиболее заметное отставание в росте нервной трубки наблюдается в ее каудальных отделах. Несоответствие в росте позвоночного столба и спинного мозга приводит как бы к «восхождению» нижнего конца последнего. Так, у новорожденного нижний конец спинного мозга расположен на уровне III поясничного позвонка, а у взрослого — на уровне I—II поясничных позвонков. Корешки спинномозговых нервов и спинномозговые узлы формируются достаточно рано, поэтому «восхождение» спинного мозга приводит к тому, что корешки удлиняются и изменяют свое направление из горизонтального на косое и даже вертикальное (продольное по отношению к спинному мозгу). Вертикально идущие к крестцовым отверстиям корешки каудальных (нижних) сегментов спинного мозга формируют вокруг концевой нити пучок корешков — так называемый конский хвост.

Головной отдел нервной трубки является зачатком, из которого развивается головной мозг. У 4-недельных эмбрионов головной мозг состоит из трех мозговых пузырей, отделенных друг от друга небольшими сужениями стенок нервной трубки. Это prosencephalon — передний мозг, mesencephalon — средний мозг и rhombencephalon — ромбовидный (задний) мозг. К концу 4-й недели появляются признаки дифференциации переднего мозгового пузыря на будущий конечный мозг (telencephalon) и промежуточный (diencephalon). Вскоре после этого ромбовидный мозг подразделяется на задний мозг (metencephalon) и продолговатый мозг (myelencephalon, s.medulla oblongаta, s.bulbus).

Одновременно с формированием пяти мозговых пузырей нервная трубка в головном отделе образует несколько изгибов в сагиттальной плоскости. Ранее других появляется теменной изгиб, направленный выпуклостью в дорсальную сторону и располагающийся в области среднего мозгового пузыря. Затем на границе заднего мозгового пузыря и зачатка спинного мозга выделяется затылочный изгиб, направленный выпуклостью также в дорсальную сторону. Третий изгиб — мостовой, обращенный вентрально, появляется между двумя предыдущими в области заднего мозга. Этот последний изгиб разделяет ромбовидный мозг, как отмечалось ранее, на два отдела (пузыря): продолговатый мозг и задний мозг, состоящий из моста и дор- сально расположенного мозжечка. Общая полость ромбовидно­го мозга преобразуется в IV желудочек, который в задних своих отделах сообщается с центральным каналом спинного мозга и с межоболочечным пространством. Над тонкой однослойной крышей формирующегося IV желудочка прорастают кровеносные сосуды.

Вместе с верхней стенкой IV желудочка, состоящей лишь из одного слоя эпендимальных клеток, они образуют сосудистое сплетение IV желудочка (plexus choroideus ventriculi quar­ti). В передних отделах в полость IV желудочка открывается водопровод среднего мозга, который является полостью среднего мозга. Стенки нервной трубки в области среднего мозгового пу­зыря утолщаются более равномерно. Из вентральных отделов нервной трубки здесь развиваются ножки мозга, а из дорсальных отделов — пластинка крыши среднего мозга. Наиболее сложные превращения в процессе развития претерпевает передний мозговой пузырь.

В промежуточном мозге (задней его части) наибольшего развития достигают латеральные стенки, которые значительно утолщаются и образуют таламусы (зрительные бугры). Из боковых стенок промежуточного мозга путем выпячивания в латеральные стороны образуются глазные пузырьки, каждый из которых впоследствии превращается в сетчатку (сетчатая оболочка) глазного яблока и зрительный нерв. Тонкая дорсальная стенка промежуточного мозга срастается с сосудистой оболочкой, образуя крышу III желудочка, содержащую сосудистое сплетение. В дорсальной стенке также появляется слепой непарный вырост, который впоследствии превращается в шишковидное тело, или эпифиз. В области тонкой нижней стенки образуется еще одно непарное выпячивание, превращающееся в серый бугор, воронку и заднюю долю гипофиза.

Полость промежуточного мозга образует III желудочек мозга, который посредством водопровода среднего мозга сообщается с IV желудочком.

Конечный мозг, состоящий на ранних этапах развития из непарного мозгового пузыря, впоследствии за счет преобладающего развития боковых отделов превращается в два пузыря — будущие полушария большого мозга. Непарная вначале полость конечного мозга также подразделяется на две части, каждая из которых сообщается с помощью межжелудочкового отверстия с полостью III желудочка. Полости развивающихся полушарий большого мозга преобразуются в имеющие сложную конфигурацию боковые желудочки мозга.

Интенсивный рост полушарий большого мозга приводит к тому, что они постепенно покрывают сверху и с боков не только промежуточный и средний мозг, но и мозжечок. На внутренней поверхности стенок формирующихся правого и левого полушарий, в области их основания, образуется выступ (утолщение стенки), в толще которого развиваются узлы основания головного мозга — базальные (центральные) ядра. Тонкая медиальная стенка каждого бокового пузыря (каждого полушария) вворачивается внутрь бокового желудочка вместе с сосудистой оболочкой и образует сосудистое сплетение бокового желудочка.

В области тонкой передней стенки, представляющей продолжение терминальной (пограничной) пластинки, развивается утолщение, которое впоследствии превращается в мозолистое тело и переднюю спайку мозга, связывающие друг с другом оба полушария. Неравномерный и интенсивный рост стенок пузырей полушарий приводит к тому, что вначале на гладкой их наружной поверхности в определенных местах появляются углубления, образующие борозды полушарий большого мозга. Раньше других появляются глубокие постоянные борозды, и первой среди них формируется латеральная (сильвиева) борозда. При помощи таких глубоких борозд каждое полушарие оказывается разделенным на выпячивания — извилины — большого мозга.

Наружные слои стенок пузырей полушарий образованы развивающимся здесь серым веществом — корой большого мозга. Борозды и извилины значительно увеличивают поверхность коры большого мозга. К моменту рождения ребенка полушария его большого мозга имеют все основные борозды и извилины. После рождения в различных долях полушарий появляются мелкие непостоянные борозды, не имеющие названий. Их количество и место появления определяют многообразие вариан­тов и сложность рельефа полушарий большого мозга.

 

Вывод.

В заключении не лишним будет еще раз отметить - в каждом из рассмотренных возрастных периодов правильное развитие мозга будет осуществляться лишь в том случае, если обеспечены адекватные условия среды и отсутствуют вредоносные факторы, препятствующие или тормозящие развитие. Ведь внешняя среда является не просто окружением, с благоприятными или неблагоприятными условиями для развития ребенка и его нервной системы, но она еще и стимулирует развитие той или иной функции мозга, обеспечивает образование связи между нервными клетками и увеличение массы мозгового вещества в области мозга, ответственной за выполнение определенной функции. Иными словами, внешние сигналы не только способствуют отражению мозгом окружающей среды и адаптации к ней, но, что немаловажно, дают конкретный стимул к росту и формированию отделов мозга.

Не менее важна также и своевременность воздействия средовых факторов. Чем моложе ребенок, тем интенсивнее идет созревание мозга, тем быстрее сменяются внешние условия и тем важнее своевременность их появления. Опоздание приводит нередко к непоправимым последствиям или к изменениям в мозге, требующим длительного настойчивого лечения.

 

Список использованной литературы.

1. Федюкович, Н.И.: Анатомия и физиология человека. - Ростов н/Д: Феникс, 2010

2. Швырев, А.А.: Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2010

3. : Анатомия человека. - М.: Эксмо, 2009

4. Погребняк Т.А.: Практикум по возрастной анатомии и физиологии. - Белгород: БелГУ, 2009

5. Федюкович Н.И.: Анатомия и физиология человека. - Ростов н/Д: Феникс, 2009

6. Безруких М.М.: Возрастная физиология (физиология развития ребенка). - М.: Академия, 2008

7. Боянович, Ю.В.: Анатомия человека. - М.: Эксмо, 2008

8. Воронова Н.В.: Анатомия центральной нервной системы. - М.: Аспект Пресс, 2008

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.