Сделай Сам Свою Работу на 5

Ретроспективный анализ идеи развития учащегося на основе формирования умения учиться в истории отечественной и зарубежной педагогической и лингводидактической мысли.

Значимость реальности, которая стоит за наименованием умения учиться давно осознавалась в науке.

1. Идея самостоятельности в обучении являлась одной из ведущих в пифагорейской школе. В этих школах приучали к самостоятельному преодолению трудностей в познании.

2. Гераклит (конец 4-начало 5 века до нашей эры) придавал большое значение развитию способности самостоятельно мыслить. Сделал вывод о ведущей роли самовоспитания и самообразования в становлении личности.

3. Демокрит сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, существенной характеристикой, которой является детская любознательность. Задача учителя – пробуждение внутреннего влечения к учебе, в организации самостоятельной деятельности ребенка.

4. Сократ – родоначальник диалогического эвристического метода обучения. Он заключался в помощи учителя в осознании своего незнания, побуждение к самостоятельной деятельности. Обучение должно строится на познании человека, то есть его души, исходить изнутри человека.

5. Антисфен ведущее место в обучении ставил умственное развитие человека, главное воспитание и руководство жизни – собственный разум человека.

6. Аристотель выделил три группы факторов, влияющих на развитие человека: внешний мир, внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки, целенаправленное воспитание способностей человека.

Воспитатель развивает душу, включающую три части и выполняющую следующие функции: растительную, животную и разумную. Неправильное умственное воспитание ведет к деформации души ребенка, его духовному оскуднению. Главная задача воспитания – развитие природы ребенка через совершенствование его разума.

7. Древний Рим – Цицерон, Сенека, Квинтиллиан. Квинтилиан главным считал необходимость делать процесс обучения естественным и радостным для детей посредством совместной познавательной деятельности. классическая древность оставила мысль о необходимости развития при обучении, обусловленной самой природой ребенка; о важности умственного развития для духовного роста ребенка, идею самодеятельного образования человека изнутри посредством сократического метода, указания на важность организации совместной деятельности (познавательной), положения о факторах, влияющих на развитие человека.



8. Древняя Русь – «Поучение» Владимира Мономаха – развитие у детей инициативы, самостоятельности в приобретении знаний. Суждения Владимира Мономаха подвигали к активной деятельности.

9. Средневековье (5-16 вв). Теоретико-педагогическая мысль: особое внимание к душе человека; приоритет веры над знанием наукой; понимание обучения священному писанию как богоугодного дела. Ведущий метод познания – самоуглубление в свой внутренний мир. Развитие понимается как духовное самосовершенствование на пути к Богу.

Византийско-православная педагогическая мысль: Василий Кесарийский (делал упор на умственное развитие – познание Бога), Иоанн Златоуст (отрицал применение в воспитании и обучении методов авторитарного давления), Фотия (считал важным использование в обучении активных методов обучения, прежде всего беседы, направляемой и организуемой учителем.

10. Эпоха Возрождения.

- преемственность педагогических идей этой эпохи с идеями античной культуры, возрождение идеи развития при обучении на новых основаниях.

- аспект актуализации идеи развития при обучении и воспитании с изменениями в экономической, культурной сферах общества; важный фактор – социально-экономическое развитие общества, которое повлекло за собой формирование нового мировоззрения, в центре которого находилась активная личность, способная преобразовать мир.

- новые жизненные идеалы, признание в качестве приоритетных ценностей жизни гуманистичесие ценности: ценность человека, право его на счастье, на радость в жизни….

- Плифон (поздняя Византия). Цель воспитания – достижение совершенства, путь победы зла в себе равен пути развития своих умственных сил,, достижение поставленной цели невозможно без усилий самого человека, без его стремления к самообразованию.

- Викторино де Фильтре – школа радости – гармоническое развитие всего человека.

- Мишель Монтень – ориентировка на самостоятельную познавательную деятельность ребенка.

- Гуманизм Возрождения – стремление эпохи к идеалу гармоничного развития дичности.

- 15 век – противоречия между гуманистическим идеалом и реальными возможностями его достижения.

- центральная проблема – духовное развитие, духовное самосовершенствование человека.

- Нил Сорский – достижение духовного совершенства в процессе напряженной мыслительной деятельности.

- Максим Грек – разделял внешние и внутренние науки, более значимое для духовного развития человека – внутренние науки.

- Протоп Аввакум – духовно-религиозное формирование внутреннего человека, характеризовавшегося высокой духовной жизнью.

- Характеристическая черта – пристальное внимание к проблеме религиозного духовного развития, духовного самосовершенствования человека.

11. Новое время (17 век).

- Ян Амос Каменский – создал систему дидактики. Рассматривал обучение как деятельность учителя и учение как деятельность ученика. Принцип природосообразности – универсальный закон мироздания. Природная основа развития – сама способность человека к развитию. Развитие ребенка – раскрытие его врожденных способностей, дарований в процессе правильно организованного обучения. Мысль – вся жизнь человека должна быть школой.

- Дж. Локк – использование методов обучения, ориентированных на развитие активности детей, их интересов, применение приемов и способов формирования суждений, развития мышления, самообразование.

12. 18 – 19 века.

- И. Г. Песталоцци – развитие всех сторон личности ребенка; инструмент развития личности – элементарное (поэлементное) первоначальное обучение при условии максимального упрощения методов и приемов работы; обучение в начальной школе может и должно быть развивающим; составные части элементарного образования: элементарное интеллектуальное, физическое, нравственное образование, цель – всестороннее гармоничное развитие умственных задатков, физических и нравственных; основоположник концепции развивающего обучения; ведущая роль в педконцепции – новая интерпретация идеи природосообразности воспитания; развивающим обучением считал обучение, содействующее саморазвитию, самораскрытию изначально заложенных природой сил и способностей ребенка; принципы развивающего обучения считал постепенно-последовательно-элементарно-наглядно-самодеятельным; идеи развивающего обучения разрабатывал применительно к элементарно-практической народной школе; дидактические и психологические идеи развивающего обучения стали плодотворной основой для последующих теоретических поисков, направленных на их осмысление, обоснование и дальнейшую разработку.

- М. В. Ломоносов сформулировал дидактические принципы, в числе которых принципы активности и самостоятельности детей при обучении.

- И. Ф. Гербарт: - система стала классическим примером авторитарной педагогики; - рассматривает педпроцесс с учетом активной самодеятельной природы ребенка и проблемы интереса в обучении; - интерес заключался в педагогической цели – учить надо так, чтобы развивать в детях интерес, побуждать их к дальнейшим знаниям, потому что именно в интересе концентрируется деятельностное начало, внутренняя активность, благодаря чему проявляется познавательная потребность ребенка; - две группы целей – возможные и необходимые (касались выработки субъективных, личностных качеств, обязательных при занятии всяким делом; - главное средство развития многостороннего интереса детей – обучение; - советует не давать готовых знаний, а лишь приподнять завесу знаний перед учащимися, не предлагать упрощенных знаний, а пробуждать голод, жадное стремление к знаниям; - обучение и умственное развитие – главное средство формирования личности; - ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение».

- Ф. А. В. Дистервег: - опирался на идеи Канта, Гегеля, Фихте, Сократа; - основные принципы воспитывающего обучения – взаимосвязанные принципы природосообразности, самодеятельности и культуросообразности; - развивает, углубляет и уточняет понятие «самодеятельность» - свободное самостоятельное познание; - обучение становится развивающим, воспитывающим только тогда, когда оно строится с учетом данных внешней культуры, внутренней культуры, занимающей промежуточное место между внутренней и внешней культурой; - руководство для немецких учителей – последовательная ориентация на обеспечение развивающего и воспитывающего характера обучения.

- социальные учения 19 века (Сен-Симон, Фурье) – всестороннее развитие личности-великая общественная цель; 19 век – новый этап развития педагогической отечественной мысли; вторая половина 19 века храктеризуется небывалым оживлением в области педмысли; общественные деятели создавали крупные научные труды; отечественная педагогика 19 века проблема развития ребенка при обучении, связанном с формированием у него желания и умения учиться.

- В. Ф. Одоевский: - задача обучения состоит в обучении его самостоятельному получению необходимых знаний; - формирование понятия начинать с наблюдения над его существенными признаками.

- К. Д. Ушинский: - выступал за сознательность обучения, видя в нем основное средство разума являющегося движущей силой общественного прогресса; - развитие в процессе обучения рассматривает в неразрывном единстве с понятием самодеятельность ребенка; - выделяет два вида учения – пассивное посредством преподавания, активное посредством собственного опыта; - способность самостоятельно приобретать знания рассматривает как результат и как средство осуществления развития при обучении; - формирование самостоятельности школьников связывает с организацией наблюдений детей над фактами, явлениями, в противоположность сообщению теоретических знаний в готовом виде.

- Л. Н. Толстой: - предложил новое философское педагогическое решение проблемы развития, при обучении исходя из принципов свободного обучения и воспитания; - последовательный противник «принудительной школы»; - «воспитание и образование» - идея о принципе свободы в воспитательно-образовательном процессе – образование должно быть развивающим; - для успешного обучения нужно не принуждение, возбуждение интереса ученика.

Конец 19 – начало 20 веков.

- активный процесс дальнейшего развития педтеорий и систем.

- конец 19 века отмечен научно-техническим перевооружением производства и совршенствованием социальных институтов крупнейших стран Западной Европы и США.

- появились философско-педагогические теории, системы, направленные на реформирование школы.

- возрождается теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо, рассматривали также эту теорию Кей, Гансберг,Монтессори – любая система школьного воспитания, планомерное, системное обучение и воспитание по заранее разработанным программам ведет к нормальному развитию ребенка.

- Дж. Дьюи: - цель образовательного процесса – пробуждение собственной энергии детей, реализуется в умении решать жизненные задачи, в овладении творческими навыками – способность к самообучению; - важнейшее условие продуктивного учебного процесса – организация его в виде самостоятельной деятельности ребенка, направленной на выполнение проблемных заданий; - способ организации самостоятельной деятельности – метод проектов (Килпатрик У.)

- Г. Кершенштейнер рассматривал проблему развития при обучении в контексте разработанной им концепции трудового обучения и гражданского воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ КОНЕЦ 19 – НАЧАЛО 20 ВВ.

- характеризовалось существованием разных течений, стремлением к большему научному обоснованию выдвигаемых положений.

- на развитие влиял целый ряд факторов: социально-экономические, общественные, политические, социокультурные, научно-философские.

- начало 20 в. сформулировалось важное теоретическое положение о необходимости комплексного обучения ребенка как сложной развивающейся системы.

- основные новаторские течения 20 в – Вахтеров – основа решения – идея развития ребенка (основы новой педагогики).

- Каптерев П. Ф. – стремился обосновать предлагаемое видение известными к тому времени научными данными с философскими представлениями о природе человека, о его становлении как личности; - рассматривал обучение как процесс направленный на развитие способностей познавать и осмысливать мир самостоятельно; - ввел понятие «педпроцесс» - единство биологического и социального в процессе развития ребенка.

- Вентцель К. Н. – теория свободного воспитания, - его идеи согласовывались с принципами развивающего обучения.

- в современные времена – ориентация на широкое развитие активности и самостоятельности учащихся в процессе овладения знаниями.

- Наркомпрос –единая идеологическая основа в контексте трактовки коллектива как действенного инструмента всестороннего и гармоничного развития человека.

- отечественная школа и педмысль первых послереволюционных десятилетий характеризуется демократической и гуманистической ориентацией.

- к концу 20х годов школа была готова к ориентации на приоритетное усвоение предметных знаний, умений и навыков.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.