Сделай Сам Свою Работу на 5

ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЕ СВЯЗЬ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНЦЕПЦИЯМИ БЫТИЯ





Тема 2.Основы научной, философской и религиозной картины мира

Д/з: заполнить таблицу:

Укажите примеры законов диалектики в различных сферах: в природе, обществе и медицине.

Примеры Закон единства и борьбы противоположностей Закон перехода количества в качество Закон отрицания отрицания
В природе      
В обществе      
В медицине      

Картина мира – это единая, целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях. Когда человек получает понятие о мире, в котором он живет, т.е. создает в своем сознании его образ, «картину», то он может легче и точнее осмысливать происходящие в нем процессы и явления, ориентироваться в мире, определить свое место в нем и, следовательно, успешнее организовать свою жизнедеятельность.

В зависимости от того, что берется в качестве основы при формировании картины мира – мифы, философские понятия, научные данные, религиозные догматы или просто обыденные, житейские представления о реальной действительности, у человека складывается соответственно мифологическая, философская, научная, религиозная или обыденная картина мира.



Действительность в целом = всеобщее бытие

 

Философия Конкретные науки(естественные,общественно-гуманитар-ные и социально-экономические) Богословие
рассматривает: – общую структуру мироздания; соотношение материального и идеального; – общую единую первооснову мира; – основные характеристики материального мира: движение, пространство, время; – основные структурные подразделения материального мира: природу и общество; – общую характеристику духовного мира (сознание, мышление, бессознательное); – основные закономерности развития мира; – познание как важное проявление диалектического взаимодействия материального мира и мира духовного раскрывают: – структуру материального мира (см. табл. 3); – основные формы движения материального мира (механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную); – отдельные стороны духовного мира человека (например, психические явления) утверждает: – Бог – Творец и Промыслитель; – человек и мир – Его творение; – человек – «образ и подобие Божие»; – греховность и спасение человека (= мира); конец гре-ховного мира и мирового Зла

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА



В последние столетия сформировалась научная картина мира. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза архаической (прежде всего, религиозной) картине мира.

Ученые в результате своих исследований выяснили что собой представляет окружающий мир. В частности, они определили, что наша Земля существует 4 с половиной миллиарда лет, а наша часть вселенной существует не менее 13 – 14 миллиардов лет, что границы Метагалактики отстоят от нас где-то на расстоянии 15-18 миллиардов световых лет. Световой год – это земной год, за который пробегает световой луч (его скорость равна 300 тысяч километров в сек).

Научная картина мира опирается на всю совокупность наблюдений, экспериментов, расчетов, которые ученые проделали на протяжении последних 2000-2500 лет.

Научная картина мира, таким образом, является результатом деятельности ученых, строится на основе научных знаний и развивается в соответствии с новыми достижениями, получаемыми в этой сфере деятельности.

Различают частную и общую научные картины мира:

Частная научная картина мира создается и используется в определенной, конкретной области знания. Так, трудами ученых-физиков была создана физическая картина мира; со временем она развивалась, пополнялась новыми данными, видоизменялась. В истории науки известны такие физические картины мира: механическая, господствовавшая в XVII–XVIII вв.; электромагнитная (XIX–XX вв.); сейчас на основе новейших научных данных создается квантово-релятивистская картина мира.



Общая научная картина мира представляет собой систему обобщенных научных знаний из различных областей науки. Обычно она синтезируется с определенными философскими воззрениями, приобретает научно-философский характер и вплетается в философскую картину мира, существенно ее дополняя.

Научная картина мира содержит теоретический материал, но сама не является научной теорией. Это – научно оформленная модель мира, обладающая некоторой степенью наглядности, что расширяет возможности ее использования.

Общая научная картина мира, в свою очередь, может быть представлена:

1) с точки зрения его структурности (пространственный аспект);

– в виде совокупности трех его уровней:

а) микромир, т.е. мир объектов от 10–14 см (элементарные частицы, ядра атомов) до 10–8 см (масштаб молекулы);

б) макромир – от 10–8 см до 108 см (масштаб галактики);

в) мегамир – это космос, масштабы до 1028 см, т.е. ≈ 13 млрд. световых лет; на этом уровне материя существует в виде сконденсировавшегося вещества (планеты, звезды, галактики) и диффузной материи;

– как вещество (объекты, имеющие массу покоя) и поля (масса покоя отсутствует); это деление на микроуровне относительно, ибо здесь явно проявляется корпускулярно-волновая природа микрочастиц;

– по агрегатному состоянию: вещество твердое, жидкое, газообразное и плазма.

2) с точки зрения его способа существования, его изменения (движения) и как целостной системы, и в отношении его отдельных образований (временной аспект).

Таблица 3 Современные научные представления о структуре материального мира

  Основные сферы материального мира
Неорганическая природа Органическая природа Общество
Структурные уровни материи микромир – элементарные частицы и поля; атомные ядра; плазма; – атомы; – молекулы – белковые тела; нуклеиновые кислоты; – микроорганизмы (вирусы, микробы, бактерии); – клетки  
макромир –макротела (твердые, жидкие, газообразные) – одноклеточные организмы; – многоклеточные организмы; – растения; – животные; – совокупности видов определенного участка среды обитания (биоценозы); – биосфера – человек(индивид); – семья; –социальные общности (классы, нации и др.); – государства; – цивилизации; – общество в целом; – «вторая природа» и вещные средства ее создания (ноосфера)
мегамир – планеты; – звезды; – галактики; -метагалактика; – ??    

Примечание. Структурные уровни материи в таблице выделены по следующим признакам: пространственно-временная характеристика; совокупность основных свойств и законов материальных объектов, обусловливающих их относительную самостоятельность; степень внутренней сложности объектов.

РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА

Религиозная картина мира – важный элемент религиозного мировоззрения; она существенно отличается от материалистической и научной картин мира. Представляет собой совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, о его происхождении, будущем, о его строении. Религиозная картина мира в том или ином виде создается любой религией, но в развитых, традиционных религиях она разработана основательно. Однако всякая религиозная картина мира имеет главную особенность – разделение мира на сверхъестественный и естественный земной, и их противопоставление: сверхъестественный мир абсолютно совершенен, превосходит мир естественный и определяет его существование. Религиозная картина мира содержится в священных книгах (Библии, Коране и др.).

Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира — библейская. В первой книге Библии (точнее “Ветхого завета”) «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней. Сначала он сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Вот так схематично изображается сотворение мира. С точка зрения современной науки, эта картина происхождения мира не выдерживает никакой критики. За 6 дней создать все многообразие окружающего мира невозможно. Некоторые богословы предлагали рассматривать эти 6 дней не как календарные дни, а как очень большие исторические периоды. Это предложение не поддержали, поскольку тогда надо было пересматривать всю концепцию Библии. В самом деле, в Библии говорится именно о 6 днях творения. Бог, как какой-то ребенок или скульптор, на 6-й день лепил человека по имени «Адам» из глины, а женщину по имени “Ева” создал якобы из ребра Адама. Указывалось также, что Бог на седьмой день отдыхал. Ясно, что речь идет не о каких-то больших исторических периодах, а о днях. Эта библейская картина мира сохранилась до наших дней, и верующие, хотят они этого или нет, должны ее признавать. Было время, когда верующие совершенно серьезно считали, что у женщин должно быть на одно ребро больше, чем у мужчин. Их предположение не подтвердилось, так что, с этой точки зрения, невозможно представить, чтобы женщина была создана из ребра мужчины.

Основное содержание христианской картины мира:

– центром всего мироздания является Высший Разум – Бог; Он есть всеобъемлющая Истина, абсолютное Добро и совершеннейшая Красота, высшая Справедливость; Он – абсолютное, вечное и неизменное бытие; мир же – бытие сотворенное (за 6 дней по Библии), изменяющееся, конечное в пространственно-временном смысле; Бог – творец и направляющая сила развития мира (Промыслитель);

– «тварный» мир, двухполюсный по своей сути (духовный и материальный), имеет трехслойное строение – божественный небесный, земной уровень и преисподняя;

– существование и эволюция земного мира имеют в своей основе борьбу двух сил – мирового Добра (Христос) и мирового Зла (антихрист);

– человек есть высшая ступень творения в материальном мире; он создан «по образу и подобию Божьему», принадлежит и материальному (тело), и духовному (душа, дух) мирам; в результате грехопадения человек (а с ним и весь материальный, физический мир) утратили первозданную чистоту и близость к Богу, поддавшись влиянию мирового Зла;

– поскольку человек занимает особое место в мире (он – центр материального мира, цель и венец творения), то важнейшее всемирное значение имеет его спасение (ибо это означает и спасение всего мира, его очищение, обновление). Спасение человека – это процесс его обожествления, соединение с Богом в Царстве Божием. Своими силами человек спастись не в состоянии; только благодаря боговоплощению и искупительной жертве Христа, через усвоение божественного Откровения с помощью церкви у человека имеется надежда спастись (и содействовать спасению мира), достичь высшей пред-определенной цели – Царства Божьего;

– учение о конечных судьбах человека и мира включает догматические положения о втором пришествии Христа, конце греховного мира, страшном суде, окончательной победе над антихристом.

ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЕ СВЯЗЬ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНЦЕПЦИЯМИ БЫТИЯ

Духовный (идеальный) мир или идеальное бытие не имеет самостоятельного, независимого существования. Во-первых, он неотделим от мозга человека (вторичен как свойство по отношению к своему носителю); во-вторых, он зависим, вторичен относительно материального мира по своему содержанию: сознание человека, его ощущения, мысли, переживания и т.п. являются отражением объективных условий его существования. Таким образом, духовный мир – это отраженная реальность, субъективная, вторичная, производная от объективной реальности (материального мира). Поэтому иногда в диалектико-материалистической философии всеобщее бытие отождествляется с бытием материальным; имеется в виду, что материальный мир – единственная самостоятельно существующая объективная реальность.

Философская картина мира характеризуется тем же своеобразием, которое свойственно и самой философии, и по существу включает в себя основную философскую проблематику (о содержании философской картины мира см. табл. пред.лекции о бытии!).

Понимание мироздания, его структуры лежит в основе мировоззренческих представлений человека и составляет содержание категории бытия. В истории философии формировалось учение о бытии – онтология, при этом сама категория бытия со временем получала различные толкования. Впервые она была определенно обозначена в древнегреческой философии: одни философы (школа элеатов, Парменид) понимали бытие как неизменную, единую, неподвижную реальность; другие (Гераклит), наоборот, придавали ему свойство непрерывного движения, становления.

В XVIII–XIX вв. в трактовке понятия категории бытия определяющее значение приобрело противопоставление духовного (сознание) материальному (объективная реальность), причем в понимании характера взаимоотношения этих противоположностей у философов имелись расхождения разной степени (у материалистов и идеалистов – принципиальные).

В философии диалектического материализма проблема бытия занимает центральное место.Бытие как таковое по существу отождествляется со всей действительностью и в общем плане разделяется на бытие материальное (объективное) и бытие духовное (субъективное), иными словами – на материю и сознание, соотношение между которыми (сложное, диалектическое) объявляется основным вопросом философии.

Итак, бытие – это философская категория, отражающая и обозначающая «существование, действительность, реальность». Это общая, предельно широкая категория, которая включает в себя посредством признака существования все предметы, явления, процессы действительности, все мироздание. Учитывая особенность данной категории (предельная широта, всеобщность), можно говорить о всеобщем бытии; подвергнув ее логической операции деления, мы получим категорию бытия материального (обозначающую материальный мир или объективную реальность, которая включает в себя природные и общественные предметы, процессы, явления), и категорию бытия духовного (обозначающую духовный мир или идеальную, субъективную реальность, т.е. представления, мысли, идеалы, убеждения, эмоции, волевые усилия и т.п.).

Вопрос о том, как соотносятся между собой эти две формы бытия (точнее говоря, какая из них признается первичной), есть основной вопрос философии, который по существу является выражением на абстрактном, теоретическом (философском) уровне основной мировоззренческой проблемы – проблемы взаимосвязи и взаимозависимости мира и человека.

(Категория бытия может иметь и более дробное деление: бытие природы, общественное бытие, бытие человека и т.п.)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.