Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика анализа финансовых результатов





Финансовые результаты деятельности коммерческой организации характеризуются суммой полученной прибыли и ее уровнем рентабельности.

Основными источниками информации при проведении анализа являются данные аналитического бухгалтерского учета и отчет о финансовых результатах.

Алгоритм и последовательность анализа финансовых результатов

А. Д. Шеремет предлагает проводить анализ прибыли и рентабельности продукции в следующей последовательности:

1. Формируется ряд показателей, в которых проявляются финансовые результаты организации». При этом выделяются такие показатели, как валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток от продаж и прочей внерализационной деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

2. Анализ на предварительном этапе проводится как по абсолютным показателям прибыли, так и по ее относительным показателям, например по отношению прибыли к выручке от продажи – по рентабельности продаж.

3. Углубленный анализ осуществляется путем исследования влияния на величину прибыли и рентабельность продаж различных факторов, которые подразделяются на группу внешних и группу внутренних факторов.



4. Затем анализируется влияние инфляции на финансовые результаты от продаж продукции.

5. Изучается качество прибыли – обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли.

6. Проводится анализ рентабельности активов предприятия.

 

Таблица 1.2 - Общая характеристика показателей рентабельности

Наименование показателя Способ расчета
Рентабельность производственной деятельности Рп (рентабельность производства) Рп=БП/ОС+МПЗ * 100%БП-бухгалтерская прибыль (до налогообложения) (форма № 2), ОС - средняя стоимость основных средств за расчетный период (форма № 1), МПЗ -стоимость материально-производственных запасов за расчетный период
Рентабельность продаж (Рпродаж) Рпродаж = БП/ВР * 100%БП - бухгалтерская прибыль ВР - объем продаж (форма № 2)
Рентабельность активов (имущества) Рентабельность совокупных активов(РА) РА = БП / А * 100%А - средняя стоимость совокупных активов за расчетный период (форма № 1)
Рентабельность внеоборотных активов (РВОА) РВОА = БП/ ВОА * 100%ВОА - средняя стоимость внеоборотных активов за расчетный период (форма № 1)
Рентабельность оборотных активов (РОА) РОА = БП/ ОА * 100% ОА - средняя стоимость оборотных активов за расчетный период (форма № 1)
Рентабельность чистого оборотного капитала (РЧОК) (собственного оборотного капитала) РЧОК = БП/ЧОК * 100% ЧОК - средняя стоимость чистого оборотного капитала за расчетный период. ЧОК (СОК) = собственный капитал (III раздел баланса) - внеоборотные активы (I раздел баланса)
Рентабельность собственного капитала (РСК) РСК = ЧП/ СК * 100% ЧП -чистая прибыль (форма № 2) СК - средняя стоимость собственного капитала за расчетный период (форма № 1)
Рентабельность издержек (Ризд) Ризд = Пi/Сi * 100% П - прибыль по калькуляции издержек на изделие (или группу изделий) С - себестоимость изделия по калькуляции издержек.
Рентабельность реализованной продукции (Ррп) Ррп = Прп/Срп *100% Прп - прибыль от реализации продукции Срп - полная себестоимость реализации продукции (товаров)

 



7. Осуществляется маржинальный анализ прибыли.

Н. Н. Селезнева рекомендует проводить анализ финансовых результатов и рентабельности организации в следующей последовательности:

1. Дается классификация прибыли, которая рассматривается как показатель эффекта хозяйственной деятельности. В целях анализа прибыль классифицируется:



· по порядку формирования: валовая прибыль, маржинальный доход, прибыль до налогообложения, чистая прибыль;

· по источникам формирования: прибыль от реализации услуг, прибыль от реализации имущества, внереализационная прибыль;

· по видам деятельности: прибыль от обычной деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, прибыль от финансовой деятельности;

· по периодичности получения: регулярная прибыль, чрезвычайная прибыль;

· по характеру использования: прибыль, направленная на дивиденды (потребленная), прибыль капитализированная (нераспределенная) прибыль.

Одновременно с этим ею выделяются следующие цели управления прибылью:

· максимизация прибыли в соответствии с ресурсами предприятия и условиями рыночной конъюнктуры;

· достижение оптимального соотношения между максимально возможным уровнем прибыли и риском ее получения;

· высокое качество прибыли;

· обеспечение соответствующего уровня выплаты дивидендов собственникам;

· обеспечение достаточного объема инвестиций за счет нераспределенной прибыли;

· увеличение рыночной стоимости предприятия;

· обеспечение эффективных программ участия персонала в распределении прибыли.

2. Формируются показатели прибыли, раскрываются основы их расчета и раскрываются взаимосвязи между ними.

3. Перечисляются экономические факторы, влияющие на величину прибыли, проводится факторный анализ прибыли до налогообложения.

4. Рекомендуется при анализе учитывать влияние инфляции на финансовые результаты.

5. Проводится анализ «качества» прибыли, под которым понимается «обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации». Прибыль имеет высокое качество, если растет объем производства, снижаются расходы по производству и реализации, низкое качество прибыли означает, что имеется рост цен на продукцию без увеличения объема выпуска и продаж в натуральных показателях. Кроме этого, качество прибыли характеризуется:

· состоянием расчетов с кредиторами, чем меньше просроченной кредиторской задолженности, тем выше качество прибыли;

· уровнем рентабельности продаж;

· коэффициентом достаточности прибыли;

· структурой рентабельности по видам продукции.

6. Рассматриваются денежные потоки организации в целях выяснения степени достаточности поступлений денежных средств по текущей деятельности для обеспечения оттоков по текущей и инвестиционной деятельности предприятия. Предлагается увязывать анализ финансовых результатов с анализом денежных потоков.

7. Осуществляется анализ финансовых результатов по финансовой отчетности предприятия, т. е. изучаются их уровень, динамика (горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках) и структура (вертикальный анализ).

8. Предложена схема факторного анализа общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) и прибыли от реализации продукции.

9. Изменение прибыли от реализации продукции находится под воздействием факторов двух групп. В состав первой группы входят: изменение объема реализации продукции в оценке по базисной или плановой себестоимости, изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции. Вторая группа факторов представлена экономией от снижения себестоимости продукции, экономией от снижения себестоимости продукции за счет структурных сдвигов, изменением издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги, изменением цен на один рубль продукции.

Недостаток данной методики состоит в том, что при раскрытии состава факторов, влияющих на изменение прибыли, допущена методологическая ошибка, заключающаяся в том, что рекомендуется дважды учитывать влияние одного и того же фактора на изменение прибыли, а именно структурный сдвиг в ассортименте продукции учитывается одновременно в двух группах факторов. Можно отметить, что вызывает вопрос предлагаемая классификация факторов и ее разделение на две группы.

10. Затем рекомендуется проводить анализ использования прибыли на основе отчета о прибылях и убытках, рассматривая основные направления использования чистой прибыли. Автором предлагается в ходе вертикального и горизонтального анализа использования чистой прибыли рассчитывать коэффициент капитализации, темп устойчивого роста собственного капитала, коэффициент потребления прибыли. При этом под коэффициентом капитализации прибыли понимается удельный вес в общей величине чистой прибыли средств, направленных в резервные фонды и фонд накопления, под коэффициентом потребления - удельный вес средств из чистой прибыли, направленных на потребление (фонд потребления, фонд социальной сферы, дивиденды, на благотворительные и прочие цели) в общей величине чистой прибыли. Темп устойчивого роста собственного капитала представляет собой отношение между разностью чистой и потребленной прибыли и величиной собственного капитала в среднем за анализируемый период.

11. Высказываются соображения, что завершающим этапом анализа финансовых результатов должен быть анализ рентабельности, в рамках которого должны определяться показатели рентабельности, дается определение экономической и финансовой рентабельности с рассмотрением эффекта финансового рычага, проводится анализ рентабельности активов, собственного капитала, рентабельности продукции и производственных фондов.

Обобщая сказанное, можно отметить, что методологический подход к содержанию экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия, должен заключаться в следующем:

Анализ финансовых результатов следует проводить, соблюдая логику движения от общего к частному и, далее, к определению влияния частного на общее. Иначе говоря, сначала анализируются обобщающие показатели финансовых результатов в их динамике, затем изучается их структура, определяется изменение в анализируемом периоде по отношению к базисному периоду или к бизнес-плану; выявляются факторы, действие которых привело к изменениям, показатели, с помощью которых можно дать количественную оценку влияния факторов на изменение финансовых результатов.

Детальный анализ финансовых результатов на основе углубленного изучения частных показателей и выявления резервов роста прибыли

Следуя данной логике анализа, прежде всего, изучается формирование прибыли, т. е. масса, динамика и структура совокупной (общей бухгалтерской) прибыли предприятия с выявлением факторов ее изменения и потенциальных резервов.

Затем анализируются:

· составляющие совокупной прибыли, которыми являются прибыль от продаж и прибыль от прочей деятельности (операционная и внереализационная прибыль);

· прибыль в разрезе выпуска конкретных видов продукции, конкретных договоров с покупателями;

· прибыль от прочей деятельности в разрезе отдельных операций и сделок;

· рентабельность (доходность) деятельности, в частности, рентабельность продаж, характеризующая величину прибыли на каждый рубль выручки от продаж.

Следующим направлением выступает анализ прибыли от продаж в составе маржинального дохода с выделением условно-постоянных и условно-переменных затрат в целом по предприятию и на уровне конкретного изделия. И, наконец, осуществляется предельный анализ или анализ приростных величин выручки и затрат в целях определения такого объема производства (продаж), которому соответствует возможность получения предприятием максимальной величины прибыли от продаж.

Показатели, используемые для анализа, оцениваются в базисных, плановых и фактически действующих ценах, учитывается действие инфляции, факторы риска и неопределенности при получении прибыли.

Расчеты изменений финансовых результатов ведутся прямым счетом и с применением различных методов экономического анализа, содержание которых изучается в его теории, позволяющих раскрыть систему частных изменений под воздействием различных факторов и показать ее связь с изменением обобщающих показателей.

Одновременно с этим изучаются источники получения прибыли, степень стабильности получения прибыли, а также разрабатываются мероприятия в целях реализации резервов и прогноза финансовых результатов.

 

Далее рассмотрим анализ состава, динамики и структуры финансовых результатов ООО «Центр расчетов»

 

Конец 1 главы:


Таким образом, мы рассмотрели теоретические аспекты бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов и выяснили, что в условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью деятельности предприятия. Прибыль создает гарантии для его существования и развития. Определили, что финансовый результат – это комплексное понятие, которое отражает совместный результат от производственной и коммерческой деятельности предприятия в виде выручки от реализации, а также конечный результат финансовой деятельности в виде прибыли и чистой прибыли. Финансовое положение предприятий в настоящее время во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. В сложившихся условиях, исходя из принятой финансовой стратегии, предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать величину прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, конечный финансовый результат, важнейший показатель эффективности работы организации, источник его жизнедеятельности. Положительный финансовый результат приводит к росту прибыли, которая свою очередь создает финансовую прочную основу для осуществления расширенной хозяйственной деятельности предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед работниками, поставщиками, бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому достоверность исчисления и распределения положительного финансового результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей бухгалтерского учета.

Информация о финансовых результатах деятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем, при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.

Одна из важнейших задач бухгалтерского учета на любом предприятии является поиск путей достижения положительного финансового результата на всех стадиях учета. Если бухгалтер исходя из принципа документированного отражения хозяйственных операций будет только кодировать с помощью проводок уже оформленные хозяйственные договоры и действия, то он не сможет повлиять на финансовый результат. Ему целесообразно включиться в работу на самой ранней стадии принятия решений о проведении тех или иных видов хозяйственных операций и проводить предварительные исследования. Отсюда возникает настоятельная необходимость в разработках простых для практического использования методов планирования и прогнозирования финансовых результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно - правовые акты

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта 2006 г.).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. №43н).

3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.199 9г. №32н).

4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н).

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н. в редакции приказа МФ РФ от 7.05.2003г. №38н).

6. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

7. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Литература

8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 425 с.

9. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 235 с.

10. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. – К.: Ника-Центр, 2008. – 468 с.

11. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.

12. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф.. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – М.: Издательский дом Герда, 2007. – 214 с.

13. Вахрушина М.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Омега-Л, 2008. – 568 с.

14. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. – 144 с.

15. Жминько С.И., Швырева О.И., Сафонова М.Ф. Внутренний аудит. – М.: Феникс, 2008. – 318 с.

16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 472 с.

17. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБЮЛ Гриженко Е.М., 2009. – 321 с.

18. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 256 с.

19. Ковалев В.В., Ковалев Вл.В. Финансы предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 452 с.

20. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.Л., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ. – М.: КНОРУС, 2008. – 224 с.

21. Нечитайло А.И. Учет финансовых результатов и распределения прибыли. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

22. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. – М.: Инфра-М, 2007. – 512 с.

23. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009. – 552 с.

24. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАЦА, 2008. – 639 с .

25. Середа К.Н. Аудит. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2008. – 318 с.

26. Суйц В.П., Ситникова В.АК. Аудит. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2008. – 168 с.

27. Феоктистов И.А. Расходы организации. Бухгалтерский и налоговый учет. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. – 402 с.

28. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 237с.

29. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Иванова Ю.Н. – 2-ое изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 417с.

Периодические издания

30. Егорова Л.И. Методика финансового оздоровления экономического субъекта // Финансовый менеджмент. – 2009. – № 4 . – С. 12-15.

31. Лумпов Н.А. Формула прибыли: подход к анализу и построению // Финансовый менеджмент. – 2010. - № 3. – С. 34-37.

32. Лумпов Н.А. Формула прибыли: учет различных видов деятельности // Финансовый менеджмент. – 2010. – № 6 . – С. 52-55.

33. Ружанская Н.В. Особенности расчета эффекта финансового рычага в российской практике финансового менеджмента // Финансовый менеджмент. – 2010. – №3. – С. 12-17.

34. Токаренко Г.С. Организация контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Финансовый менеджмент. – 2009. – № 10. – С. 13-18.

35.http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/analiz_finrezultatov/metodika_analiza_finansovykh_rezultatov_dejatelnosti_predprijatija/30-1-0-190

36. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=481733

37. http://buhuchet1.ru/uchfinrez/saudr/index.html

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.