Мыслительный (когнитивный) компонент оптимального концертного состояния.
Оптимальное концертное состояние
Для того чтобы выступать в концерте или сыграть на экзамене или зачете, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности.
Оптимальное концертное состояние по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют оптимальное боевое состояние.
И поэтому будет логично рассматривать подобное состояние, как и в спорте, по трем важнейшим параметрам – физическому, эмоциональному и умственному.
При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол.
Не особенно рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так как чрезмерные напряжения сгибательных мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и грудных мышцах.
Хорошая физическая подготовка, дающая ощущение здоровья, силы, выносливости и
хорошее настроение, прокладывают путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с
концентрацией внимания,
мышления и памяти, столь необходимых во время выступления.
При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризуются особым ощущением клавиатуры, смычка, грифа, мундштука.
Пианисты говорят о «легких» пальцах, скрипачи – о «полетных» руках, духовики – о «послушности» амбушюра.
Рекомендуется эти ощущения запоминать, записывать, проговаривать, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при разыгрывании перед выступлением.
Методы овладения оптимальным концертным состоянием
Слагаемыми оптимального концертного состояния являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии музыканта. Здесь можно наметить ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления. Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления За несколько дней до выступления музыкант должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление.
На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние,
на втором – прорабатывается образная картина концертного выступления.
Первый этап.
Расслабление мышц тела. Когда человек произвольно расслабит при помощи образных представлений мышцы своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием.
Его важнейшей особенностью является то, что в нем способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается.
Восстановительные процессы в этом состоянии протекают в полтора-два раза быстрее, чем в состоянии сна.
Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния.
Складывается из ощущений эмоционального подъема, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания играть для других и приносить им своим искусством радость.
Такого состояния легче добиваться исполнителям экстравертного плана, по сравнению с интровертами, но и у последних эмоциональное состояние может быть оптимизировано. Одним из важнейших показателей оптимального эмоционального состояния перед выступлением на сцене может служить частота сердечных сокращений, которую каждый музыкант должен найти у себя во время удачных и неудачных выступлений.
Согласно самоотчетам музыкантов различных специальностей, оптимальная частота пульса у большинства студентов перед зачетом или экзаменом равнялась 75-80 ударам. Пользуясь методом психоэмоциональной регуляции, можно как понижать, так и повышать частоту пульса, приводя его к тем показателям, которые для данного музыканта оптимальны.
Мыслительный (когнитивный) компонент оптимального концертного состояния.
Складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых игровых движений и
воплощаемых слуховых образов.
Перевод программы умственных представлений, содержащихся в сознании, в технический аппарат музыканта осуществляется при помощи целенаправленной исполнительской воли, которая включает через контролирующую деятельность внимания все психические процессы – мышление, память, воображение.
Волевое сосредоточение внимания позволяет музыканту перенести все то, что было сделано в умственном плане, в процессе предварительной работы, во внешний план, т.е. показать свою работу слушателям.
Умение сосредотачивать внимание и длительно удерживать его на каком-либо объекте – такой же важный компонент оптимального концертного состояния, как и поддержание физической формы и умение регулировать частоту сердечных сокращений.
Сосредоточение в момент исполнения только на том, что ты в данный момент играешь – задача практически неразрешимая для невнимательного человека.
Отвлекающие мысли в момент исполнения почти всегда приводят к ошибкам. Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия
В первом случае нарастающее волнение перестает уравновешиваться усиливающимся процессом торможения. Это происходит в силу того, что у большинства людей сила возбуждения нервной системы сильнее силы торможения. Сильное волнение проявляется в напряженных и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдельных слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуляции. Движения становятся напряженными, плечи – слегка приподнятыми, дыхание – учащенным и поверхностным. Кожа на лице начинает покрываться красноватыми пятнами, ладони становятся влажными, делаются частыми позывы на мочеиспускание (диурез).
Понятно, что долго пребывать в таком состоянии человек не может.
Нервная система начинает истощаться и после какого-то периода времени организм входит в 6 состоянии апатии – полного безразличия к тому, что с ним может произойти в данный момент.
В таком состоянии человек делается вялым, замыкается в себе, может появиться сонливость. Движения становятся неуклюжими, пропадает координация, речь замедляется, становится тихой, маловыразительной, с длинными паузами.
Музыкант испытывает недомогание и слабость. Так бывает в результате долгого ожидания очередности выступления не только у музыкантов, но и у начинающих спортсменов, актеров, артистов цирка.
При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек научается справляться с волнением. Если перерывы между выступлениями растягиваются, достигая 2-3 месяца, то адаптации не происходит.
В основу оптимального концертного состояния входят такие способности, как:
- музыкально-перцептивная – умение эмоционально воспринимать и переживать музыкальное произведение;
- экспрессивно-коммуникативная – воспроизведение замысла в условиях публичного выступления;
- эмоционально-регулятивная – умение управлять своими эмоциями.
Публичное выступление связано с ситуацией оценки выступающего со стороны других людей, которые могут повысить или понизить его самооценку.
Это вызывает рост психической напряженности, которая сначала повышает, а затем снижает устойчивость проявления выработанных психических процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, двигательных реакций.
В условиях психической напряженности человеку не всегда удается контролировать свои действия управляющей силой воли.
Но у музыкантов, обладающих исполнительской одаренностью состояние эстрадного волнения вызывает особый подъем духа, помогающий им в выступлении.
Способность находиться в оптимальном концертном состоянии тесно связана с такими характеристиками личности, как отсутствие чувства тревоги и беспокойства, сковывающей застенчивости.
Самое же главное здесь – горячее желание выступать перед слушателями и общаться с ними посредством музыки.
У тех, кто не обладает исполнительскими способностями, публичное выступление нередко страдает различными недостатками.
Чаще всего это бывает у музыкантов, у которых:
- отсутствуют навыки психической мобилизации на исполнение;
- не сформирована потребность в выступлении перед слушателями;
- не отличается высокая личностная тревожность и как следствие этого – снижение эмоциональной устойчивости;
- не осознаны цели профессионального обучения;
- исполняемые произведения недостаточно хорошо выучены;
- сформирован рефлекс на обязательное волнение перед выступлением и его отрицательное влияние на исполнение;
- внутренняя установка направлена не столько на исполнение произведения в нужном образе, сколько на самооценку собственной личности.
Интровертированным исполнителям по сравнению с исполнителями- экстравертами приходится прилагать, по-видимому, большее количество волевых усилий для того, чтобы достичь приемлемых результатов. Им в большей мере присуще качество личности, именуемое застенчивостью, общей характеристикой которого является ощущение страха и беспокойства в присутствии других людей, которые оценивают действия человека, склонного к переживанию этого состояния.
Еще большее напряжение во время публичного исполнения испытывают люди, обладающие повышенным уровнем тревожности.
Как черта личности высокая тревожность характеризуется склонностью испытывать в сложных ситуациях публичного выступления опасения и страхи, связанные с социальными последствиями успеха или неудачи выступления.
Вывод
Профессиональные достижения музыканта оказываются обусловленными не только его природными способностями и наличием хороших учителей, но и в значительной мере наличием у него сильной воли, под которой чаще всего понимают способность человека к преодолению препятствия как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели.
Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить те, которые представляются желательными, составляют суть волевого поведения.
Обладание этим умением связано с работой воображения и способностью представлять последствия своих действий в отдаленной жизненной перспективе.
В наибольшей мере навыков волевого поведения требует деятельность в экстремальной ситуации.
В деятельности музыканта такие ситуации чаще всего возникают в процессе публичного выступления на экзамене или конкурсном соревновании.
Для успеха в подобных ситуациях музыканту необходимо уметь приводить себя в оптимальное концертное состояние, которое имеет три компонента –
физический,
эмоциональный
и мыслительный.
Список литературы
1. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. –М., 1993. -195 с.
2. Пилипенко И. Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления. / Музыкальная педагогика. –Ростов н/Д: «Феникс», 2002. -288с. 3. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. Пособие для студентов и преподавателей. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -384 с
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|