Домировые религиозные системы
Проблема научного исследования древнейших этапов религиозного развития и реконструкции первобытных религиозных систем является одной из сложнейших в религиоведении, что связано как с временным отдалением (появление первоначальных религиозных верований датируется периодом верхнего палеолита - 40 тыс. лет до н. э.), так и с отсутствием, практически полным, материальных и духовных свидетельств того времени. Несколько проясняют картину археологические находки, имеющие отношение к изучаемому периоду и исследования религиозных верований племен, живущих в наше время и находящихся на стадии первобытного развития.
Большинство религиоведов выделяют следующие примитивные религиозные верования: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, земледельческий культ и шаманизм.
Общая характеристика родоплеменных религий:
· поклонение духам (природы, предков), имеющее вначале зооморфный характер (наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов), а впоследствии антропоморфный (перенесение присущих человеку свойств на явления природы, религиозные и мифологические образы);
· отсутствие профессиональных служителей культа;
· культ вождя;
· система возрастных инициаций (возрастные посвятительные церемонии);
· система магических обрядов, посвященных духам.
Магия (колдовство) – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления путем обращения к таинственным силам. Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно — все они были тесно связаны между собой.
По типам воздействия на предмет выделяется магия контактная (идея непосредственного перенесения магической силы на объект путем прямого контакта с ним или его частью) и имитативная (возд-вию подвергается копия или заменитель объекта) – все это – агрессивная магия.
Существует профилактическая – отгоняющая и очищающая (омовение, окуривание) – магия.
Кроме того выделяют магию любовную, военную, вредоносную, лечебную, промысловую, метеорологическую и т.д.
Если придерживаться теории о магическом («симпатическом» по Фрезеру) значении наскальной живописи (как это трактуется многими историками религии, например С. А. Токаревым или М. Элиаде), время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита. В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку. Позже магическими приемами занимались специально подготовленные люди – колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива. К магиям имеет отношение и система табу(запретов) как способ защиты от негативных влияний. Магия сохранилась по сей день как элемент современных религий (вера в могущество религиозных обрядов), и на бытовом уровне в виде ворожбы.
Фетишизм (талисман, амулет, идол) - поклонение материальным предметам как наделенным сверхъестественными свойствами. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца. Элементы фетишизма сохранились и в современных религиях (иконы, крестики, мощи, священные книги), и в повседневной жизни (игрушки, монетки, заячьи хвостики, кулоны и т. д.).
Анимизм (душа) - вера в самостоятельное сверхъестественное существование души и духов, как своеобразных двойников человека, животных, растений, явлений природы. Анимистические образы - это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы. С представлениями о бессмертии двойников связано и представление о загробной жизни. Жизнь души рассматривалась как продолжение реальной жизни. С развитием веры в духов и души появляются обобщенные понятия для обозначения сверхъестественных свойств вещей (или людей). Анимистический элемент в современных религиях в более усложненной форме выражен в представлениях о Боге, сатане, ангелах, бессмертных душах и т. д. Самостоятельно анимизм реализуется в спиритизме (вера в возможность общения с душами умерших) и в вере в привидения.
Тотемизм (его род) – комплекс обрядов и верований, связ. С представлениями о сверхъестественной связи человека и отдельных соц.коллективов с животными и растениями. Тотем - растение или животное (чаще последнее) - воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Тотему поклонялись, приносили жертвы и могли убить, следуя определенному ритуалу. Элементы тотемизма встречаются и в современных религиях, например в индуизме, где существует культ священных животных (коровы, обезьяны).
Земледельческий культ - система религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с земледелием и направленных на обеспечение и сохранение урожая путем обращения за помощь к духам и богам. К основным характеристикам земледельческого культа можно отнести:
· духи, считающиеся ответственными за урожай, занимают ведущее положение;
· ведущая роль женщины в религии (особенно в период матриархата);
· система человеческих жертвоприношений;
· идея смерти и воскрешения духов;
· идея о жизни душ в Царстве Небесном.
В современных религиях земледельческий культ проявляется в поклонении святым, ответственным за урожай, в некоторых праздниках (Рождество Христово - праздник рождения духа Солнца).
Шаманизм - вера в сверхъестественные способности и возможности шаманов – древних служителей культа (пораженных «шаманской болезнью»). Шаманам приписывалось также умение предсказывать будущее, узнавать, что делается в отдаленных пунктах, лечить, вызывать изменения в природе. Общение шамана с духами происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов (камланий) при сопровождении какого-нибудь музыкального инструмента. Появление шаманизма связано с переходом к патриархату, что способствовало выдвижению на ведущие роли, в том числе и в религиозной сфере, мужчин.
В отличие от родоплеменных религий национальные складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества в рамках определенного этноса (народности). Исторические, бытовые и культурные условия развития той или иной народности определяют особенности национальных религий. При этом народностно-национальные религии ассимилируют многие элементы родоплеменных. В ряде случаев складываются синкретические системы, в которых переплетаются верования и культ разных исторических типов религий. Носителями народностно-национальных религий являются в основном представители данного этноса. Для народностно-национальных религий характерны:
· политеизм;
· возникновение устойчивой идеи Бога или богов;
· детальная ритуализация обыденного поведения людей в традиционных формах (организация приема пищи, гигиенические правила, омовения и т. д.);
· строгая система религиозных предписаний и запретов;
· иерархичность в сфере духов;
· формирование и становление представлений о потустороннем мире;
· специализация культовой деятельности (появление отдельного сословия служителей культа);
· формирование религиозных организаций.
К народностно-национальным религиям относятся как ранние формы (древнеиранские, древнеегипетские, древнеиндийские), так и более поздние(зороастризм, греческий и римский политеизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, иудаизм).
Религии древнего мира, как правило, были политеистичными. Со временем складывается пантеон богов с выделением и особым почитанием одного из богов, который обычно ставится во главе пантеона. Таким образом, постепенно происходит процесс персонификации божеств.
Древнеегипетская религия сложилась как система политеистических верований и культов Древнего Египта в IV тыс. до н. э. В каждой области Египта были свои пантеисты и культы богов, воплощенных в небесных светилах, деревьях, камнях, животных, птицах и т. д. Позднее местные божества группируются в виде триад во главе с богом-демиургом. Особое место в древнеегипетской религии занимают представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земном. Характерной чертой этой религии является обожествление животных (бык, корова, баран, крокодил, кошка, сокол и т. д.).
Согласно представлениям древних египтян началом мира был хаос, водная пучина, из которой появились боги, создавшие землю, небо, людей и животных. С этих пор богом-демиургом становится Солнце.
Древнегреческая религия. Характерными особенностями этой религии были: одухотворение и одушевление явлений природы (анимализм) и связанные с ними человекоподобные боги, трактовка их поведения с помощью мифов. По мнению греков, все, что их окружало, было населено божествами. В период господства родовой знати мелкие местные божества были заменены олимпийскими богами во главе с отцом людей и богов - Зевсом.
Древнеримская религия в большей мере отображена в римской мифологии, создававшейся под влиянием греческой. В Риме для всех граждан был установлен обязательный культ древнеримской троицы - Юпитера, Юноны и Миневры. Со временем древнеримская религия приобретает более синкретичный характер.
Древнеиранская религия известна под названием парсизм, маздаизм, зороастризм (последнее название связано с именем основателя религии Заратустры, Зороастра). Это классическая дуалистическая система взглядов, которые возникают в VII ст. до н. э. В священной книге зороастризма «Авесте»представлены основные идеи этой религии: мир - это арена борьбы двух непримиримых сил (Ахурамазды и Ангра-Манью), воплощающих добро и зло. В этой борьбе участвуют люди, наделенные свободой выбора, и именно от них зависит окончательный итог этой борьбы. Культ зороастризма, основанный на вере в бессмертие души, загробную жизнь и конец света, связан с поклонением священному огню как очищающей силе. Эта религия сохранилась и в наше время (парсы в Индии и огнепоклонники в Иране), но не имеет широкого распространения.
Древнеиндийская религия - это совокупность религиозных взглядов и обрядов, которые возникли во 2 тыс. до н. э. Известны два этапа развития древнеиндийской религии:
· Ведический (Веды - священные тексты), представленный многочисленным пантеоном и разработанной системой жертвоприношений;
· Брахманский (выделяется каста духовных учителей - брахманов), когда появляются комментарии к ведам (Брахманы, Араньяки и Упанишады), а мир согласно этому учению управляется законами кармы (воздаяние), под влиянием которой происходит реинкарнация (переселение душ). Конечной целью верующего в брахманизме является освобождение от бесконечных изменений своих состояний (сансара).
Среди этнических религий современной Индии выделяют: индуизм, джайнизм, сикхизм.
Индуизм сформировался в середине І тыс. н. э. в результате слияния ведической и брахманской традиций с заимствованием религиозных и философских идей брахманизма (карма, сансара, реинкарнация, мокша). Среди множества богов наиболее почитаемые «тримурти» - (триада) - Брахма, Вишну и Шива, воплощающие три основные функции - создателя, охранителя, разрушителя. В индуизме отсутствует единая церковная организация, функционирование этой религии обеспечивается институтом жречества. На данном этапе индуизм исповедует 85% населения Индии, кроме этого, он распространен в Пакистане, Малайзии, Шри-Ланке, Непале, Бангладеш, ряде стран Африки.
Джайнизм возник в Индии в VI ст. до н. э. Название происходит от имен Махавира («великий герой») и Джина («победитель»), которыми был наделен основатель этой религии. Последователи джайнизма верят, что путем праведной жизни можно освободиться от сансары и достичь нирваны. Центральное место в учении джайнизма занимает признание существования двух изначальных оснований мира - духовного и телесного, живого и неживого. Животворящее начало имеют все предметы, но только человеку предоставлена возможность преодолеть карму.
Сикхизм - (ученик, последователь) возникает в результате синтеза некоторых индуистских идей с мусульманскими источниками в конце XV - нач. XVI вв. Основатель гуру (учитель) - Нанак, пытавшийся объединить индусов и мусульман. Согласно сикхизму существует единый неперсонифицированный бог, а все явления и человек в том числе - проявление божественной силы. Единственный путь спасения - путь любви к Богу, делающий всех людей равными. Вероучение сикхизма изложено в книге «Грантх Сахиб» (Господин книга), которая содержит наставления и жизнеописания гуру и является источником учения и объектом богослужения. Культ в сикхизме имеет синкретический характер и включает специальное посвящение, требование верности символу веры и правило пяти «К» (длинные волосы, короткие штаны, гребень, короткий меч и стальной браслет). Форма организации сикхизма - община, а последователи сикхизма в основном сосредоточены в штате Пенджаб (Индия).
Среди национальных религий Китая выделяют даосизм и конфуцианство.
Даосизм (дао - путь) возник примерно в VI в. до н. э. Основателем считается лао-цзы. Вероучение изложено в книге «Дао-де-цзын». «Дао» как главное понятие в даосизме объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. Это некий «путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди. Принцип наследования «Дао» - это «увей» (недеяние), т. е. следование естественности. В религиозном даосизме естественные процессы получают мистическое истолкование, а отсюда и использование магии, алхимии, лечебной практики, демонологии и других элементов народных культов и шаманских верований. Абсолютизация идеи бессмертия реализуется у даосов в различных способах продолжения жизни с помощью сексотерапии, диеты, пневмотерапии и т. д.
Конфуцианство основано Конфуцием в VI в. до н. э. И представляет собой развитую этико-политическую систему. Основные элементы вероучения изложены в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). Важное место в своей системе Кофуций отводил концепции «Неба» и «небесного веления», где «небо» - это и часть природы, и высшая духовная сила. Человек должен жить в согласии с определенными этическими правилами, определенными «небом» и моральным законом (Дао), постоянно их совершенствуя путем учения. В результате следования Дао и велениям «Неба» можно достигнуть уровня «благородного человека», который имеет пять «благородных качеств» - «жень» - человеколюбие, «и» (долг), «ли» - нормы поведения, «чжи» - знания, «синь» - верность. Эти принципы должны основываться на принципе «Сяо» - почитание родителей.
Традиционная религия японцев - синтоизм («путь богов») оформилась на основе родоплеменных анимистических культов и шаманизма в VI-VII вв. Последователи синто поклоняются сонму божеств и духов (ками), которые, по их мнению, оживляют всю природу и могут воплотиться в любой предмет. Особое место среди божеств занимает солнечная богиня Аматерасу. Согласно этой вере связь между ними и людьми осуществляется через представителя богини Солнца на земле - императора (микадо), который считается родоначальником всех японцев. С середины ХІХ в. до 1945 г. синтоизм считался в Японии государственной религией, составными частями которой были: династийный синтоизм; храмовый синтоизм; домашний синтоизм с культом богини Аматерасу; народный или вульгарный синтоизм культом локальных божеств и духов и теннонизм - культ императора и его предков. С 1946 г. синтоизм отделен от государства. Центр религиозной жизни синто - храм Ясукуни в Токио, а священная книга - сборник легенд «Кодзики».
Иудаизм - религия, распространенная среди евреев. Возник во 2 тыс. до н. э. на основе политических верований и обрядов кочевых племен Северной Аравии. Со временем из еврейских скотоводческих племен был создан племенной союз с общим культом бога Яхве. Священной книгой иудеев является Тора(Закон), включающий первые книги Библии, известные как Пятикнижие Моисеево. Кроме Торы, к священным книгам относятся также Талмуд и Танах (до І в. н. э.). Танах известен как Ветхий Завет, а Талмуд (учение) как пояснение и дополнение к Торе (состоит из Мишны и Гемары). В Торе и Талмуде изложены основные элементы вероучения евреев:
· вера в единого бога Яхве, создавшего мир и человека (по своему образу и подобию);
· вера в ангелов и демонов;
· вера в первородный грех;
· вера в богоизбранность еврейского народа;
· вера в приход мессии (спасителя);
· вера в наличие договора между богом и еврейским народом;
· вера в загробную жизнь;
· вера в воскрешение из мертвых.
Что касается культовой практики евреев, то Талмуд связывает верующего 613 предписаниями. К основным же элементам культа относятся:
· трехкратная ежедневная молитва;
· празднование субботнего дня;
· обрезание мальчика на седьмой день после рождения;
· ритуальное омовение;
· кошерная (разрешенная) и трефная (запрещенная) пища;
· магические обряды и ритуалы, магические предметы.
Культовым сооружением является синагога (молитвенный дом, школа), где раввины (учителя) осуществляют обряды к обучению Торе. Особое отношение к Торе породило со временем новые течения в иудаизме, связанные с пониманием и трактовкой священного текста - каббала и хасидизм.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|