Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и основания расходов бюджетов





Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

Глава 1. Расходы бюджетов и расходные обязательства………………………...

§ 1. Понятие и основания расходов бюджетов…………………………………...

§ 2. Разграничение расходных обязательств между публично-правовыми образованиями……………………………………………………………………...

Глава 2. Правовое регулирование осуществления расходов бюджетов………..

§ 1. Понятие и виды бюджетных ассигнований………………………………….

§ 2. Правовые основы составления, рассмотрения и утверждения бюджетов по расходам…………………………………………………………………………

§ 3. Механизм исполнения бюджетов по расходам……………………………...

Заключение………………………………………………………………………….

Список источников…………………………………………………………………

 

Введение

Актуальность темы исследования. В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекают к себе широкое общественное внимание и являются предметом активной дискуссии. Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.



Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Бюджет как фонд денежных средств имеет своим предназначением финансовое обеспечение задач и функций государства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований. За счёт бюджетных средств покрывается подавляющее большинство государственных и муниципальных расходных обязательств. В то же время осуществление расходов возможно лишь при условии полного и своевременного поступления в бюджет доходов. В связи с этим определяющая роль в стабильности бюджетных отношений отводится достоверному прогнозированию доходов бюджетов и их качественному администрированию. Это залог дальнейшего полного и своевременного осуществления расходов бюджетов и, как результат, бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований.



Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена также потребностями оптимизации механизма правового обеспечения государственных и муниципальных расходов в условиях резкого ограничения бюджетных доходов, кризисного состояния экономики. Перед государством стоит задача не только преодолеть финансово-экономический кризис, но и не допустить критического состояния в экономике и одновременно сохранить способность на должном уровне финансировать государственно значимые задачи, такие как обороноспособность страны, развитие промышленности и сельского хозяйства, социального обеспечения населения и т.д.

Потребности государственного управления в сфере расходов состоят в одновременном решении не только названных задач, но и создании концептуально новых подходов в организационно-правовом обеспечении использования бюджетных средств.

Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере государственных и муниципальных расходов.



Предметом диссертационного исследования является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по формированию расходов бюджетов, а также совокупность финансово-правовых норм и соответствующая правоприменительная практика в сфере государственных и муниципальных расходов.

Цель данного исследования - изучение правового регулирования расходов бюджета РФ, комплексный анализ изменений бюджетного и другого законодательства в части урегулирования государственных и муниципальных расходов, а также формулирование предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования расходов.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

- сформулировать понятие расходов бюджетов;

- охарактеризовать основные виды расходов бюджета РФ;

- изучить формы распределения бюджетных средств;

- выявить основные проблемы в регулировании бюджета РФ.

Методологическую основу работы составляет комплекс современных методов научного познания: диалектико-материалистический метод, анализ и синтез, метод сравнительного правоведения, формально-логический, исторический, системно-структурный и др.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список источников.

 

Глава 1. Расходы бюджетов и расходные обязательства

Понятие и основания расходов бюджетов

Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку «финансы» - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и «бюджет» представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Использование бюджетных средств, будучи компонентом финансовой деятельности, порождает общественные отношения, к которым применяется понятие расходов бюджетов.

Расходы бюджетов рассматривают как составную часть государственных и муниципальных расходов, которые реализуются, в первую очередь, публично-правовыми образованиями и направлены на выполнение задач и функций государства в целом, его территориальных подразделений, муниципальных образований. О.Б. Шемякина в зависимости от источников финансирования подразделяет государственные и муниципальные расходы на следующие виды: расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; расходы государственных внебюджетных фондов; расходы, осуществляемые за счет кредитования Банка России; страховые выплаты по обязательному и коммерческому страхованию; выплаты по государственному долгу. Ученый отмечает, что основная масса расходов осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы страны.[1]

За счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации реализуется основная масса функций государства и его территорий по управлению обществом и обеспечению их жизнедеятельности. Денежные средства, направляемые на решение задач в области обороны, правоохранительной деятельности, управления, экономической и социальной политики обычно называют бюджетными расходами или расходами бюджетов. Понятие «расходы бюджета» является одним из ключевых в теории финансового права. Между тем единого мнения о его содержании и сущности среди ученых-финансоведов нет.

Большинство исследователей справедливо отталкиваются в своих рассуждениях по данному вопросу от законодательно закрепленного определения. Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет расходы бюджета как выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. По мнению Ю.А. Крохиной, легальная дефиниция расходов бюджета не отражает юридического аспекта указанной категории, поэтому автор предлагает ввести в научный оборот следующее определение расходов государственных бюджетов – это публичные, не создающие и не погашающие финансовых требований непрерывные затраты государства в виде строго опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства (Российской Федерации и ее субъектов).[2]

По словам Д.Л. Комягина, в законодательно утвержденном определении понятия «расходы бюджета» за основу взят кассовый признак, обусловленный характером операции – приходной (зачисление на банковский счет) или расходной (списание с банковского счета). Однако, по мнению ученого, «такой подход не учитывает сложность финансового баланса публично-правового образования и неоднозначности некоторых операций, которые, являясь кассовыми поступлениями, порождают обязательства по выплате (например, получение займа или кредита) или, наоборот, являясь кассовыми выплатами (возврат займа), сопровождаются положительной балансовой записью».[3]

Кроме того, финансово-правовой литературе для уяснения понятия и сущности бюджетных расходов используется многоаспектный подход. Его, в частности, продемонстрировал Д.Е. Фадеев, по мнению которого под расходами бюджетов понимается: 1) сложная система распределения и перераспределения денежных средств и финансовых потоков, направляемых на экономическое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований исходя из необходимости ориентирования на конечный результат; 2) процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на определенный плановый период; 3) набор способов и приемов, различных методик, посредством которых финансовые ресурсы из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ поступают получателям и распорядителям бюджетных средств.[4]

Различные трактовки понятия «расходы бюджетов» предлагает А.Е. Абрамова, усмотревшая в легальном определении лишь материальное содержание расходов бюджета и предлагающая рассматривать их следующим образом: 1) отношения, возникающие в связи с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств по отраслевому, целевому и территориальному назначению; 2) одна из сторон финансовой деятельности государства (местного самоуправления).[5] «Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. Активная роль государства в жизни общества, проведение социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что вызвано, в свою очередь, действием ряда факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств».[6] На основании вышеизложенного можно сделать вывод о неоднозначности и сложности понятия «расходы бюджетов».

Правовое регулирование расходов бюджетов осуществляется на основе ежегодно принимаемых федеральных законов о федеральном бюджете, соответствующих законов субъектов РФ и актов местного самоуправления. Единство правовых норм, регулирующих расходы бюджетов всех уровней, закреплено в ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, которая гласит: «Формирование расходов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно Бюджетному кодексу РФ расходные обязательства определяются как обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (России, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Данное понятие было введено в Бюджетный кодекс РФ в 2004 г. и в первоначальной редакции формулировалось как обязанность публично-правового образования предоставить средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда). Таким образом, расходное обязательство – это обязательство публично-территориального образования предоставить средства соответствующего бюджета. Наряду с понятием «расходные обязательства» в БК РФ дается определение бюджетному обязательству. Бюджетные обязательства, как указывается в кодексе, представляют собой расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. То есть - это расходное обязательство, исполнение которого должно быть предусмотрено в Законе о бюджете, принимаемом на очередной финансовый год. Видится, что расходное обязательство и бюджетное обязательство соотносятся как общее и частное и бюджетное обязательство производно от расходного.

В соответствии с постановлением Конституционного суда «Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств...».[7] Проанализировав данное Постановление, можно согласиться с А.Г. Паулем в том, что финансовые обязательства государства предусматриваются институтом расходов бюджетов, а федеральный закон о федеральном бюджете лишь «собирает» их в едином финансовом плане и предусматривает конкретные средства на их финансирование.[8]

.

 

 


[1] Финансовое право: учеб. / под ред. Е.Ю. Грачевой. М., 2012. С. 400 (авт. гл. 20 О.Б. Шемякина).

[2] Крохина Ю.А. Базисные категории бюджетного права: доктрина и реальность // Журн. рос. права. 2002. № 2.

[3] Комягин Д.Л. К вопросу о классификации бюджетных расходов // Реформы и право. 2010. № 3.

[4] Финансовое право: учеб. / отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М., 2011. (авт. § 4 гл. 7 Д.Е. Фадеев).

[5] Бюджетное право: учеб. / под ред. Н.А. Саттаровой. М., 2009. (авт. гл. 5 А.Е. Абрамова).

[6] Бюджетное право: учеб. / под ред. Н.А. Саттаровой. М., 2009. (авт. гл. 5 А.Е. Абрамова).

[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 г.», «О федеральном бюджете на 2003 г.», «О федеральном бюджете на 2004 г.» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федера- ции и жалобой гражданина А.В. Жмаковского».

[8] Пауль А.Г. Расходы бюджетов: понятие и особенности // Финансовое право. 2005. № 7. С. 25-27.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.