Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел II. Химия в контексте устойчивого развития общества.





2.1.Система современного химического знания. Предмет химии как науки. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира. Основные понятия и законы химии. Структурные уровни организации материи, изучаемые в химии: атом, химический элемент, ион, молекула, химическое вещество. Нано-, микро- и макрообъекты. Периодический закон и его значение для современной науки. Химические вещества: простые и сложные, органические и неорганические. Смеси. Химические вещества в природе. Нефть и природный газ как источники органических веществ. Причины многообразия химических веществ. Классификация и основные свойства неорганических и органических соединений. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества. Растворы: водные и неводные. Структура и уникальные свойства воды. Особенности растворения различных веществ в воде. Водородный показатель (рН) как мера кислотности среды. Химические процессы. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую и электрическую. Понятие о цепных реакциях и свободных радикалах.



2.2.Современная химия: экономический и социальный аспекты. Масштабы химического производства. Способы оценки и прогнозирования возможных негативных воздействий производства на окружающую среду. Проблема сырья в обстановке истощения природных ресурсов. Источники энергии и новые виды топлива. Понятие о «зеленой химии» как экологически безопасных технологиях. Перспективные химические процессы и материалы. Свойства и области практического применения полимеров, металлов и сплавов, силикатных материалов, биологически активных веществ. Традиционные материалы с новыми свойствами. Химия и охрана окружающей среды. «Кислотные дожди». Проблема истощения озонового слоя. Загрязнение почв тяжелыми металлами и пестицидами. Роль химии в решении продовольственной проблемы. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации. Значение химических знаний в повседневной жизни (пищевые добавки, лекарства, средства контрацепции, бытовая химия и др.).



 

Раздел III. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания.

3.1.Особенности современного биологического знания и его эволюция. Биологическое познание в системе современной науки. Предмет биологии. Влияние физико-химических наук и математики на развитие биологии. Биология, кибернетика, синергетика: особенности взаимодействия. Специфика методов исследования биологических объектов и язык биологии. Эволюционные и революционные стадии развития биологического знания. Генетическая революция в биологии. Становление синтетической теории эволюции. Этические параметры современной биологии.

3.2. Современные концепции происхождения и сущности жизни. Сущность и определение жизни. Понятие «живая система». Отличия живых систем от неживых. Живой организм как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Информация в живых системах. Сущность концепции структурных уровней организации живой материи. Появление жизни на Земле. Материальные основы возникновения жизни на Земле. Возникновение первичной атмосферы и гидросферы, динамические процессы их усложнения. Образование первичных органических соединений и биополимеров. Формирование протобионтов. Появление нуклеиновых кислот как первоначальный этап перехода к возникновению жизни на Земле. Возникновение мембран, синтез белка, переход от гетеротрофного к эвтрофному способу питания. Возникновеник и роль многоклеточных организмов в формировании биосферы Земли. Основные концепции происхождения жизни на Земле: креационизм, гипотеза о самозарождении, гипотезы панспермии, гипотезы А. Опарина, Дж. Холдейна. Эволюционная теория Ч. Дарвина, ее современная трактовка. Концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества. Идея трансформации биосферы в ноосферу.



3.3. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе. Человек как единство биологического, социального и духовного. Проблема генезиса человека. Современная наука о факторах, закономерностях и этапах антропосоциогенеза. Биологические предпосылки возникновения социальности. Социальный аспект биологического познания. Биотехнологии, биоинженеринг и современное производство. Достижения и возможные негативные последствия развития биотехнологии. Биология, экономика и право: поиск путей развития, сохраняющих целостность природы. Ресурсы биосферы и демографические проблемы.

 

Заключение. Социальное измерение современного естествознания.

Научное знание: аберрации общественного сознания. Явление искаженного отражения в общественном сознании. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности. Феномен антинауки в современной культуре. Популяризация науки и научное просвещение. Амбивалентный статус СМИ в актуализации научного знания. Проблема общественного понимания науки. Понятие о технонауке. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности. Естествознание и технологии. Поиск общих механизмов развития природного и социального мира. Моделирование социокультурных явлений.

 

 

IV.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Список литературы

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 512 с.

2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 239 с.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – С. 832.

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. Для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 488 с.

5. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.

 

Дополнительная литература

6. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. – М.: Центрополиграф, 2002.

7. Андрейченко Г.В., Павлова И.Н. Концепции современного естествознания. Справочник для студентов. – Ставрополь: СГУ, 2005.

8. Басаков М.И. и др. Концепции современного естествознания. – Ростов н/д: Феникс, 1997.

9. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М.: Наука, 1994.

10. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М.: Наука, 2001.

11. Ганти Г. Жизнь и ее происхождение. – М.: Просвещение, 1984.

12. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003.

13. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: Центр, 1997.

14. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: хрестоматия для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: АСТ, Астрель, 2004.

15. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: Пер. с англ. В 3-х т. – М.: Мир, 1993.

16. Естествознание и основы экологии: Учеб. пособие / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страуд. – М.: «Академия», 2003.

17. Кадацкий В.Б. К вопросу о взаимоотношении общества и природы (междисциплинарный синтез): Учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.

18. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

19. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Скоробогатова. – СПб.: Изд-во Союз, 2000.

20. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов / Под общ. ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.

21. Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. – М.: Наука, 2002.

22. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996.

23. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

24. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Воронеж: МОДЭК, 2004.

25. Макдугалл Дж. Д. Краткая история планеты Земля: горы, животные, огонь и лед. – СПб.: Амфора, 2001.

26. Мальченко С.Н., Чистик О.В. Химические проблемы охраны окружающей среды. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – 134 с.

27. Мычко Д.И. Химия и возможности устойчивого развития в эпоху глобализации: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.

28. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2004.

29. Опарин А.М. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. – М.: Наука, 1968.

30. Павлова О.С. Развитие биологических концепций: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.

31. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – Спб.: Питер, 1999.

32. Современные проблемы теории эволюции / Под ред. Л.П. Татаринова. – М.: Наука, 1993.

33. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

34. Стражев В.И. К тайнам Вселенной: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.

35. Толкачев Е.А., Дынич В.И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.