Вопрос о формах превосходной степени
Выделение форм превосходной степени вызывает ряд споров. К этим формам могут быть отнесены:
1) Простые суффиксальные формы: сильнейший
2) Простые префиксальные формы
3) Аналитические формы: самый сильный
4) Аналитические типы: Наиболее сильный, наименее сильный
5) Аналитические формы типа сильнее всех
Все простые формы превосходной степени могут рассматриваться как результат словообразовательных процессов (сравним с формами субъективной оценки: злющий, большой-пребольшой), а все аналитические формы могут рассматриваться как свободные сочетания слов (словосочетания).
Меньше всего причин признавать сочетанием слов аналитические формы со словами: наиболее и наименее, т.к. только они за пределами форм степеней сравнения употребляться не могут.
Сравним: тот самый, с самого утра, вижу всех.
Тем не менее в русской грамматике 80г.. формы с наиболее, наименьшей вообще не упоминаются, все остальные аналитические формы рассматриваются как свободные сочетания.
ЗНАЧЕНИЯ ФОРМ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ
Выделяют два основых типа употребления форм степени:
1. Релятивный (относительный)
2. Абсолютный
В релятивных употреблениях меры признака у объекта сравнения сопоставляется со степенью его проявления у некого стандарта сравнения. Причем этот стандарт должен быть известен и говорящему, и слушающему.
Иначе говоря, при таком употреблении должен существовать либо конкретный предмет, известный собеседникам, либо признанный эталон.
Этот предмет, или эталон:
1) назван словом, зависимым от компоратива
например: Большая квартира намного просторнее старой.
2) может быть назван анафорическим словом из контекста
например: Ученый Либих придумал другой, лучший способ.
До этого зеркало делали сложно: с помощью оловянной бумаги и ртути.
Все обрадовались, когда опять стали обедать в детдоме. Там порции были скуднее, но к ним давали пайку хлеба.
3) может быть представителем того же предмета в другой момент времени
например: И там его становились слышнее, словно он уже вырос, стал смелее и решительнее.
При абсолютивных употреблениях сравнительной степени стандрат сравнения не соотносится с каким-либо другим носителем этого же признака.
Например,
Зиму и лето барон ходил в калошах, чтобы сапоги были целей.
Термин «грамматика» употребляется в лингвистике в разных хначениях: в более узких и боолее широких.
Она попросила сходить на рынок и купить мясо получше.
- БИЛЕТ 8. Лексико-грамматические разряды местоименных слов.
Местоименные слова
Часть речи: (признаки)
1. Семантика
2. Специфичные морфологические категории
3. Синтаксис
Замена признака (какой-то), замена предмета (что-то), замена обстоятельства места (где-то)
Местоимение «где-то» не имеет морфологических категорий
«Какой-то» - в некоторыз случаях морфологические признаки, как у прилагательного
«Что-то» - имеет признаки существительного, но они отличаются.
Таким образом, эти слова не могут рассматриваться как слова одной части речи, однако все они могут быть названы местоимениями. Иначе говоря, местоимения – это не название части речи, а название группы слов (местоименные слова), которые объединены особенностями семантики.
СЕМАНТИКА МЕСТОИМЕННЫХ СЛОВ
Существует 2 направления в интерпретации местоименной семантики:
1) местоименные слова считаются разнородными не только грамматически, но и семантически. При таком подходе местоименные слова описываются как перечень значений, свойственных их отдельным разрядам.
2) При втором подходе местоименные слова рассматриваются в качестве единого семантического класса. Самым простым образом семантика местоименных слов формулируется очень лаконично:
Местоимения не называют предметы/признаки (в широком смысле) и кол-во, а указывают на них. Однако указаниельность свойственна не всем местоименным разрядам.
Например: отстутствует указательность у местоимений я, ты, себя, понятие указательности не столь очевидно, как кажется.
Например: Карл Бюлер трактует указание (в частности указательность местоименных слов) как словесный аналог жеста и, прежде всего, жеста рукой. Указание (дейксис) предполагает наличие объекта указания, доступного для восприятия в момент речи. В широком понимании мы можем говорить о дейктичности всех местоименных слов, однако в таком случае придется выделять несколько типой дейксисов:
1. ролевой дейксис (роль в речевом акте): я, ты, мой, твой
2. собственно дейксис: он
3. указание на степень удаленности: этот, тот, вон, вот
4. указание на протранственную и временную локализацию: здесь, сейчас
Таким образом, не только местоимение может иметь указательное значение.
Значение указания в местоимениях по меньшей мере неоднородно.
Местоимения являются важнейшим средством, связанным с соотнесением высказываний с действительностью, речевой ситуацией.
Например: существительное дом обозначает любой дом вне действительности и речевой ситуации.
Этот дом – соотнесено с конкретной ситуацией, местом и временем.
Наиболее интересна ситуация с местоимением «я»: употребление «я» фиксирует тот факт, что говорящий является центральным звеном всей речевой ситуации.
Я пою. – Лена пою. (нет)
Он поет.-Дима поет.
Грамматические особенности местоименных слов
РГ-80 предлагает выделять среди прилагательных, наречий и числительных собственно знаменательные слова и местоименные.
Соответственно выделяются:
- местоименные прилагательные этот, который, какой-то и т.п.
- местоименные наречия: где, какой-то, какой
- местоименные числительные: сколько-то, несколько и т.п.
Местоимение субстантивного типа рассматривается как самостоятельная часть речи – местоименное существительное. Это связано с тем, что местоименные существительные обладают морфологическими и синтаксическими особенностями, отличающими их от обычных существительных. Все остальные местоимения морфологически и синтаксически от соответствующих им частей речи не отличаются.
РАЗРЯДЫ
Группы разнородных в частиречном отношении местоименных слов, обладающих общностью семантики (самостоят. раб.)
1) Вопросительные местоимения: кто, что, какой, который, сколько
* оппозицию кто — что можно проинтерпретировать так, что она состоит в противопоставлении лиц (т.е. тех, кто может принимать на себя роли, обозначаемые собственно личными местоимениями, и в первую очередь местоимением я) и не–лиц (т.е. того, что не может принимать на себя роль говорящего). Семантическая оппозиция вопросительных местоимений кто и что, следовательно, лишь частично соответствует противопоставлению одушевленных и неодушевленных существительных. Ср.: Видишь что? — Вижу жука (форма вин. пад. существительного жук совпадает с формой род. падежа; жук — существительное одушевленное); возможны варианты Видишь что? и кого? (применительно к жуку), но исключен вариант *Вижу жук, т.е. вариант, при котором существительное жук грамматически проинтерпретировано как неодушевленное. Вопрос кто может использоваться и по отношению к существительным, обозначающим совокупности лиц (людей), и квалифицируемым как неодушевленные в рамках падежного критерия (народ, толпа, отряд), а также собирательным существительным подобной семантики (молодежь, студенчество, родня).
2)Относительные местоимения: кто, что, какой, который, сколько
Данные местоимения отличаются от вопросительных по функции: они служат средством присоединения придаточного предложения к главному в рамках сложного предложения; при этом, в отличие от союзов, выступают в качестве члена предложения.
Покажи, что у тебя в руке
Относительное местоимение кто соотносится в реальной действительности только с людьми, «лицами». Если возможно вопросительное предложение Кто летит? применительно не к человеку (птица, комар), то неправильны предложения с относительным кто с такой референтной отнесенностью: *Птица, кто летит за кораблем...
3)Отрицательные местоимения: никто, ничто, некого, нечего,нисколько, ничей
Производны от вопросительных местоимений. Образованы при помощи отрицательных приставок не- и ни-. Тесно связаны по значению и с относительными местоимениями.
4) Неопределенные местоимения:некто, нечто, некоторый, некий, кто-то (‑либо, -нибудь), кое-кто, что-то (-либо, -нибудь). Так же как и отрицательные, данные местоимения производны от вопросительных. Естественно, связаны и с относительными местоимениями. При образовании использованы аффиксы со значением неопределенности: не-, кое-, -то, -либо, -нибудь.
+ из учебника
5) Притяжательныеместоимения: мой, твой, наш, ваш, свой.
Притяжательные местоимения соотносятся с собственно личными (я — мой, ты — твой и т. п.) и возвратным (себя — свой).
6) Указательныеместоимения: этот, тот, сей (устар.), это,то, оный (устар.), такой, таков, таковой (устар., книжн.), экий(экой простореч.), этакий (эдакий разг., простореч.), столько., здесь, там
7) Определительныеместоимения: весь, все, всё, всякий, каждый, любой, другой, иной, сам, самый, везде, всюду, повсюду
БИЛЕТ 7. Частеречные признаки местоимения-существительного. Лексико-грамматические разряды местоимений-существительных.
Счетное словосочетание = числительное + существительное
Понятия количества и числа, характерные для слов разных частей речи (пятёрка, десяток, пара — существительные; тройной, многочисленный — прилагательные; удвоить, увеличить — глаголы; вдвоём, трижды — наречия)
Числового значения недостаточно чтобы решить, что это числительное.
Два/две и оба/обе исключения т.к. имеют род
| два
| один
| морфологические
| 2-граммемный род
| 3-граммемный род
| синтаксические
| И. дваàстола – управление (счетный падеж)
Р. Двух ßстолов (согласование)
Д. двум ßстолам (согласование)
Это ведущий признак числительного.
| И. одинß стол
Р. Одногоß стола
Д. одинм ß столом
Это местоименное прил.
|
Существует узкое и широкое понимание числительного
При широком подходе к числительным относят порядковые числительные (при узком понимании это -порядковые прил, тк они не отличаются от прил по синтаксическим и морфологическим признакам) и сложные лексемо-наименования, в которые входят количественные числительные, сущ с числовым значением и порядковые прил.
При узком понимании к числительным относят только количественные и собирательные числительные, а также небольшое количество неопределенно количественных слов(местоименных числительных).
Узкий подход основывается на четком соблюдении принципа, в сообтвествии с которым числительные обладают уникальной грам. Особенностью на синтаксическом уровне: в формах И.п. и В.п. управляют формами сущ., ввходящих в количественное сочетание (счетный оборот), ав формах остальных падежей согласуются с сущ.
Дробные числительные даже при широком подходе рассматривают как словосочетания.
Три à целых и (сочинительная связь) четыреà сотых
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|