Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и задачи психологии в высшей школе





Самостоятельная работа

по дисциплине «Психология высшей школы»

Студентки 2 курса Магистратуры

Семидоцкой Анасатсии

«Психология высшей школы» магистратура, 2 семестр.

Преподаватель ‒ доц. Кирмач Г.А., galina_44@i.ua

Форма контроля ‒ зачет.

1. Предмет психология высшей школы, его задания, основные категории.

Советская высшая школа пользуется большим авторитетом во всем мире как самая демократическая и общедоступная, дающая специалистам глубокое современное научное образование и разностороннюю подготовку. Сейчас в стране 860 университетов и институтов, в которых обучается свыше 5 млн. человек. В вузах СССР учатся также свыше 49 тыс. граждан из более чем 135 стран. В высших учебных заведениях сейчас работает свыше 362 тыс. преподавателей, среди которых более 15,1 тыс. докторов наук и свыше 140,8 тыс. кандидатов наук.
Новые требования к учебно-воспитательному процессу в вузе, которые обусловлены бурным научно-техническим развитием нашего общества, совмещение обучения студентов с привлечением их к научно-исследовательской работе предполагают постоянное повышение качества и эффективности самого учебно-воспитательного процесса, заботу о количественном и качественном росте научно-педагогических кадров, готовящих в стенах вуза специалистов высокой квалификации для различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры.
Среди научных дисциплин и всей системы подготовки специалистов с высшим образованием важное место принадлежит психологии высшей школы. Научное содержание этой дисциплины составляет необходимую часть теоретического и практического арсенала современного преподавателя и руководителя вуза.
Для ускорения темпов прогресса во всех сферах жизни необходимо обеспечить воспитание и обучение всесторонне развитых и профессионально подготовленных людей. В числе наук, которые активно служат развитию главной производительной силы общества — человека, его способностей и дарований, увеличению пользы, которую он приносит обществу, одно из центральных мест принадлежит психологии. Будучи тесно связанной с общественными, естественными и техническими науками, она расширяет диапазон своей проблематики и включается, преодолевая известную диспропорцию в развертывании исследований, в решение задач высшего образования, в научное обоснование коммунистического воспитания студентов высшей школы, изучение особенностей их деятельности и деятельности преподавателей, в научный поиск путей и условий, реализация которых может повысить эффективность и качество подготовки высококвалифицированных специалистов.





Предмет и задачи психологии в высшей школе

Психология изучает индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении человека. Психология высшей школы изучает психику и психологические особенности деятельности студентов, преподавателей и руководителей вуза.
Психика отдельного человека включает психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые.
Познавательные процессы — ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление и речь — дают возможность овладевать знаниями и решать задачи, ориентироваться в обстановке, изучать отдельные объекты и среду в целом, предвидеть события.
Эмоциональные процессы окрашивают всю внутреннюю жизнь человека, участвуют в активизации его сил, «дают знать» о соответствии или несоответствии происходящего потребностям и целям.
Волевые процессы выражаются в саморегуляции, сознательном, мобилизующем усилии и управлении своим поведением. Наиболее ярко они проявляются при преодолении трудностей и препятствий.
Психические процессы включены в поведение и деятельность людей. Нет ни одной задачи, которая могла бы быть решена ими без проявления психических процессов.
Психические состояния — это временные состояния психики в целом (подъем, уверенность, готовность, удовлетворенность, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), от которых зависят уровни функционирования познавательных процессов, успехи практических действий, а также результаты внешних воздействий на человека, в том числе управляющих и воспитательных. Личность начинает складываться и проявляется тогда, « когда на основе сознания и самосознания появляется избирательное отношение к действительности, когда человек становится субъектом поведения и деятельности с определенной жизненной позицией, оценками, притязаниями, социально обусловленными качествами и свойствами.
Важнейшими психическими свойствами являются направленность, характер, темперамент и способности.
Направленность как свойство личности — это глубоко мотивированная целеустремленность. Мотивы выполняют в основном функции побуждения и смыслообразования. Вместе с тем они направляют поведение, участвуют в «энергетическом» обеспечении психической активности человека. Основа направленности — потребности, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Именно цели, мотивы и отношения к действительности раскрывают направленность личности, ее жизненную позицию.
На форму проявления характера и все поведение человека влияет темперамент, который выражает динамику его психики и сказывается на гибкости и подвижности взаимодействия с внешней средой, на быстроте мышления, памяти, приспособлении к новым условиям жизни.
Важным психическим свойством, отличающим одного человека от другого, являются способности, т. е. такие психические особенности, которые позволяют успешно заниматься одной или несколькими видами деятельности и, что важно подчеркнуть, совершенствоваться в них, овладеть ими.
По психическим свойствам можно судить об индивидуальных особенностях человека. От свойств зависит протекание и проявление психических процессов и состояний, постоянство психической активности, типичной для данного человека. Психологию интересуют особенности его знаний, навыков, умений, привычек, которые условно можно назвать психическими образованиями. Они складываются благодаря фиксированию в сознании результатов функционирования психических процессов, состояний, свойств. Психические образования — важное условие успешности решения профессиональных и других задач.
Наряду с индивидуальной психикой есть еще возникающие у групп и коллективов людей социально-психологические явления: традиции, оценки, интересы, вкусы и и т. п. Психология группы и коллектива характеризуется взаимоотношениями людей, их настроениями, мнениями, уровнем сознательности, товарищества, сплоченности, симпатиями, антипатиями и т. д. Личность и коллектив находятся в единстве, оказывают взаимное влияние друг на друга, мера которого зависит от их качеств. Социально-психологические явления играют важную роль в жизни вуза, в решении задач воспитания и обучения студентов, в работе кафедр и общественных организаций.
Предметом психологии высшей школы являются индивидуальные, а также и социально-психологические явления, порождаемые условиями вузов. Психология высшей школы изучает место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта, их проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов.
В отличие от общей психологии, изучающей общие закономерности, сущность психической жизни людей, психологию высшей школы интересуют прежде всего функционирование, изменение, развитие и формирование психики студентов, психологические особенности деятельности преподавателей.
Психология высшей школы — сравнительно новая отрасль психологической науки. Она синтезирует в определенных отношениях достижения педагогической, социальной, возрастной психологии, психологии труда и т. д. По своему основному содержанию она является педагогической психологией применительно к вузу. К числу ее основных задач можно отнести:
1. Участие в разработке «модели» современного специалиста с высшим образованием.
2. Проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, кафедр, руководящего состава вузов и выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, вузовского воспитания и обучения.
3. Изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов.
4. Выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста с высшим образованием (с учетом профиля вуза и курса, возрастных и социальных особенностей).
5. Разработку проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза.
6. Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества.
7. Исследование проблемы профориентации и профотбора в высшие учебные заведения.
8. Анализ процесса адаптации бывших школьников к вузовскому обучению, а выпускников вузов — к условиям трудовой деятельности.
Наиболее значительной задачей психологии высшей школы является проведение психологического анализа деятельности студентов. Поскольку личность студента проявляется и формируется в деятельности, то изучение ее особенностей, организации и содержания, темпа, уровня напряжения и т. д. выступает ключевым моментом в решении всех других психологических проблем высшего образования.
Изучение функционирования и проявления психики студентов и психологии студенческих коллективов в различных видах деятельности, на различных курсах, с учетом профиля вуза необходимо для успешного управления процессом формирования личности будущего специалиста, решения вопросов планирования учебного процесса, применения технических средств обучения. Велико теоретическое и практическое значение вузовской психологии. Она содействует вскрытию закономерностей развития и формирования психики студентов в условиях высшего учебного заведения, их психологической подготовки к профессиональной деятельности. Психология высшей школы соотносит задачи и процесс формирования личности студента с содержанием образования, оказывает помощь руководству вуза в организации и планировании учебного процесса, в решении вопросов научной организации труда студентов и преподавателей. Исследование данных психологии высшей школы способствует улучшению методики преподавания различных научных дисциплин, повышению успеваемости и эффективности воспитания и обучения студентов, привлечению средств наглядности и ТСО.
Овладение основами вузовской психологии положительно сказывается на педагогическом мастерстве преподавателя, позволяет ему рационально организовать свой труд, работу над собой.
Психология высшей школы может оказать помощь преподавателям в нахождении средств интенсификации учебного процесса, в отыскании новых методов обучения и воспитания студентов, вместе с тем она может обогатить содержание преподавания ряда предметов.
Говоря о функциях психологии, преподаваемой в системе университетского образования, Д. Г. Элькин считает, что самая важная из них — идеологическая: воспитание материалистического мировоззрения у молодежи. Курсы философии, этики, эстетики, научного атеизма находят в психологии убедительную аргументацию для защиты ряда важных методологических положений.
Решая вопросы профессиональной ориентации, отбора, конкретного определения целей воспитания и обучения студентов, участвуя в разработке модели современного специалиста, выявляя психологические условия эффективности функционирования всех звеньев вузовского организма, психология высшей школы способствует обоснованию системы подготовки кадров для народного хозяйства, науки и культуры через вузы.
В последние десятилетия исследованию проблем вузовской психологии уделялось большое внимание. В Ленинградском университете организован научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований, в котором изучаются сенсорные, мнемические, моторно-двигательные реакции, структура интеллекта студентов, основной обмен в организме, биохимический состав крови, кровяное давление, гальванические реакции кожи. Полученные экспериментальные данные связываются с показателями умственной активности и поведения их в процессе деятельности (учебной, исследовательской, общественной). Такое комплексное изучение способствует конкретизации и улучшению учебно-воспитательной работы.
В Московском энергетическом институте образована специальная лаборатория по изучению утомляемости и времени реакции студентов, что позволяет решать вопросы их работоспособности.
В Львовском университете организован научный центр по исследованию проблем педагогики и психологии высшей школы. Основная его задача — найти наиболее эффективные пути самообучения студента и наилучшие условия выработки навыков самостоятельного творчества.
В Эстонии, в Тартуском университете и Таллинском политехническом институте проводятся исследования по усовершенствованию учебного процесса.
В ряде крупных педагогических вузов страны открыты лаборатории по изучению НОТ в вузе; в Московском институте стали и сплавов читается большой курс организации умственного труда. В научно-исследовательских институтах АПН СССР изучаются психологические вопросы высшего образования.
Многие кафедры психологии проводят исследования по проблемам личности и умственной деятельности студентов, психологических аспектов преподавания, программированного обучения и т. д.
Перспективным является создание учебных пособий по психологии высшего педагогического, технического, медицинского и другого образования.



 

 

2. Роль психолого-педагогической подготовки будущего преподавателя высшей школы.

Преподавание - это в первую очередь общение, поэтому потенциальный преподаватель должен быть прежде всего общительным человеком. С психологической точки зрения это соответствует экстравертированному типу личности. Однако это еще не означает, что интроверт не может стать преподавателем. Поскольку преподавание - деловое общение, такого уровня может достичь любой человек, который считает своим долгом донести свои мысли до других. Это может делать и замкнутый в повседневной жизни человек.

Для освоения преподавания в вузе очень важно иметь четкую дикцию, обладать культурой речи.

Преподаватель, как и исследователь, должен быть ориентирован на поиск и выявление истины. Этот поиск приходится осуществлять чаще всего не в собственных исследованиях, а в сопоставлении содержания противоречивых литературных источников, отражающих концепции разных авторов. Для этого преподаватель должен обладать развитым логическим мышлением, умением выделить главное в разных источниках и логические связи между рассматриваемыми (а позже и преподаваемыми) объектами.

Преподаватель не должен быть диктором, "озвучивателем" чужих текстов или бесстрастным обозревателем точек зрения разных авторов - содержание преподаваемых учебных дисциплин должно быть пропущено через его сознание, однако, выражая личную точку зрения на преподаваемое, он должен оставаться объективным, предоставляя студентам возможность уяснить общее положение дел и осознать причины выбора излагаемой авторской концепции или сделанных им доработок позиций других авторов.

Поскольку высшее образование предполагает становление у студентов социально одобряемых нравственных ценностей, преподаватель должен быть носителем и выразителем социально одобряемых ценностей, иметь активную социальную позицию, выделять социальную значимость изучаемого.

Преданность своему призванию, обязательность, аккуратность отличают настоящего преподавателя, который осознает личную ответственность за проведение порученных ему занятий. Эти качества важны еще и потому, что их тиражирование среди студентов социально необходимо.

Доброжелательность, уважение к студентам и к их усилиям по освоению содержания образования, одобрение их инициативы, интеллигентность в общении, безусловно, обязательны для преподавателя. Реализуя такие отношения, он тиражирует перспективные отношения в обществе, вносит свой вклад в жизнь культуры.

Последовательная требовательность и объективность оценивания успехов студентов необходима каждому преподавателю, поскольку она организует работу студентов, ориентирует их на достижение определенного уровня усвоения учебного материала и освоения требуемой деятельности, способствует реалистичным самооценкам студентами своих способностей и возможностей.

Имея широкую разностороннюю эрудицию, проявляя интерес к литературе, искусству, следя за новинками в профессиональной сфере, преподаватель сознательно и подсознательно замечает и отбирает все, что полезно для совершенствования его преподавательской деятельности: иногда это дает возможность провести историческую аналогию, привести яркий и поучительный пример, включить в лекцию интересный факт или даже парадоксальную оценку, концентрирующую внимание студентов на связанном с ними объекте изучения.

Иногда считают, что преподаватель должен обладать бесконечным терпением, но терпение терпению рознь. Конечно, необходимо терпеть заблуждения добросовестного студента и помогать ему избавиться от этих заблуждений. Тем не менее нельзя терпеть проявления бескультурия и особенно наглости. Дело в том, что культура живет и развивается в поступках людей; она умирает при попустительстве антикультуре.

В заключение этого перечня напомним известную истину: "Лечить, судить и учить можно только с чистыми руками".

На вопрос, почему он считает преподавательскую деятельность самой полезной для общества, хорошо ответил Е. А. Энгельгардт (директор Петербургского педагогического института, а затем второй директор Царскосельского лицея): "Потому, что всякая другая деятельность, как бы она ни была усердна, остается деятельностью единичною, между тем как педагог, воспитав и образовав хотя только десять юношей, этим удесятерил свою деятельность на пользу обществу. Я полагаю, что нет полезнее и выше призвания педагога, посвятившего себя всецело на образование отличных граждан для своего Отечества"

 

 

3.Тенденции развития отечественной и зарубежной психологии высшей школы.

После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная

психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической

наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной

психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет

интерес к социально психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают

новые направления. В области психологии трудовой деятельности, например,

возникает одно из направлений практической психологии - психотехника, в

области психологии обучения — педология, в области общей психологии -

реактология и т.п.

Однако в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи.

Согласно официальной установке, только таким путем могло быть достигнуто

истинно научное психологическое знание, что только так будут, безусловно,

обеспечены передовые позиции советской психологии и ее торжество над

реакционной буржуазной психологией. Претворение в жизнь официальной установки

потребовало активного применения административных методов. Наиболее

сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с

постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе

наркомпросов" (1936), а затем в связи с Объединенной научной сессией Академии

наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной павловскому учению

(1950).

К концу 50-х - началу 60-х годов сложилась ситуация, когда психологии была

отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса

психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это

означало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основные

психологические концепции, получившие признание во всем мире, были запрещены.

Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы

практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки

общей губительной направленности административно-идеологического управления

развитием психологии, благодаря подвижнической деятельности многих ученых-

психологов, были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие

возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно

новый уровень. Более того, учеными Советского Союза сделан немалый вклад в

мировую психологию. Это С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р.

Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мяснщев, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе, П.И. Знченко и

многие другие выдающиеся ученые.

В советский период отечественными учеными было выработано определение

психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития.

Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской

теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как

свойство мозга отражать объективную действительность; психическое - свойство

физиологического; физиологическое материально, психическое идеально;

психическое отражение - идеальная форма существования материального;

идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с

объективной реальностью. Такие исходные позиции по мере развития психологии и

накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта

привели к трудностям самого определения предмета психологии. Все более

прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о

психике - свойстве мозга. Идея психологии как науки о человеке, где

психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с

историей человечества и развитием Вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. с

выходом в свет книги Б.Г. Ананьева "Человек как предмет познания". Эта идея

получает все большее признание. Так, например, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев

(1995) рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и

говорят о духовности как самой глубинной сути человека.

Начало "Прорыва" психологии в производство было положено в психологической

школе Ленинградского университета, возглавляемой Б.Г.Ананьевым. В 1959г.

Б.Ф.Ломовым, одним из талантливейших учеников Б.Г.Ананьева, была образована

первая в стране лаборатория инженерной психологии (первоначально называвшейся

лабораторией индустриальной психологии).Лаборатория под руководством Б.Ф.

Ломова проделала огромную работу по становлению инженерной психологии как

психологической дисциплины. Были проведены фундаментальные исследования по

проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности,

разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных

автоматизированных систем управления и многие другие. Инженерно-

психологические исследования активизировали экспериментальную психологию.

Лаборатория стала общепризнанным центром инженерной психологии, объединяющим

практически все возникшие лаборатории и научные группы этого направления по

всей стране. Были установлены творческие связи с инженерными психологами США,

ФРГ и других стран. Многие психологи и инженеры прошли переподготовку в

лаборатории. Ежегодно лабораторией проводились конференции, симпозиумы,

семинары. Она обеспечивала публикацию инженерно-психологических материалов,

объем которых вряд ли был намного меньше, чем по всем остальным направлениям

психологии. В стране началась подготовка специалистов по инженерной

психологии, стала формироваться инженерно-психологическая служба. В целом

роль лаборатории Б.Ф. Ломова для развития отечественной психологии сравнима,

наверное, только с той ролью, которую сыграла в свое время лаборатория В.

Вундта.

Открытие в 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском

государственных университетах создавало реальные предпосылки для развития

психологии как самостоятельной науки. Далее последовало включение психологии

в официальный классификатор наук, создание Института психологии АН СССР,

расширение системы подготовки психологических кадров, расширение

психологической подготовки специалистов разных специальностей и т.п.

Следующее знаменательное событие для развития отечественной психологии — это

освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов как следствие

преобразований общественно-экономического уклада. Отечественная психология

получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать

ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи

человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.

Прогресс психологии прямо зависит от потребности общества в психологическом

знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена

уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной

организации.

В структуре психологической науки прослеживаются ее фундаментальная область

(общая психология, дифференциальная психология, история психологии,

психология развития, психология личности, психофизиология) и отраслевые

дисциплины, связанные через свои практические приложения с различными

областями человеческой жизни и деятельности. Это психология социальная,

политическая, клиническая, криминальная, педагогическая, инженерная,

возрастная и др. В психологии сформированы направления психодиагностики,

психологической экспертизы, психотерапии, реабилитации, консультирования.

В наше время психология представлена в мировой системе научного знания как

самостоятельная наука, имеющая разветвленные связи и пограничные области

деятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими науками. Ее

практические задачи направлены на гуманизацию человеческого бытия.

Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного

развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования

психологии как самостоятельной науки, все более и более обнаруживали

несостоятельность психологической теории, и прежде всего недостаточность ее

основания - субъективно-идеалистического представления о психике. В начале

10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался

до середины 30-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период

естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит

к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. По оценке Л.С.

Выготского, это был кризис методологических основ психологии «...и является

выражением того факта, что психология как наука в своем практическом

продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла

возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых

начинала строиться психология в конце XVIII - начале XIX века».

Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития

психологии как науки о сознании.

В связи с различием путей по преодолению кризиса в зарубежной и отечественной

психологической науке целесообразно рассматривать их отдельно. Рассмотрим

ситуацию кризиса в зарубежной психологии.

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-

политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленном его переходом

к империализму. Рост производства сопровождался качественными изменениями в

экономике, политике и идеологии, развитием процесса концентрации капитала и

господства монополий и финансовой олигархии, агрессивной внешней политикой,

направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем

империалистических войн, среди которых первая мировая война 1914—1918 гг.

явилась первым из величайших социальных потрясений XX в.

В конце XIX - начале XX в. были сделаны фундаментальные открытия в физике,

химии и других науках. В.И. Вернадский говорил о взрыве научного творчества в

этот период. «Он отличается тем, что одновременно почти по всей линии науки в

корне меняются все основные черты картины космоса, научно построяемого». В.И.

Ленин писал о «новейшей революции в естествознании» в конце XIX- начале XX в.

охватившей область физико-химических наук. Открытие электронной структуры

материи, изменения представлений о времени и пространстве вызвали необычайный

эффект в мышлении и привели некоторых физиков к заключению об «исчезновении

материи», неправомерно интерпретировались как свидетельство того, что

современные научные исследования опровергают открытия, сделанные в науке и

предшествующие периоды. В действительности то описание материи, которое

дается новейшей физикой, не опровергает старой физики, но меняет прежние

ограниченные понятия о материи и свидетельствуют о более глубоком ее

познании. В этом проявился факт бесконечного развития научного знания,

который пришел на смену представлению о науке как застывшей системе знаний.

Глубочайшие изменения идей, возникновение новых понятий о материи в физике,

химии, учение о симметрии, брожение идей в астрономии одновременно с ростом

физико-химических наук привел, к изменению в понимании положения человека в

научно создаваемой картине мира. В.И, Вернадский говорил о глубочайшем

изменении наук о человеке и об их смыкании с науками о природе как об одном

из результатов роста физико-химических наук, этого перелома научного

понимания космоса.

Вот в такой ситуации в области философии и науки психология вначале 10-х

годов XXв. иступила в период открытого кризиса. Основным содержанием периода

открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений,

оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную

психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская

социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих

направлений выступило против основных положений традиционной психологии,

основы которой были заложены еще в XVIIв. Декартом и Локком и которая

сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII—XIX вв.

Перечисленные направления представляют собой разные варианты

общепсихологической теории, пришедшей на смену традиционной. Споры между ними

также свидетельствуют о разногласиях по ряду принципиальных вопросов. Однако,

несмотря на эти различия, рассматриваемые направления глубоко связаны между

собой.

Рассмотрим важнейшие направления периода открытого кризиса.

 

 

4. Методология научно-психологических исследований. Классификация методов психологии высшей школы и их общая характеристика.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.