Сделай Сам Свою Работу на 5

Программа изучения личности учащегося – II.

Педагогическая рефлексия

Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе педагогического вуза обусловливает формирование способности к педагогической рефлексии.[1]. «Рефлексия – это обращенность сознания человека на познание себя самого, в частности собственных психических состояний, а также размышление человека над собственным жизненным опытом, анализ своих переживаний, чувств и поступков»[2]. Рефлексия является основой педагогической деятельности. Ниже публикуется таблица, в которой рассматриваются этапы педагогической рефлексии.

Этап рефлексии Вопросы для рефлексии
1. Действие  
2. Мысленное возвращение к действию или ситуации, что предполагает подроб­ное его описание 1. Что я хотел? 2. Что я думал? 3. Что я чувствовал? 4. Что я делал? 1. Что мои ученики хотели? 2. Что они думали? 3. Что они чувствовали? 4. Что они делали?
3. Определение наиболее существенных черт ситуации. Выявление противоречий Что кажется вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия (например, между ответами на группы вопросов второго этапа вы можете выявить)?
4. Определение альтернативных способов действия, путей разрешения ситуации. Определение наиболее оптимального способа действия Какие альтернативы можно предложить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий?
5. Осуществление альтернативных спо­собов действия  

Таблица №4. «Этапы педагогической рефлексии».

 

Операционная сторона деятельности студента может быть представлена ответами на следующие вопросы[3]:

1. Чего я хотел достичь?

2. Чему я намеривался уделять особое внимание?

3. Что я делал для достижения цели?

4. О чем я думал?

5. Что я чувствовал?

6. Чего хотели, что делали, о чем думали, какие чувства испытывали мои ученики?

7. Как соотносятся между собой мои ответы на все предыдущие вопросы?

8. В чем состоит основная проблема моего урока?

9. Какие я вижу пути ее решения?

10. В чем достоинства и недостатки каждого из них?



11. Что я реально смогу сделать для решения проблемы?

1. Методика «Без слов»[4]

Лист наблюдений за педагогической техникой учителя.

Отметьте ответы на следующие вопросы:

1. На что/на кого смотрит учитель (контакт глаз)?

- некоторые ученики;

- все ученики;

- свои собственные записи;
- доска;

- пол, потолок;

- другой ответ;

- дружелюбное;

- суровое;

- другой ответ.

2. Какова позиция учителя?

- работает с классом;

- работает с доской;

- двигается по классу;

- в основном стоит;

- твердо опирается на обе ноги;

- в основном сидит;

- слишком напряжен;

- слишком расслаблен.

3. Какие жесты учитель использует наиболее часто?

- приглашает учеников к участию в уроке;
- требует более высокого темпа работы;

- подчеркивает рукой;

- указывает;

- привлекает внимание.

4. Какие у учителя движения-стереотипы?

- постукивает по столу;

- «играет» ручкой/указкой;

- «играет» кусочком мела.

5. Каков общий настрой учителя?

- дружелюбный;

- отстраненный;

- напряженный;

- расслабленный;

- беспокойный;

- спокойный;

- уверенный в себе;

- неуверенный в себе;

- энергичный.

1. Программа изучения личности учащегося – I[5].

Общие сведения об ученике:

1. Фамилия, имя. Где живет ребенок. Где и кем работают его родители. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в семье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Друзья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача).

Общий уровень развития ребенка:

1. Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д.

2. Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к своим занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли он на уроке. Систематически ли готовит домашнее задание. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде.

3. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Какие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения.

4. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по самообслуживанию. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Охотно ли участвует в производительном труде в условиях арендного подряда, школьного кооператива. Деловые и нравственные качества ребенка.

5. Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.

6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии.

Основные черты личности ученика:

1. Общественное сознание. Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах – в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности.

2. Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу.

3. Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Проявляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь.

4. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.

5. Особенности темперамента школьника и его психических процессов.

6. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.

Характер социализации ребенка:

1. Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в детских (юношеских) организациях.

2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность.

3. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки.

4. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.

 

Программа изучения личности учащегося – II.

1. Общие сведения о ребенке:

· фамилия, имя, отчество;

· дата рождения;

· домашний адрес.

2. Сведения о семье:

· члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником;

· год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность;

· социально-демографические условия семьи: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды;

· материальные или жилищно-бытовые условия: низкооплачиваемые, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищно-бытовых и санитарно гигиенических условиях; условия проживания ученика: наличие отдельной комнаты или угла, отдельного стола или отсутствие постоянного места для занятий, и т.д.;

· характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником: «слепое» обожания, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.;

· социально-психологические условия: неблагоприятный психологический климат семьи, педагогически несостоятельные родители, эмоционально конфликтные отношения в семье;

· криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми.

Выводы: выявление и учет детей и подростков:

· оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию;

· оставшихся без попечения родителей;

· нуждающихся в материальной помощи;

· временно нуждающихся в проживании отдельно от родителей;

· проживающих в группах социального риска.

3. Здоровье школьника:

· физическое развитие;

· духовное развитие;

· отклонения в развитии;

· хронические заболевания.

4. Особенности, личности школьника:

· вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, учениками, учителями;

· характер общительности (отсутствует, избирательный, большой);

· проявление положительных качеств личности и форм поведения:

· уважение к старшим;

· внимательность, чуткость, доброта;

· скромность;

· трудолюбие,

· добросовестность;

· самоорганизованность;

· самостоятельность;

· дисциплинированность;

· способность к выбору самостоятельного занятия;

· длительность проявления интереса к выбранному занятию.

· другие качества;

· проявление отрицательных форм поведения:

- грубость;

- индивидуализм,

- эгоизм;

- зазнайство,

- высокомерие; легкомыслие,

- беспечность;

- лживость; упрямство;

- жестокость; вредные привычки (курение, сквернословие);

- другие отрицательные качества.

· способность к выбору самостоятельного задания. Длительность проявления интереса к выбранному занятию.

Выводы: выявление и учет детей с асоциальным поведением:

· уклонение от учебы;

· бродяжничество, попрошайничество;

· деяния, содержащие признаки преступления;

· правонарушения;

· употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ;

· азартные игры и иные антиобщественные проявления.

5. Личность ученика в коллективе:

· уровень притязаний (лидер, принятый, отверженный);

· отношение к мнению коллектива, его требованиям и критическим замечаниям (серьезное, равнодушное, враждебное);

· отношение к общественным поручениям (с удовольствием, равнодушно, не выполняет);

· наличие друзей (их статус, интересы);

· отношения с товарищами (равные, высокомерные, надменные, воспитывающие и др.).

6. Отношение к учению:

· отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное);

· наличие особых способностей к изучаемым предметам;

· уровень внимания (высокий, средний, низкий);

· способность удерживать внимание;

· уровень развития мышления (низкий, средний, высокий);

· выполнение учебных обязанностей (обязательность, аккуратность, исполнительность, регулярность, небрежность, не обязательность);

· проявление активности на уроке (высокая, средняя, низкая, отсут­ствует);

· отношение к требованиям учителей (положительное, пассивно-положительное, безразличное, агрессивное).

2. Психолого-педагогическая карта учащегося[6]

Школа_______Класс___________Фамилия, имя__________________

Инструкция к заполнению: нужное обвести.

1. Индивидуально-психологические особенности.

Темперамент:

· реактивность (повышенная, малая);

· активность (повышенная, пониженная);

· пластичность;

· темп психической реакции (быстрый, замедленный);

· сензитивность (высокая, низкая);

· эмоциональная возбудимость (повышенная, пониженная).

· экстраверт – интраверт.

Характерные особенности личности школьника:

· дисциплинирован – не дисциплинирован;

· конфликтует со сверстниками – не конфликтует;

· конфликтует с учителями – не конфликтует;

· агрессивное поведение – спокойное, доброжелательное поведение;

· педантизм – отсутствие педантизма;

· трудновоспитуем – легко поддается воспитанию;

· завышенная самооценка – заниженная самооценка.

2. Ведущие потребности.

Степень социальной значимости.

Метод незаконченных предложений:

Я хочу........................

Я люблю.....................

Я буду .......................

3. Деятельность.

А. Учение

· сильный – слабый ученик;

· учится с интересом – учебой не интересуется; много читает – мало читает;

· высокие интеллектуальные способности – низкие;

· учение связано с будущей профессией – не связано.

Б. Склонности и интересы

· интересы:

· склонности:

· хорошие организаторские способности – отсутствие организаторских способностей.

4. Общение

А. В школе:

· популярен – не популярен,

· недругов нет – многие его недолюбливают;

· любит быть на людях – замкнут;

· высокий социальный статус – низкий;

· общителен – робок, застенчив;

· ориентация на собственное мнение – озабочен мнением окружающих;

· дурно влияет на учеников – опора педагога.

Б. В семье:

· атмосфера теплая – конфликтная;

· отношения доверительные – отчуждение;

· жесткий контроль слабый контроль;

· самостоятельность ограничена – большая самостоятельность;

· родители охотно сотрудничают со школой – находятся в противоречии.

5. Общие выводы и рекомендации:

· учащемуся по самовоспитанию;

· классному руководителю по развитию личности учащегося;

· родителям по семейному воспитанию.

 

3. Педагогическая характеристика классного коллектива[7]

А. Состав класса.

Возрастной состав класса. Познавательный уровень, развитие учащихся. Работоспособность и успеваемость учащихся. Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе). Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений. Гражданская направленность, сознательность учащихся.

Б. Сплоченность класса.

1. Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера. Как учащиеся относятся друг к другу. Как они относятся к делам класса.

2. Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе или вне ее.

3. Любят ли они вместе развлекаться или трудиться совместно.

4. Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек.

5. Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чем она выражается.

6. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса. Болеют ли за свой коллектив.

7. При проведении общешкольных мероприятий стараются ли они держаться вместе или разобщенно.

В. Организованность класса.

1. Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять.

2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга

(на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).

Г. Общественное мнение в классе.

1. Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают.

2. Как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение.

3. 13.Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем, что они делают.

4. Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманистическая направленность в отношениях школьников.

Д. Характер товарищеских связей в коллективе.

1. Что связывает школьников: место жительства, место за партой, интересы, общая работа.

2. Где дружат учащиеся (только в школе или вне ее). Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чем выражается эта помощь.

3. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть их недостатки. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим.

Е. Актив класса.

Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. Содействуют ли общешкольные активисты гармонизации отношений каждого школьника и коллектива.

Ж. Связь классного коллектива с общешкольным.

1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.

2. Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).

3. В чем проявляется гуманистическая направленность связей учащихся с другими классами.

З. Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива.

1. Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с целью сплочения и гармонизации отношений личности и коллектива.

2. Как использовать классный коллектив для создания комфортных условий

 

4. Тестирование уровня развития музыкальных способностей[8]

Тест Ю. Алиева

Ощущение музыкальной высоты. Ответить какой из предложенных на фортепиано звуков выше, ниже?

Узнавание мелодии. Где, на каком слове изменилась мелодия, дважды проигранная взрослым? Различить песенки «Василек» и «Петушок» при звучании в разных тональностях.

Различение ладовых функций звуков мелодии. Отличить мажор от минора (если была проведена предварительная работа); какие слова относятся к какому варианту мелодии (играется в миноре, а затем в мажоре, и наоборот).

Непроизвольные слуховые представления. Повторить спетую или сыгранную мелодию.

Гармоническое восприятие музыкальной высоты. Прослушать каждый из голосов двухголосной песни по отдельности, а затем и оба вместе; указать, где неточность. Проверка проводится на простом материале и лишь с теми ребятами, которые уже ознакомлены с предлагаемой методикой проверки.

Ощущение верной гармонизации. Отметить фальшивый аккомпанемент. Взрослый играет фрагмент мелодии, время от времени изменяя верную гармонию на фальшивую.

Интонирование голосом. Проинтонировать максимально точно фрагмент мелодии.

Произвольное оперирование музыкально-слуховыми представлениями. Допеть до конца несколько мелодий.

Воспроизведение временного хода музыкального движения. Похлопать или простучать ритмическую основу предложенных ребенку мелодий.

 

5. Проведение приемных испытаний[9]

Для проверки результатов опыта приемных испытаний педагоги 2 раза в год должны заполнять подробные характеристики на детей по специально выработанной анкете.

Анкета

Й день.

Ф.И.О.

Реакция ребенка на исполнение песни: безразличен, сосредоточен, внимателен, рассеян, проявляет интерес.

Участие ребенка в разборе и анализе выученной песни.

Как запомнил ребенок выученную песню: выразительно ли исполнил, чисто интонирует, запомнил слова, мелодию, всю песню, часть песни, вступает вовремя, с опозданием, раньше времени.

Узнавание музыки: узнает, не узнает, поднимает руку быстро, замедленно, подсказывает ли соседу.

Общее поведение во время игры: сумел ли переключиться при перемене музыкального отрывка (отметить, сколько раз узнал и не узнал свою музыку).

Реакция ребенка на движения: ритмичен, отражает ли в движениях характер танца, чувство ритма, изменение характера музыки; проявляет ли инициативу или подражает другим.

Живой, эмоциональный, активный.

Пригодность рук для данного инструмента.

Й день.

Как запомнил песню, что запомнил: мелодию, слова, часть мелодии и слов, всю песню и т. д. Выразительность исполнения. Запевает ли песню сам или нужно напомнить. Поет песню чисто без сопровождения или требуется тональная поддержка.

Что больше интересует: книги, игрушки, кино, радио, телевизор, компьютер. Общее поведение во время беседы.

Декламация или короткий рассказ. Элементарная счетная задача.

Выразительность исполнения любимой песни: характер любимой песни, количество знакомых песен. Может ли выбрать среди знакомых песен песню того характера, которую предлагает экзаменатор.

Транспонирование песен: сам ли перестраивается, нужно ли настроить в новой тональности.

С какого проигрывания запомнил первую попевку и вторую попевку.

При пении вслух и про себя удерживает ли ребенок первоначальный темп и тональность.

Удерживает ли в памяти отдельный звук после отвлечения: а) разговором; б) мелодией.

Правильно ли отмечает ритмический рисунок знакомой песни.

Правильно ли и с какого проигрывания отмечает ритмический рисунок предложенного музыкального отрывка.

Как подбирает песню: только мелодию, с аккомпанементом, с правильной гармонией, находит ли нужную клавишу быстро, медленно, совсем не находит и останавливается, не слышит фальши и продолжает играть.

Работа по более подробному ознакомлению с поступающими – уже играющими детьми.

Прослушивание исполненной ими программы.

Собеседование (выявление особенностей личности и интересов с тщательной проверкой музыкальных данных).

Самостоятельно выучить небольшой отрывок.

Предлагается подобрать по слуху.

Транспонировать знакомую мелодию.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.