по критерию стоимости в матричной форме.
Рассмотрим простейший вариант модели транспортной задачи (ТЗ), когда речь идет о рациональной перевозке некоторого однородного продукта от производителя к потребителям; при этом имеется баланс между суммарным спросом потребителей и возможностями поставщиков по их удовлетворению. Причем потребителям безразлично, из каких пунктов производства будет поступать продукция, лишь бы их заявки были полностью удовлетворены. Так как от схемы прикрепления потребителей к поставщикам существенно зависит объем транспортной работы, возникает задача о наиболее рацио-нальном прикреплении, правильном направлении перевозок грузов, при котором потреб-ности полностью удовлетворяются, вся продукция от поставщиков вывозиться, а затраты на транспортировку минимальны.
Транспортную задачу можно сформулировать следующим образом, представив ее в виде таблицы, которую называют распределительной. Распределительную таблицу назы-вают иногда табличнойили матричной моделью ТЗ.
Поставщики
| Потребители
| Запас груза, ai
| B1
| B2
| …
| Bn
| A1
| c11
x11
| c12
x12
|
…
| c1n
x1n
| a1
| A2
| c12
x12
| c22
x22
|
…
| c2n
x2n
| a2
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| Am
| cm1
xm1
| cm2
xm2
|
…
| cmn
xmn
| am
| Потребность в грузе, bj
| b1
| b2
| …
| bn
|
|
В m пунктах отправления A1, …, Am сосредоточен однородный груз в количествах соответственно a1, …, am единиц. Имеющийся груз необходимо доставить потребителям B1, …, Bn, спрос которых выражается величинами b1, …, bn единиц. Известна стоимость cij перевозки единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения. Удельные транспортные издержки (расходы) записывают в форме матрицы , которую называют матрицей тарифов. Требуется спланировать перевозки, т.е. указать, сколько единиц груза должно быть отправлено от i-го поставщика j-му потребителю, так, чтобы максимально удовлетворить спрос потребителей и чтобы суммарные транспортные затраты на перевозки были при этом минимальными. Рассмотрим простейший случай, когда суммарные запасы поставщиков равны суммарным потребностям
Для составления математической модели задачи введем переменные xij , обозначающие количество единиц груза, которые необходимо доставить из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения. Все эти переменные можно записать в виде матрицы , которая будет называться матрицей перевозок:
.
Цель транспортной задачи – минимизировать общие затраты на реализацию плана перевозок, которые можно представить целевой функцией:
. (17.1.1.)
Переменные должны удовлетворять следующим условиям:
1) ограничения по запасам:
(17.1.2.)
2) ограничения по потребностям:
(17.1.3.)
3) условия неотрицательности:
xij ³0 . (17.1.4.)
где cij – стоимость перевозки единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения;
- количество груза, сосредоточенного в пункте ;
- количество груза, необходимое для доставки потребителю .
Если план перевозок удовлетворяет ограничениям (17.1.2) – (17.1.4.), то такой план называется допустимым. Допустимый план перевозок, доставляющий минимум целевой функции называется оптимальным. В следующей теореме, которую примем без доказательства, введем критерий существования допустимого плана.
Теорема 17.1. (о существовании допустимого плана).
Для того чтобы ТЗ имела допустимые планы, необходимо и достаточно выпол-нение равенства
(17.1.5.)
Модель ТЗ называется закрытой, если суммарный объем груза, имеющегося у поставщиков, равен суммарному спросу потребителей, т.е. выполняется равенство
.
Если для ТЗ выполняется одно из условий:
или ,
то модель задачи называется открытой.
Для разрешимости ТЗ с открытой моделью необходимо преобразовать ее в закры-тую. Так, при выполнении условия необходимо ввести фиктивный -й пункт назначения , т.е. в матрице задачи предусматривается дополнительный столбец. Спрос фиктивного потребителя полагают равным небалансу, т.е. , а все тарифы – одинаковыми, чаще всего равными нулю .
Аналогично при выполнении условия вводится фиктивный поставщик , у которого запас груза равен , а тарифы дополнительной строки распределительной таблицы равны нулю, т.е. .
При преобразовании открытой задачи в закрытую целевая функция не меняется, так как все слагаемые, соответствующие дополнительным перевозкам, равны нулю.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|