|
Тема 7: Туристско-рекреационные ресурсы территории: определение, классификация, методы оценки
Как отрасль хозяйства и род деятельности рекреация относится к той группе отраслей и родов деятельности, которые имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию.
Важнейшей составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий.
|
Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей.
В качестве природных предпосылок рекреации выступают, прежде всего, природно-территориальные и аквальные комплексы различных рангов, их компоненты и отдельные свойства, в том числе такие, как аттрактивность, контрастность и ритм ландшафтов, возможность преодоления препятствий, географическая специфика, экзотичность, уникальность или, наоборот, типичность, размеры и формы природных объектов и их визуально-географическое положение.
Следует отметить, что термин «рекреационные ресурсы» в научный обиход вошел сравнительно недавно. В 50-60-е годы он в научной литературе не встречался. Очевидно, появление этого понятия следует относить к 1968-1971 гг. Именно в эти годы Ю.К. Ефремов в одной из своих работ к рекреационным ресурсам рекомендовал относить места отдыха и туризма, живописные пейзажи, красивые и декоративные виды организмов. В этом же году В.Б. Нефедова предложила рассматривать в качестве рекреационных ресурсов такие элементы природы, как геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные и подземные воды, растительность и почвы. Три года спустя Б.Б. Родоман рекомендовал относить к рекреационным ресурсам только те элементы географической среды, которые могут быть использованы для отдыха. Известный ученый А.А. Минц отмечал, что основными критериями, от которых зависит включение тех или иных элементов природы в состав естественных ресурсов, являются: техническая возможность, экономическая необходимость (потребность) и целесообразность использования, а также определенный уровень изученности.
Далее, в течение последующих трех десятилетий, экономисты, географы и ученые других специальностей постоянно уточняли содержание этого понятия. Однако, в научных публикациях этих лет понятию «природные ресурсы», как правило, сопутствует понятие «природные условия». Однако авторы вообще не разграничивают эти понятия, используя их как синонимы, а другие считают, что природные ресурсы входят составной частью в природные условия и, следовательно, являются более узким понятием по отношению к последним. Некоторые из авторов отмечают, что природные условия часто ограничивают возможности использования ресурсов или же, наоборот, способствуют их эффективному использованию, но не могут компенсировать их отсутствия.
В связи с этим для всей совокупности определений природных условий достаточно справедливым может оказаться одно общее: природные условия – это разнообразные природные явления, тела или природные процессы, существенные на данном уровне развития технологии производства туристского продукта, но непосредственно не участвующие в этом процессе.
|
Это значит, природные рекреационные ресурсы, с одной стороны, входят в состав природной среды в качестве ее компонентов (водные ресурсы – часть гидросферы, минеральные ресурсы – часть литосферы), с другой стороны они – составная часть социально-экономической жизни общества. При этом, природные тела, явления, процессы и отдельные элементы рельефа часто выступают то как условия рекреационной деятельности, то как ресурсы. Это имеет решающее значение для понимания механизма превращения природных условий в ресурсы.
Так, например, исходя из определения «природные ресурсы» вообще, говорить о климатических ресурсах в частности можно лишь в том случае, если известна продолжительность периода с комфортными для рекреационной деятельности погодными условиями, проявляющимися на конкретной площади. Только в этом случае мы можем считать, что перешли от понятия «климатические условия» рекреационной деятельности к понятию «рекреационно-климатические ресурсы». Например, морской пляж, не будучи предварительно исследован и оценен с точки зрения возможного его использования, является природным объектом, элементом ландшафта, одной из форм рельефа аккумулятивного берега. Но как только специалисты определили количество возможных посещений этого пляжа в течение летнего периода (число дней с температурой воды +17оС и выше), данный пляж может рассматриваться как рекреационный ресурс.
Таким образом, природные рекреационные ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма.
|
Данное определение по своей сути справедливо и для культурно-исторических рекреационных ресурсов (памятники архитектуры, истории, этнографии и др.). К тому же оно не противоречит и определению «туристские ресурсы», приведенному в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Культурно-исторические ресурсы включают в себя:
· материальные – все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей;
· духовные – достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.
Рекреационные ресурсы обладают емкостью – то есть способно-стью принимать определенное количество рекреантов и выдер-живать определенные антропогенные нагрузки без нарушения состояния экологического и природного равновесия.
Емкость рекреационных ресурсов определяется исходя из нормати-вов:
• нагрузка антропогенная, нормы которой определяются примени-тельно к различным биогеоценозам в различных природных зонах доля прогулочного, пешеходного туризма и экскурсионной дея-тельности в целях недопущения нарушения экологического состоя-ния природной среды;
• нагрузки предельно допустимые – антропоэкологические норма-тивы, нарушение которых приводит к нарушению устойчивости геосистем разного уровня, необратимым изменениям в состоянии здоровья человека.
С емкостью природных ресурсов связано понятие «рекреационный потенциал». Рекреационный потенциал – отношение между фактиче-ской и предельно возможной численностью туристов, определяемой ис-ходя из наличия рекреационных ресурсов. Можно также определить ре-креационный потенциал как способность территории принять опреде-ленное (предельное) количество рекреантов, при котором не происходит нарушения состояния природного и экологического равновесия.
В настоящее время имеется необходимость составления территориальных балансов отдыха – современного и перспективного, с помощью матрицы, где по одной из осей расположены районы «потребления отдыха» с разбивкой внутри каждого района на возрастные и социальные группы населения, а по другой – районы «производства отдыха» с разбивкой на формы рекреации. Данная методика была разработана более 20 лет назад и на настоящий момент является актуальной и необходимой процедурой.
Более того, необходим рекреационный кадастр – систематический свод данных, включающих количественную опись природных объектов и явлений рекреационного назначения. Он должен содержать географическую характеристику, данные о динамике, степени исследованности объекта или явления, рекомендации по использованию, необходимые меры по охране. Первые попытки составить кадастр туристских объектов России были предприняты А.И. Зориным – представителем научной школы Российской международной академии туризма.
Наряду с хорошо разработанным в отечественной науке понятием рекреационных ресурсов существует и успешно развивается своеобразное учение о туристских ресурсах, которое, тем не менее, встречает рациональную критику со стороны ряда ученых-географов страны (А.М. Сазыкин, А.С. Кусков и др.).
Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов. Суть туристских ресурсов – объекты туристского интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов – туризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связан с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.
Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует – совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.
Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.
Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющие особое значение, отнесены к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.
В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные природные ресурсы.
Туристская территория или акватория – вид комплексного туристского ресурса – географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.
| Подводя определенный итог всему вышесказанному, приведем теперь наиболее часто употребляемые в научном обиходе дефиниции туристских ресурсов.
Туристские ресурсы – природно-климатические, социокультурные, исторические, и архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма (М.Б. Биржаков, 2004).
Туристские ресурсы – природные, исторические и социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил. (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).
| Туристские ресурсы фиксируются в кадастре.Кадастр туристских ресурсов представляет собой обобщенную (экономическую или экологическую) потребительную (стоимостную или балльную) оценку туристских ресурсов. Кадастр обязательно должен быть представлен в региональной или тематической формах.
Существуют также и другие разновидности рекреационных и туристских ресурсов. В частности, выделим в своей работе такие виды ресурсов как природные лечебные и туристские информационные. Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Туристские информационные ресурсы представляют собой информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени.
Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление.
Туристским интересомявляется перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, априори частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.
К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребности туристских услуг и/или туристского продукта и/или тура, адекватно прямым или спутным целям тура.
Однако для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит: доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечение.
Под туристским впечатлениемследует пониматькомплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.
Туристское впечатление возникает при совершении экскурсии, посещении красивых природных ландшафтов, посещении аттракционов, ресторанов, проживании в отеле и др. Туристское впечатление о туристских ресурсах и туре в целом складывается из многих компонентов. Поскольку туризм, в основной своей направленности, предназначен для удовлетворения потребности человека в отдыхе и развлечении, то человек, покупающий туристские услуги, естественно планирует или подразумевает получение положительных эмоций в процессе познания, оздоровления, осуществления приключений и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|