|
Определение суточного расхода энергии
Цель работы: закрепить теоретические знания о расходе энергии и овладеть методикой его определения с помощью хронометражно-табличного метода.
Количественная сторона питания характеризуется калорийностью пищевого рациона. Одним из принципов организации рационального питания человека является соответствие калорийности рациона суточным энерготратам. Другими словами, чтобы ответить на вопрос, какова должна быть калорийность суточного рациона, необходимо знать расход энергии за это время.
Как известно, общие суточные энерготраты складываются из энергии основного обмена; энергии, связанной с приемом пищи (специфически-динамическое действие пищи); энергии, обусловленной нервно-мышечной деятельностью.
Для определения расхода энергии используются лабораторные и расчетные методы. К лабораторным относятся методы прямой и непрямой (по газообмену) калориметрии. На практике значительно чаще применяются расчетные методы, в которых использованы данные лабораторных методов.
Определяя потребность в энергии, т.е. калорийность рациона, следует прежде всего руководствоваться «Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения», утвержденными и действующими в настоящее время в России. Содержащиеся в "Нормах" величины носят групповой характер и относятся к группам лиц с одинаковыми характеристиками: пол, возраст, масса тела (при расчете использовалась масса тела мужчин, равная 70 кг, женщин – 60 кг).
В новых "Нормах" введен объективный физиологический критерий, определяющий адекватное количество энергии для конкретных групп – коэффициент физической активности (КФА), показывающий отношение общих энерготрат на все виды деятельности к величине основного обмена (ВОО). Если, например, общие суточные энерготраты больше величины основного обмена в 3 раза для соответствующей группы по полу и возрасту, то это значит, что коэффициент физической активности для данной группы равен 3.
Учитывая это, к группе с одинаковыми энерготратами могут быть отнесены различные профессии. Физиологическим критерием для отнесения к той или иной группе является коэффициент физической активности.
Таблица 1
Суточные энерготраты взрослого трудоспособного населения страны в зависимости от коэффициента физической активности (КФА)
Группа
| КФА
| Профессии, относящиеся к группе
| Возрастные подгруппы
| Энерготраты (ккал)
| мужчины
| женщины
| I
II
III
VI
V
| 1,4
1,6
1,9
2,2
| Работники, преимущественно умственного труда: студенты гуманитарных вузов, педагоги и т.д.
Работники, занятые легким трудом: водители, швейники, медсестры, санитарки, работники сферы обслуживания и др.
Работники средней тяжести труда: слесари, станочники, водители автобусов, хирурги, обувщики, железнодорожники и т.д.
Работники тяжелого физического труда: строительные рабочие, с/х рабочие и механизаторы, дерево-обработчики и т.д.
Работники особого тяжелого физического труда: вальщики леса, горнорабочие, каменщики, грузчики
| 18-29
30-39
40-59
18-29
30-39
40-59
18-29
30-39
40-59
18-29
30-39
40-59
18-29
30-39
40-59
|
|
| Более точно энерготраты взрослого человека можно определить, используя данные табл.1, в которой приведены величины основного обмена энергии не только в зависимости от пола и возраста, но и от массы тела. Чтобы рассчитать энерготраты, нужно найденную по табл.2 величину умножить на групповое значение коэффициента физической активности. Например, требуется определить суточный расход энергии водителя городского автобуса в возрасте 40 лет с массой тела 80 кг. По табл. 2 находится величина основного обмена, она равняется 1700 ккал в сутки. Эта величина умножается на 1,9, т.к. водитель городского автобуса, согласно табл.1, относится к третьей группе профессий с КФА 1,9, и получается результат 3230 ккал. Полученный результат на 280 ккал выше приведенного в табл.1, т.к. в ней приведены результаты расчетов на массу тела в 70 кг.
Таблица 2
Величина основного обмена взрослого населения в сутки в зависимости от массы тела, пола и возраста
Мужчины
| Женщины
| Масса тела
| 18-29 лет
| 30-39 лет
| 40-59 лет
| 60-74 лет
| Масса тела
| 18-29 лет
| 30-39 лет
| 40-59 лет
| 60-74 лет
| | | | | | | | | | |
К сожалению, возможности этого приема ограничены тем, что нет коэффициента физической активности для многих видов деятельности.
Однако наиболее точным из расчетных методов определения энерготрат является хронометражно-табличный, в котором используются данные расхода энергии, полученные лабораторными методами. Метод определения расхода энергии по газообмену позволяет определить энергетические траты организма при различных условиях: в покое, во время производственной, бытовой и спортивной деятельности. Результаты этих данных представлены в многочисленных таблицах, как правило в виде суммарных данных, которые включают три величины: основной обмен, величину повышения обмена при приеме пищи и величину повышения обмена в результате работы.
Энерготраты, вычисленные на основании данных О. П. Молчановой, А. Н. Крестовникова, Б. Д. Кравчинского, А. А. Минха и других исследователей, указаны в табл.3.
Таблица 3
Расход энергии (включая основной обмен) при различных видах деятельности
Вид деятельности
| Энерготраты в 1 мин
на 1 кг веса тела (ккал)
| Ходьба:
110 шагов / мин
6 км / ч
8 км / ч
Бег со скоростью:
8 км / ч
10,8 км / ч
320 м / мин
Гимнастика:
Вольные упражнения
Упражнения на снарядах
Езда на велосипеде со скоростью 10-20 км / ч
Катание на коньках
Передвижение по пересеченной местности на лыжах
Упражнения со скакалкой
Плавание со скоростью 50 м / мин
Физические упражнения
Умственный труд:
в лаборатории сидя (практические занятия)
в лаборатории стоя (практические занятия)
Печатание на машинке
Школьные занятия
Личная гигиена
Прием пищи сидя
Отдых:
Стоя
Сидя
лежа (без сна)
Уборка постели
Сон
|
0,0690
0,0714
0,1548
0,1357
0,178
0,320
0,0845
0,1280
0,1285
0,1071
0,2086
0,1033
0,1700
0,0648
0,0250
0,0360
0,0333
0,0264
0,0329
0,0236
0,0264
0,0229
0,0183
0,0329
0,0155
|
На использовании величин энерготрат, представленных в различных таблицах, основан хронометрожно-табличный метод определения суточного расхода энергии. В отличии от других методов, он не требует никакой аппаратуры и может применяться в любых условиях.
Порядок определения суточного расхода энергии с помощью хронометражно-табличного метода следующий:
– подготовить рабочую таблицу (табл.4);
– провести хронометраж дня и определить время выполнения различных видов деятельности;
– найти в табл.3 для каждого вида деятельности соответствующие данные энергетических трат, которые указываются как суммарная величина расхода энергии в ккал за 1 мин на 1 кг веса. Если в таблице тот или иной вид деятельности не указан, то следует пользоваться данными, относящимися к близкой по характеру деятельности;
– вычислить расход энергии при выполнении определенной деятельности за указанное время, для чего умножить величину энергетических трат при данном виде деятельности на время ее выполнения;
– определить величину, характеризующую суточный расход энергии на 1 кг веса тела, суммировав полученные данные расхода энергии при различных видах деятельности за сутки;
– вычислить суточный расход энергии человека, для чего величину суточного расхода энергии на 1 кг веса тела умножить на вес тела и к полученной величине прибавить 15 % от полученной суммы с целью покрытия неучтенных энерготрат.
Пример. Нужно определить суточный расход энергии студента. Вес студента 60 кг.
Данные хронометража дня и времени на различные виды деятельности студента вносятся в рабочую табл.4. С помощью таблицы 3 определяют энерготраты при различных видах деятельности. Затем суммируют величины расхода энергии за сутки. Полученная в результате суммирования величина 33,593 ккал показывает расход энергии за сутки на 1 кг веса тела студента. Для определения суточного расхода энергии умножают указанную величину на вес тела (60 кг): 33,593 х 60 = 2015,58 ккал. Далее вычисляют 15 % от полученной величины (неучтенные энерготраты) и прибавляют к показателю суточного расхода энергии: 2015,58 + 302,337 = 2317,917 ккал. В итоге получают величину суточного расхода энергии для данного студента - 2317,917 ккал.
Естественно, если в распорядке дня будут внесены существенные изменения, то необходимо вновь рассчитать суточный расход энергии.
С помощью хронометражно-табличного метода суточный расход энергии можно определить лишь ориентировочно, так как нельзя полностью учесть все виды деятельности человека в течение дня. Кроме того, приводимые в таблицах энерготраты имеют относительное значение, так как расход энергии человека даже при выполнении одного и того же вида деятельности может колебаться по разным причинам: условия труда, состояние организма и др. Вместе с тем этот метод позволяет вычислить суточный расход энергии в пределах, достаточных для практических целей.
Таблица 4
Рабочая таблица для определения суточного расхода энергии студента
Вид деятельности
| Время (от-до, ч, мин)
| Продол-
житель-
ность (мин)
| Расход энергии (в 1 мин на 1 кг веса тела ккал)
| Вычисление расхода энергии (ккал на 1 кг веса тела)
| Подъем, личная гигиена
Завтрак (прием пищи сидя)
Ходьба на учебу
Умственная работа сидя
Ходьба с учебы домой
Личная гигиена
Обед (прием пищи сидя)
Отдых лежа
Умственная работа сидя
Ужин (прием пищи сидя)
Умственная работа сидя
Свободное времяпровождение:
Ходьба
Отдых стоя
Ходьба
Отдых сидя
Личная гигиена
Сон
|
7.30 – 7.50
7.50 – 8.00
8.00 – 8.10
8.10 – 13.15
13.15 – 13.30
13.30 –14.30
14.30 – 15.00
15.00 – 16.30
16.30 – 18.30
18.30 – 19.10
19.10 – 20.10
20.10 – 20.40
20.40 – 21.00
21.00 – 21.20
21.20 – 22.00
22.00 – 22.30
22.30 – 7.30
|
|
0,0329
0,0236
0,0690
0,025
0,0690
0,0329
0,0236
0,0183
0,0243
0,0236
0,0243
0,0690
0,0264
0,0690
0,0229
0,0329
0,0155
|
0,0329*20=0,658
0,0236*10=0,236
0,0690*10=0,69
0,025*305=7,625
0,0690*15=1,035
0,0329*60=1,974
0,0236*30=0,708
0,0183*90=1,098
0,0243*120=2,916
0,0236*40=0,944
0,0243*60=1,458
0,0690*30=2,07
0,0264*20=0,528
0,0690*20=1,38
0,0229*40=0,916
0,0329*30=0,987
0,0155*540=8,37
| Итого:
|
|
|
| 33,593
|
Список рекомендуемой литературы
1. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с.
2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: Учебное пособие. – М.: ГЭОТАР – ИЕД, 2002. – 560 с.
3. Лубышева Л.И. 10 лекций по социологии физической культуры и спорта. – М.: ТиПФК, 2000. – 151 с.
4. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия»», 2000. – 152 с.
5. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
6. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под.ред.проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 480 с.
8. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка [Электронный ресурс]: учебник/ Барчуков И.С., Назаров Ю.Н., Кикоть В.Я.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 431 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15491.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
9. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей)/ С.И. Бочкарева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11107.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Приложение
Пример контрольной работы
Задание 1.
Профессию педагога (ваша специальность) можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
1. сердечно-сосудистые;
2. желудочно-кишечные;
3. нарушения опорно-двигательного аппарата;
4. болезни крови;
5.нарушение функции щитовидной железы
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
– миопия (близорукость);
– ларингит;
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия;
– остеохондроз.
Причинами заболеваний являются:
1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
2. снижение двигательной активности;
3. эмоциональная перенапряженность;
4. большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
6.использование авторитарного стиля руководства.
(Здоровье педагога. Профилактика профессиональных заболеваний
URL:http://festival.1september.ru/articles/591571/(дата обращения 01.09.2015 г.)
Задание 2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|