Специальные упражнения, предназначенные для развития плавности движений руки в процессе письма
КАЛЛИГРАФИЯ
В основу деления на группы берется общность движения по форме, сложность движения и направление его по часовой или против часовой стрелки. В каждой последующей группе изучаются какие-то новые элементы движения и повторяются уже изученные в предыдущих группах.
I. Группа букв: __________________________________
Эту группу составляют самые простые по начертанию буквы, включающие основное и соединительное движения. Письмо букв и и ш осуществляется движением против часовой стрелки, в буквах же И,Ш начальный элемент осуществляется движением по часовой стрелке, далее они пишутся так же, как строчные и, ш, т. е. движением против часовой стрелки. В эту же группу входят как подгруппа строчные буквы п, т, р, г, в которых преобладает движение по часовой стрелке, однако последний элемент заканчивается движением против часовой стрелки.
II. Группа букв: _________________________________
Все буквы пишутся движением против часовой стрелки. Новым является начальное движение и написание петли против часовой стрелки. Оно легче для письма в буквах я, Я и несколько сложнее при письме буквы А.
III. Группа букв: _________________________________________
Новым движением в этой группе букв является написание петли по часовой стрелке и начальный элемент в буквах Ч, ч. Остальные движения были отработаны на предыдущем этапе.
IV. Группа букв: ________________________________________
Включает полуовальные и овальные буквы, пишущиеся движением против часовой стрелки.
V. Группа букв: __________________________________________
В двух вариантах соединений включает овалы и полуовалы с петелькой, осуществляющиеся движением против часовой стрелки.
VI. Группа букв: _________________________________________
Включает комбинированные движения как по часовой, так и против часовой стрелки и овалы.
VII. В эту группу входят буквы: _______________________________
Новым для этой группы букв является написание полуовалов и овалов движением по часовой стрелке.
VIII. В эту группу входят буквы: ___________________________
Новым для этих букв является письмо элемента, идущего сверху вниз и соединяющегося с последующими буквами нижним поворотом или небольшой петлей: ___________________
Новым также является письмо верхних элементов в буквах:
______________________________________________________
В плавном безотрывном письме буквы пишутся одним нерасчленимым на части движением.
Элементы строчных букв:
— прямая черта;
— черта, выходящая вниз за строку;
— черта с закруглением внизу;
— черта с закруглением вверху;
— начальный элемент букв л, м, я;
— черта с закруглением вверху, и внизу;
— средний элемент буквы ж;
— петли, выходящие вниз за строку;
— петля, выходящая вверх за строку;
— короткая петля;
— другие петельные образования (петли, узелки);
— элемент буквы к;
— элемент буквы б;
— горизонтальная черта;
— овалы;
— левые полуовалы;
— правые полуовалы;
— верхний элемент буквы й;
— точки буквы ё;
— начальный элемент букв ч и ъ.
Элементы заглавных букв:
— прямая черта;
— черта с закруглением внизу вправо;
— черта с закруглением внизу влево;
— черта с закруглением внизу и вверху;
— начальный элемент букв Л, М, Я, А;
— начальная черта в буквах Н, К, Ю;
— горизонтальная черта;
— петли на линии строки;
— верхняя петля в букве Н;
— петля буквы A;
— петли ниже линии строки;
— овалы
— левые полуовалы;
— средний элемент буквы Ж;
— правые полуовалы;
— верхний элемент букв Б, Г, П, Т, Р.
С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.
Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.
Графические навыки письма – это один из видов двигательных навыков, в формировании которых очень много общего с другими двигательными навыками. Однако, в отличие от других, особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение графическими навыками письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма.
Специальные упражнения, предназначенные для развития плавности движений руки в процессе письма
Возможность увеличения скорости письма зависит от способности совершать легкие, свободные движения, что можно характеризовать как плавность письма. Чтобы развить большую свободу и гибкость движения пальцев и кисти при письме, обычно проводятся упражнения в виде росчерков, петель, соединений и пр. Их можно проводить как письмо в воздухе по написанному на доске, плакате, требуя от детей «писать» то пальцами, то кистью в зависимости от предлагаемого рисунка, его размера, по мере развития руки, воспроизводить письменно.
Упражнения рекомендуется организовать так, чтобы они имели более широкий диапазон воздействия на письмо учащихся. Здесь помогут знания учителя о том, на развитие каких движений направлено каждое предлагаемое им упражнение. Одни из них способствуют развитию подвижности кисти руки сверху вниз и обратно или слева направо и обратно, другие развивают подвижность пальцев и т. д. Это первое направление их организации.
Упражнения такого типа для I—II классов представлены в рисунках 1—8.
Рис. 1.
Упражнения для движения кисти слева направо и справа налево без перерывов. Такие упражнения выполняются в воздухе над рисунком в прописях или по нарисованному на доске с большого расстояния.
Рис. 2
Упражнения для движения кисти справа налево и обратно с включением пронации, т. е. полувращательных движений кисти.
Рис. 3
Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх (крупный рисунок). Те же движения пальцев выполняются при письме букв, включающих прямую черту — п , т, р(мелкий рисунок).
Рис. 4
Упражнения для движения пальцев и кисти, пронация (крупный рисунок).
Рис. 5
Упражнения для движения кисти и предплечья (крупный рисунок), движения пальцев и кисти (мелкий рисунок). Движения против часовой стрелки выполняются при письме букв ш, и, е, в и др.
Рис. 6
Упражнение, выполняемое движением по часовой стрелке, в письме букв с петлями.
Рис. 7
Упражнения для движения сверху вниз или снизу вверх по часовой и против часовой стрелки. Движения кистью и пальцами выполняются при письме букв В, з, 3, е, Е.
Кроме того, для определенной группы букв подбираются специальные упражнения, подготовляющие руку к совершению особых движений для успешного письма этих букв. Так, в буквах ц и щ основной важный для отработки правильного написания элемент — петля. Как зрительное, так и двигательное представление этого элемента подготовляется в таком упражнении:
Рис.8.
Учитель на доске изображает этот узор крупным и мелким планом. Потом объясняет и показывает детям, что крупный рисунок выполняется движением кисти в воздухе (одновременно учитель обводит этот узор указкой), предварительно показав, как его обводить движением кисти с ручкой в руке. Затем после выполнения первого упражнения учитель показывает, как пальцами с ручкой в руке обводится нижний элемент узора. Движения руки при выполнении упражнений свободные, смелые. Этим упражнением подготавливается правильное движение руки при написании петли, создается верный двигательный и зрительный образ выполнения этого движения (написания петли), развиваются движения кисти и пальцев. Не имея перед собой результата написания, ученик не боится совершать неверные движения. Упражнения такого типа для I—II классов представлены в рисунках 9—12.
Рис. 9
Упражнения для вращательного движения против часовой стрелки для кисти (крупный рисунок) и пальцев и кисти (мелкий рисунок).
Выполняются при письме букв, включающих овалы: о, а, ю, д, ф
Рис. 10
Упражнения для движения, напоминающего сматывание и разматывание клубков.
Рис. 11.
Упражнения для движения кисти с включением пронации и рисунок рыбки одним движением. Рисунок чешуи, глаз — упражнения для пальцев, выполняются при письме букв з, ж, х, Е, еи др.
Рис. 12
Упражнения для движения кисти и пальцев по часовой и против часовой стрелки.
Помимо того, что учитель организует эти упражнения для развития определенных движений и создания двигательного и зрительного образа какого-то элемента буквы, он должен продумать и порядок введения таких упражнений от более доступных к более сложным.
При работе над улучшением формы букв в письме учащихся, кроме упражнений, воспроизводящих какие-то движения в письме отдельных букв (например, овала, петли), вводятся некоторые дополнительные элементы, не составляющие буквы, но либо способствующие лучшему пространственному размещению букв, либо улучшающие наклон отдельных элементов:
Такие упражнения включаются в процесс письма. Вводить подобные упражнения следует также от более простых к более сложным. Имеется в виду усложнение не только по форме, но и по исполнению. Поэтому уже в I классе можно вводить упражнения по обведению (в воздухе свободными движениями) узоров на доске, над данными в прописях узорами. Во II классе, помимо таких упражнений, дети прописывают несложные вспомогательные петли, опорные черты, изображают «скелеты» букв и т. д. В III и IV классах те упражнения, которые ранее выполнялись в воздухе, могут выполняться уже в письме. Помимо этого, при письме букв включаются различные росчерки-петли, способствующие развитию не только легкости и свободы движения руки в различных направлениях, но и связности письма, что также положительно влияет на его ускорение. Примеры росчерков даны на рисунках 12—13.
Рис. 13
Рисование (или выполнение в воздухе по готовому рисунку) лент с листочками. Быстрая и ритмичная смена направления движения способствует развитию быстроты и плавности движений при письме. Может выполняться в крупном плане.
Рис. 14
Различные росчерки от простых к более сложным. Выполняются письменно, в основном в III—IV классах, способствуют развитию плавности движений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|