Сделай Сам Свою Работу на 5

Культурно–исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России





Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...…....3

Глава 1. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики…...4

1.1 Культурно–исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России…………………………………………………………………………………..…....….4

1.2 Этапы становления социальной педагогики в современный период………….….15

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………….22

2.1 Анализ современного состояния социальной педагогики……………………..…….22

Заключение…………………………………………………………………………………….27

Список используемой литературы………………………………………………..………..29


Введение

 

Социальное воспитание, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX — начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи — людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах — с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, — недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.



Всё это требует со стороны общества особого внимания и создания особых субъектов социального воспитания.

На протяжения многих веков в обществе существовали различные проблемы, связанные с отчуждёнными, беспризорными детьми и, следовательно, это требовало создание новой науки – социальной педагогики.

Объект исследования: социальная педагогика



Предмет исследования: история социальной педагогики, её поэтапное становления;

Целью данного исследования является изучение истории становления социальной педагогики в России;

Задачи:

-изучение литературы по теме исследования;

-проведение анализа современного состояния социальной педагогики;

Благодаря этому исследованию мы сможем поэтапно проследить развитие социальной педагогики, увидеть её исторические предпосылки;

Методы исследования:эмпирическое познание, научное познание.

Глава 1. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики

Культурно–исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России

 

Теория и практика социальной педагогики связаны с историко – культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально – экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно – этические представления о человеке и человеческих ценностях.

Если говорить о социальной педагогике как области практической деятельности, то необходимо чётко разграничивать социально – педагогическую деятельность как официально признанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.

Социально – педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально – психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие исторические корни.



Надо сказать, что на протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить своё полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и др. Отношения к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным – от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической, т.е. системой устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально – экономическими, нравственными воззрениями.[17,с. 8-9].

История русского народа показывает, что в его культуре ещё в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно – к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свои закрепления в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

Несмотря на то, что слова "благотворительность" и "милосердие", на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами. Милосердие – это готовность помочь кому – либо из человеколюбия, сострадания. Русская православная церковь с самого своего основания провозгласило милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди "возлюби ближнего как себя самого". Причём милосердие как деятельность любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимися. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых – благотворительность.[11, с. 12].

Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям.

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.

I этап – IX – XVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.

Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли "Красное солнышко". Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления личности.

Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своём иждивении 300 юношей.

В тяжёлый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за национальное возрождение и имела исключительно важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давая ему озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. В отличие от западной церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы призреть нищих и немощных, т.е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение трёх важнейших функций: обучение, лечение, призрения.[17, с. 10].

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни и приюты. Среди священников мы находим немало ярких примеров, когда их жизнь и деяния посвящались помощи людям. Так, вызывают глубокое уважение и восхищение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, Сергий Радонежский и многие другие. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, вырабатывать достойные образцы поведения, относится уважительно к людям, заботится о детях, совершать акты милосердия и любви к ближнему.

Но традиции благотворительности в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди часто оказывали поддержку друг другу, и в первую очередь – детям. Дело в том, что дети не осознавались государством и церковью как ценность для общества.

Сложившаяся ещё в догосударственной период традиция заботиться о ребёнке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий и т.д. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их воспитанием скудельники – старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счёт подаяний населения окрестных сёл и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как "С миру - по нитке, а бедному сироте – сорочка", "Живой - не без места, а мёртвый – не без могилы".

При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.[1, с. 36].

К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства.

II этап — с начала XVII в, до реформы 1861 г, В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее — с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора - Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для "зазорных младенцев ", куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за "погубление зазорных младенцев" неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных — в художественные училища.[3, с. 25].

Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для "зазорных младенцев".

Благотворительная деятельность Российского императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В1797 г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагается "...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам "доброго поведения ". Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное — после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки — до 15". Как правило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управлялось органами общественного призрения. Так было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были "искусны и умелы", Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка — девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы — в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798 г. было основано Попечительство о глухонемых детях.[4, с. 32].

В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропическое "Воспитательное общество". В 1842 г., также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н. С. Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 г. — больница для детей московских бедняков.[17, с. 13].

Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис " в России слепых нет ". В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отводит отдел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.[9, с. 46].

В первой половине XIX в. возникают сиротские институты – Александровский (в Москве) и Гатчинский (в Петербурге). При воспитательных домах создавались сиротские отделения.

В конце столетия в деятельности воспитательных домов начали принимать активное участие земства. В некоторых таких учреждениях открывались школы, где обучали ремёслам с целью дальнейшего трудоустройства воспитанников. Часть внебрачных детей и сирот распределялись по крестьянским семьям. По достижении 17 – летнего возраста мальчиков приписывали в "сельское сословие" и наделяли землёй, а девочкам в 19 лет выдавали "вечноувольнительное свидетельство".

III этап - с 60-х гг. XIX в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — "Императорское человеколюбивое общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.[17, с. 14].

Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т. д.

Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

Попечительство о глухонемых детях, основанное еще императрицей Марией Федоровной, содержало за счет своих средств школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось казенное обеспечение.[3, с. 54].

Так же императрицей Марией Фёдоровной были организованы Воспитательные дома. Для их содержания были установлены специальные источники доходов, в частности монопольное производство карт, ссудная и сохранная казна. В воспитательные дома стали принимать внебрачных детей, сирот, а так же за дополнительную плату детей, имеющих родителей. Девочки и мальчики находились в воспитательных домах до 19 – 21 года. Причём их учили не только чтению, письму, счёту, но и ремеслу.

В воспитательных домах были открыты латинские классы, где преподавались иностранные языки (немецкий и латинский). Для наиболее способных воспитанников были открыты французские классы, где обучали будущих воспитательниц частных домов.

Не менее значительным было Попечительство Марии Александровны о слепых детях. Основным источником дохода Попечительства был кружечный сбор — материальное пожертвование всех церквей и монастырей, которое собиралось на пятой неделе после Пасхи. В училища принимались дети от 7 до 11 лет на полное казенное содержание в случае крайней нужды.[10, с. 25].

В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях "Синий крест", руководила которым Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893 г. в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В XIX в. были созданы и такие воспитательные учреждения, как детские приюты. Считается, что первый немонастырский приют был открыт фабрикантом – горнозаводчиком А. Демидовым при доме призрения учащихся. Он предназначался для дневного присмотра за детьми работниц его промышленных предприятий. Для руководства такими учреждениями был создан Комитет главного попечительства детских приютов.

Основная задача приютов состояла в том, чтобы предоставить детям временное убежище и элементарное образование. Впоследствии в них разрешался ночлег, а затем и постоянное проживание для наиболее обездоленных.[13, с. 36].

В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей. В конце XIX в. становится необходимым открытие приютов для детей идиотов и эпилептиков, которые также требуют специального ухода и заботы. Такую благородную миссию взяло на себя Общество призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют для детей идиотов в Петербурге. Там же врач-психотерапевт И. В. Маляревский открывает врачебно воспитательное заведение для умственно отсталых детей, преследуя цель содействовать детям с проблемами психического здоровья в обучении их честной трудовой жизни.

Создавались также приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6 до16 – 17 лет. Здесь они готовились к самостоятельной жизни, получая начальное образование и обучаясь ремёслам или сельскохозяйственному труду.[8, с. 74].

В период с 1839 г. по 1899 г. открывалось более двух приютов в год и к концу этого 60 – летнего периода их насчитывалось в стране более 160. На полном содержании в приютах находилось примерно 6,5 тыс. человек, а с приходящими – более 13 тыс. Можно говорить об активном участии общественности в создании воспитательных учреждений для детей беднейших слоёв населения. Многие учреждения находились в бедственном положении, не могли вместить всех нуждающихся, деятельность ограничивалась жёсткими бюрократическими предписаниями и т.д. Однако в целом воспитательно – благотворительные учреждения для детей, традиция создания которых была положена и в XIX столетии, готовили полноценных членов общества к самостоятельной жизни.[4, с. 62].

Заметное влияние на развитие общественного воспитания оказали революционные демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, А.Н. Радищев. Их взгляды сходились в том, что человек есть существо общественное, что его развивает и образует общество. Цель воспитания – подготовка активного общественного деятеля, борца за справедливый общественный строй.

Значительный интерес для характеристики развития социального воспитания представляют взгляды крупнейшего представителя русской педагогики XIX в., основателя научной педагогики в России К.Д. Ушинского. Он утверждал, что духовное воспитание человека совершается не только школой, но и такими великими воспитателями, как природа, семья, общество, религия, язык, другими словами, - природой и историей в широком смысле этих понятий.[10, с. 35].

Таким образом, система общественно-государственного призрения детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе.

В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связывается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.

Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом Профессионального обучения кадров для социальных служб. "Социальная школа" была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была "кафедра общественного призрения" (октябрь 1911 г.). В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности "общественное призрение". В 1910 и 1914гг. состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы.[13, с. 61].

Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала в открытии детских приютов.

Вопросам исправления малолетних преступников путем психического воздействия на почве любви к ближнему были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних (с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов).[19, с. 51].

В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение. Открывались благотворительные общества, которые на собственные деньги создавали учреждения для оказания помощи детям, вставшим на путь преступления.

В начале XX в. в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 г. действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое положительное отношение к благотворительности.[2, с. 74]

IV этап — с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. Новое правительство признало наиболее соответствующей идеалам социализма модель трудовой школы, "школы труда", которая была разработана на Западе.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних - острейшие социальные и педагогические проблемы того периода, которые требовали своего решения.[17, с. 16].

В 1917 – 1918 гг. было принято около 30 декретов и постановлений по народному просвещению и культурному строительству; 9 (22) ноября 1917 г. Учреждена Государственная комиссия по просвещению, ставшая в тот период центром педагогической мысли.

Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы - отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Были созданы учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.

В этот период активно начала развиваться педология, которая ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т. д.[10, с. 38].

На 20-е гг. пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов — как ученых, так и практиков, в числе которых А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации "трудных" детей и подростков (Первая опытная станция Наркомпроса (ведущий принцип организации воспитательного процесса - самоуправление), трудовая колония им. М. Горького и др.) получили заслуженное международное признание.

В журнале "Свободное воспитание" С.Т. Шацкий опубликовал статью "Дети и общество", в которой говорил о необходимости соотнести цель воспитания с целью социального окружения, в котором происходит воспитательный процесс: в качестве строительного материала важно использовать в обучении и воспитании всё лучшее в детской субкультуре.[1, с. 65].

Однако система социального воспитания и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 г. "О педологических извращениях в системе Наркомпроса". Педологии была инкриминирована роль "антиленинской теории отмирания школы", будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.[11, с. 47].

В годы гражданской войны наиболее острой становится проблема массовой детской беспризорности: к 1920 г. в России насчитывалось свыше 4 млн. таких детей. Ещё в январе 1918 г. Совнарком издал Декрет О комиссиях для несовершеннолетних, которым поручалась организация работы с беспризорными.

Огромная работа по спасению детей была проведена во время голода 1921 г. Началась массовая перевозка детей из бедственных районов в другие регионы, где создавались детские дома.

С 1930-х годов, названных в нашей истории "великим переломом", опустился "железный занавес", надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической идеи построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям.[3, с. 62]. Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941—1945 гг.), вновь обострили положение детей. "Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, — писала газета "Правда", — их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта". Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям — к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Война потребовала серьёзной перестройки воспитательной работы школ и внешкольных учреждений. В годы войны связи школы с жизнью укреплялись Школьники оказывали помощь колхозам, совхозам, промышленности и транспорту. Была разработана широкая программа привлечения учащихся к общественно полезному труду. В январе 1942 г. правительство приняло постановления "Об устройстве детей, оставшихся без родителей", которое предусматривало создание соответствующих областных, краевых и республиканских комиссий. Во всех населённых пунктах создавались детские приёмники. Туда направлялись дети до 15 лет включительно, а тех кому не исполнилось 14, направлялись через органы образования в детские учреждения.[17, с. 17].

В 1940 – е гг. продолжалось развитие педагогической науки. В октябре 1943 г. правительство приняло решение о создании Академии педагогических наук РСФСР. Учёные – педагоги в этот период сосредоточили своё внимание на исследовании важных проблем воспитания подрастающих поколений. К середине 1940 – х. гг. советская педагогическая наука накопила значительный исследовательский материал по основным проблемам воспитания и обучения. Он получил отражение в крупном исследовании Н.К. Гончарова "Основы педагогики" (1947) и работе П.Н, Груздева "Вопросы воспитания и обучения" (1950). В этот же период были изданы новые учебные пособия по педагогики для ВУЗов А.И. Каирова, И.Т. Огородникова и др.

В 60-70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форы и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, связанных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании.[10, с. 62].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.