Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗМА





СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

 

Уж на что они непохожи друг на друга, из

Разной глины. Ведь это все русские поэты

Не на вчера, не на сегодня, а навсегда.

Такими нас не обидел Бог.

О. Мандельштам

… из широкого лона символизма вышли

Индивидуально законченные поэтические

Явления,.. род распался и наступило цар-

ство личности, поэтической особи…

О. Мандельштам

 

 

Литературная школа и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание литературного направления или группировки. Однако даже представители одного течения заметно отличались друг от друга стилистически, мироощущением, художественным вкусом и манерой «артистического» поведения. Каждый крупный художник стремился к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века. Характерными для эпохи фигурами были поэты «вне направлений».



 

И все-таки в поэтике серебряного века заметны некоторые универсальные тенденции:

- изменяется тематический строй лирики – историческая конкретика уступает место «вечным темам» жизни и смерти, любви и красоты, мук и радостей творчества;

- намного активнее используется «ролевая» лирика, когда поэтическое высказывание строится от лица введенного в текст персонажа;

- поэзия точных слов и конкретных значений уступила место поэзии намеков и недоговоренностей;

- стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе собственные, помочь ему в постижении того, «чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет»;

- взаимодействие двух противоположных тенденций: смысловой многозначности и семантической точности, «музыки» и «риторики».

 

Рубеж XIX – XX веков – время одновременного существования разнороднейших направлений, главное противостояние – между реалистическими и нереалистическими.

 

Декаданс (упаднические течения буржуазного искусства) – «чувство тончайшей органической связи с монументальным преданием былой высокой культуры вместе с тягостно-горделивым сознанием, что мы последние в ее ряду» (Вячеслав Иванов).



 

Модернизм – общее название разнообразных нереалистических явлений в литературе и искусстве XX века, для которых характерен подчеркнутый интерес к индивидуальному сознанию, первостепенная роль авторского «Я», эстетизация всех явлений жизни, стремление соединения быта с бытием (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, «поток сознания», драма абсурда и т.д.).

 

 

От чего отказывается модернизм?

- от историзма;

- от социологизма;

- от рационализма;

- от социопсихологизма, то есть ОТ ОТЗЕРКАЛИВАНИЯ (отражения) СОЗНАНИЯ.

 

Что провозглашает модернизм?

- мифологизм;

- эстетизм;

- иррационализм;

- феноменологизм;

- «поток сознания», то есть ЗАЗЕРКАЛЬЕ СОЗНАНИЯ.

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗМА

СИМВОЛИЗМ - искусство – способ познания мира;

- мистическое содержание;

- символы;

- культ собственного «Я».

Символ – многозначный и глубокий образ, намекающий на недоступные разуму начала.

Представители: Брюсов Валерий Яковлевич

Бальмонт Константин Дмитриевич

Гиппиус Зинаида Николаевна

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Символизм (как одно из направлений модернизма) возник в последней трети 19 века сначала во Франции, затем в Германии, России и др. странах как реакция на натуралистические и реалистические веяния в искусстве. Главное открытие символистов заключалось в том, что они усмотрели символическую сущность искусства, т.е. любое настоящее произведение искусства они осмыслили как символ.



Суть символизма наиболее полно изложил Шарль Морис в статье «Литература нынешнего дня» (1889г.) Единственные истоки Искусства: Философия, Традиция, Религия, Легенды. Искусство синтезирует их опыт и идет дальше в постижении духовного Абсолюта. Подлинное искусство – не забава, но «откровение», «ключ, открывающий Вечность», путь к Истине и «праведной Радости», оно подобно «вратам в зияющую Тайну». Такому творчеству предназначено стать религией. Символизм призван восстановить изначальное единство главных искусств: поэзии, живописи и музыки – на основе нового театра, который должен превратиться в Храм Религии Красоты.

Символ для символистов – это не общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное. Поэзия должна подходить к действительности через тонкие намеки и полутона: «Никаких цветов: ничего, кроме нюансов» (П. Верлен). Красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией.

Представители символизма в зарубежной литературе: Эмиль Верхарн, Поль Верлен, Морис Метерлинк, Герхарт Гауптман.

 

АКМЕИЗМ (от греческого «акме» - вершина, пик, расцвет) –

- отделить поэтическое творчество от религии;

- мужественно-ясный, конкретный взгляд на мир;

- принимать мир во всей совокупности его красот и безобразий.

Представители: Гумилев Николай Степанович

Городецкий Сергей Митрофанович

Мандельштам Осип Эмильевич

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи.

Акмеисты, или — как их еще называли — «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма и организовали „Цех Поэтов“. Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии». Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

 

ФУТУРИЗМ - категорическое отрицание культуры прошлого;

- приближение будущего силой нового искусства;

- эпатаж (шокирование) публики;

- словотворчество.

Представители: Игорь Северянин

Велимир Хлебников

Владимир Маяковский

 

Пощечина общественному вкусу (эстетическая декларация)

 

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского и проч. с Парохода Современности…

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

 

Мы приказываем чтить права поэтов:

1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (словоновшество).

2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела свего из банных веников сделанный вами венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова «мы» среди свиста негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «Здравого смысла» и «Хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут в п е р в ы е Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Давид Бурлюк, Алексей Крученых,

В. Маяковский, Виктор Хлебников.

 

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944). Футуризм претендовал на построение нового искусства – "искусства будущего", выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил "всемирно историческую задачу футуризма", которая заключалась в том, чтобы "ежедневно плевать на алтарь искусства".

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого. Вот один из пунктов программы Маринетти: "Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса... Нас интересует твёрдость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз её молекул и электронов... Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины".

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве – как в поэзии, так и в других областях творчества. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками – В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Кручёных, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.