Сделай Сам Свою Работу на 5

Корректурная проба Бурдона





ОТЫСКИВАНИЕ ЧИСЕЛ (таблицы Шульте)

Цель:

Может быть использована для исследования психического темпа, точнее, для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям).

Описание:

Для проведения опыта нужно:

· пять таблиц размером 50x50 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25 (см. приложение). На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному;

· секундомер;

· небольшая, примерно в 30 см, указка.

Опыт можно проводить с больными, имеющими не меньше 4 классов образования .

Испытуемому предлагается смотреть на карточку на расстоянии 70—75 см от его лица, выискивать числа, называя их и показывая их указкой по порядку.

После, когда больной называет число «25», экспериментатор останавливает секундомер. Записывает время в протокол.

После первой таблицы без всяких дополнительных инструкций больному предлагают таким же образом отыскивать числа на 2, 3, 4 и 5-й таблицах.

В примечаниях должно быть отмечено, равномерно ли больной отыскивает числа или изредка подолгу не может найти какое-нибудь одно число.



Методикой можно пользоваться для повторных проб. При этом нет необходимости менять таблицы — можно пользоваться теми же пятью таблицами в первый, второй и, если нужно, третий раз.

 

Инструкция:

Больному мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами:

«Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку».

Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами книзу, и продолжают инструкцию:

«Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?»

(Если больной не понял, ему объясняют снова, но не открывая таблицу.)

Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом больного вертикально на расстоянии 70—75 см от него и, включая секундомер, говорит:

«Начинайте!»

Пока больной показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда больной называет число «25», экспериментатор останавливает секундомер.

После первой таблицы без всяких дополнительных инструкций больному предлагают таким же образом отыскивать числа на 2, 3, 4 и 5-й таблицах (рис. 13).



Оценка результатов:

При оценке результатов прежде всего становятся заметны различия в количестве времени, которое больной тратит на отыскивание чисел одной таблицы.

· Психически здоровые молодые люди тратят на таблицу от 30 до 50 секунд, чаще всего 40—42 секунды.

· У больных с выраженными клиническими проявлениями атеросклероза головного мозга, по данным В. А. Васильевой, на одну таблицу уходит до 2—3 минут.

Однако столь длительное время уходит у больных вовсе не потому, что они так медленно ищут. По данным В. А. Васильевой, больные склерозом отыскивают числа так же быстро, как и здоровые люди, но удлинение общего времени обусловлено отдельными «случайными» задержками. Так, например, больной называет и показывает ряд чисел с определенной, а затем вдруг никак не может найти одно какое-либо число, смотрит как будто прямо на него и не видит и даже заявляет экспериментатору, что такого числа в таблице вообще нет.

Такие паузы, по мнению В. А. Васильевой, объясняются кратковременным состоянием охранительного торможения в корковых клетках зрительного анализатора больных (больные смотрят, но не видят числа). Экспериментатору такие паузы хорошо заметны. Их наличие дает ему основание делать вывод о неравномерности темпа психической деятельности, свойственной сосудистым больным.

· Равномерная замедленность темпа отыскивания чисел наблюдается при эпилепсии.

· При заболеваниях, вызывающих нарушения моторики глазо-двигательных нервов, также наблюдаются затруднения в отыскивании чисел и общее увеличение времени отыскивания чисел на одну таблицу.



· Заметное увеличение времени отыскивания чисел на последних (4-й и 5-й) таблицах свидетельствует об утомляемости больного, а ускорение — о медленном «врабатывании».

В норме на все таблицы уходит примерно одинаковое время.


 



 

 

Счёт по Крепелину

СЧЕТ ПО КРЕПЕЛИНУ

Цель: методика предназначена для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости больных.

В настоящее время применение этой методики приобрело более широкий диапазон; ею пользуются для изучения психического темпа, колебаний внимания, переключаемости (с видоизменением инструкции) и для выявления отношения к экспериментальному заданию.

Описание:

Для проведения опыта нужны бланки, на которых длинными рядами напечатаны пары цифр, подлежащих сложению (см. приложение).

Желательно выбирать бланки, на которых цифры были бы отпечатаны крупным шрифтом (см. бланк). Необходимы также секундомер и запасные мягкие карандаши для больных. Так же как и бланки корректурной пробы, бланки «счета по Крепелину» проверяются по «ключу» (см. описание методики «Корректурная проба»).

Инструкция:

Обычный вариант опыта проводится так:

Больному предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то больной должен подписать снизу только 2, а не всю сумму 12 (единицу, обозначающую десяток, нужно отбросить). Однако такое требование затрудняет многих больных, поэтому следовать ему не обязательно. Можно предложить больному записывать сумму полностью. Затем больного предупреждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «стоп». (Экспериментатор дает такой сигнал через 15 секунд после начала.) После этого он должен начать следующую строчку. Больному объясняют также, что он должен стараться работать побыстрее, но самое главное — складывать точно, не допуская ошибок.

В зависимости от состояния больного и от задачи исследования можно ограничиться одним бланком, т. е. предложить ему 8 строк сложения по 15 секунд на каждую; можно это количество уменьшить либо увеличить. Отдельный протокол вести не обязательно.

 

Оценка результатов:

Такое построение эксперимента позволяет выявить темп работы больного, его внимание, а также наличие утомляемости. Отмечая, сколько сложений выполнил больной за каждые 15 секунд правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Обычно это делается очень просто, путем проведения черты на самом бланке, но можно построить специальный график. Так, например, больной Л. за первые 15 секунд выполнил 16 сложений без одной ошибки, во вторые 15 секунд — 15 сложений и одно из них ошибочное, далее 16, 12, 11 сложений и одно из них ошибочное, затем 10 и 8 сложений. Его график будет иметь следующий вид (рис. 1) и свидетельствовать о некоторой истощаемости больного, падении его работоспособности при небольшой нагрузке.

Недавно Н. И. Курочкиным разработан видоизмененный бланк счетного задания, предусматривающий смену операции сложения и вычитания. Одну строчку больной складывает, в следующей за ней производит вычитание, а затем вновь сложение. Эта методика после тщательной апробации будет, видимо, очень интересна для выявления инертности и переключаемости внимания.


 



 

 

Методика Бурдона

Корректурная проба Бурдона

Цель:

Исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости . Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости, упражняемость школьников по отношению к однообразным раздражителям.

Описание:

Ограничений по применению методики практически нет.
Для проведения необходимо иметь спец. бланк и секундомер.

Бланк представляет собой лист бумаги, на котором по строчкам, в произвольном порядке расположены буквы русского алфавита.

Испытуемому предлагается вычеркивать в строчках либо 2, либо 4 буквы (на усмотрение учителя). Засекается время. Через каждые 30 или 60 с (опять же по усмотрению учителя) ребенка просят чертой отметить то место на листе, на котором он находился в данный момент. Общее время выполнения задания 5 мин.

Проводится индивидуально и в группе, у испытуемого должно быть желание выполнить задание.

Инструкция:

Перед Вами наборы букв русского алфавита.

Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «И» и отмечайте их.

Букву «К» нужно подчеркнуть, букву «И» - зачеркнуть.

Задание необходимо выполнить быстро и точно.

По команде «Черта» поставить черту на бланке.

Работа начинается по команде. Время работы – 5 минут.

Другой вариант:

Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «И».

Вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки.

Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «И» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть.

Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.

Обработка результатов:

Рассчитать:

1. Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.).

2. Точность выполнения:

А = å :( å +О)

Где å - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.
Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Е = S * A

Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3. Успешность работы оценивается так:

А = В + С

Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле

С = ( n*100):m

Где n – общее количество букв,

m – количество вычеркнутых букв.

Таблица: показатели успешности работы студентов.

Количество знаков В Точность в % С
Меньше 1560 Меньше 81,9
1560-1720 81 ,9-83,0
1720-1880 83,0-84,1
1880-2040 84,1-85,1
2040-2200 85,1-86,2
2200-2360 86,2-87,3
2360-2520 87,3-88,4
2520-2680 88,4-89,5
2680-2840 89,5-90,6
2840-3000 90,6-91,6
3000-3160 91,6-92,7
3160-3320 92,7-93,8
3320-3480 93,8-94,9
3480-3640 94,9-96,0
3640-3800 96,0-97,0
3800-3960 97,0-98,1
3960-4120 98,1-99,2
4120-4280 Больше 99,2
4280-4440    
4440-4600    
4600-4720    
4720-4920    

 

 


 

 

Методика Ф.Д.Горбова «Красно-Черная таблица»


 

Методика Ф.Д.Горбова «Красно-Черная таблица»

 

Цель методики:

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Оборудование:
1.Таблицы Горбова -Шульте с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета

  1. секундомер
  2. указка.

 

Инструкция:«На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные - в убывающем одновременно, по очереди: 1 - черное, 24 - красное, 2 - черное, 23 - красное и так далее».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.