Сделай Сам Свою Работу на 5

Встает заря во мгле холодной.





Минутки» на уроке русского языка в 3 классе (2 полугодие)

Образец каллиграфической минутки Методы и приемы Средства наглядности
- строка: половина строки следующая половина строки - строка: (заполняется вместе с учащимися) 8. Решение графико­каллиграфических задач: а) Какая буква состоит из двух одинаковых элементов? б) Из каких элементов состоит заглавная буква И? 9. Анализ возможных каллиграфических ошибок: 1. Наборы элементов букв 2. Таблицы с изображением ошибочных написаний букв.

 

3-4 строка:    
  3. Сообщение цели  
  каллиграфической  
  минутки.  
  4. Показ образца: Демонстрационные
  а) рассматривание на карточки с
  карточке; изображением
  б) письмо учителем на письменных букв.
  доске.  
  5. Комментированное  
  письмо образцов для  
  первой строки под  
  счет:  
  а) для строчных букв: «1 -и-  
  2-и»;  
  б) для заглавных букв: «и-1-  
  и-2-и».  
  6. Подбор слов на тему: Открытки с
  «Цветы на школьном изображением цветов
  дворе» и запись с или иллюстрации
  комментированием.  
  7. Проверка  
  самостоятельной  
  работы. Плакат с
  8. Конструирование изображением схемы
  предложения по предложения или
  предложенной индивидуальные
  учителем схеме. карточки.
  9. Проверка  
  самостоятельной  
  работы (подсчет  
  количества букв «и» в  
  предложении и  
  вывод: буква «и» -  
  частотная, поэ тому  
  нужно уметь писать  
  ее красиво и  
  правильно). Образец написания на
  10. Самоанализ доске.
  кал ли! рафич еской  
  работы или  
  взаимоанализ.  
     

 



На четвертом году обученияписьмо детей становится более непринужденным, складываются характерные особенности индивидуального почерка. Ученики начинают писать быстрее.



Главной задачей занятий по чистописанию в 4 классе является достиже­ние определенного темпа и плавности письма при сохранении его четкости и каллиграфической правильности. Полноценный навык письма характеризуется скоростью и устойчивостью. Поэтому процесс выполнения каллиграфических упражнений должен быть максимально приближен к естественным условиям выполнения письменных работ на уроках русского языка. Это значит, что предлагаются задания одновременно с решением нескольких задач (по каллиграфии и орфографии, по каллиграфии и словообразованию, по каллиграфии и морфологии и т.п.).

При решении главной задачи проводится работа над формой букв и их соединениями, над отдельными качествами письма (соблюдение наклона, линейности, равного расстояния между буквами и др.).

Направления работы в 4 классе внешне остаются теми же, что и в предыдущих классах, однако предпочтение отдается упражнениям в скорописи, плавности, ритмичности письма. Как правило, они комплексные по характеру. Одни приближены по содержанию к естественному письму предложений и небольших текстов, другие несколько искусственные, используются только как тренировочные дня развития свободных, легких движений руки. Если проследить динамику их усложнения по годам обучения, то можно вычленить такие ступени:

в 1 классе - рисование, раскрашивание узоров, бордюров, отдельные компоненты которых напоминают элементы изучаемых букв;

во 2 классе - обведение узоров-росчерков в воздухе по образцам с доски или “сухим пером” по образцам дидактического пособия;



в 3 классе - чистые росчерки преобразовались в своеобразные связки для расписывания целой группы однотипных букв, которые выполнялись уже (по усмотрению учителя) письменно;

в 4 классе - упражнения по характеру подобны предыдущим, но сложнее по использованию, т. к. «порции» безотрывного письма становятся объемнее, чаще используются различного рода связки, более ускорен темп их выполнения (примеры см. в приложении).

Искусственные элементы - связки используются, во-первых, для снятия напряжения в руке, дают ей своеобразный отдых в движении, так как обычно выполняются в более крупном плане и нередко со сменой направления движения, во-вторых, связки позволяют включить в непрерывную цепочку гораздо большее количество букв, чего нельзя, по мнению психологов, делать без них. Обычно рекомендуется писать подряд только такое число букв, какое встречается в словах русского языка (не тренировать руку на том, что ей не придется исполнять в естественном письме). В школьной практике этот вид упражнения довольно распространен.

В целях стимулирования детей по наращиванию скорости письма можно так же, как и в 3 классе, практиковать:

1) прописывание некоторых слов и словосочетаний в разных скоростных режимах (сначала медленно, затем быстрее) с задачей сохранения качества письма;

2) письмо отдельных предложений (пословиц, небольших стихотворений) по памяти на время (кто успеет за отведенное время написать больше, грамотно и четко);

3) списывание с доски, с индивидуальных карточек, из учебника текстов, их хронометрирование и выявление средней скорости письма (рабочей скорости) каждого ученика и в целом класса.

Средняя рабочая скорость класса (при списывании из учебника) от 35 букв в минуту в начале учебного года до 45 букв в минуту в конце года. У отдельных детей она, естественно, выше (до 55 букв в минуту) или ниже (до 25 букв). Это та средняя скорость письма, при которой дети умели сохранять четкость и грамотность записываемого.

В развитии четкой скорописи нельзя обойтись без усилий в достижении точности начертания всех букв. Тем более, что в ходе ускорения письма буквы чаще подвергаются деформации (искажению), происходит естественное сокращение «пути» начертания буквы. При ускорении письма рука стремится к совершению ритмичных движений, в результате чего стирается часть специфических особенностей букв и они начинают уподобляться одна другой. Чаще всего это самые простые по исполнению буквы ( например, и - н, к- п, ы- н, и - ы). Стирание форм букв наблюдается часто и в окончаниях слов. Помимо указанных выше недочетов, у отдельных учеников наблюдается либо очень «угловатое», либо чрезмерно «округлое» и даже «прямоугольное» письмо.

В плане «подстраховки» четкости письма в начале учебного года рекомендуется прописать все буквы письменного алфавита в условиях ускорения. Для этого можно воспользоваться объединением букв по генетическому принципу (от более простых по форме к более сложным), предложенному Л.Я.Желтовской.

Группы букв

1) и, ш, й, И, Ш, Й, г, п, т, р;

2) л, м, я,Л, М, Я, А;

3) ц, щ, Ц, Щ,у, Ч, ч;

4) с, е, е, С, Е, Е, о, О,а, д, б;

5) ь, ы, ъ. в;

6) н, ю, к, Н, Ю, К;

7) з, э, х. ж, В, 3. Э, X, Ж, ф:

8) Ф, У, Г,П, Т, Б, Р, Д.

На одном занятии в 4 классе (в отличие от 2 класса) может быть организована работа одновременно над несколькими буквами какой-либо группы.

Примерно со второго полугодия каллиграфические упражнения должны быть сориентированы на пропедевтическую работу по предупреждению недочетов, связанных с уподоблением форм ряда букв друг другу. Темами таких занятий может стать работа над буквами:

1) ш - ц, ш - щ;

2) и - л, ш - т;

3) л - я, я - е, л - я - е;

4) н - ы, н - и, н - п, н - к. и - ы:

5) ж - ш, ж - т. ш - ж - т;

6) а - о, е - с, г - ч (с соединительными элементами, т.к. неточный прием соединения может привести даже к орфографической ошибке);

7) к - и, к - п, к - и - п - н, к - х;

8) ш- м, н - л (с соединительными штрихами);

9) буквами и буквосочетаниями: и - ее. ш- ие, и - ге, ш- ги, ы - ье, ие - иг - ие, х- эс, ж- эк, ю- го (ою - ого),ы - or, а- or;

10) буквосочетаниями: лю- мо, ме - ли.

При сопоставлении этих пар букв или буквосочетаний необходимо сосредоточить внимание детей на специфических чертах каждой буквы, на стремлении писать каждую букву отчетливо.

Для развития навыка самоконтроля можно использовать прием работы с калькой. С этой целью готовятся полоски из кальки или другой прозрачной бумаги. Размеры полосок соответствуют размерам рабочей строки тетради, т.е. длина полоски равна длине строки, а ширина чуть больше рабочей строки. Ученик накладывает кальку на слово (или предложение), написанное учителем в тетради, и обводит его. При этом он обращает внимание на размеры букв, старается не допустить ошибок в соединениях. Затем кальку со скопированным словом (или предложением) ученик откладывает в сторону и списывает образец на свободной строке (лучше, конечно, писать под оригиналом). Ученик пишет и сравнивает свое письмо с тем, что написано в тетради. Закончив писать, он берет полоску кальки со скопированным словом (или предложением) и накладывает ее на свое письмо. Ошибки, разумеется, сразу видны. Часто никакими словами не заменить того, что понял и увидел ребенок, подвергнув свое письмо такому анализу.

Как и в 3 классе, порядок планирования упражнений по чистописанию почти произвольный. Определенную последовательность рекомендуется соблюдать только при работе над плавностью и над формами букв (по степени усложнения материала), на что указывалось выше. Выбор темы занятия определяется в основном потребностями класса, недостатками в почерках детей.

Учитель по своему усмотрению обращается то к отработке наклона, то к четкости написания всех букв при ускорении письма, то к равномерности расстановки букв в слове, слов на строке, то к отчетливости написания наиболее трудных отдельных букв, то к высоте и форме букв с петельными элементами, выходящими за строку и др.

Иногда упражнения по чистописанию могут быть индивидуализированы и не объединяются общей темой для всех учащихся класса. Это обусловливается индивидуальными недочетами в почерках детей. Задания могут быть даны в каждой тетради или предложены на отдельных карточках.

Объем материала для записи тоже произвольный. Обычно за 5-6 минут, отводимых программой на занятия чистописанием на уроке, ученики успевают записать 4-5 строчек. В зависимости от темы и цели работы объем может быть на одних уроках меньше, на других больше, при этом важна обучающая сторона и достижение определенного результата.

При оценивании работ следует брать под контроль ту часть написанного, которая удалась в ходе тренировочных упражнений, так как именно на каллиграфических минутках проводится своеобразная отработка техники письма.

Как и в пред иду ших классах, весь материал, подлежащий записи, должен быть проанализирован с точки зрения графической и орфографической грамотности. По возможности он должен быть связан с изучаемым материалом на уроке русского языка, чтобы учитель мог его использовать в качестве дидактического для повторения или изучения нового материала по грамматике и правописанию.

Целесообразно использовать предварительную графическую подготовку к написанию отдельных текстов. Так, перед письмом строк:

Встает заря во мгле холодной.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.