|
Встает заря во мгле холодной.
Минутки» на уроке русского языка в 3 классе (2 полугодие)
Образец
каллиграфической
минутки
| Методы и приемы
| Средства наглядности
| - строка:
половина строки
следующая половина строки
- строка:
(заполняется вместе с учащимися)
| 8. Решение графикокаллиграфических
задач:
а) Какая буква состоит из двух одинаковых элементов?
б) Из каких элементов состоит заглавная буква И?
9. Анализ возможных каллиграфических ошибок:
| 1. Наборы элементов букв
2. Таблицы с изображением ошибочных написаний букв.
|
3-4 строка:
|
|
|
| 3. Сообщение цели
|
|
| каллиграфической
|
|
| минутки.
|
|
| 4. Показ образца:
| Демонстрационные
|
| а) рассматривание на
| карточки с
|
| карточке;
| изображением
|
| б) письмо учителем на
| письменных букв.
|
| доске.
|
|
| 5. Комментированное
|
|
| письмо образцов для
|
|
| первой строки под
|
|
| счет:
|
|
| а) для строчных букв: «1 -и-
|
|
| 2-и»;
|
|
| б) для заглавных букв: «и-1-
|
|
| и-2-и».
|
|
| 6. Подбор слов на тему:
| Открытки с
|
| «Цветы на школьном
| изображением цветов
|
| дворе» и запись с
| или иллюстрации
|
| комментированием.
|
|
| 7. Проверка
|
|
| самостоятельной
|
|
| работы.
| Плакат с
|
| 8. Конструирование
| изображением схемы
|
| предложения по
| предложения или
|
| предложенной
| индивидуальные
|
| учителем схеме.
| карточки.
|
| 9. Проверка
|
|
| самостоятельной
|
|
| работы (подсчет
|
|
| количества букв «и» в
|
|
| предложении и
|
|
| вывод: буква «и» -
|
|
| частотная, поэ тому
|
|
| нужно уметь писать
|
|
| ее красиво и
|
|
| правильно).
| Образец написания на
|
| 10. Самоанализ
| доске.
|
| кал ли! рафич еской
|
|
| работы или
|
|
| взаимоанализ.
|
|
|
|
|
На четвертом году обученияписьмо детей становится более непринужденным, складываются характерные особенности индивидуального почерка. Ученики начинают писать быстрее.
Главной задачей занятий по чистописанию в 4 классе является достижение определенного темпа и плавности письма при сохранении его четкости и каллиграфической правильности. Полноценный навык письма характеризуется скоростью и устойчивостью. Поэтому процесс выполнения каллиграфических упражнений должен быть максимально приближен к естественным условиям выполнения письменных работ на уроках русского языка. Это значит, что предлагаются задания одновременно с решением нескольких задач (по каллиграфии и орфографии, по каллиграфии и словообразованию, по каллиграфии и морфологии и т.п.).
При решении главной задачи проводится работа над формой букв и их соединениями, над отдельными качествами письма (соблюдение наклона, линейности, равного расстояния между буквами и др.).
Направления работы в 4 классе внешне остаются теми же, что и в предыдущих классах, однако предпочтение отдается упражнениям в скорописи, плавности, ритмичности письма. Как правило, они комплексные по характеру. Одни приближены по содержанию к естественному письму предложений и небольших текстов, другие несколько искусственные, используются только как тренировочные дня развития свободных, легких движений руки. Если проследить динамику их усложнения по годам обучения, то можно вычленить такие ступени:
в 1 классе - рисование, раскрашивание узоров, бордюров, отдельные компоненты которых напоминают элементы изучаемых букв;
во 2 классе - обведение узоров-росчерков в воздухе по образцам с доски или “сухим пером” по образцам дидактического пособия;
в 3 классе - чистые росчерки преобразовались в своеобразные связки для расписывания целой группы однотипных букв, которые выполнялись уже (по усмотрению учителя) письменно;
в 4 классе - упражнения по характеру подобны предыдущим, но сложнее по использованию, т. к. «порции» безотрывного письма становятся объемнее, чаще используются различного рода связки, более ускорен темп их выполнения (примеры см. в приложении).
Искусственные элементы - связки используются, во-первых, для снятия напряжения в руке, дают ей своеобразный отдых в движении, так как обычно выполняются в более крупном плане и нередко со сменой направления движения, во-вторых, связки позволяют включить в непрерывную цепочку гораздо большее количество букв, чего нельзя, по мнению психологов, делать без них. Обычно рекомендуется писать подряд только такое число букв, какое встречается в словах русского языка (не тренировать руку на том, что ей не придется исполнять в естественном письме). В школьной практике этот вид упражнения довольно распространен.
В целях стимулирования детей по наращиванию скорости письма можно так же, как и в 3 классе, практиковать:
1) прописывание некоторых слов и словосочетаний в разных скоростных режимах (сначала медленно, затем быстрее) с задачей сохранения качества письма;
2) письмо отдельных предложений (пословиц, небольших стихотворений) по памяти на время (кто успеет за отведенное время написать больше, грамотно и четко);
3) списывание с доски, с индивидуальных карточек, из учебника текстов, их хронометрирование и выявление средней скорости письма (рабочей скорости) каждого ученика и в целом класса.
Средняя рабочая скорость класса (при списывании из учебника) от 35 букв в минуту в начале учебного года до 45 букв в минуту в конце года. У отдельных детей она, естественно, выше (до 55 букв в минуту) или ниже (до 25 букв). Это та средняя скорость письма, при которой дети умели сохранять четкость и грамотность записываемого.
В развитии четкой скорописи нельзя обойтись без усилий в достижении точности начертания всех букв. Тем более, что в ходе ускорения письма буквы чаще подвергаются деформации (искажению), происходит естественное сокращение «пути» начертания буквы. При ускорении письма рука стремится к совершению ритмичных движений, в результате чего стирается часть специфических особенностей букв и они начинают уподобляться одна другой. Чаще всего это самые простые по исполнению буквы ( например, и - н, к- п, ы- н, и - ы). Стирание форм букв наблюдается часто и в окончаниях слов. Помимо указанных выше недочетов, у отдельных учеников наблюдается либо очень «угловатое», либо чрезмерно «округлое» и даже «прямоугольное» письмо.
В плане «подстраховки» четкости письма в начале учебного года рекомендуется прописать все буквы письменного алфавита в условиях ускорения. Для этого можно воспользоваться объединением букв по генетическому принципу (от более простых по форме к более сложным), предложенному Л.Я.Желтовской.
Группы букв
1) и, ш, й, И, Ш, Й, г, п, т, р;
2) л, м, я,Л, М, Я, А;
3) ц, щ, Ц, Щ,у, Ч, ч;
4) с, е, е, С, Е, Е, о, О,а, д, б;
5) ь, ы, ъ. в;
6) н, ю, к, Н, Ю, К;
7) з, э, х. ж, В, 3. Э, X, Ж, ф:
8) Ф, У, Г,П, Т, Б, Р, Д.
На одном занятии в 4 классе (в отличие от 2 класса) может быть организована работа одновременно над несколькими буквами какой-либо группы.
Примерно со второго полугодия каллиграфические упражнения должны быть сориентированы на пропедевтическую работу по предупреждению недочетов, связанных с уподоблением форм ряда букв друг другу. Темами таких занятий может стать работа над буквами:
1) ш - ц, ш - щ;
2) и - л, ш - т;
3) л - я, я - е, л - я - е;
4) н - ы, н - и, н - п, н - к. и - ы:
5) ж - ш, ж - т. ш - ж - т;
6) а - о, е - с, г - ч (с соединительными элементами, т.к. неточный прием соединения может привести даже к орфографической ошибке);
7) к - и, к - п, к - и - п - н, к - х;
8) ш- м, н - л (с соединительными штрихами);
9) буквами и буквосочетаниями: и - ее. ш- ие, и - ге, ш- ги, ы - ье, ие - иг - ие, х- эс, ж- эк, ю- го (ою - ого),ы - or, а- or;
10) буквосочетаниями: лю- мо, ме - ли.
При сопоставлении этих пар букв или буквосочетаний необходимо сосредоточить внимание детей на специфических чертах каждой буквы, на стремлении писать каждую букву отчетливо.
Для развития навыка самоконтроля можно использовать прием работы с калькой. С этой целью готовятся полоски из кальки или другой прозрачной бумаги. Размеры полосок соответствуют размерам рабочей строки тетради, т.е. длина полоски равна длине строки, а ширина чуть больше рабочей строки. Ученик накладывает кальку на слово (или предложение), написанное учителем в тетради, и обводит его. При этом он обращает внимание на размеры букв, старается не допустить ошибок в соединениях. Затем кальку со скопированным словом (или предложением) ученик откладывает в сторону и списывает образец на свободной строке (лучше, конечно, писать под оригиналом). Ученик пишет и сравнивает свое письмо с тем, что написано в тетради. Закончив писать, он берет полоску кальки со скопированным словом (или предложением) и накладывает ее на свое письмо. Ошибки, разумеется, сразу видны. Часто никакими словами не заменить того, что понял и увидел ребенок, подвергнув свое письмо такому анализу.
Как и в 3 классе, порядок планирования упражнений по чистописанию почти произвольный. Определенную последовательность рекомендуется соблюдать только при работе над плавностью и над формами букв (по степени усложнения материала), на что указывалось выше. Выбор темы занятия определяется в основном потребностями класса, недостатками в почерках детей.
Учитель по своему усмотрению обращается то к отработке наклона, то к четкости написания всех букв при ускорении письма, то к равномерности расстановки букв в слове, слов на строке, то к отчетливости написания наиболее трудных отдельных букв, то к высоте и форме букв с петельными элементами, выходящими за строку и др.
Иногда упражнения по чистописанию могут быть индивидуализированы и не объединяются общей темой для всех учащихся класса. Это обусловливается индивидуальными недочетами в почерках детей. Задания могут быть даны в каждой тетради или предложены на отдельных карточках.
Объем материала для записи тоже произвольный. Обычно за 5-6 минут, отводимых программой на занятия чистописанием на уроке, ученики успевают записать 4-5 строчек. В зависимости от темы и цели работы объем может быть на одних уроках меньше, на других больше, при этом важна обучающая сторона и достижение определенного результата.
При оценивании работ следует брать под контроль ту часть написанного, которая удалась в ходе тренировочных упражнений, так как именно на каллиграфических минутках проводится своеобразная отработка техники письма.
Как и в пред иду ших классах, весь материал, подлежащий записи, должен быть проанализирован с точки зрения графической и орфографической грамотности. По возможности он должен быть связан с изучаемым материалом на уроке русского языка, чтобы учитель мог его использовать в качестве дидактического для повторения или изучения нового материала по грамматике и правописанию.
Целесообразно использовать предварительную графическую подготовку к написанию отдельных текстов. Так, перед письмом строк:
Встает заря во мгле холодной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|