|
Приостановление действия и аннулирование лицензии
До 11 февраля 2002 года, дня вступления в силу новой редакции ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», МПТР могло применять к телерадиовещателям санкции, предусмотренные в его прежней, 1998 года, редакции. Теперь же базовый в этой сфере закон не предусматривает лицензирования телевизионного вещания и радиовещания.Более того, он недвусмысленно отменяет лицензирование не перечисленных в нем видов деятельности. Это означает, что МПТР, орган, уполномоченный правительством осуществлять лицензирование телерадиовещания, лишается на это законных оснований.
К ранее действовавшим санкциям относилась в первую очередь возможность приостанавливать на срок до полугода действие лицензии в случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой «нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан». В соответствии же с законом одним из обязательных лицензионных требований и условий является соблюдение законодательства Российской Федерации. По крайней мере, дважды – в случае с сочинской телекомпанией Макс-ТВ и с телерадиокомпанией «Петербург» – МПГР без вынесения предварительных предупреждений приостанавливало действие лицензий на вещание, усматривая в передачах этих каналов нарушение предвыборного законодательства. В обоих случаях действие лицензий приостанавливали всего на день-два, руководство компаний писало объяснительные письма министру, и компании вновь получали право на вещание. Но при возможном упрямстве вещателей их потери могли быть необратимыми. Ведь хотя лицензия может быть аннулирована только решением суда на основании заявления лицензирующего органа, одновременно с подачей заявления в суд этот орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. А основанием для аннулирования лицензии является неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. К тому же, если в установленный срок лицензиат не может устранить выявленные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
С утерей возможности санкций по Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» МПТР планирует вернуться к процедурам, предусмотренным в статье 32 Закона о СМИ. Здесь говорится о возможностях аннулировать лицензию, в том числе в случае, «если неоднократно нарушались лицензионные условия либо предусмотренные настоящим законом правила распространения радио- и телепрограмм, по поводу чего делались письменные предупреждения». Таким образом, неожиданности в действиях МПТР должно стать меньше, как, впрочем, и оснований для санкций в отношении вещателей.
▲
Кабельное телевидение
Ситуация с правовым регулированием компаний кабельного телевидения в России заметно отличается от описанной выше. Городская кабельная компания обычно занимается доставкой абонентам (т.е. потребителям её услуг) сигналов эфирных станций. Компания, обслуживающая кабельную сеть в жилом районе, как правило, входит в общегородскую систему кабельного телевидения, которая имеет необходимую техническую лицензию для доставки сигнала. Эта сеть была построена, скорее всего, за счет бюджетных средств и находится на балансе муниципального предприятия, даже если она передана во временное управление другим хозяйствующим субъектам.
Если кабельная компания создаёт свою собственную студию и занимается выпуском новостей или других передач, имеет своих дикторов, ведущих и так далее, то она должна получить свидетельство о регистрации средства массовой информации, а также иметь свою редакцию, устав и т.п. Ранее кабельным компаниям для осуществления своей деятельности требовалась только лицензия Минсвязи, затем и МПТР стало выдавать им лицензии – на вещание. При этом сразу же возникла проблема, связанная с нормой Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 1359. В соответствии с ним «ни одно юридическое лицо не может получить лицензии на осуществление теле- и (или) радиовещания более чем по двум каналам вещания на одну и ту же территорию, если зоны обслуживания совпадают полностью или более чем на две трети» (п. 13). В то же время почти все кабельные услуги – многоканальные, с их помощью одновременно распространяются десятки программ. Как ни странно, даже если компания не является вещателем, т.е. не занимается распространением оригинальных программ, ей необходимо получать лицензию на вещание. Более того, как сказано выше, для получения лицензии необходимо ещё и зарегистрироваться в качестве СМИ и вместе с заявкой на лицензию подать копию свидетельства о его регистрации.
На Западе кабельное телевидение имеет огромное значение. В Голландии и Бельгии 90–95% населения страны получают телевизионный сигнал по кабелю. В США примерно две трети зрителей являются абонентами кабельного ТВ (или КаТВ, CaTV). Высок процент распространения кабельного телевидения в Германии и в Скандинавских странах. Эти кабельные компании отличаются от российских прежде всего возможностями самого кабеля. Они позволяют смотреть не 6 или 8 телеканалов, а 40 или 50, причём эта возможность существует уже несколько десятилетий.
Кабельная компания обычно содержится за счёт абонентской платы. Сигнал кабельной компании значительно лучше по качеству, чем эфирный, из-за отсутствия помех, например в результате отражения сигнала от соседних домов. Кабель – наиболее удобное средство доставки сигнала, особенно на территории компактного проживания.
Особенность кабельных компаний и их правового регулирования заключается в том, что таким компаниям зачастую принадлежит монополия на обслуживание того или иного рынка. Как правило, конкретного потребителя может обслуживать только одна кабельная телекомпания, для распространения сигнала своей телекомпании на новом рынке её владелец должен иметь дело с фактическим монополистом. Например, жителей Нашвилла в США обслуживает кабельная компания «Виаком», которая проложила там свою сеть. Зритель не может сказать, что ему не нравятся услуги «Виаком», и потребовать подсоединить его к другой кабельной компании. Но и «Виаком» не может сказать, что не хочет обслуживать г-на Смита, потому что его дом стоит на отшибе или потому что он грубо разговаривает по телефону.
Причина монопольного положения объясняется, прежде всего, высокой стоимостью прокладки вдоль улиц кабельных сетей. По сравнению с ней стоимость подсоединения индивидуальных абонентов и стоимость самой доставки сигнала незначительны. Соответственно чем больше будет подписчиков, тем меньшее бремя расходов понесут кабельные компании. Для города важнее развивать кабельное телевидение, не вводя в чрезмерные расходы зрителей, чем создавать условия для конкуренции, которая вряд ли выгодна бизнесу. К тому же горожанам не придётся мириться с неудобствами из-за постоянно перекопанных для прокладки кабельных сетей улиц. Поэтому претенденту, на лучших условиях предлагающему горожанам оказание услуг кабельного ТВ, обычно предпочитают выдавать франшизу – право на использование земли для прокладки кабеля и обслуживание населения. Это право предоставляется по результатам конкурса и при соблюдении компанией определенных условий, обычно устанавливаемых муниципалитетом.
Эти условия, прежде всего, касаются вопросов тарифной политики, т.е. цен на последующие услуги. Государство либо муниципальные органы устанавливают тот верхний уровень, за который не могут выходить кабельные телевизионные компании, взимая плату со своих абонентов. Если кабельная компания предоставляет пакет из 16 каналов, то она не должна устанавливать за это плату, предположим, выше 10 долларов в месяц, а если из 30 каналов, то – 19 долларов и т.д. Раз компания – монополист, то государственный орган, исчисляя её расходы и доходы, устанавливает ей норму прибыли, которая составляет, допустим, 15%. В зависимости от этой нормы и определяется тот уровень тарифов, который вправе устанавливать оператор.
Второе важное условие касается предоставления доступа к кабельной сети производителей и распространителей программ. Если кабельная компания получает лицензию, то среди своих 16, 20, 50 или 60 каналов она обязательно должна включать в свой пакет 4, 5 или 6 каналов, которые оговорены во франшизе на распространение кабельных телевизионных услуг. К обязательным для распространения каналам в любой стране относятся программы общественного телевидения и местной телестанции. В некоторых странах в число обязательных входят и общенациональные частные каналы. Так, например, в США обязательному распространению подлежат программы сетей Эй-би-си, Си-би-эс, Эн-би-си и «Фокс». В Канаде эти же каналы – но уже как иностранные – также включены в обязательный пакет наряду с программами канадских вещателей. Все остальные свободные 30, 40 или 50 каналов каждая кабельная телекомпания распределяет так, как она считает коммерчески выгодным, т.е. таким образом, чтобы на её услуги подписывалось как можно большее число зрителей.
В России закон о кабельном телевидении существует лишь в одном субъекте федерации – в Москве. Этот закон был принят в 1998 году и содержит многие из правил, существующих в странах Запада. В частности, он признаёт городскую кабельную сеть субъектом законодательства о естественных монополиях (ст. 27) и предписывает, что никакому пользователю не может быть отказано в доступе к этой сети (ст. 19). В соответствии с этим законом Правительством Москвы утверждается перечень каналов эфирного телевещания, трансляция программ которых в случае их доведения до потребителя посредством сетей кабельного телевидения не подлежит ограничениям. Тарифы на предоставление потребителям телекоммуникационных услуг по приёму эфирного телевидения по общегородской сети кабельного телевидения регулируются Московской городской администрацией. Предусматриваются категории потребителей, использующих сеть на льготных основаниях (ст. 10).
По этому же закону оператор (кабельная сеть) не вправе контролировать содержательную сторону распространяемых программ или каким-либо другим образом влиять на их содержание. При этом оператор может отказаться от передачи программы или её части, содержащей информацию, противоречащую интересам сохранения государственной тайны, а также информацию, передача которой (в том числе в конкретных обстоятельствах либо в конкретном временном интервале) запрещена нормативными актами органов власти. В случае передачи вышеуказанной информации, повлекшей за собой нарушение законных интересов государства, его органов либо физических (юридических) лиц, и при условии, что оператор не был надлежащим образом информирован о содержании программы, ответственность несёт производитель программы (ст. 15).
Тот факт, что кабельная телекомпания является естественным монополистом, конечно, не означает, что все жители соответствующего городка обязаны подписаться на её услуги. Любой вправе установить индивидуальную антенну и таким образом принимать сигнал бесплатного эфирного телевидения.
Как уже было сказано, всё более широкое проникновение кабельного телевидения и радио, развитие спутникового телевидения, появление цифрового телевидения и Интернет-вещания ставят под сомнение справедливость для нынешнего этапа развития новых технологий концепции ограниченного ресурса, а вместе с ним и само право государства заниматься лицензированием вещания. Достаточно сказать, что уже много лет его по тем или иным поводам пытаются оспорить в американских судах. Государство осознаёт слабость своих позиций и вынуждено защищаться, выдвигая теперь на передний план принцип защиты общественных интересов от распространения информации безответственными вещателями. Так как о цензуре речь идти не может, то власти утверждают, что лицензирование и контроль за эфиром необходимы для поддержки общественно значимых программ, развития культуры и укрепления национальной идентичности, защиты интересов детей, воспитания подрастающего поколения и образования населения.
▲
Приложение
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|