Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок прекращения деятельности СМИ





Закон о СМИ устанавливает порядок прекращения деятельности средства массовой информации. Это может сделать учредитель, если такая возможность предусмотрена в уставных документах редакции. К этой процедуре имеет право прибегнуть Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР), а до 1999 года – и его территориальные органы. Причём вопрос о прекращении или приостановлении деятельности СМИ может стоять вне зависимости от того, было оно зарегистрировано или нет.

Процедура прекращения деятельности СМИ по инициативе МПТР весьма сложная и длительная. Во-первых, её использование возможно только в случае нарушения редакцией положений статьи 4 Закона о СМИ («Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»), которая относит к таким нарушениям следующие.

Использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Любое преступление, наказание за которое предусмотрено Уголовным кодексом РФ и совершённое с использованием СМИ, является злоупотреблением свободой массовой информации. Некоторые из этих преступлений (например, разглашение государственной тайны), очевидно, наиболее характерные, прямо названы в статье 4. При этом их диспозиция иногда отличается от диспозиции УК РФ, принятого позже Закона о СМИ.



Использование СМИ для действий, за которые не предусмотрено уголовное наказание. Все эти действия также названы в статье; это: пропаганда культа насилия и жестокости; разжигание классовой и социальной розни; использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей; распространение в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических и психотропных веществ; пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

За некоторые из перечисленных правонарушений предусмотрена административная ответственность. Так, пропаганда либо незаконная реклама наркотических и психотропных веществ влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц – от 40 до 50, а на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ. При этом возможна конфискация рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления (ст. 6.13 КоАП). Такой же штраф, но с конфискацией предмета административного правонарушения предусмотрен за использование скрытых вставок (ст. 13.15 КоАП). За демонстрирование фашистской атрибутики или символики в целях ее пропаганды следует наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти МРОТ или административный арест на срок до пятнадцати суток, и то и другое – с конфискацией фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП).



В соответствии со статьёй 16 Закона о СМИ Министерство печати выносит письменное предупреждение, направляемое главному редактору (учредителю, редакции). Предупреждение (см. Приложение) содержит указание на те редакционные материалы, в которых допущено злоупотребление свободой массовой информации, и сообщает, в чём оно выражалось. После вынесения в течение двенадцати месяцев двух и более предупреждений данному СМИ МПТР вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о прекращении его деятельности. В суде представители МПТР должны будут доказать обоснованность своего требования. В качестве меры обеспечения искового заявления о прекращении деятельности СМИ закон допускает приостановление деятельности этого СМИ как по заявлению министерства, так и по инициативе судьи (суда). На практике министерство крайне редко обращается с подобными заявлениями в суд, еще реже суд выносит решения о прекращении деятельности СМИ. Например, с октября 2000 года по ноябрь 2001 года МПТР направило одиннадцать официальных письменных предупреждений печатным изданиям и электронным СМИ.



О порядке регистрации СМИ речь шла в предыдущей главе. В контексте этой темы следует лишь заметить, что сведения, которые учредитель сообщает при регистрации средства массовой информации, регистрирующий орган, как правило, не проверяет. Но если впоследствии выяснится, что в заявлении о регистрации хоть в чем-то была допущена неточность и свидетельство о регистрации получено обманным путём, этот факт может послужить достаточным основанием для того, чтобы через суд аннулировать регистрацию и прекратить деятельность этого средства массовой информации.

В случае ликвидации или реорганизации учредителя – юридического лица – его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено ее уставом (ст. 18 Закона о СМИ).

Становление информационного законодательства в других странах бывшего СССР

Как уже было сказано, российский Закон о СМИ был принят через полтора года после принятия союзного Закона «О печати и других средствах массовой информации». Россия здесь не была исключением: большинство из 15 республик СССР по существовавшей тогда правовой традиции приняли свои собственные законы «О печати и других средствах массовой информации» либо «О средствах массовой информации». Произошло это в 1991–1992 годах. Учитывая советские порядки и природу государственного устройства Советского Союза, неудивительно, что на 98–99% эти законы были скопированы с союзного закона – в них входили все те же положения об учреждении, регистрации и организации деятельности средства массовой информации, о правах и обязанностях журналиста. Но были и отличия. Главным образом они касались оснований и порядка прекращения деятельности СМИ, максимального тиража изданий, не обязанных регистрироваться – 499 или 99 (в СССР и в России – 999), и некоторые другие. Но суть оставалась прежней.

Как и в России, в других обретавших суверенитет республиках закон о печати должен был стать, по мнению его разработчиков и законодателей, лишь одним из элементов триады массово-информационного законодательства. Эта триада состояла бы из общего закона об информации (или, как тогда говорили, – закона о гласности), закона о печати и закона о телевидении и радиовещании. Как и в России, в большинстве стран бывшего СССР эту триаду удалось создать лишь на треть, т.е. был принят только закон о печати (или закон о СМИ, фактически больше относящийся к особенностям правоотношений в области функционирования печатных масс-медиа).

Закон о телевидении и радиовещании приняли только в семи из 15 новых независимых государств: в странах Прибалтики, на Украине, в Молдавии, Таджикистане и Армении. Причём все эти страны (кроме Таджикистана), гармонизируя своё законодательство с правом Европейского Союза и Совета Европы, предусмотрели в своем законодательстве преобразование государственного национального телевидения и радио в систему общественного вещания. Сложности с принятием закона о телевидении в других странах носят тот же характер, что и в России: никак не удаётся урегулировать проблему, связанную с тем, кто будет контролировать вещание и выдавать лицензии.

Закон об информации принят лишь в трёх странах – на Украине, в Киргизии и Узбекистане. Литва в 1996 году и Эстония в 2000 году пошли по довольно популярному в Восточной Европе пути, когда принимаемый Закон «Об общественной информации» включает в себя положения, традиционно представленные в законе о СМИ, законе о доступе к информации и в законе о телерадиовещании.

Сегодня из всех пятнадцати республик бывшего СССР наиболее подробное и развитое массово-информационное законодательство имеет Украина.

Приложение 1

Принят общим собранием

Коллектива – штатных

Сотрудников редакции

Протокол

от «____» __________________ г.

Утвержден

«____» __________________ г.

УСТАВ

РЕДАКЦИИ ТЕЛЕПРОГРАММЫ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Телепрограмма ______________________________, выходящая на русском языке и распространяемая на территории ___________________.

1.2.Учредителем телепрограммы _____________________________________________________________ является _______________________________ (адрес__________________________).

1.3.согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» одновременно является и редакцией телепрограммы ___________________________________________.

1.4.Редакция располагается по адресу: _____________________________________.

1.5.Телепрограмма ______________________ зарегистрирована как средство массовой информации Территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций «_____» _____________ г., с изменениями от «____» ____________г.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации номер ______________.

1.6.Редакция осуществляет выпуск телепрограммы в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», другими нормативными актами, регулирующими деятельность средств массовой информации, и данным уставом.

II. УЧРЕДИТЕЛЬ

2.1.Учредитель утверждает Устав редакции, смету расходов и доходов, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка и обеспечивает их соблюдение сотрудниками редакции.

2.2.Учредитель назначает и освобождает от должности главного редактора, который принимается на работу и увольняется приказом.

2.3.Учредитель может передавать свои права и обязанности третьему лицу.

2.4.Учредитель может выступать в качестве издателя, распространителя телепрограммы, собственника имущества редакции.

2.5.Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщения или материалы от его имени. По претензиям и искам, связанным с деятельностью учредителя, ответственность несёт учредитель.

2.6.Учредитель получает прибыль от деятельности редакции.

2.7.Учредитель содействует работе редакции, выделяет средства на её содержание.

2.8.Учредитель распоряжается всеми финансовыми средствами и имуществом редакции.

2.9.Учредитель принимает на работу и освобождает от работы сотрудников редакции; командирует сотрудников редакции.

2.10.Учредитель подписывает от имени редакции договоры, соглашения.

2.11.Учредитель издает приказы и распоряжения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.