Глава 3. Исследовательская часть.
Мною, студенткой 4 курса медицинского колледжа имени
Сергея Петровича Боткина, была проделана внеаудиторная исследовательская работа на базе ГКБ им. С.П. Боткина – 10 неврологического отделения, целью которой являлось изучить традиционные средства и меры реабилитации и, с помощью наблюдения и проведения анкетирования пациентов с ишемическим инсультом (по шкале Бартела) продемонстрировать сравнительные характеристики работы традиционной реабилитации и инновационным технологическим средством HandTutor.
Для оценки результатов применяемых традиционных методов реабилитации на базе неврологического отделения ГКБ им. С.П. Боткина были опрошены 10 пациентов с диагнозом ишемический инсульт, возраст заболевших от 60 до 85 лет, срок нахождение в стационаре варьирует от дести дней до месяца. 4 из 10 пациентов перенесли повторный инсульт. Из них 8 пациентов имеют двигательные нарушения.
При оценке по индексу активности повседневной жизнедеятельности Бартела выявлены следующие результаты [см. приложение 1] :
- в острый период инсульта усредненная оценка активности жизнедеятельности составляла 9,3 балла, что соответствует состоянию полной зависимости
- после адекватного лечения - 51 балл (у 4 опрошенных количество набранных баллов составило менее 40) – состояние выраженной зависимости
Реабилитационные мероприятия проводились только с четырьмя пациентами в поздние сроки, в которые помимо медикаментозной терапии входил массаж спины, конечностей и занятия ЛФК, в том числе дыхательная гимнастика. С другими пациентками реабилитационные мероприятия не проводились.
Вывод: По результатам оценки активности жизнедеятельности только 3 пациента может полноценно жить дальше, не испытывая затруднений и неудобств в быту. При проведении реабилитационных мероприятий не соблюдаются в полной мере общие принципы восстановления больных после перенесенного инсульта такие как: ранее начало, этапность, взаимодействие нескольких специалистов (логопеда, психолога, невролога и др.), вовлечение пациента в процесс восстановления после ОНМК, что приводит к снижению эффективности проводимого восстановительного лечения.
Применение тренажера HandTutor с биологической обратной связью для реабилитации верхней конечности у больных ОНМК
Что же такое HandTutor ?
[Демонстрация видео с медицинского сайта mednt.ru]
Биологическая обратная связь – технология, которая посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью компьютерной техники, предъявляет информацию пациенту о состоянии и изменении собственных физиологических процессов. Данная процедура направлена на улучшение сенсорного обеспечения движения, увеличение амплитуды и точности движения, активацию концентрации внимания на ощущениях степени мышечного сокращения и пространственного расположения конечностей, что способствует улучшению праксиса.
На базе Самарской областной клинической больнице имени М.И. Калинина НИИ восстановительной медицины и реабилитации, кафедрой восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии совместно с сотрудниками регионального сосудистого центра проводилась оценка эффективности применения тренажера HandTutor в медицинской реабилитации больных, перенесших ОНМК.
Под наблюдением находилось 24 пациента после 10-14 дней от возникновения острого инсульта. Средний возраст - 54± 6 лет. Все пациенты разделены на 2 группы: основная группа и группа сравнения.
При поступлении в сосудистый центр все больные при тестировании имели 8-10 баллов по шкале Бартела.
Все пациенты получили 8 сеансов, которые проводили ежедневно, в течение 20 мин. Основная группа получала лечение на тренажере HandTutor в сочетании с традиционным лечением (лечебная физкультура, физиотерапия). Группе сравнения назначали только традиционное лечение, аналогичное основной группе.
После лечения, у всех больных отмечалось положительная динамика в восстановлении двигательных нарушений.
Однако по результатам тестирования в основной группе по сравнению с группой сравнения повышалась самооценка своих возможностей в отношении паретичной руки. При повторном тестировании по шкале Бартела отмечалась положительная динамика на 5-10 баллов за счет функций самообслуживания: самостоятельного приема пищи, одевания и пользования туалетом.
Рис.8
Мы также можем наблюдать положительную динамику работы «HandTutor» в таблице 2, предлагаемую самими производителями [www.mednt.ru] .
Тренажер
|
MediTOUCH «HandTutor»
|
Количество пациентов с ОНМК
|
|
Возраст
|
55 до 75 лет (67,6±8,14)
|
Метод
|
Кинезотерапия + физиотерапия + MediTOUCH «HandTutor»
|
Кол-во занятий
|
| Время
| 20-30 мин.
|
Результаты
| 1) Отсутствие жалоб на ухудшение самочувствия
2) Положительная динамика в виде увеличение мышечной силы
3) Улучшения диапазона движений кисти
4) Восстановление мелкой моторики до 5 баллов по тесту для руки Френчай
5) Нарастания мышечного тонуса отмечено не было.
|
Таб. 3
* Тест Френчай- функционально состояние говорит о том, насколько больная рука приспособлена к бытовой жизни и участвует в ней
Заключение.
Применение тренажера HandTutor на ранних сроках после перенесенного инсульта повышает эффективность реабилитационных мероприятий по сравнению с традиционной терапией (ЛФК и физиотерапия).
Позитивные изменения выражаются в более полном восстановлении двигательной функции, когнитивных способностей пациента, значимой социальной адаптацией. Контроль за движением в процессе выполнения упражнений стимулирует память, внимание, повышает общий эмоциональный фон не только в занятиях, но и в повседневной активности. Пациенты, активно вовлекаясь в процесс реабилитации, достигают лучших результатов по сравнению с другими пациентами.
Список литературы
1. http://hippocrate.info
2. http://www.medicalj.ru
3. http://medrich.ru
4. http://www.ayzdorov.ru
5. http://www.exoatlet.ru
6. http://www.mednt.ru
7. http://www.neurology.ru ( статья Л.А. Черниковой)
8. http://www.ronl.ru
9. http://www.ronl.ru
10. http://www.yod.ru
11. https://health.mail.ru
12. https://ru.wikipedia.org
13. Клинические рекомендации для практических врачей 2001 год издательство ГЭОТАР – МЕД
14. Учебник « сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии» среднее медицинское образование ( авторы С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина.
Прием пищи
| 10 — не нуждаюсь в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами
5 — частично нуждаюсь в помощи, например, при разрезании пищи
0 — полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью)
| Персональный туалет (умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье)
| 5 — не нуждаюсь в помощи
0 — нуждаюсь в помощи
| Одевание
| 10 — не нуждаюсь в посторонней помощи
5 — частично нуждаюсь в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д.
0 — полностью нуждаюсь в посторонней помощи
| Прием ванны
| 5 — принимаю ванну без посторонней помощи
0 — нуждаюсь в посторонней помощи
| Контроль тазовых функций (мочеиспускания, дефекации)
| 20 — не нуждаюсь в помощи
10 — частично нуждаюсь в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера)
0 — постоянно нуждаюсь в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций
| Посещение туалета
| 10 — не нуждаюсь в помощи
5 — частично нуждаюсь в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.)
0 — нуждаюсь в использовании судна, утки
| Вставание с постели
| 15 — не нуждаюсь в помощи
10 — нуждаюсь в наблюдении или минимальной поддержке
5 — могу сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка
0 — не способен встать с постели даже с посторонней помощью
| Передвижение
| 15 — могу без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м
10 — могу передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м
5 — могу передвигаться с помощью инвалидной коляски
0 — не способен к передвижению
| Подьем по лестнице
| 10 — не нуждаюсь в помощи
5 — нуждаюсь в наблюдении или поддержке
0 — не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой
|
Приложение 1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|