Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Исследовательская часть.

 

Мною, студенткой 4 курса медицинского колледжа имени

Сергея Петровича Боткина, была проделана внеаудиторная исследовательская работа на базе ГКБ им. С.П. Боткина – 10 неврологического отделения, целью которой являлось изучить традиционные средства и меры реабилитации и, с помощью наблюдения и проведения анкетирования пациентов с ишемическим инсультом (по шкале Бартела) продемонстрировать сравнительные характеристики работы традиционной реабилитации и инновационным технологическим средством HandTutor.

 

 

Для оценки результатов применяемых традиционных методов реабилитации на базе неврологического отделения ГКБ им. С.П. Боткина были опрошены 10 пациентов с диагнозом ишемический инсульт, возраст заболевших от 60 до 85 лет, срок нахождение в стационаре варьирует от дести дней до месяца. 4 из 10 пациентов перенесли повторный инсульт. Из них 8 пациентов имеют двигательные нарушения.


При оценке по индексу активности повседневной жизнедеятельности Бартела выявлены следующие результаты [см. приложение 1] :

 

- в острый период инсульта усредненная оценка активности жизнедеятельности составляла 9,3 балла, что соответствует состоянию полной зависимости


- после адекватного лечения - 51 балл (у 4 опрошенных количество набранных баллов составило менее 40) – состояние выраженной зависимости


Реабилитационные мероприятия проводились только с четырьмя пациентами в поздние сроки, в которые помимо медикаментозной терапии входил массаж спины, конечностей и занятия ЛФК, в том числе дыхательная гимнастика. С другими пациентками реабилитационные мероприятия не проводились.

 

 

Вывод: По результатам оценки активности жизнедеятельности только 3 пациента может полноценно жить дальше, не испытывая затруднений и неудобств в быту. При проведении реабилитационных мероприятий не соблюдаются в полной мере общие принципы восстановления больных после перенесенного инсульта такие как: ранее начало, этапность, взаимодействие нескольких специалистов (логопеда, психолога, невролога и др.), вовлечение пациента в процесс восстановления после ОНМК, что приводит к снижению эффективности проводимого восстановительного лечения.



 

Применение тренажера HandTutor с биологической обратной связью
для реабилитации верхней конечности у больных ОНМК

Что же такое HandTutor ?

[Демонстрация видео с медицинского сайта mednt.ru]

Биологическая обратная связь – технология, которая посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью компьютерной техники, предъявляет информацию пациенту о состоянии и изменении собственных физиологических процессов. Данная процедура направлена на улучшение сенсорного обеспечения движения, увеличение амплитуды и точности движения, активацию концентрации внимания на ощущениях степени мышечного сокращения и пространственного расположения конечностей, что способствует улучшению праксиса.

 

На базе Самарской областной клинической больнице имени М.И. Калинина НИИ восстановительной медицины и реабилитации, кафедрой восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии совместно с сотрудниками регионального сосудистого центра проводилась оценка эффективности применения тренажера HandTutor в медицинской реабилитации больных, перенесших ОНМК.

Под наблюдением находилось 24 пациента после 10-14 дней от возникновения острого инсульта. Средний возраст - 54± 6 лет. Все пациенты разделены на 2 группы: основная группа и группа сравнения.

При поступлении в сосудистый центр все больные при тестировании имели 8-10 баллов по шкале Бартела.

Все пациенты получили 8 сеансов, которые проводили ежедневно, в течение 20 мин. Основная группа получала лечение на тренажере HandTutor в сочетании с традиционным лечением (лечебная физкультура, физиотерапия). Группе сравнения назначали только традиционное лечение, аналогичное основной группе.

После лечения, у всех больных отмечалось положительная динамика в восстановлении двигательных нарушений.

Однако по результатам тестирования в основной группе по сравнению с группой сравнения повышалась самооценка своих возможностей в отношении паретичной руки. При повторном тестировании по шкале Бартела отмечалась положительная динамика на 5-10 баллов за счет функций самообслуживания: самостоятельного приема пищи, одевания и пользования туалетом.

 

Рис.8

 

Мы также можем наблюдать положительную динамику работы «HandTutor» в таблице 2, предлагаемую самими производителями [www.mednt.ru] .

  Тренажер     MediTOUCH «HandTutor»
  Количество пациентов с ОНМК    
  Возраст     55 до 75 лет (67,6±8,14)
  Метод     Кинезотерапия + физиотерапия + MediTOUCH «HandTutor»  
  Кол-во занятий    
Время   20-30 мин.
  Результаты   1) Отсутствие жалоб на ухудшение самочувствия 2) Положительная динамика в виде увеличение мышечной силы 3) Улучшения диапазона движений кисти 4) Восстановление мелкой моторики до 5 баллов по тесту для руки Френчай 5) Нарастания мышечного тонуса отмечено не было.  

 

Таб. 3

 

* Тест Френчай- функционально состояние говорит о том, насколько больная рука приспособлена к бытовой жизни и участвует в ней

Заключение.

Применение тренажера HandTutor на ранних сроках после перенесенного инсульта повышает эффективность реабилитационных мероприятий по сравнению с традиционной терапией (ЛФК и физиотерапия).


Позитивные изменения выражаются в более полном восстановлении двигательной функции, когнитивных способностей пациента, значимой социальной адаптацией. Контроль за движением в процессе выполнения упражнений стимулирует память, внимание, повышает общий эмоциональный фон не только в занятиях, но и в повседневной активности. Пациенты, активно вовлекаясь в процесс реабилитации, достигают лучших результатов по сравнению с другими пациентами.

Список литературы

1. http://hippocrate.info

2. http://www.medicalj.ru

3. http://medrich.ru

4. http://www.ayzdorov.ru

5. http://www.exoatlet.ru

6. http://www.mednt.ru

7. http://www.neurology.ru ( статья Л.А. Черниковой)

8. http://www.ronl.ru

9. http://www.ronl.ru

10. http://www.yod.ru

11. https://health.mail.ru

12. https://ru.wikipedia.org

13. Клинические рекомендации для практических врачей 2001 год издательство ГЭОТАР – МЕД

14. Учебник « сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии» среднее медицинское образование ( авторы С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина.

Прием пищи 10 — не нуждаюсь в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами 5 — частично нуждаюсь в помощи, например, при разрезании пищи 0 — полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью)  
Персональный туалет (умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье)   5 — не нуждаюсь в помощи 0 — нуждаюсь в помощи  
Одевание   10 — не нуждаюсь в посторонней помощи 5 — частично нуждаюсь в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д. 0 — полностью нуждаюсь в посторонней помощи  
Прием ванны   5 — принимаю ванну без посторонней помощи 0 — нуждаюсь в посторонней помощи  
Контроль тазовых функций (мочеиспускания, дефекации)   20 — не нуждаюсь в помощи 10 — частично нуждаюсь в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера) 0 — постоянно нуждаюсь в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций  
Посещение туалета 10 — не нуждаюсь в помощи 5 — частично нуждаюсь в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.) 0 — нуждаюсь в использовании судна, утки  
Вставание с постели   15 — не нуждаюсь в помощи 10 — нуждаюсь в наблюдении или минимальной поддержке 5 — могу сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка 0 — не способен встать с постели даже с посторонней помощью  
Передвижение   15 — могу без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м 10 — могу передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м 5 — могу передвигаться с помощью инвалидной коляски 0 — не способен к передвижению  
Подьем по лестнице 10 — не нуждаюсь в помощи 5 — нуждаюсь в наблюдении или поддержке 0 — не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой  

Приложение 1.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.