Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур,
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа, статистические материалы и материал учебника, определите:
- Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.
- Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.
- Дайте оценку природно-ресурсного потенциала России.
- Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.
Практическая работа 2:
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской Федерации.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную литературу, дайте ответы на вопросы.
- Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний период.
- Назовите общую численность населения Мурманской области в настоящее время. Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года. Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей области за последний период.
- Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации. Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в современной России.
- Назовите показатель естественного прироста населения Мурманской области. Сравните его с показателем за 2006 год. Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в Мурманской области.
- Используя диаграмму на стр. 32 учебника, охарактеризуйте половозрастной состав населения страны.
- Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.
Практическая работа 3:
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу
Языковая семья
| Народы
| Ареал расселения
| Субъекты федерации, соответствующие ареалу расселения
| 1.Индоевропейцы
| Русские
Украинцы
Белорусы
Немцы
|
|
| 2. Алтайская
| Татары
Чуваши
Башкиры
|
|
| 3.Урало –
юкагирская
| Мордва
|
|
| 4. Северо- кавказская
| Чеченцы
Кабардино-балкарцы
Ингуши
|
|
| - Определите области с преобладанием русского населения.
- Назовите регионы с многонациональным составом населения.
- Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью коренного населения.
- Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.
- Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения нашей страны.
Практическая работа 4:
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.
Ход работы:
- Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.
- Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.
- Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.
- Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?
- В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.
- Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?
- Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные районы).
- Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.
Практическая работа 5:
Группировка отраслей по различным показателям.
Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.
Ход работы:
- Заполните таблицу:
Межотраслевые комплексы России.
Межотраслевые комплексы
| Хозяйственные функции
| Отрасли, входящие в комплекс
| Научный
| Осуществление работ по получению, хранению, распространению научных знаний
| Образование и наука
| Военно-промышленный
| Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружениями, боеприпасами
| Танкостроение, самолетостроение, радиотехническая промышленность и т.д.
| Машиностроительный
| Обеспечение всех отраслей экономики разнообразными машинами и механизмами
| Приборостроение, судостроение, автомобилестроение, тракторостроение, электроника и др.
| Топливно-энергетический
| Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах
| Нефтяная, газовая, угольная промышленность, электроэнергетика
| Металлургический, химико-лесной
| Производство конструкционных материалов и химических веществ
| Черная и цветная металлургия, химическая промышленность лесоперерабатывающая промышленность и др.
| Агропромышленный
| Производство, переработка и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции
| Растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, легкая промышленность
| Инфраструктурный
| Оказание разнообразных услуг
| Транспорт, связь, образование, здравоохранение, банковские услуги, ЖКХ и др.
|
Практическая работа 6.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику угольного бассейна.
Ход работы: Заполните таблицу:
Характеристика Кузнецкого угольного бассейна
План
| Кузнецкий бассейн
| 1. Географическое положение
|
| 2. Балансовые
запасы угля
|
| 3. Глубина
залегания углей
|
| 4. Теплотворная
способность
|
| 5. Качество
угля
|
| 6. Способы добычи
|
| 7. Мощность пластов
|
| 8. Условия работы
|
| 9. Себестоимость
|
| 10. Экологические проблемы, связанные с разработкой бассейна
|
|
Вывод. Значение Кузбасса для экономики страны. Перспективы развития бассейна в ближайшем будущем.
Практическая работа №7:
«Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам».
Цель работы:формирование умений составлять экономико-географическую характеристик) топливной базы по картам и статистическим данным.
План.
1. Географическое положение относительно потребителей;
2. Сырьё, месторождения;
3. Топливные ресурсы;
4. Металлургические комбинаты (центры);
5. Значение.
Практическая работа 8.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения с учетом основных факторов размещения производства.
Ход работы: Заполните таблицу:
Группа отраслей
| Основной фактор размещения
| Районы
| Трудоемкое
машиностроение
|
|
| Металлоемкое машиностроение
|
|
| Вывод. Укажите причины подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения
Практическая работа 9:
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур,
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения растениеводства и животноводства, определение факторов специализации отраслей сельского хозяйства.
Ход работы: Заполните таблицы:
Растениеводство
| Фактор размещения
| Природная зона
| Экономические районы
| 1.Пшеница
а) озимая
б) яровая
| Теплый климат, увлажнение
| Лесостепная и степная зоны
|
| 3. Кукуруза
| Теплый климат, увлажнение
| степная зона, предгорные районы
|
| 3. Картофель
| Умеренный климат
увлажнение
Густонаселенные районы
| Лесная зона, лесостепная зона
|
| 4. Лен
| Умеренный климат
| Лесная зона
|
| 5. Подсолнечник
| Теплый климат, увлажнение
| Степная зона
|
| Практическая работа 10:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|