Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации





7.8.4.3.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(ПГУПС)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ЭСУ

Н.К.РУМЯНЦЕВ

" ___ " _________ 2009 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине "Экономическая история"

(В.01 Дисциплины по выбору студентов)

для специальностей:

· 080507.65 - ²Менеджмент организации²

· 080109.65 - «Бухгалтерский учет и аудит»

· 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях

(ж.д.транспорт, ж.д. строительство)»

 

факультета Экономики и социального управления

дневной формы обучения

 

Курс Семестр Часы и виды учебных занятий Виды контроля
    Всего Лекц. Практ(семин.) занятия Курсовой проект(работа) Самост. работа студ. (СРС) Курсов.проект(КП) или курс. абота(КР) Контрольные мероприятия
- - зачет

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ

 

Рабочая программа рассмотрена



на заседании кафедры Экономическая теория»

« » февраля 2009г., протокол N

 

Заведующий кафедрой

Экономическая теория

проф. А.А.Лапинскас

 

 

Рассмотрено и одобрено методической комиссией факультета Экономики

и социального управления « » февраля 2009 г.

Председатель,

д.т.н., проф.. В.Г.Котельников

 

Согласовано:

Зав.кафедрой «Экономика транспорта»

профессор Т.П.Коваленок

 

Зав.кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит»

профессор Е.А.Федоров

 

Зав.кафедрой «Менеджмент и маркетинг»

профессор Н.К.Румянцев

 

Зав.кафедрой «Экономика и менеджмент в

строительстве»

профессор С.Г. Опарин

 

Зав. кафедрой «Организация грузовой

и коммерческой работы», доц. В.А.Болотин

 

НАЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, МЕСТОВ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Цели и задачи дисциплины

 

Целью изучения специальной дисциплины "Экономическая история" является приобретение теоретических знаний в области долговременного развития хозяйственных организаций различных моделей, типов систем на уровне национальных экономик, мирового хозяйства.



В соответствие с этим основными задачами дисциплины являются:

¨ Уяснение общих закономерностей в процессе долговременной эволюции хозяйственных организаций и крупномасштабных экономических систем;

¨ Выявление особенностей различных подходов (формационного, системного, стадиального, цивилизационного) при изучении экономической истории;

¨ Изучение методологического и категориального аппарата экономической истории:

¨ Ознакомление с основными этапами экономического развития наиболее значительных в истории человечества цивилизаций, общественно-экономических формаций и типов систем;

¨ Знакомство с наиболее важными периодами экономического развития России (СССР):

¨ Изучение методологии, последовательности и результативности социально=экономических реформ, проводившихся в различных странах в разные периоды, с акцентом на российские реформы (Петра I, Александра II, С. Ю.Витте, П. А. Столыпина, нэпа и др.)

1.2. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами

необходимо для изучения данной дисциплины

 

1. История.

2. Философия.

3. Теория управления.

4. Статистика.

5. История экономических учений.

 

 

1.3. Перечень дисциплин учебного плана, базирующихся

на материале данной учебной дисциплины

1. Экономическая теория.

2. Микроэкономика.

3. Макроэкономика

4. Мировая экономика.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    С е Затраты времени (в час.)
Курс м е с т р Содержание В с е г о А у д и т. Сам. раб.
              2.1. Лекционные занятия   Тема 1. Предмет и метод экономической истории. Поступательное и циклическое развитие экономики, длинные и сверхдлинные волны в экономической истории. Формационный, системный, стадиальный и цивилизационный подходы. Тема 2. Становление цивилизации. Общинный, азиатский и античный способы производства. Натуральное хозяйство. Общинная организация социальной и экономической жизни. Азиатский способ производства на примере Древнего Египта и Китая. Характерные черты восточный деспотий: централизация прибавочного продукта, использование кооперации труда в крупных масштабах, рост бюрократии и падение эффективности. Тема 3. Древнегреческая и римская экономика (античный способ производства) Античная цивилизация. Ойкосы. Древнегреческие плисы. Изменение общинной организации. Граждане (демос), метеки, рабы. Реформы а Афинах и Спарте (развитие рынка и автаркии). Эргастерия. Подрыв натурального хозяйства в деревне и городах. Пелопонесская война и политико-экономическое ослабление Древней Греции. Становление римской республики и образование империи. Рыночные реформы в Риме (законы XII таблиц и др.).Латифундии, колонаты. Экономический и политический кризис, распад империи. Тема 4. Средневековая цивилизация: европейский феодализм Роль общины в феодальной экономике. Система земельных отношений. Вассальные отношения. Феодальная рента. Городская экономика. Виды.                                          
    мануфактур. Цехи и гильдии. Христианская идеология, Возрождение и Просвещение. Италия эпохи ренессанса как экономический центр Европы. Перемещение центра на север Тема 5. Становление европейского капитализма (на примере Англии). Великие географические открытия и первоначальное накопление капитала. Мануфактура и фабрика. Промышленный переворот. Огораживания и становление рынка труда. Протекционизм и фритредерство. Основные этапы индустриализации. Тема 6. Капиталистическое развитие переселенческих колоний ( САСШ). Свободные земельные ресурсы и нехватка население. Возрождение рабства. Попытка метрополии ограничить развитие САСШ. Война за независимость. Ускоренное развитие капитализма, строительство ж/д. Фермерство. Гражданская война и отмена рабства. Монополизация производства, антиррестовское законодательство. Прогибиция. Великая депрессия и Новый курс. Тема 7. Индустриализация в России: реформы Петра 1. Основные цели и задачи реформ Петра 1. Мануфактурное производство, протекционизм, финансовая и фискальная реформы. Реформы управления государством. Особенности индустриализации ( посессионные мануфактуры ). Усиление крепостничества. Социально-экономические последствия реформ Петра 1: неоднозначность оценок. Тема 8. Экономическое развитие России в период с середины XVIII до середины XIX вв. Эпоха “дворцовых переворотов”. Рыночные реформы Екатерины II ( замена барщины оброком, отмена монополий, развитие частной собственности.). Экономический спад при Николае I, поражение в Крымской войне и необходимость коренных преобразований. Проекты отмены крепостного права. Тема 9. Социально-экономические реформы Александра II. Отмена крепостного права и становление крестьянского хозяйства. Общины и землепользования, ее плюсы и минусы. Фискальная система. Реформы судов, армии, образования. Противоречивость реформ и нарастание терроризма. Продажа Аляски. Социально-экономические последствия и историческое значение реформ Александра II. Тема 10. Развитие российской экономики во второй половине XIX в. Строительство ж/д. Начало развития капитализма в России: высокие темпы индустриализации. Акционерные общества. Привлечение иностранного капитала. Реформы С. Ю. Витте. Золотой стандарт. Акционерный капитал в строительстве ж/д. Основные магистрали, их социально-экономические значения. Тема 11. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина Цели, задачи и методы реформ. Этапы реформ. Развитие производственной, торговой и кредитной кооперации на селе. Освоение Сибири. Противоречия в политико-экономических отношениях ( волна террора и «столыпинские галстуки»). Социально-экономические результаты реформы Тема 12. Возникновение и развитие системы государственного социализма в России Экономика во время Первой мировой войны. Разрушение системы снабжения, инфляция, спад производства. Октябрьский переворот. Военный коммунизм, продразверстка. Система главков и централизованное распределение. Углубление социально-экономического кризиса и необходимость смены экономического курса. Тема 13. Новая экономическая политика 1920-х годов Продналог и свободная торговля. Развитие крестьянского хозяйства. Децентрализация бюджета и финансов, снижение налогов. Переход к коммерческому расчету в промышленности. Тресты и синдикаты. Концессии. ГОЭЛРО. Итоги НЭПа. Тема 14. Возникновение командно-административной системы в СССР Цели, задачи и результаты первых пятилеток. Проблемы оптимального планирования приоритетных направлений индустриализации и темпов экономического роста. Источники накопления. Коллективизация и эксплуатация крестьянства. Становление системы директивного планирования. Тема 15. Экономика СССР в 1960 – 80-е гг.                                                                                                
    Попытки реформирования системы 50-х и 60-х годов. Переход к территориальному управлению. Совнархозы. Реформы 1965г. в промышленности. Нарастание диспропорции, дефицита и падение эффективности. Становление затратной экономики. Начало застоя в экономике и «перестройка». Тема 16. Модели ускоренного экономического роста: Япония и Китай Послевоенные реформы в Японии (демонопозация, децентрализация бюджетов и финансов, конверсия военной промышленности). Начало «экономического чуда»: протекционизм, импорт «ноу-хау», сокращение военных расходов, трудовые отношения, качество. Реформы в Китае: роспуск коммун, хозрасчет в промышленности, сокращение бюджетных расходов, массовый импорт капитала, свободные экономические зоны и города.                
Всего по п. 2.1:
    2.2. Семинарские занятия   1. Предмет и метод экономической истории. Становление цивилизации. 2. Древнегреческая и римская экономика, становление феодальной цивилизации 3. Возникновение и развитие капитализма в Европе и Североамериканских Соединенных Штатах. 4. Индустриализация и ее особенности в России. Реформы Петра I и Екатерины II. 5. Развитие капитализма в России: реформы Александра II и С. Ю. Витте. 6. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. 7. Возникновение и развитие системы государственного социализма в России и СССР. 8. Модели ускоренного экономического роста: Япония и Китай.                                                            
Всего по п. 2.2:
      2.3. Лабораторные работы Учебным планом не предусмотрены.   2.4. Курсовые проекты (работы) Учебным планом не предусмотрены              
Всего по п. 2.4:      
   
    2.5. Домашние задания и расчетно- -графические работы Учебным планом не предусмотрены.      
        2.6. Самостоятельная работа     -    
    В с е г о
             

2.7. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы Всего часов 2-й семестр
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа
Курсовой проект (работа) (КП) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат - -
Вид итогового контроля   зачет

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Рекомендуемая литература

а) Основная

1.История экономики / Ред. О.Д.Кузнецовой. – М. 2009.

2.Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история.М.2007.

3. Кулишер И.М. История русского народного хозяйства. Челябинск. 2008.

4. Экономическая история. Хрестоматия/Отв. ред. А.Д.Кузьмичев,

С.К.Никитина. М.2008.

5. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М. 2005

6.Лапинскас А.А. Методологические основы изучения курса «Экономическая история». Учебно-методическое пособие. СПб, ПГУПС, 2008.

7.Бор М. З. История мировой экономики. М., 2000.

 

 

Б) Дополнительная

8.Зуев М.Н. История России. М.2001.

9.Лапинскас А.А. Особенности функционирования экономических систем. СПб. 2001.

 

10.Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М., 1999.

11.История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1986.

12.История России / Под ред. С. В. Леонова. М.,1995. Т I-II.

13.История государственного управления России /Отв. ред. В. Г.Игнатов. Ростов н/Д., 1999.

14.История Древнего Востока. М., 1984. Ч. I-II.

15.Рязанов В. Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. СПб.,1998.

16.Соколин Б. Кризисная экономика России: рубеж тысячелетий. СПб., 1997.

17.Сорокин П. А. Глобальные тенденции нашего времени. М., 1997.

3.2. Примерный перечень вопросов для зачета по дисциплине

1. Предмет и метод экономической истории. Формационный, цивилизационный, системный и стадиальный подходы к изучению экономической истории.

2. Поступательное и циклическое развитие экономики.

3. Натуральное хозяйство, рыночный и смешанный типы хозяйств.

4. Общественно-экономические формации и способы производства. Виды цивилизаций.

5. Натуральное хозяйство. Общинная организация хозяйственных отношений.

6. Азиатский способ производства и восточные деспотии, их характерные социально-экономические черты.

7. Античная цивилизация. Ойкосы и эргастерии. Полисы.

8. Социально-экономические реформы в древнегреческих Афинах (законы Драконта, реформы Солона).

9. Реформы Ликурга в Спарте и становление автаркии.

10. Пелопонесская война и ее социально-экономические последствия.

11. Законы XII таблиц в Древнем Риме. Латифундии, колонаты.

12. Развитие ремесла и торговли в Риме, строительство дорог и прочих сооружений.

13. Система земельных отношений в феодальной экономике. Вассальные отношения.

14. Городская экономика в эпоху феодализма. Виды мануфактур, цехи, гильдии.

15. Роль христианской идеологии, Возрождения и Просвещения для становления капитализма в Европе.

16. Экономические центры в феодальной Европе.

17. Великие географические открытия и первоначальное накопление капитала.

18. Централизованная мануфактуру и фабрика. Промышленный переворот.

19. Предпосылки развития капитализма в США. Отношения метрополии с колониями. Строительство ж/д в США.

20. Гражданская война и отмена рабства в США. Монополизация промышленного производства.

21. Просперити и Великая депрессия в США. Новый курс Ф. Рузвельта.

22. Цели, задачи и социально-экономические последствия реформ Петра I.

23. Развитие промышленности, финансов и государства при Петре I. Особенности индустриализма того времени.

24. Экономика периода “дворцовых переворотов”. Реформы Екатерины II.

25. Отмена крепосного права и становление крестьянского хозяйства в условиях общинного землепользования.

26. Александр II как великий реформатор.

27. Реформы С.Ю. Витте. Ускоренное строительство ж/д во второй половине XIX века.

28. Цели, задачи и методы реформ П.А. Столыпина.

29. Развитие крестьянского хозяйства и кооперации на селе в период реформ П.А. Столыпина

30. Военный коммунизм и новая экономическая политика

31. Экономическое развитие СССР в 1930-е годы

32. Послевоенные реформы экономики СССР.

33. Становление затратной экономики, начало застоя и “перестройка”

34. Смешанная экономика как результат исторического развтия типов хозяйства

35. Предпосылки “экономического чуда” в Японии 1960 –70-х гг.

36. Экономические реформы в Китае 1980-х гг.

 

3.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Рекомендуемая научная и учебная литература

2. Опорные конспекты (компьютерный вариант)

3. Контрольные тесты

 

Методические рекомендации

по организации изучения дисциплины

 

Основные положения дисциплины, методы анализа усваиваются студентами на лекциях, практических (семинарских) занятиях и в процессе самостоятельной работы с учебной и научной литературой, опорными конспектами.

 

«9» февраля 2009 г.

Программу разработал

д.э.н., проф. А.А.Лапинскас

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.