Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

 

За исключением временного упадка в период смут, живопись египтян сохраняла одинаковые сюжеты, характер линии и колорит.

Прежде всего, изображения не были рассчитаны на зрителя. Во многие помещения гробниц доступ был строго ограничен, а иногда и запрещен.

Только простой египтянин мог быть изображен таким, каким он был в жизни. Этим объясняется реализм сцен повседневной жизни, в которых изображались представители низших слоев. Данная концепция не претерпела существенных изменений с Раннего царства вплоть до эллинистической эпохи.

Сцены, на которых запечатлены все фазы создания того или иного произведения, играли роль учебного пособия для учеников в мастерских, существовавших при храмах и дворцах.

Впечатление, остающееся у современного человека от рассмотрения древнеегипетских изображений (фрески, рельефа) – в первый раз или неоднократно – примерно одно и то же, и оно, как правило, не меняется со временем. Композиция при общем знакомстве с мифологией египтян в целом понятна (илл. 43). Но очень часто вывод следует такой: примитивно, рисуют, как дети, рисуют то, что в живописи не принято (стволы и корни деревьев), трехмерное, объемное пространство изображают двухмерно, воду, где бы она не находилась – в пруду или морскую – обозначают зачем-то всегда волнистыми линиями, механически воспроизводятся стандартные сцены с использованием стандартных же пропорций при помощи вспомогательных сеток, изображение человека сбоку всегда как-то «вывернуто»: плечи, глаза в фас, остальное в профиль и т.д. На илл. 44 приведены фрагменты росписи из погребальной камеры гробницы сановника 7-6 в. до н.э. Сеннегема: вместе со своей женой Инифертари он поклоняется богам, вверху – изображения Анубиса.

Один и тот же предмет можно изобразить двумя различными способами. Чертеж и перспективное изображение – это два полярных, но одинаково разумных и правильных способа изображения. Оба полученных изображения будут правильными. Какое из двух изображений предпочесть, решается в зависимости от поставленной задачи. Одно исключено: передача на плоскости изображения одновременно и одного и другого.



Древнеегипетская культура – одна из тех, которая рисунку предпочитала именно чертеж. Он был одним из видов изобразительного искусства, этот вариант художественного творчества называют «художественным черчением».[1]

Необычный древнеегипетский метод передачи пространства на плоскости первоначально объясняли по-разному: наивностью художников, влиянием религиозных канонов и т.п. Это объяснения оказались несостоятельным. В 1970-е гг. появилась теория, объясняющая, что египтяне пользовались не перспективой, а аспективой: мастера стремились передать на плоскости картины не видимое (то есть искаженное по сравнению с объективно существующим) изображение тела, а истинное знание его качеств; поэтому на плоскости картины передавались изобразимые аспекты показываемого, позволявшие правильно судить о нем; это потребовало от древних мастеров развития целого ряда условных приемов, придавших египетской живописи глубокое своеобразие.

Отдельные догадки аспективного метода верны, но это метод основан на описательности. Но только рациональное объяснение условностей древнеегипетской живописи в сопоставлении ее с применяемыми сегодня чертежными методами изображения «…дает возможность не только показать разумность применявшихся в Египте методов, но и обнаружить, что древнеегипетская живопись достигла почти абсолютного совершенства…»[2].

Современное техническое черчение характеризуется тремя особенностями:

- Математической основой черчения является метод ортогональных проекций, при котором изображаемый объект проецируется на плоскость изображения прямыми линиями, перпендикулярными этой плоскости.

- Условно-чертежные приемы (условные повороты плоскостей проекций, сдвиги, развертки, разномасштабность).

- Чертежно-знаковые условности.

Предположение Б.В.Раушенбаха: и древнеегипетский художник, и современный инженер решали одинаковые геометрические задачи, приходили к одинаковым результатам, их методы изображения однотипны[3].

Насколько полно использовал все эти три приема древнеегипетский художник? Насколько они могли удовлетворить его потребности?

Метод ортогональной проекции рекомендует такое положение изображаемого объекта относительно плоскости изображения, при котором наиболее полно передаются его характерные геометрические особенности.

В древнеегипетское искусстве это стало основным правилом.

Первое следствие. При изображении обычно выбирается наиболее информативная проекция; так, для фигур человека и животных - вид сбоку (при виде спереди человек идущий и стоящий были бы неотличимы); лежащие на земле убитые враги показываются тоже в наиболее характерной проекции - с использованием вида сверху.

Второе следствие, ставшее особенностью древнеегипетской живописи - независимость размера объекта на плоскости изображения от расстояния до него.

У египтян был обязательный способ изображения земной поверхности. При визуальном наблюдении спереди и сбоку земная поверхность от самого переднего плана и до горизонта проецируется в линию, а фигуры как бы стоят на горизонте. Поэтому изображалась поверхность земли в виде четкой, обычно прямой горизонтальной линии (опорной), которая обретает рациональный смысл в качестве боковой проекции горизонтальной поверхности земли. Это привело к своеобразному решению проблемы пространственности. Если надо передать неглубокое пространство, то из всех известных признаков глубины используется единственный воспроизводимый на чертеже – перекрывание (близкий предмет заслоняет собой дальний), а если глубокое – обращались к плану, только с его помощью можно показать реку или пруд, которые при любой боковой проекции слились бы с опорной линией. Современный человек привык к рисункам, поэтому произведения искусства, основанного на методе ортогнальной проекции, кажутся странными.

Условные повороты плоскостей проекций.

Принятый в техническом черчении прием – использование условности, позволяющей с помощью одного изображения передать существенные свойства объемного предмета, очень широко использовался египтянами в изображении человека. Основное направление проецирования - вид сбоку, плечи передаются так, как будто это вид спереди.

Неизбежность передачи глубокого пространства только сверху, в плане, привело к своеобразному способу передачи расположенных в таком пространстве предметов, людей или животных. Поместив объекты изображения там, где они должны быть на плане, художник затем как бы поворачивает их, дает их облик при виде сбоку или спереди (то есть в условном повороте). Тогда на картине более удаленное оказывается показанным выше близкого. Так возник «египетский способ» передачи тел, расположенных в глубину: их показывают друг над другом (без уменьшения размеров удаленных объектов – следствие ортогональной проекции).

Итак, в древнеегипетском искусстве был доминирующим способ передачи объективной геометрии путем условных поворотов направления проецирования и совмещения разных проекций в одном изображении.

Разрезы и сдвиги.

Условные сдвиги и разрезы – узаконенные приемы в черчении - позволяют показывать то, что при обычных способах изображения было бы скрыто от зрителя. Показывая, например, корзину, художник передавал ее содержимое как бы витающим в воздухе над соответствующей емкостью. С другой стороны, разрезы и сдвиги – и в Египте, и поныне - имеют целью увеличение информативности изображения. Корзина, наполненная плодами, может быть показана в разрезе, чтобы было ясно, чем именно она наполнена (этот прием, вероятно, возник как стремление к передаче некоторых невидимых качеств изображаемого предмета, и он немыслим в рисунке). В-третьих, использование сдвига позволяло преодолеть крайнюю трудность изображения фигур людей точно сбоку. Так, древний египтянин знал, что, по обычаю, фараон с женой сидят рядом. Поэтому художники вводили условность при подобных изображениях – фигура жены сдвигалась относительно фигуры мужа.

Развертки.

Развертка – это изображение не предмета, а его заготовки, из которой путем сгибания будет изготовлен этот предмет.

Разномасштабность.

Она широко (и гибко) использовалась египтянами в живописи, ибо была очень удобной для того, чтобы: увеличить информативность, улучшить композицию, передать иерархические представления.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.