Сделай Сам Свою Работу на 5

Как проводить религиозные туры?





ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА

 

Основными ресурсами как духовно-просветительного туризма, так и паломничества являются:

Ø монастыри, храмы и др. культовые сооружения;

Ø святые мощи;

Ø святые источники, озера, колодцы (кладези);

Ø святые места, связанные с деятельностью деятелей русской православной церкви;

Ø святые места, связанные с деяниями святых и местами их захоронения;

Ø природные объекты и т.д.

 

Россия – многонациональная страна, а следовательно, многоконфессиональная. Поэтому в ней представлены все основные религии (см. карту):

¯ православие (по всей территории страны);

¯ мусульманство (ислам) – в Поволжье, на Урале (Башкортостан), на Северном Кавказе (в его восточной части) и локально на юге Западной Сибири;

¯ буддизм (ламаизм) – Бурятия, часть Тывы и Калмыкия;

¯ иудаизм – практически повсеместно;

¯ католицизм – по западным областям России (кроме Калининградской), в крупных городах Центральной России и локально на юге Сибири, в частности в Алтайском крае (польские диаспоры);

¯ лютеранство – локально на Урале, в Поволжье и в Калининградской области, а также в крупных городах Центральной России.



¯ Шаманизм/язычество/традиционные верования/родоплеменные культы – все это распространено по этнографическим центрам, в местах расселения малых народностей (Европейский Север, Азиатский Север, Сибирь и Дальний Восток).


Религиозный туризм развивается в массовом характере в тех местах, где наблюдается скопление в основном объектов культовой архитектуры. Храмы разных конфессий сосредоточены в больших городах: Москва и Санкт- Петербург.

Во всех городах Поволжья представлены две самых распространенных религии (православие и мусульманство).

В больших городах Сибири наряду с православными храмами есть католические костёлы (польские диаспоры), лютеранские кирхи (где были немецкие поселения), мечети и синагоги.

 

Религиозный туризм включает в себя три варианта путешествий: экскурсии по культовым объектам (чисто познавательный туризм), экскурсионные поездки верующих людей и собственно паломничество.



 

 

С точки зрения паломничества интерес представляют те территории, в которых имеются не просто храмы или монастыри, а святыни. Следовательно, в России может быть паломничество Православное и Буддистское (центр паломничества – Иволгинский Дацан, храмовый комплекс в селе Верхняя Иволга, в 25 км от Улан-Удэ (Бурятия[1])).

Что касается мусульманства (это самая ранняя религия на территории современной России, ислам стал распространяться на 5 веков раньше, чем христианство), то имеются только мечети, но центром паломничества для всех мусульман остаются Мекка и Медина (Саудовская Аравия).

 


Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О

С точки зрения географииправославного паломничества, территорию России можно разделить на следующие зоны:

I зонаобладает самым богатым и разнообразным набором святых и икон (Киево- Черниговский и Московско-Новгородский регионы). Самый обширный набор святых и икон – в Москве, Московской, Киевской, Новгородской, Ярославской областях. Здесь сосредоточены почти все святыни первой величины.

II зона – это территории, значительно уступающие регионам первой группы по количеству святынь (Смоленская, Калужская области). Они долгое время находились в неблагоприятных религиозно- политических условиях. Эти регионы берут не числом религиозных объектов, а их качеством: их главное богатство – святыни первой величины, представленные здесь преподобными Серафимом Саровским и Авросием Оптинским.

III зона – это территория, где религиозная жизнь до сих пор остается разреженной (Мурманская, Курганская области, республика Коми).



 

Православие.

Христианства пошло с Киева (первая христианка – княгиня Ольга) и на Псковской земле строились первые христианские храмы. Второй центр образования православия - Новгород. Апогей в христианстве был, достигнут в XVII веке. Монастыри несли три основные функции:

Ø хозяйственная;

Ø духовно-просветительская;

Ø фортификационная.

 

Монастыри, основанные учениками Сергия Радонежского (Троице-Сергиева Лавра – один из самых значимых монастырей в России):

В Подмосковье: Саввино-Стороженский монастырь Звенигород), Лужецкий монастырь, Давыдова пустынь, Владычный и Высоцкий монастыри (Серпухов).

Калужская область: Боровский монастырь (преп. Пафнутий Боровский).

- На Валааме - Валаамский монастырь.

- Соловецкий монастырь.

Одновременно с Сергием Радонежским миссионерскую деятельность по обращению христианства на русском севере занимался Стефан Пермский. Каждый из них оставил большой след в Русской истории. Стефан Пермский обращая в христианство языческие племена, он для них создал азбуку и перевел на их язык труды основных отцов церкви.

Территория Русского Севера когда-то принадлежала Великому Новгороду. И новгородские бояре постоянно насылали сюда разбойничьи шайки для сбора налогов. Стефан Пермский поехал в В.Н. и выступил на новгородском вече и стал убеждать: «Не надо их грабить, давайте с ними торговаться. Тогда вы получите не боящуюся вас покоренную аграрию, а получите прочную территорию, которая будет вам предана.» И ему удалось этого добиться. С этого момента начался товарообмен. Но когда он обращал в христианство язычников, он не подавлял их представления о Боге, их языческое начало, поэтому те храмы, которые создавались на Севере, во многом несут языческую культуру. Например, известно, что в католических соборах святые изображались в виде скульптур. В православии же принята была иконопись. Однако, скульптурное изображение святых, как редкое исключение, присутствует. Поскольку язычники (по Печере, по Вычегде) привыкли резать статуи своих языческих богов из дерева. Поэтому мы имеем совершенно поразительные, не похожие на другие храмы пермской территории. И сегодня в Перми действует знаменитый музей деревянной скульптуры.

Вторая по значимости фигура, это митрополит Филипп. Он постригся в монахи и ушел в Соловецкий монастырь и многим этот монастырь обязан именно ему. Он канонизирован, и прах его покоится в Успенском соборе московского Кремля.

Русские святые.

Когда к нам пришло христианство, то в Русскую Церковь автоматически перекочевали христианские святые. Они где-то прославились в борьбе за чистоту веры на территории Византии или Древнего Рима и т.д. Например: Никола Угодник (похоронен в Италии), св. Татьяна, св. Вера, Надежда и Любовь + Софья. Спустя некоторое время Русская Православная Церковь стала причислять к лику святых и русских людей, отличившихся подвижничеством, или принявших смертные муки.

Кто же были нашими святыми?:

Ø Равноапостольные Владимир и Ольга.

Ø Два князя, Борис и Глеб, которые были убиты в борьбе за власть (братья Ярослава Мудрого???)

Ø Ярослав Мудрый и Андрей Боголюбский (великие князья, которые сыграли большую роль в Церковном строительстве).

Ø Митрополит Филипп, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и т.д. – служители церкви, которые оказали большое влияние на развитие церковного строительства, чистоту вероучения и т.д.

Ø Люди, одержимые фанатизмом (юродивые) – они посвящали свою жизнь исключительно Богу (Нил Столбенский, Василий Блаженный и др.).

 

Во второй половине XIX века появляется новое течение в Православии – старчество (духовное наставничество). Например, в индуизме существует понятие Гуру - учитель. Наше старчество – это то же самое Гуру. В это время одним из самых популярных мест паломничества становится Оптина Пустынь. О старцах Оптиной Пустыни уже при их жизни слагались легенды.

Чаще всего во время паломничества посещают либо древние монастыри, либо те, которые, возникнув в более поздние времена, как-то прославились.

 

В советский период было уничтожено очень много культовых объектов. Первая волна – это довоенный период, когда взрывались храмы, а священнослужители подвергались гонениям и репрессировались. Во время войны изменилось отношение властей к церкви. С чем это было связано? Во-первых , церковь заняла очень активную позицию. Церкви собирали пожертвования и на эти пожертвования строились танки, самолеты и т.д. в 1943г.г. Сталин сменяет гонения на церковь на милость. Встает вопрос об открытии закрытых церквей. Сталин разрешает снова возродить патриаршество (напомним, что начиная с Петра патриаршество было заменено государственным органом, который отвечал за церковные вопросы). Вторая волна гонения на церковь началась в период Хрущева. Хрущев, разоблачая культ личности Сталина, пытался уничтожить всякую память о Сталине вообще, в том числе даже то, что тот сделал положительного. Поэтому начинается вновь закрытие действующих церквей, которые уцелели и продолжали работать в течение всего советского периода, и опять начинают взрывать храмы. С начала перестройки наши правители постарались заручиться поддержкой церкви. Надо было ломать идеологию того советского периода и искать себе союзников. Церкви отдали почти все храмы, большую часть монастырей.

 

Как проводить религиозные туры?

Если вы организуете просто познавательный тур, то вы должны предупредить ваших экскурсантов, что на территории монастырей существуют определенные традиции, которые нельзя нарушать. Например: на голове у женщины обязательно должен быть платок.

Если вы организуете непосредственно религиозный тур, то не допустимо чтобы экскурсовод был неграмотен в области религии, поэтому здесь нужна специализированная подготовка. Во-вторых, проблемы могут возникнуть с питанием. С размещением дело обстоит по-разному, чаще всего размещаются в обычных гостиницах и от туда совершают экскурсии или поклоняются святым (мощи, иконы).

 


[1] Иволгинский дацан включает в себя буддийский монастырь, буддийский Университет "Даши Чойнхорлин" им.Дамба Даржа Заяева, Дворец Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова, несколько Храмов, музей памятников буддийского искусства.

На входе Вас встречают ламы и воспитанники Университета, приехавшие в дацан со всей России, но в большинстве своём - из Бурятии, Хакасии и Алтая. Они за небольшую плату готовы выполнит функции экскурсовода, но просто рассказать о дацане готовы бесплатно. Здесь же - киоски с сувенирами, буддийской символикой и литературой.

Дацан вполне можно обойти самостоятельно, при необходимости расспрашивая встречных лам и воспитанников. В каждом храме есть места для пожертвований - обычно рядом с продажей тех же сувениров и литературы.

На территории дацана во множестве находятся вращающиеся барабаны с нанесёнными на них мантрами - их надо вращать по направлению хода солнца, тогда каждый поворот барабана снимает с человека небольшую часть грехов.

Величайшая реликвия дацана - нетленное тело Великого ламы - Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова.

Лама Итигэлов ушёл из жизни по собственной воле в 1927 году, медитируя в позе лотоса. Саркофаг с его телом был вскрыт через 75 лет, 11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане. Тело ламы Итигэлова осталось в сохранности и оказалось нетленным.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.