Сделай Сам Свою Работу на 5

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ





УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

ВГУ имени П.М. Машерова

________________В.И. Турковский

«___________»_____________201___г.

Регистрационный номер № П-_______/П

 

 

ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

(производственная)

Название практики

 

Для специальности:

Декоративно-прикладное искусство (по направлениям)

(код и наименование специальности)

Направления:

Декоративно-прикладное искусство (изделия из керамики)

(код и наименование специализации)

 

Декоративно-прикладное искусство (изделия из дерева)

(код и наименование специализации)

 

 

2016 г.


СОСТАВИТЕЛИ:

И.А. Сысоева, зав. кафедрой декоративно-прикладного искусства и технической графики, кандидат технических наук, доцент;

Т.П. Уласевич, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики.

Е.М. Селицкая, завед. отделением «Искусство и дизайн» филиала БГТУ «Витебский государственный технологический колледж»

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой декоративно-прикладного искусства и технической графики



(протокол № ___ от ________________)

 

Советом художественно-графического факультета

(протокол № ____ от _______________)

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования первой ступени специальностей «Декоративно-прикладное искусство (изделия из керамики)» и «Декоративно-прикладное искусство (изделия из дерева)».

Педагогическая практика студентов является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных преподавателей в образовательной области «Искусство» и проводится на базе учреждений образования Республики Беларусь. Во время практики со студентами работают учителя, преподаватели, мастера производственного обучения, руководители кружков учреждений среднего, профессионального и дополнительного образования, имеющие первую либо высшую квалификационную категорию.

Общие цели подготовки специалиста:

– формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;



– формирование профессиональных компетенций для работы в области декоративно-прикладного искусства.

Целью прохождения педагогической практики является овладение студентами целостной профессиональной деятельностью педагога по декоративно-прикладному искусству (специальности «Декоративно-прикладное искусство (изделия из керамики)», «Декоративно-прикладное искусство (изделия из дерева)»), классного руководителя, куратора, руководителя кружка и формирование профессиональных качеств личности педагога.

В ходе педагогической практики ставятся и решаются следующие задачи:

– углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения в университете и применение их на практике в учебно- воспитательной работе с учащимися;

– формирование умения наблюдать и анализировать учебно- воспитательную работу;

– формирование профессиональных компетенций будущего специалиста;

– обучение практикантов самоанализу своей педагогической деятельности;

– проведение учебно-воспитательной работы с учащимися, учитывая их психолого-возрастные особенности;

– закрепление навыков проведения различных типов уроков, используя при этом самостоятельно разработанные дидактические пособия, применяя различные приемы и методы активизации художественно-творческой деятельности учащихся;

– освоение функций классного руководителя, куратора;



– ознакомление с правилами оформления и ведения нормативно-технической документации учреждений образования;

– установление доверительных и доброжелательных отношений с учащимися в межличностном общении;

– использование в ходе обучающей деятельности коллективной, групповой и индивидуальную формы работы с учащимися.

Функциями педагогической практики являются:

· планово-проектировочная (у практикантов формируются умения: планировать обучение декоративно-прикладному искусству, изобразительному искусству, черчению в течение учебного года, семестра, четверти; определять и формулировать цели занятий с учетом функций обучения; продумывать методическую структуру уроков различных типов с использованием разнообразных средств обучения);

· образовательная (участвуя в направляемой педагогической деятельности, студенты-практиканты используют усвоенную в процессе обучения в вузе систему профессионально-педагогических знаний и сформированных умений и навыков, которые вначале применяются по образцу, а затем – в новой ситуации и на уровне творческой деятельности);

· развивающая (во время педагогической практики студенты приобретают новые знания и первоначальный педагогический опыт, благодаря которому формируют профессионально значимые качества личности, предопределяющие в будущем уровень педагогического мастерства учителя);

· воспитательная (осознание студентами-практикантами собственных профессионально значимых и личностных качеств, потребности в педагогической деятельности и готовности ответственно ее исполнять, педагогических способностей, ценностных ориентиров);

· организаторская (практиканты овладевают правилами организации деятельности преподавания, у них формируются умения, связанные с поддержанием внимания обучающихся, организацией индивидуальной, групповой, коллективной форм работы учащихся на уроке, активизацией их познавательной деятельности);

· коммуникативная (студенты-практиканты учатся осуществлять педагогическое общение на занятиях, реализуя основные функции: самопрезентационную, мотивационную, – и соблюдая требования к речевому поведению учителя: соответствие речи нормам педагогической этики и этикета; культура речи, ее диалогизм и экспрессивность, научность);

· диагностическая (у практикантов формируются умения оценивать результаты деятельности учащихся для установления реального уровня усвоения ими знаний, умений и навыков и определения причин отклонения от запланированного результата с целью корректирования учебного процесса);

· аналитическая (анализ практикантами собственной направляемой профессиональной деятельности с целью определения уровня усвоенных в вузе знаний психолого-педагогического и лингвометодического циклов, сформированных на их основе дидактических умений как показателя готовности к самостоятельной работе в качестве специалиста);

· социальная (адаптация студентов-практикантов к профессиональной деятельности, осознание социальной значимости личности учителя). В процессе педагогических практик студенты получают знания об особенностях содержания и системе учебно-воспитательной работы в средней школе, гимназии, приобретают представление о работе педагогических коллективов в свете законодательства об образовании.

Продолжительность практики. Педагогическая практика практика проводится на 5 курсе курсе на базах учреждений образования Республики Беларусь и проходит в течении 4 недель. Форма обучения – дневная. Итоговая форма контроля – отчетная документация о прохождении практики и зачет.

Объекты профессиональной деятельности специалиста:

Объектами профессиональной деятельности специалиста по направлению специальности 1-15 02 01 -01 «Декоративно-прикладное искусство (изделия из керамики)» являются эталонные образцы художественных изделий (предметы и ансамбли) из керамики, создаваемых в условиях единичного изготовления или мелкосерийного производства и предназначенных для декоративного оформления предметно-пространственной среды и одежды.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по направлению специальности 1-15 02 01 -04 «Декоративно-прикладное искусство (изделия из дерева)» являются эталонные образцы художественных изделий из дерева, создаваемых в условиях единичного изготовления или мелкосерийного производства и предназначенных для декоративного оформления предметно-пространственной среды и одежды.

Виды профессиональной деятельности:

– художественная;

– педагогическая;

– научно-исследовательская;

– организационно-управленческая.

Перечень профессиональных компетенций, формируемых у студентов в период прохождения практики:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания в области художественных, научно-технических, общественных, гуманитарных, экономических дисциплин и применять их для решения теоретических и практических задач профессиональной деятельности.

- АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

- АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

- АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

- СЛК-1. Обладать зрелым гражданским сознанием.

- СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

- СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

- СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

- СЛК-6. Уметь работать в команде.

- ПК-7. Управлять учебно-познавательной, творческой и другими видами деятельности обучающихся в учебных заведениях художественного профиля.

- ПК-8. Регулировать отношения и взаимодействия в педагогическом процессе.

- ПК-9. Определять и использовать оптимальные формы, методы, средства обучения и воспитания.

- ПК-10. Пользоваться информационными ресурсами для ознакомления с нормативной базой образования и инновациями в дидактике обучения.

- ПК-11. Совершенствовать свое педагогическое мастерство.

- ПК-12. Создавать психолого-эргономические условия успеваемости личностно-профессионального становления учащегося.

- ПК-13. Осуществлять процесс обучения и воспитания в учебных заведениях дополнительного и среднего профессионального образования, домах ремесел.

5. Студент должен:

«Знать»:

• методы, формы и содержание эстетического воспитания и образования детей разного возраста;

• теорию и методику преподавания специальных дисциплин;

• личностно-ориентированные педагогические технологии воспитания;

«Уметь»:

• преподавать специальные художественные дисциплины на начальной ступени обучения;

• осуществлять профессиональную деятельность в объединениях различной направленности и в разных возрастных группах;

• интерпретировать региональные особенности белорусского народного декоративно-прикладного искусства.

«Владеть»:

• навыками организации и проведения занятий по декоративно-прикладному искусству;

• методикой организации учебно-воспитательного процесса в различных возрастных группах.


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Вид профессиональной деятельности Формируемые профессиональные компетенции Задания по практике Диагностика и самодиагностика
Организационно-управленческая - ПК-7. Управлять учебно-познавательной, творческой и другими видами деятельности обучающихся в учебных заведениях художественного профиля. - ПК-8. Регулировать отношения и взаимодействия в педагогическом процессе. - ПК-9. Определять и использовать оптимальные формы, методы, средства обучения и воспитания. - ПК-10. Пользоваться информационными ресурсами для ознакомления с нормативной базой образования и инновациями в дидактике обучения. - ПК-11. Совершенствовать свое педагогическое мастерство. - ПК-12. Создавать психолого-эргономические условия успеваемости личностно-профессионального становления учащегося. - ПК-13. Осуществлять процесс обучения и воспитания в учебных заведениях дополнительного и среднего профессионального образования, домах ремесел. 1. Ознакомление с базой практики, ее учебно-материальной базой, беседы с директором учреждения образования, его заместителями; анализ планирования учебно-воспитательного процесса педагога по декоративно-прикладному и изобразительного искусству, черчению; изучение опыта работы педагога-художника, классного руководителя (беседа с ним, изучение планов работы, посещение уроков, внеклассных мероприятий); освоение содержания школьной документации и правил ее оформления (классные журналы). 2. Организация и проведение беседы по профессиональной ориентации учащихся (рассказ о преимуществах получения образования в ВГУ имени П.М.Машерова на художественно-графическом факультете). Наблюдение за поведением и работой администрации базы практики, преподавателей, оценка их взаимодействия.   Наблюдение, беседа с учащимися «учительское мастерство».
Художественная 1. Разработка мультимедийной презентации о прохождении практики совместно со студентами своей группы в данном учебном заведении и выпуск газеты на данную тему. Анализ по выполненному заданию.
Педагогическая 1. Составление студентом индивидуального плана учебно- воспитательной работы на период педагогической практики; подготовка и проведение пробных и зачетных занятий (сформировать цели урока, отобрать учебный материал, методы и средства обучения, прогнозировать возможные трудности усвоения учащимися учебного материала, определить тип и структуру урока, составить поурочные планы); использование различных форм организации работы на занятии; изготовление дидактического материала. 2. Осуществление психолого-педагогического анализа уроков своих товарищей, самоанализа своих уроков. 3. Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися, изучение личности учащегося; написание психолого-педагогической характеристики учащегося. Выполнение педагогического задания по практике.     Наблюдение за работой студентов, анализ плана, уточняющее собеседование.
Научно-исследовательская 1. Изучение научной литературы по декоративно-прикладному искусству в области деревообработке и художественной керамики. 2. Анализ результатов деятельности опытных педагогов в области декоративно-прикладного искусства на современном этапе. 3. Анализ работ мастеров различных регионов Республики Беларусь по деревообработке и керамики. 4. Исследование передового опыта и инновационных технологий в деятельности педагогов-художников по декоративно-прикладному искусству. 5. Оформление отчетной документации по практике (отчет, дневник); демонстрация дидактических пособий, работ учащихся на итоговой конференции по практике. Анализ результатов деятельности педагогов-художников. Анализ работ мастеров в области декоративно-прикладного искусства (изделия из керамики и изделия из дерева).   Подготовка отчетной документации, конспектов зачетных мероприятий.

 

Педагогическая практика направлена на систематизацию и обобщение психологических, педагогических и методических знаний и их применение при организации обучающей и воспитательной деятельности учащихся. Она предполагает изучение личностных особенностей обучающихся, проведение занятий по дисциплинам декоративно-прикладного направления, организацию воспитательных мероприятий и ознакомление с деятельностью учреждения образования. В процессе педагогической практики у студентов осуществляется становление и развитие профессиональных компетенций, относящихся к обучающей, развивающей и ценностно-ориентационной деятельности.

Во время педагогической практики студенты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда педагога-воспитателя и педагога-художника, знакомятся с содержанием и объемом работы. При необходимости практиканты могут включаться в методическую и исследовательскую работу. Спецификой педагогической практики является то, что студенты на определенный период становятся членами педагогических коллективов школ, гимназий и, следовательно, подчиняются внутреннему распорядку учреждения образования, руководствуются едиными требованиями к учащимся, традициям, соблюдают трудовую дисциплину. Отношения практикующихся с педагогами должны строиться на основе уважения, такта, взаимопонимания, творческого обсуждения педагогических проблем. Первоочередной задачей педагогической практики, а также ее сложностью и спецификой является то, что студенты сознательно и комплексно должны применить весь арсенал полученных теоретических знаний не только по своей специальности, но и по психолого-педагогическому циклу. Таким образом, педагогическая практика – это сложнейший процесс, в котором проявляется общая культура студента как будущего учителя и воспитателя.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Требования к содержанию и оформлению индивидуального задания и отчета по практике (требования и образцы оформления).

В отчёте о работе отражаются следующие результаты самодиагностики:

а) какие знания составили теоретическую основу педагогической деятельности;

б) какие дидактические умения развивались;

в) какие умения воспитательной работы развивались;

г) какие профессионально значимые качества и свойства личности проявились;

д) какими знаниями необходимо овладеть в будущем; е) каким умениям надо научиться;

ж) какие личностные качества следует развивать в себе.

Отчет должен содержать:

· Сроки прохождения практики.

· Описание выполненной работы.

· Результаты анализа наиболее сложных и характерных вопросов, изучаемых студентом на практике.

· Затруднения, которые встречались при прохождении практики.

· Заключение по итогам проделанной работы.

· Замечания и предложения по совершенствованию организации и проведения педагогической практики.

Отчет должен быть максимально конкретным и отражать проделанную студентами работу. Отчет должен быть подписан студентом, и утвержден директором учебного заведения (школы, гимназии, колледжа, учреждения дополнительного образования).

Требования к содержанию отзыва на студента

По окончании практики непосредственный руководитель практики от организации оформляет письменный отзыв о прохождении практики студентом.

Структура отчета:

1. Подтверждение факта прохождения практики в организации, включая полное наименование организации, должность (если была), период, за который характеризуется студент.

2. Краткая характеристика работы студента (достигнутые результаты, как себя зарекомендовал):

· приобретенные практические навыки и умения в профессиональной сфере;

· описание характера и содержания работы, проводимые студентом по поручению руководителя;

· перечень подразделений организации, в которых студент работал;

· отношение студента к выполняемой работе, степень выполнения поручений, качественный уровень и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий.

3. Характеристика личных и деловых качеств студента (компетенций):

· личные и деловые качества, которые проявил студент во время практики (например, аналитические способности, работоспособность, ответственность, внимательность), характеристика профессиональной компетентности студента (проявление им теоретических знаний, их глубина, умение применять их на практике);

· умение контактировать с учащимися, сотрудниками, руководством организации.

4. Характеристика качества подготовленного отчета:

· Наиболее важные результаты проведенного исследования: выявленные проблемы; предложения и рекомендации по их решению; практические выводы и рекомендации.

5. Рекомендации:

· Краткая общая характеристика. Рекомендации о дальнейшей работе. Предложение пройти преддипломную практику для студентов V курса или предложение постоянной работы в организации.

6. Итоговая оценка прохождения практики по десятибалльной системе.

7. Дата написания отзыва, подпись непосредственного руководителя практики от организации (с указанием Ф.И.О., должности, структурного подразделения, контактного телефона).

 

Отчетность

По окончании практики студент должен представить своему руководителю практики от кафедр художественно-графического факультета следующие документы:

1.Дневник прохождения практики.

2.Развернутые планы-конспекты зачетных уроков (6).

3.Анализы зачетных посещаемых уроков других практикантов (4).

4.Самоанализ зачетного урока (1).

5.Дидактические пособия, разработанные студентом и примененные в ходе практики в виде мультимедийных презентаций (не меньше 2).

6.План профориентационной беседы с учащимися учебного заведения (базой практики).

7.Письменный отчет о выполнении программы практики и отзыв непосредственного руководителя от организации о прохождении практики студентом с печатью школы.

Все документы помещаются в папку, на обложке которой размещена следующая информация:

1. Название университета, факультета.

2. Сроки практики.

3. Специальность.

4. Группа.

5. Фамилия, имя, отчество студента, руководителя практикой от кафедр художественно-графического факультета.

Отдельно сдаются папки с заданиями по психологии и педагогике соответствующим руководителям.

Студенты в ходе педагогической практики ведут дневники педагогических наблюдений. В них должны быть отражены данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, в том числе, по составлению психолого-педагогических характеристик. Материалы дневника используются для написания отчета о выполненной на практике работе.

 


Примерная структура дневника педагогической практики студента:

Учреждение образования

«Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

 

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

 

_______________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество практиканта)

 

Факультет ________________________________________________________

 

Специальность_____________________________________________________

Направление специальности___________________________________________

 

Специализация ____________________________________________________

 

Наименование практики_______________________________________________

(в соответствии с учебным планом)

________________________________________________________________

 

Место прохождения практики _______________________________________

__________________________________________________________

Сроки прохождения практики__________________________________________

 

 

Непосредственный

руководитель(ли) практики от университета_________________________

__________________________________________________________________

Непосредственный руководитель(ли) практики

от организации-базы практики __________________________ _________________________________________________________________

 


 

Основные разделы дневника практики:

I. График прохождения практики;

II. Общие сведения о месте прохождения практики;

III. Выполненные в ходе практики работы (раздел может быть представлен в виде таблицы):

 

  Дата   Рабочее место   Краткое содержание выполненных работ Отметки руководителей практики от организации и университета
       
       
       
       
       

 

Примечания:

Дневник заполняется ежедневно. Записывается все, что сделано за день по выполнению программы практики и индивидуального задания. Записи иллюстрируются схемами, зарисовками, фотографиями, таблицами, описанием материалов, механизмов и процессов работы. В дневнике фиксируется участие в производственной, исследовательской, общественной работе организации (подразделения). Выполняемые в ходе практики работы рецензируются и оцениваются руководителями практики от организации и университета.

Данная форма ведения дневника является примерной и может корректироваться кафедрами в зависимости от специфики практики.

- ФИО студента, факультет, группа;

- место прохождения практики, адрес;

- информационная страница: руководитель практики от университета, директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя-предметники, классный руководитель;

- расписание уроков, расписание звонков, схема размещения учащихся в классе;

- список класса (ФИО учащихся, поручения, интересы, увлечения); - задачи педагогической практики;

- планы уроков;

- анализы уроков учителей;

- анализы уроков товарищей;

- самоанализы проведенных уроков;

- содержание заданий и процесс их выполнения, краткое содержание рекомендаций, замечаний руководителя практики от кафедр художественно-графического факультета, непосредственного руководителя практики, классного руководителя;

- анализ результатов деятельности в ходе практики.


Индивидуальный план работы студента (примерная схема)

Планирование является обязательным разделом деятельности студента. При составлении индивидуального плана необходимо предусмотреть все виды работ учителя изобразительного искусства, черчения, классного руководителя.

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель практики

от кафедр

художественно-графического факультета

_____________ Ф.И.О.

 

№ п/п Содержание работы Сроки Отметки о выполнении
  Знакомство с базой практики: Принять участие в беседах с администрацией, педагогами, классным руководителем, куратором об особенностях учебно-воспитательного процесса учебного заведения, концепции развития учебного заведения, об основных задачах учебно-воспитательной работы; выявить особенности социума микрорайона, контингент учащихся, межличностные отношения в коллективе, уровне подготовки по предмету. Знакомство со структурой и педагогическим обеспечением ученического самоуправления.    
  Учебно-воспитательная работа по предмету Изучить методику деятельности учителя: 1) посетить ________ занятий по дисциплинам декоративно-прикладного цикла. 2) подготовить и провести _____ занятий 3) провести _________ дополнительных занятий с учащимися по _________________ (предмет) 4) подготовить дидактические материалы к занятиям по темам: ____________ 5) подготовить наглядные пособия по темам: ________________ 6) провести ___________ факультативных (кружковых) занятий по темам __________________________________________    
  Внеклассная воспитательная работа 1) принять участие в подготовке и проведении внеклассного мероприятия _________________________________ 2) организовать и подготовить учащихся к участию в ______________ _______________________________ 3) подготовить и провести экскурсию (куда, на какую тему) 4) подготовить и провести информационный час на тему: ____________________ _______________________________ 5) провести профориентационную работу _____________________    
  Методическая работа: 1) создать методическую копилку: 2) изучить учебную программу, календарно- тематический план, воспитательный план классного руководителя; 3) разработать конспекты занятий по специальности, факультативных занятий, занятий кружка и сценарии воспитательных мероприятий; 4) принять участие в заседании МО педагогов- предметников, классных руководителей    
  5. Исследовательская работа: ____(задается руководителем курсовой, дипломной работы, руководителем научно- практической группы студентов) __________________________    

 


Примерный план анализа урока

 

1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.

2. Готовность к уроку (оформление доски, состояние рабочих мест учащихся, готовность школьников к уроку и т. д.), оборудование урока.

3. Тип урока.

4. Цели урока, их соответствие программным требованиям. Способы мотивации учебной деятельности школьников.

5. Способы и формы проверки домашнего задания, привлечение учащихся к анализу работ одноклассников и др.

6. Эффективность актуализации опорных знаний, осуществление связи новой темы и ранее изученной.

7. Использование различных методов и приёмов ознакомления учащихся с новой темой; соответствие данных методов и приёмов возрастным особенностям учащихся.

8. Приёмы стимулирования познавательной деятельности учащихся, активность школьников при работе по осмыслению нового материала.

9. Организация закрепления знаний и формирования умений и навыков:

а) использование методов закрепления знаний;

б) соответствие дидактического материала целям урока;

в) учёт при подборе упражнений принципа градации от простого к сложному, от коллективных форм работы к самостоятельным;

г) целесообразность использования различных видов упражнений;

д) осуществление дифференциации заданий, сочетание индивидуальной, групповой, коллективной форм работы;

10. Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей.

11. Характер, объём домашнего задания, соответствие целям урока, инструктаж и т. д.

12. Способы подведения итогов урока.

13. Уровень теоретических знаний и практических умений учащихся, достигнутый на уроке.

14. Формы учёта и оценки работы школьников на уроке, объективность оценки.

15. Использование раздаточного материала, наглядных пособий, технических средств обучения.

16. Темп урока.

17. Эмоциональная атмосфера урока, стиль взаимоотношений учителя с учащимися.

18. Речь учителя.

19. Достижение поставленных целей урока. Образовательные и воспитательные результаты урока.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.