Сделай Сам Свою Работу на 5

Древнерусская эпиграфика.





Эпиграфика – (греч. «и» - над; «графо» - пишу) наука о надписях. Термин произошёл довольно поздно, в 40-е годы XIX в., хотя надписями интересовались ещё в Древнем Вавилоне, очень ими интересовались и римляне, интересовались и китайцы. Другое значение термина эпиграфика – раздел науки о надписях. Третий – совокупность надписей конкретного региона и конкретного периода. Эпиграфика содержит в себе много разделов, поскольку эпиграфист должен в совершенстве владеть теми языками, на которых сделаны надписи, хотя методы работы остаются общими для всех.

На территории России представлена львиная доля надписей разных времён и разных народов. Если исследовать в хронологической последовательности, то на территории России найдены. Надписи античного времени (достаточно много греческих и совсем немного латинских) поскольку на территории южной России существовали античные государства (в частности Боспорское царство, здесь большинство надписей на греческом). Достаточно много надписей средневековья, можно говорить и о западноевропейских надписях (это генуэзские надписи на юге России: город Танос, недалеко от Ростова-на-Дону), скандинавские рунические надписи, найденные в городах, входящих в состав Киевской Руси, приморские надписи. Если говорить о восточных системах письма, то у нас широко представлено тюркское руническое письмо (от северных границ Китая до Дуная, важными районами являются бассейн Енисея, Хакасия, Тыва). Небольшое количество надписей, содержащих китайскую графику, сделанные джурдженами (народ на севере Китая). Широко представлена мусульманская эпиграфика (это регионы северного Кавказа, которые использовали арабскую графику). Есть еврейская эпиграфика, но данный материал был почти полностью уничтожен во время решения еврейского вопроса во время ВОВ (хотя встречаются еврейские надписи и античного времени, а так в основном XVI – XX вв.). Есть ещё византийские надписи.



Издательства надписей для удобства работы над ними как с историческим источником. Есть традиция в эпиграфике составлять корпус надписей, в которых представлены надписи конкретного времени и конкретного региона во всей своей совокупности, правду тут есть одна неприятная черта – они устаревают к моменту их выхода в свет, потому что корпус предполагает полноту представленного материала, а к моменту издания корпуса находятся новые надписи, потому что основным поставщиком надписей по прежнему являются археологи. Если говорить об античной эпиграфике то существует издание 1965 года корпус боспорских надписей, в котором представлены все надписи, найденные на территории Боспорского царства, правда многие находки сейчас не вошли туда, готовится новое издание. С византийскими надписями отдельная проблема, поскольку свод византийских надписей, подготовленный В.В. Латушевым, был выпущен в 1896 году (с тех пор новых византийских надписей на территории России не появлялись, хотя надписей достаточно много). Что касается генуэзских надписей, недавно появился свод, подготовленный Д.В. Вальковым, он достаточно хорошо представил большую часть надписей этого времени. По мусульманским надписям свода не существует, кроме регионального свода, подготовленного Ресковым, «Полный эпиграфический памятник Северного Кавказа», издание закончилось в 70-е годы XX в. Скандинаво-рунические надписи свод возник совсем недавно, в начале 2000-х годов Мельниковым; он учитывает надписи не только найденные на территории России, Белоруссии и Украины, но и надписи, найденные на территории скандинавских стран, которые встречаются в Восточной Европе и в Византии, «Русско-скандиеавские рунические надписи». Тюркских рунических надписей существует большое количество сводов и публикаций: Кормушин, Извласов, Малов; хотя на территории России нет таких полнообьёмных сводов надписей как на территории Монголии, у нас есть эпитафии рядовых тюрок.





Древнерусскую эпиграфику можно разделить на два больших периода: с XI – конец XV вв. и с конца XV – первую четверть XVIII вв. Это разделение условно, так как Древнерусская эпиграфика плавно перетекает в эпиграфику XVIII в., а дальше понять, где происходит граница между периодами довольно трудно. Надпись, которая является границей между этими двумя периодами, является латинская надпись 1491 года, которая сделана над приездом Спасской башни московского Кремля (сейчас на месте её копия, сделанная в 40-е года XXв.). Разница здесь, можно сказать, политическая: надписи первого периода отражают время Киевской Руси и Удельный период, второй период полностью посвящён Московскому государству. Дальше разница в языке: надписи первого периода сделаны на древнерусском языке, а надписи второго периода – на старорусском (близкий современному). Есть разница в носителях информации: первый период – граффити на стенах храмов, на инструментах ремесленника (фрески, небольшое количество лапидарных надписей – надписей, высеченных на камне); в эпоху Московской Руси – это преобладание надписей, высеченных на известняке, а вот граффити на стенах храмов пропадает (поскольку в середине XV в. канонически было запрещено пакостить на стенах храма). Также во втором периоде встречаются те надписи, которых в первом периоде нет. Это подписные подобия, которые появляются примерно в 1492 году и строительные надписи (сообщающие о строительстве определённых объектов). Есть ещё одно, более субъективное, отличие, что традиционно активнее изучаются надписи первого периода нежели второго, и литература по первому периоду значительно обширнее, и какое-то подобие сводов надписей существует; здесь можно назвать библиографию академика Орлова «Библиография русских надписей XI – XV вв.» (уже не полна). Есть своды, один из самых полных принадлежит академику Рыбакову «Русские датированные надписи XI – XIV вв.». Достаточно много издано литературы по граффити на стенах храмов. У нас есть три храма, которые несут огромное количество граффити: София Новгородская, София Киевская и София Константинопольская (граффити русских паломников XI – XX вв.). Есть ещё учебное пособие по древнерусской эпиграфике Т.В. Рождественской.

Надписи по способу нанесения бывают разные. Есть надписи, которые вырезаны на каменных блоках или резные надписи, в древнерусской эпиграфике господствовало их вырезание: первый способ это резьба, когда надпись делается углублённой в камень; второй способ – агронная техника, когда, наоборот, выбирается фон. Есть надписи, называемые граффити (итл. «граффито» - процарапывать) – это надписи, процарапанные острым предметом на любой твёрдой материи. Есть надписи, называемые деппинто – надписи, сделанные краской на твёрдой поверхности. Есть надписи, сделанные при помощи специального штампа (клейма), это было очень распространено в античную эпоху, когда появилась керамика, которая являлась стандартной амфорой, и черепица которой должны соответствовать стандарту. В Древней Руси тоже существовали клейма (с надписями), только появляются они достаточно поздно, в XVI в. В XVII в. появляется кирпичная продукция, на которой изображался единорог или двуглавый орёл. Есть надписи, которые напаиваются или вковываются в предмет (такие надписи есть на мечах – имя мастера). Есть надписи, которые отливались вместе с предметом. Словом, для нанесения надписей существует множество всяких способов.

Типы надписей с течением времени резко сокращаются. Если в античной эпиграфике существует огромное количество типов надписей, там есть и постановления народных собраний, высеченные на камнях, тексты законов, строительные надписи, почётные надписи, надгробья. В средневековье по сравнению с античной эпохой очень видна разница. Фактически, остаётся лишь два основных типа надписи, это надгробья и строительные надписи. Надгробие – это для любой эпохи подавляющее большинство найденных рукописей. Причём обычно такие надписи мемориального характера призваны сохранять память о том, что происходило, в том числе и об усопшем.

Древнерусские граффити в основном носит характер обращения к Богу: «Боже, помоги мне грешному!», иногда эти граффити сопровождаются вертикальными чёрточками. Написано, как правило, на низком уровне, т.к. писали на коленях; чёрточки – число отбитых земных поклонов (чтоб не сбиться со счёта). Есть поминальные надписи: о том, в каком году и в какой день умер конкретный человек. Есть даже специальные таблицы по расчёту дней, которые священнослужители процарапывают где-нибудь при входе в алтарь (определить день недели и определить характер богослужения, или определить на какой день недели приходится новолунье). Есть надписи, которыми человек просто оставлял память о себе («Матфей, поп Галичискмй» - выбита в Софии Константинопольской). Есть надписи, которые сообщают о каких-то фактах («Гавриила заснул на молитве и разбил себе лоб»; на стене Софии Киевской изложен юридический документ о покупке княжеского участка земли). Есть записи о каких-то исторических событиях, которые удачно дополняют летописи (над саркофагом Ярослава Мудрого было сделано граффити о дне его смерти, которые отсутствуют в летописи). Есть всякого рода рисунки на очень многообразные сюжеты. Что касается граффити на бытовых предметах – достаточно многочисленная граффити на пряслицах (это специальный кружочек, который одевался на конец веретена, изображались женские имена). Есть подписи мастеров (на воротах Софии Новгородской, на мечах). Есть граффити на литейных формочках… Словом, массу интересного материала они сообщают.

Старорусские надписи изучали меньше чем древнерусские. В начале 90-х годов XX в. большёй стимул для занятия старорусской эпиграфикой дали труды Л.А. Беляева, есть у него даже монография «Русское белокаменное надгробье», который разработал методику изучения надгробных плит по орнаменту и по форме, если дата смерти не сохранилась. Появляются надгробные надписи в 1492 году. Существует три центра формирования древнерусских надгробий, это Троице-Сергиев монастырь, Иосифо-Волцкий монастырь и Тверь, и, до поры до времени, в каждом из них существуют свои технологии. То есть в тверской техногруппе изображается «т»-образный посох, Троице-Сергиевский – это легато-трапеционной формы с узором в виде «волчьего зуба» и надпись идёт параллельно верхней части плиты. И Иосифо-Волоколамский это тоже трапециевидное надгробье с «волчьим зубом», но там надпись идёт по сторонам плиты. Но а далее основным типом остаётся Троице-Сергиевский.

Появляются надгробные надписи в 1492 году, поскольку в этом году на Руси ожидали Страшный Суд (окончание 7000-летия от сотворения мира, список Паскаля доходил только до этой даты). С другой стороны происходят тектонические сдвиги в поминальной культуре. Во-первых, иерусалимский богослужебный устав сменяется на судийский, а в остальных, как раз в Волоколамском монастыре, книга для поминовения усопших. Подписные надгробия достаточно все однотипные, потому что они строятся по одной формуле: «лета такого-то, месяца такого-то, такого-то дня преставился раб божий имярек»; разнообразие не находится вплоть до середины XVII в. Особенность этой формулы в том, что она декларировала равенство всех людей перед Богом, а день смерти был важнее года рождения (потому что в этот день человек переходил из мира временного в Мир Вечный). Не редко на надгробьях отмечались дни памяти святых, что подтверждает тождество дня смерти дня нового рождения. Где-то в середине XVI в. на надгробиях появляется новый элемент, не получивший широкого распространения – час смерти. Примерно в это же время господствует узор «волчий зуб», потом он постепенно заменяется узором в виде линий, которые заплетаются в косынку или плетёнку; есть ряд переходных форм, когда размер треугольников начинает увеличиваться. На приходских кладбищах надгробий было много, они были достаточно массивные, но приходские кладбища не были «резиновыми». Нехватку мест стали ощущать в середине XVII в., тогда появляется новый тип надгробий – плита-вставка в стену, и надгробная плита с надписью на торцевой части; основной узор – сегмаво колесо (или солярный подсолнечный знак). Крестов на надгробиях не изображали, вернее их стали изображать только тогда, когда появились эти плиты-вставки и надписи на торцах надгробий (то есть изображать крест над лежащим считалось плохим тоном). Где-то с середине XVII в., в эпоху барокко, изменяется формула надгробий. Начинают появляться сведения о человеке: о числе прожитых им лет, о том, на день какого святого он был крещён, иногда даже помещались целые повести об этом человеке.

С 1675 года появляется совершенно новый тип надгробья – это стихотворная эпитафия. Их не очень много, но можно выделить две школы эпитафии: московская и иерусалимская. Московскую школу создаёт Семён Полоцкий, который ещё будучи в Белоруссии писал стихотворные эпитафии на польском языке, и вокруг него как раз появляется кружок, который этими эпитафиями и занимается: Ефима Чудовский, Эпифаний Славенецкий, Сильвестр Медведев, Крио Эстоне, они создают канон стихотворной эпитафии. Там сообщается о том, как человека зовут, когда он умер, какие должности он занимал и чем был славен, и в конце обычно призыв к проходящему мимо человеку: помолиться о душе покойного. Самым плодовитым оказался Крило Эстоне, но все его эпитафии сохранились только на бумаге. В 1680 году добро на санкционирование эпитафий было дано со стороны царя Фёдора Алексеевича, как раз умер Семён Полоцкий, и царь Фёдор, как его ученик и любитель стихов, он попросил Сильвестра Медведева написать эпитафию на надгробие Семёна, и забраковал 15 вариантов эпитафий, которых тот ему представил. Эпитафия была написана в соответствии с пожеланием царя, установлена она была в Иконо-Спаском монастыре в Москве, она сохранилась (в музее Коломенском). Ново-иерусалимская школа была более интеллектуальная, там характерный её признак это наличие акростиха, причём акростих распространяется не только на стихотворные эпитафии (их было создано всего три эпитафии: две патриарху Никону и одну архимандриту Герману), вместе с тем находится самая большая старорусская надпись – это стихотворная летопись Ново-Иерусалимского монастыря, сделанная архимандритом Никанором, с акростихом там более 250 строк. В Петровское время надгробья и эпитафии начинают меняться, но при этом многие черты старорусской эпитафии сохраняется весь XVIII в. и даже встречаются позже.

Строительные надписи. Их не очень много, но они достаточно интересны, потому что строительные надписи, как правило, содержат информацию о начале и завершение строительства отдельных объектов. Самая древняя старорусская строительная надпись – это надпись на внутренней стороне Спасской башни, она сделана на древнерусском языке (причём в эпиграфике здесь впервые употребляется титул «самодержец»). Строительными надписями отмечали достаточно важные объекты. Причём строительные надписи могли быть вырезаны на камне, могли быть написаны краской (например, в центральном куполе собора Василия Блаженного), могли делаться накладыванием медных букв (таких надписей не сохранилось: в XVII – XVIII вв. их пустили на металлолом). С середины XVII в. благодаря патриарху Никону распространяется такой обычай – это делать строительные надписи в виде кроссового фриза, который опоясывает по периметру основную четверика церкви (такие надписи можно увидеть в Ярославле на церкви Иоанна Предтечи).

Есть уникальный комплекс надписей, который не подходит не под одну топологию – это эпиграфический путеводитель по Ново-Иерусалимскому монастырю, который начал составлять патриарх Никон, а закончили его составлять уже его ученики. Там была обширная эпиграмма, и там на разных носителях довольно любопытные надписи. Во-первых, в Воскресенском соборе в основном четверике и в полукружие были сделаны две изразцовые надписи с цитатами из отцов Церкви (и не только): в четверике была обширная цитата из Григория Синоита, который объяснял смысл церковных Таинств, надпись сохранилась частично после взрыва в 1941 году; вторая цитата в кулукле – удачно подобранные цитаты из Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые раскрывали суть постройки, ведь Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря строился как подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме, и эти надписи как бы задавали ту же программу раскрытия этого события. В самом соборе достаточно большое количество плит, на которых отмечены места храма Гроба Господня. За основу этих надписей была взята флигелёванное литературное произведение – это простомитарий Арсения Суханова, монаха Троице-Сергиева монастыря, который специально по заданию патриарха Никона ехал на Восток за греческими богослужебными книгами, правда он программу перепутал: купил множество рукописей античных авторов, затем он побывал в Египте, где изучал древнеегипетские надписи; он точно измерил храм Гроба Господня, привёз также его модель, по которой строился храм, и его сочинения были взяты за основу. Дальше, это стихотворные эпитафии. И была ещё надпись, которая погибла в XVIII в. при обрушении купола Ротонды, это стихотворная надпись о начале Ново-Иерусалимского монастыря – огромная стихотворная летопись. Такой уникальный комплекс, который объяснял значение Нового Иерусалима. Одна из основных идей, отображённых в надписях о том, что Новый Иерусалим – это место было названо патриархом Никоном, которому поставили вину на священном соборе 1666 года царём Алексеем Михайловичем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.