Сделай Сам Свою Работу на 5

Итоги Реформации в Германии





Реформация в Германии.

Религиозная реформация XVI в. началась в Германии, где она соединилась с целой политической и социальной революцией.

Причины реформации

Причины реформации существовали везде, но в Германии они действовали особенно сильно, так как с одной стороны редко где религиозность отличалась таким интимным, моральным характером, как в тогдашнем немецком народе, а с другой немногие нации находились в таком унижении перед римской курией, как немецкая: её политическое бессилие было удобной почвой для развития папских притязаний. Религиозное настроение Германии проявлялось в переводах Библии и в развитии церковной песни еще до Лютера; своим знаменитым переводом и своей богослужебной лирикой он только затмил более ранние проблески стремления читать Священное Писание и молиться на родном языке. Обнаруживалось, далее, это религиозное настроение в образовании мистических кружков, в благочестивых трудах "братьев общей жизни", в гуманистических занятиях богословием на новых основах, в существовании скрытых еретиков, в постоянной заботе о церковной реформе, которую предполагалось провести на новом вселенском соборе.



Как политическое целое, Германия находилась в эту эпоху в состоянии, так сказать, неустойчивого равновесия, перестав быть единым государством, но и не превратившись окончательно в простую федерацию княжеств и вольных городов. Давно уже чувствовалась здесь необходимость государственной реформы, которая вывела бы страну из ее хаотического состояния. Главным политическим вопросом был вопрос о взаимных отношениях императорской и княжеской властей. Имперский сейм имел характер какой-то незаконченности; отношения императора, князей и городов, также представленных на сейме, не отличались ни определенностью, ни последовательностью. Курфюршеская коллегия, благодаря изданной за сто лет перед тем золотой булле, была единственным сколько-нибудь организованным политическим учреждением, которое могло взять на себя инициативу реформы; но попытки курфюрстов, главным образом на сеймах между 1456 и 1476 годами, ни к чему не привели. И в самом обществе создавались планы политической реформы, вроде "Реформация короля Сигизмунда", позднее — "Реформация Фридриха III". При Максимилиане I (1493—1519) совершены были преобразования, которые основывали новый порядок — впрочем, не утвердившийся в полном своем объеме, — не на расширении власти императора, а, наоборот, на усилении княжеского влияния; понятно, что реформа не встретила сочувствия императора. Антагонизм между императорской и княжеской властью все более и более обострялся. Максимилиану, однако, не приходило в голову опереться на те общественные и народные силы, которые были враждебны княжеской власти и пошли бы за императором в деле политического объединения и соответственных государственных реформ, под условием преобразований и в гражданском быту. Когда, в 1519 г., преемником Максимилиана был избран внук его, Карл V, вопрос о взаимных отношениях между императором, как немецким королем, и князьями оставался нерешенным, хотя, по-видимому, эти отношения и были определены избирательной капитуляцией Карла V. Вопрос опять был поставлен самой жизнью, но решение его на этот раз происходило уже в связи с религиозной реформацией. В царствование Фридриха III, отличавшегося уступчивостью по отношению к папству, представителями политической оппозиции против папства были главным образом курфюрсты и вообще князья.



В начале XVI в. обнаруживалось стремление к национальному освобождению от Рима, а потому для всей внутренней жизни немецкого народа было важно, кто станет во главе этого национального движения, кто, защищая народные права против курии, утвердит этим самым свое политическое значение — император или князья. Этот политический вопрос осложнялся одним немаловажным обстоятельством: княжеской властью были недовольны и города, и так называемое имперское рыцарство, и крестьянство, да и в интеллигентных кругах Германии были люди, мечтавшие о полном внутреннем переустройстве государства. Из их среды выходили планы и проекты реформ, излагавшиеся в тогдашней публицистике.



Годы, непосредственно предшествовавшие выступлению Лютера и избранию на престол Карла V, были временем большого возбуждения, выразившегося в развитии литературы памфлетов и летучих листков. Особенно сильно было движение, происходившее среди имперского рыцарства и крестьянства. Оба сословия сходились в стремлении к устранению княжеского произвола и к объединению всех земель под властью единого государя. Словом, в то самое время, как князья были настроены против императора, против них самих готово было восстать имперское рыцарство, города находились с ними в ссоре, а крестьяне начинали бунтовать против своих господ. Прибавим, что конец XV и начало XVI вв. были для Германии временем умственного расцвета, временем наибольшего процветания гуманизма, выставившего таких деятелей, как Рейхлин, Эразм Роттердамский, Ульрих фон-Гуттен: это были годы, когда рядом со старым религиозным брожением, принимавшим мистический оттенок, выступало и даже выдвигалось на первый план новое гуманистическое движение, принимавшее, у младших своих представителей, светский характер. Судя по тому, что происходило в умственной жизни Германии, можно было думать, что общественному движению предстояло совершиться под идейным влиянием гуманизма. Так называемый "рейхлиновский спор", получивший широкое общественное значение и взволновавший не только ученые круги, но и вообще образованное общество в Германии, служит лучшим свидетельством того, какое возбуждение господствовало в Германии во втором десятилетии XVI в. Если бы мы захотели указать на отдельного человека, которого можно было бы назвать выразителем всех тогдашних движений в Германии, то без всякого колебания должны были бы остановиться на имени гуманиста из имперских рыцарей, Ульриха фон-Гуттена, который очертя голову бросился в борьбу. Но не ему суждено было сделаться главным героем реформации.

Мартин Лютер — деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка. Знак зодиака - Козерог.

 

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483, в Эйслебене, Саксония в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия).

 

В обстановке подъема общественного движения в Германии, критики католической церкви, Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно богом (тезис об оправдании одной верой).

 

Мартин Лютер утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства М. Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви.

Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причем реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Мартин. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 году открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом.

 

В 1520 году Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Но в 1520-1521 годах, когда интересы разных примкнувших к Реформации классов стали размежевываться, и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Мартин Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 году Лютер искал защиты у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Андреас Карлштадт) и особенно против массовых народных выступлений. Лютер указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-1526 годов он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

 

В историю немецкой общественной мысли Мартин Лютер вошел и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с папистами стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

Отношение Лютера к светской власти основано на представлении, что человек живет в двух сферах: в сфере "евангелия" (религиозная сфера, отношение к царству небесному) и в сфере "закона" (царство земное, государство).

В сочинении "О светской власти" (1523 г.) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из подлинных христиан (т.е. из истинно верующих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе. Однако только меньшая часть людей ведет себя по-христиански; злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому бог учредил два правления — духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых, заставляющее их сохранять внешний мир и спокойствие).

Истинный христианин не нуждается ни в праве, ни в мече, но он должен заботиться о других людях; поэтому, раз меч полезен и необходим для охраны мира, христианин платит налоги, почитает начальство, служит, делает все, что идет на пользу светской власти. "Если ты видишь, — утверждал Лютер, — что не хватает палачей, стражников, судей, господ или правителей, а ты сочтешь себя способным (к этому занятию), то предложи свои услуги и займись этим, чтобы не пренебрегали властями, без которых нельзя обойтись..." Главное в том, чтобы христианин не использовал меч в своекорыстных интересах; при соблюдении этого условия "стражники, палачи, адвокаты и прочий сброд", считал Лютер, могут быть христианами, поскольку власть и меч — служба божья, и потому "они должны быть теми, кто бы разыскивал, обвинял, мучил и убивал злых, защищал, прощал добрых, отвечал за них и спасал их".

Часто ссылаясь на слова апостолов Петра и Павла о богоустановленности власти, данной для наказания преступников, страшной не для добрых, но для злых, Лютер оправдывал светскую власть во всех ее непривлекательных проявлениях. "Знай также, — писал Лютер, — что с сотворения мира мудрый князь — птица редкая, и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо крупнейшие злодеи на земле; всегда нужно ждать от них наихудшего, редко — чего-либо хорошего. ...Если же князю удается быть умным, благочестивым или христианином, то это величайшее чудо, вернейший знак милости Божией для данной страны".

Однако устами апостолов бог велел подчиняться любой власти, без которой невозможно существование человечества: "Поскольку весь мир зол, и среди тысячи едва ли найдешь одного истинного христианина, то люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защищать женщин и детей, накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы".

Но законы светской власти простираются не далее тела и имущества, того, что является внешним на земле. Светская власть не имеет ни права, ни силы диктовать законы душам. "Все, связанное с верой, — свободное дело, и к этому никто не может принуждаться, — писал Лютер. — ...Делом совести каждого является то, как он верит или не верит".

Выступая против привилегий католического духовенства, Лютер отстаивал самостоятельность государства по отношению к церкви. Служба священников — распространение божьего слова, поучение христиан; во всех внешних делах они должны подчиняться государству; "светская христианская власть должна исполнять свою службу беспрепятственно, не опасаясь затронуть папу, епископа, священника: кто виноват, тот и отвечай". Одним из основных положений лютеранства является независимость светской власти от папства. Человек свободно ищет истину, уповая на внутреннюю религиозность; в делах веры невозможно принуждение.

Духовенство не является каким-то особым "чином", независимым от светской власти. Лютер призывал королей и князей к вооруженной борьбе против пап, кардиналов, всего католического духовенства.

Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», — писал Лютер. Он выступает против догмата божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение.

Мартин Лютер и реформа церкви.Во времена Лютера церковь делала большой упор на представление о Творце как о Великом Судье мира. И, для того чтобы не подпасть под Его всевидящую, карающую длань, человеку необходимо было все силы направить на то, чтобы ни разу в своей жизни не оступиться и не пропустить момента для совершения благого дела. Ибо именно так и понималась библейская заповедь о любви к Богу.

Но такое положение вещей казалось Лютеру громадной ловушкой. Приняв это представление для себя близко к сердцу, Лютер увидел опасность там, где другие ее не замечали. Если Бог Судья, никто не может избежать Его праведного гнева, так как "все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного" (Рим. 3.12).

 

Так что же делать, как быть? Разве можно любить такого Бога? Можно любить Того, Кто уже заранее готов осудить мир так и не дав ему шанс ко спасению... ?

 

Однажды Лютер наткнулся на послание апостола Павла, которое всем своим смыслом изменило всю его жизнь: "В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: "праведный верою жив будет"" (Рим. 1.17).

 

Оказывается Бог не просто наказывает человека, но и дает ему возможность оправдания перед Ним: "праведный верою жив будет". Если все совратились с праведного пути, если нет ни одного кто мог бы безошибочно прожить свою жизнь, если нет ни одного абсолютно идеального человека и, если в результате всего этого, человечество осуждено на вечное пребывание вне Бога, в аду, то все равно из всего этого есть выход - ВЕРА! Именно она приводит человека к праведности, именно она дарует ему Вечную жизнь.

 

Итак, Лютер освободился от мысли, что необходимо усиленно трудиться для того чтобы заработать спасение, и пришел к революционному убеждению что оправдание - это дар веры! Лютер начинает проповедовать эту идею в своих лекциях и..., вступает в конфликт с церковными властями по вопросу, касающемся индульгенций.

 

Когда папа Юлий II в 1506 году решает заложить базилику св. Петра в Риме, он призвал верующих всех стран Священной Римской империи помочь в этом деле финансами. Было принято решение давать индульгенции тем, кто в плюс к обычным делам праведности, совершит еще одно - выделит деньги на строительство. Это был хороший повод для Лютера выступить со своей доктриной и, в 1517 году, он прибил 95 тезисов на воротах кафедрального собора Виттенберга, в которых указал на свое несогласие с позицией официальной церкви.

 

Благодаря историческому моменту идеям Лютера, можно сказать, повезло. С одной стороны немецкий народ не хотел дополнительных поборов для Рима, а с другой многие немецкие феодалы желали большей независимости от Римской курии. Поэтому проповедь бессмысленности индульгенций и сбора налогов для чужой церкви повела за ним народ и власть. И, таким образом, 95 тезисов на воротах Виттенбергской церкви становятся причиной рождения крупного движения, получившего название протестантизма.

 

Основные принципиальные пункты доктрины Лютера гласят следующее:

 

Для спасения достаточно только Божьей Благодати и личной веры в Христа (Его искупительную Жертву), без учета личных достоинств.

 

Истинно только Писание но не предание. Церковное предание конечно же не считается чем-то "лишним" (как это происходит у радикальных течений протестантизма), к нему обязательно нужно прислушиваться, без христианского опыта поколений нельзя обойтись в духовной жизни, но воспринимать его нужно исключительно через призму Священного Писания.

 

Из семи таинств католической церкви: крещения, конфирмации, брака, священства, елеоосвящения, исповеди, таинства алтаря, особое внимание уделяется только двум: крещению и таинству алтаря. Есть и третье - исповедь, но она не рассматривается как самостоятельное таинство, а лишь как продолженное во времени таинство крещения. Как крещение, так и исповедь, примиряют грешного человека с его Создателем путем омытия, прощения грехов. Так же есть и четвертое таинство, - таинство священства. Без него нет, и не может быть в Церкви никаких иных таинств, именно поэтому в догматической Книге Согласия лютеран оно и рассматривается как таковое. Что же касается других таинств (коих может быть гораздо больше чем оставшиеся три, - например: благословение священника, крестное знамение, молитва, принесение присяги на Святом Писании в суде...), то они считаются Тайнодействиями поскольку не относятся к разряду непосредственно спасительных действий Церкви (к примеру брак, данное тайнодействие является благословением для христианина в его земной жизни, но вовсе не влияет на его спасение).

 

Культ святых и Богоматери воспринимается только в свете следования Христу. К святым можно обращаться за молитвенной поддержкой, но лишь только в том случае, если эти просьбы не заменяют молитв Самому Господу.

 

В 1518 году папа приглашает Лютера предстать на суд в Рим, но он отказывается, указывая на то, что решать спорные вопросы может только церковный собор.

 

1520 год приносит Лютеру официальное осуждение Рима в лице папы Льва X выпустившего буллу "Exurge". А в 1521 году, в результате отказа подчиниться, папа отлучает Лютера от церкви. Лютер отвечает на это работой "Против папства основанного дьяволом". Он вообще кажется нисколько не смущен официальным обвинением себя в ереси со стороны Рима и, вместо того чтобы по мирному уладить возникший конфликт, сжигает каноническое право, таким образом подчеркивая свою свободу.

 

Далее Лютер осуществляет титанический труд по переводу Библии на народный немецкий язык и женится на беглой монахине, проникшейся его идеями - Катарине фон Бора, тем самым личным примером еще более усугубляя разрастающуюся пропасть между реформированной и католической церквями.

 

В 1546 году он умирает в окружении своих последователей и близких в Айслебене.

 

После официального осуждения его идей, император Священной Римской империи Карл V, Парижский университет и король Англии высказываются против реформ. Но часть немецких феодалов выступает на их защиту. А другая часть, верная папству, формирует католическую лигу для защиты своих идей. Для того чтобы избежать гражданской войны, собрание высшего духовенства и мирской знати в Спире (1526 г.) приняло решение, что на время каждый принц, в зависимости от конфессиональной принадлежности, может вводить у себя ту религию, которая ему по нраву. По принципу - чья земля, того и религия. И это до тех пор, пока общий собор не разрешит кто прав.

 

Многие регионы Германии объявили себя последователями Лютера. И для того чтобы остановить все разрастающуюся схизму, в том же Спире, в 1529 году, было поспешно созвано новое собрание, решение которого вызывает протест у последователей реформы. В результате чего они и получают название, которое утвердиться за ними вплоть до наших дней - протестанты. В 1530 году в Аугсбурге протестанты устраивают свой собор, на котором вырабатывают концепцию своего вероисповедания, получившее название Аугсбургского.

 

В ответ на это, католическая церковь со своей стороны созовет в лице папы Павла III, общий церковный собор в Тренте (1536 год), на котором реформаторы откажутся принимать участие. К компромиссу все же придут в 1555 году с заключением Августовского мира. Новая религия будет признана с теми же правами как и католическая. С этого момента в Германии официально практикуются две конфессии - Католичество и Протестантизм.

Основные этапы Реформации:

1. Лютеранский этап — 20-30 гг. XVI в.

2. Кальвинистский этап 40-50 гг. XVI в.

3. Политическое и идеологическое противостояние протестантизма и католицизма с середины XVI века и до окончания Тридцатилетней войны 1648 г.

Характер реформационного движения в разных странах отличался и по своей сложности, и по задачам, и по результатам. Борьба шла не только между сторонниками Реформации и ее противниками, но и внутри реформационного лагеря, например, между Лютером и Цвингли. В XVI веке Реформация охватила большинство стран Западной Европы. Центром же и исходным пунктом реформационного движения была Германия. Германия представляла собой в экономическом отношении страну с разнородными тенденциями: были отрасли явно буржуазного типа, однако сохранилась и даже процветала цеховая система; в деревне широкое распространение получило товарное земледелие, но наблюдались все признаки феодальной реакции и возврата к крепостничеству. В политическом отношении Германия представляла конгломерат светских и духовных княжеств абсолютистского типа, но при этом оставалась Империей, объединенной чисто формальной властью выборного императора.

И главное – ни одна страна Европы не имела столько земель, принадлежащих духовенству, как Германия. Вероятно, все это и сыграло главную роль в том, что Реформация началась именно в этой стране.

Из истории можно узнать, что Лютер использовал некоторые идеи гуманизма, и, конечно же, как мы уже знаем, был близок к схоластике. Это вызывает как минимум интерес, ведь гуманизм и схоластика имели совершенное разное представление на всё, что происходило в той или иной сфере, и гуманисты ненавидели людей, идущих за движением схоластики, зачастую даже устраивая митинги и протесты против движения схоластики.

Сперва, на начальном этапе развития своей личности, ему было близко движение "Via moderna". Он основывался на их идеях, следовал позициям этого движения. Однако потом он отрёкся от этого движения. Было время, когда он даже старался вообще отойти от всех идей не только данного движения, но и схоластики. Совместно с деканом факультета

Андреасом Боденстайн фон Карлстадтом он сделал так, чтобы теперь на факультете больше не преподавалась схоластика. Теперь студенты могли узнавать только про Августина и Библию. Однако, конечно же, эти реформации не могли стать радикальными хотя бы лишь потому, что их изменения были задействованы только в Виттенбергском университете, который не был ведущим учреждением в то время.

Однако на это Лютер не остановился, и затем вывесил на дверях Виттенбергского университета 95 тезисов, в которых выражались все его протесты и недовольства. Там он возмущался по поводу Церкви, которая начала говорить людям, что от грехов можно просто откупиться, то есть заплатить Церкви деньги и грех проститься самим Богом. Он пытался доказать, что прощения нельзя купить, его надо заслужить добрыми делами и совершенствованием.

Именно после этого Лютер понял, что бороться ему надо не просто с движением "Via moderna", а для того, чтобы люди поняли, что является правильным для человечества, он решил принять ещё более радикальные меры и стать народным реформатором. И, как оказалось, своим опытом ему удалось обратить внимание людей на себя и свои взгляды.

Таким образом, на протяжении всей жизни Лютера на него влияли разные движения, он развивался, и его взгляды менялись, что, конечно же, было не зря. В отличие от других учёных того времени, которые могли всю жизнь «бегать» от одного движения к другому и так и не могли найти себя, он всё же пытался бороться за то, что он считал правильным, что было не зря. Все запомнят его как великого реформатора того времени, который, как оказалось, мог влиять на людей и ставить их на правильный путь, высказывать своё мнение и позицию. На протяжении всей истории у него было много последователей, которые точно следовали его идеям и позициям.

Г) Большие притеснения терпели крестьяне от захватов общинных лугов, лесов, вод и от потрав их посевов, учинявшихся господским скотом. Поэтому в «12 статьях» содержалось требование уничтожить эти несправедливые порядки. Наконец, крестьяне просили судить их в соответствии с древними законами и справедливостью, а не произвольно и по злобе, как это было до сих пор.Эти требования были совсем не революционны и не были похожи на программу, выдвинутую Мюнцером. Ведь Мюнцер совершенно отрицал зависимость крестьян от господ и объявлял незаконными все повинности и платежи феодалам. Однако «12 статей» имели важное значение, так как давали крестьянскому восстанию общую программу, содействовали объединению крестьянства.Всё же крестьянским отрядам так и не удалось соединиться в одну великую крестьянскую рать. Среди руководителей крестьян не было единства. Одни настаивали на том, что необходимо решительно бороться со всеми феодалами, не давая пощады никому и не доверяя тем дворянам, которые переходили на сторону крестьянства. Другие крестьянские вожди считали, что уничтожать нужно только монастыри. Они хотели привлечь дворян на свою сторону, обещая им поделиться с ними при распределении отобранного у церкви имущества. В некоторых отрядах командирами были дворяне. Но лишь немногие из них искренно боролись за народное дело; большинство примкнуло к восставшим из страха и при первом же удобном случае готово было изменить им. Группа умеренных руководителей движения одержала верх на съезде крестьянских отрядов в городе Гейльбронне (во Франконии), где была выработана так называемая «Гейльброннская программа».Эта программа была выгодна не крестьянам, но лишь зажиточным горожанам и дворянству. Согласно «Гейльброннской программе», дворянство не должно было лишиться своих прежних привилегий, а, наоборот, усилиться за счёт духовенства и {88} получить большую власть в стране. В программе содержалось требование облегчить развитие торговли. Феодальные повинности крестьян предлагалось выкупать за деньги, что было возможно лишь для зажиточной верхушки крестьян. Бедняки не имели для этого средств. Они хотели отмены всех повинностей без всяких платежей.Понятно, что такие предложения вызывали недовольство крестьян. Им было ясно, что горожане предавали их интересы и добивались только собственной выгоды. Против феодалов городские богачи бороться не желали.Предательство бюргерами крестьян объяснялось тем, что городские богачи смертельно боялись крестьянского движения. К крестьянам массами примыкала городская беднота, а это грозило превращением всего движения в такую революцию, которая могла уничтожить не только феодалов, но и купцов, промышленников и ростовщиков, также сидевших на шее народа. Поэтому немецкие бюргеры пошли на сговор с феодалами. Это ясно видно из отношения к крестьянской войне Лютера.До того, как разразилась крестьянская война, Лютер призывал к решительной борьбе с церковью. Тогда он писал: «Если мы вешаем воров, казним разбойников, сжигаем еретиков, то почему не броситься с оружием в руках на этих главарей разврата, на этих кардиналов, пап и всю свору римского Содома... Почему не обагрить своих рук их кровью с тем, чтобы спастись от них, как от опаснейшего пожара». Однако, когда началась борьба крестьян и городской бедноты против их угнетателей, Лютер открыто перешёл на сторону врагов народа. Он призывал немедленно подавить восстание и истребить крестьян. «Крестьяне отдались дьяволу, — писал этот перетрусивший бюргер. — Пусть всякий колет, бьёт и душит их тайно и явно, как убивают бешеных собак,пусть всякий помнит, что нет ничего более ядовитого, вредного и дьявольского, чем бунтовщик. Поэтому, любезные властители, — обращался Лютер к феодалам, — спасайте здесь и там... Пусть в рядах крестьян просвищут пули, а то они станут поступать ещё в тысячу раз хуже».Лютер стал проповедовать необходимость повиновения властям: «Как они [т. е. крестьяне] будут держать ответ перед богом за то, что восстают против начальства, установленного самим богом? Не в том состоит христианское право, чтобы противиться несправедливости, а в том, чтобы отдавать жизнь и имущество на разграбление всякому, кто грабит». Это говорил человек, который ещё недавно призывал насилием спастись от несправедливостей, чинимых римской церковью! Лютер советовал феодалам окончательно закрепостить крестьян, увеличить барщину и не давать крестьянам никакой пощады.Так зажиточная часть городского населения Германии уже в XVI в. показала себя трусливой и контрреволюционной и пошла на поводу у дворянства.

Итоги Реформации в Германии

 

В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим.

Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.