Сделай Сам Свою Работу на 5

Конкуренция: понятие и виды





ПЛАН И РАБОТУ ПРИСЫЛАТЬ В 1 ДОКУМЕНТЕ

Теоретико-методологические основы конкурентного анализа рынка

Конкуренция: понятие и виды

Конечная цель любого предприятия – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий организации. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности товаров и услуг организации, а именно от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других организаций [5, с. 17].

Термин «конкуренция» имеет множество толкований. Конкуренция в переводе с латинского сoncurrence означает «столкновение». Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики, то есть борьбой независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы [24, с.85].

Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ «О защите конкуренции» – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке [2].

Конкуренция, по мнению В.А. Винокурова, это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке организациями с целью обеспечения лучших возможностей сбыта собственной продукции или услуг, удовлетворяя потребности потребителей [10, с.13].



С точки зрения Л. И. Дорофеевой, конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, более устойчивых с финансовой стороны организаций, которые способны функционировать в условиях рынка, а с другой, легализованная форма экономической борьбы самостоятельных организаций, которые предлагают однородную продукцию или услугу, с целью получения наиболее высокого дохода [13, с.88].

Конкуренция, со слов Д. Кревенса, это соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, при этом каждая организация применяет собственную стратегию и тактику для достижения соответствующих целей [16, с.72].

По мнению Д. Хасби, конкуренция представляет собой соперничество за лучшие условия существования на рынке между его участниками, которое порождается объективными условиями: во-первых, полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, во-вторых, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, а в-третьих, борьбой за наибольший доход, при этом ключевым негласным законом рыночной экономики является борьба предприятий за выживание и процветание [40, с. 212].



Из изложенных определений следует, что основная цель конкуренции заключается в том, чтобы покупатели купили товар. При этом основным орудием считается формирование спроса и стимулирование сбыта (фосстис). Покупатели отдают свои предпочтения определенному товару, только убедившись на практике в собственном выборе, а тркбуемые информационные сведения он получают от производителя посредством рекламных ресурсов. Как правило, конкуренция возникает между товарами, а не предприятиями.

Конкуренция относится к таким факторам, воздействующим на деятельность предприятия, но обратной связи нет.

Для существования конкуренции на рынке требуются соответствующие условия:

1) количество действующих предприятий на рынке;

2) свобода входа и выхода хозяйствующих субъектов на рынок;

3) дифференциация продукции;

4) совместный контроль предприятий за рыночной ценой [3, с. 412].

В экономической литературе можно выделить ряд подходов и типологий к конкуренции. В зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции:

1. По состоянию рынка выделяют совершенную (свободную), несовершенную и регулирующую конкуренцию.



Совершенная (свободная) конкуренция опирается на частной собственности и хозяйственной обособленности. Данная конкуренция предполагает, что на рынке находится множество независимых организаций, которые самостоятельно решают, что предлагать и в каких объемах.

Условия совершенной (свободной) конкуренции:

1) объем производства отдельного предприятия незначителен и не оказывает существенного воздействия на цену продукции;

2) продукция однородна;

3) покупатель достаточно информирован о ценах на товары;

4) продавец независим от других продавцов;

5) рыночное пространство не ограничено, а именно возможен свободный доступ любого, кто пожелает стать предпринимателем.

Совершенная конкуренция формирует рыночный механизм образования цен и самонастройки экономики. Совершенная конкуренция имеет только теоретическую значимость, при этом считается фактором понимания реальных рыночных структур, что является истинной ценностью данного вида конкуренции [34, с. 81].

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно была выражена в конце 19 века – в начале 20 века из-за образования монополии. В данный период произошло концентрирование капитала, возникновение акционерных обществ, усиление контроля за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Термин «монополия» в буквальном смысле говорит о единственном продавце товара или услуги, но в современных условиях он применяется для обозначения разных видов рыночных ситуаций, которые характерны для несовершенной конкуренции.

Подвидами несовершенной конкуренции являются:

1. Монополия является исключительным правом производства, которое принадлежит одному лицу, группе лиц или государственной структуре.

Монополия бывает:

1) естественной (легальной),

2) искусственной,

3) чистой,

4) абсолютной.

Монополистические предприятия создают барьеры для вхождения на рынок новых предприятий; ограничивают доступ к источникам сырья и энергоресурсам; используя высокий уровень технологий и применяя более крупный капитал. Искусственные монополии образуют ряд конкретных предприятий в виде картели, синдиката, треста иди концерна.

2. Олигополия является существованием нескольких предприятий, обычно больших, на плечи которых приходится основная часть продаж отрасли. Проникновение на рынок новых предприятий сложно из–за больших капитальных издержек.

Олигополия бывает:

1) ценовой,

2) неценовой.

Ценовая олигополия представляет искусственное сбивание цен на продукцию, в которой широко применяется ценовая дискриминация при определенных условиях: продавец-монополист; наличие сильной маркетинговой политики у предприятия; невозможность перепродажи продукции у первоначального покупателя. Ценовая олигополия в основном используется в области услуг.

Неценовая олигополия представляет конкуренцию, которая осуществляется при помощи совершенствования качества товаров и условий ее продаж. Проведение неценовой конкуренции осуществляется двумя направлениями:

1. Конкуренция по продукции.

2. Конкуренция по условиям продаж [5, с. 18 – 19].

Регулирующая конкуренция подразумевает следующее: для того, чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен предлагать изделия или услуги, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая нужда [38, с. 132].

2. По способам соперничества выделяют ценовую и неценовую конкуренции

Ценовая конкуренция происходит, в основном, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию или услугу. При этом широко применяется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт или услуга продаётся по разным ценам и эти ценовые отличия не оправданы различиями в затратах. Ценовая конкуренция происходит между однородной продукцией, различающаяся ценой. Основным способом конкурентной борьбы при данной конкуренции считается снижение цены на продукцию. Этот метод характерен для ранних периодов развития рынка.

Ценовая может быть:

1) прямой, при которой предприятия широко оповещают общественность о снижении цен на выпускаемую продукцию;

2) скрытой, при которой продукция с лучшими потребительскими свойствами продаются по такой же или незначительно более высокой цене, чем товары конкурентов.

Ценовая конкуренция осуществляется при помощи: взаимозачетов, демпинговых цен, купонов, скидок.

Взаимозачет является денежными обязательствами между предприятиями, которые погашаются поставкой продукции или услуг при участии двух или более сторон.

Демпинг представляет продажу товаров на рынке по искусственно заниженным ценам, допуская цены ниже себестоимости. Используется для проникновения на новый рынок, в частности зарубежный.

Купон представляет собой часть ценной бумаги, которая отрезается от нее и дается вместо расписки для получения дивидендов и процентов, дает право на вещевую премию и прочее.

Скидка (дисконт) считается коммерческой, маркетинговой, финансовой льготой, которая представляется в виде снижения цены на товары и услуги [17, с. 28 – 30].

Неценовая конкуренция проводится, в основном, в виде совершенствования качества продукции или услуги и условий их продаж,
«сервизации» сбыта. Увеличение качества может проводится по двум основным направлениям: совершенствование технических характеристик товаров и улучшение приспособляемости товара или услуги к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция выдвигает более высокое, чем у конкурентов, качество продукции, которая должна совершенствоваться в сфере дизайна, комфорта, надежности, особое внимание при этом уделяя ценности потребления. Широко применяются дополнительные услуги, реклама, презентации, создание благоприятного имиджа продукции, производителя и продавца [15, с. 224].

Главным фактором ценовой и неценовой конкуренции считается конкурентоспособность, так как на конкурентоспособность, главным образом воздействуют качество товаров и услуг и их цена [41, с. 352].

С маркетинговой точки зрения конкуренция бывает трех видов:

1) функциональная конкуренция предусматривает удовлетворение потребности различными способами. Все товары, которые обеспечивают удовлетворение определенной потребности, считаются функциональными конкурентами. К примеру, товары, которые удовлетворяют потребность времяпрепровождения в дороге: газеты, домино, карты, книги, плейеры, шахматы и прочее. В области здравоохранении примером функциональной конкуренциимогут быть различные способы лечения одного заболевания (мануальной терапия, физиотерапия, фитопрепараты);

2) видовая конкуренция существует между товарами, которые предназначены для одной и той же цели, но которые отличаются друг от друга существенными параметрами потребительских свойств. К примеру, автомобили разных марок, лекарственные средства одной фармакотерапевтической группы, которые имеют различную химическую структуру, медицинские инструменты одного наименования, которые изготовлены по различным технологиям и прочее;

3) предметная (межфирменная) возникает между идентичными товарами, которые выпускаются различными предприятиями. Они отличаются качеством изготовления или могут быть даже одинакового качества. Преимущества имеет тот товар, который больше привлекает внимание потребителей. Предметная (межфирменная) конкуренция возникает между лекарственными средствами-дженериками, которые имеют одну химическую структуру, но выпускаемыми различными предприятиями [17, с. 26 – 27].

Имеют место и незаконные методы конкурентной борьбы в виде дискредитации продукции конкурентов, выпуск товаров-имитаторов, то есть фальсификатов, которые имеют низкое качество.

В соответствии со статьей Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякое действие, которое противоречит честным обычаям в промышленных и торговых делах. Так, запрещена дискредитация продукции, промышленной и торговой деятельности конкурентов, запрещены какие-либо действия, которые способны ввести в заблуждение относительно способа изготовления, свойств, годности или качества продукции. К примеру, маркировка продукции чужим или схожим с ней товарным знаком, дискредитация в рекламе чужого фирменного знака, товарного бренда или самой продукции [17, с. 30].

Таким образом, конкуренция представляет собой цивилизованную и легализованную форму борьбы субъектов рынка, за лучшие условия производства и сбыта своей продукции и услуг, с целью получения прибыли. Основная цель конкуренции заключается в том, чтобы покупатели купили товар. Конкуренция – процесс взаимодействия выступающих предприятий на рынке с целью достижения наилучших возможностей сбыта с помощью удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. К характерным чертам конкуренции относятся наличие нескольких конкурентов, принадлежность к определенной области деятельности, совпадающие цели на рыночном пространстве. Благодаря конкуренции в общественной жизни происходит обострение производственных и рыночных отношений, рост эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса, так как конкуренция имеет принудительный характер, заставляя предприятия под риском вытеснения с рынка постоянно активировать систему качества и улучшать свою продукцию, а рынок объективно оценивать свои усилия.

Виды конкурентов

Практически во всех сферах деятельности имеются конкуренты, которые если рынок эффективен и выгоден с каждым годом пополняют свои ряды новыми предприятиями, фирмами и организациями.

По И. И. Белецкой, конкуренты представляют собой субъекты маркетинговой системы, влияющие своими действиями на выбор предприятием рынков, поставщиков и посредников [4, с. 81].

Конкуренты, как считает С. Борисов, это предприятия, которые производят аналогичную продукцию и торгуют ею на соответствующем целевом рынке [7, с. 7].

Как считает Е. Брулев, конкуренты – это предприятия – соревнователи, занимающиеся одинаковым делом с другими и этим делающий подрыв деятельности[8, с. 42].

Конкуренты, по мнению Е. П. Голубкова, это лицо, группы лиц, фирмы или предприятия, соперничающие на каком-либо поприще с другими, имеющими собственные специфические интересы в какой-либо сфере деятельности и осуществляющие ее в соответствии с этими интересами [11, с. 60].

Е.И. Мазилкина рассматривает конкурентов как лиц, групп лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами и занимать положение на рынке [23, с. 74].

В любом сфере деятельности имеются различные виды конкурентов, представленные в таблице 1.2.1 [19, с. 124].

Таблица 1.2.1

Виды конкурентов

Виды конкурентов Характеристика Преимущество Уровень конкуренции
Прямые конкуренты Предлагают аналогичную продукцию одним и тем же группам покупателей Достаточный опыт на рынке Высокий
Товарные конкуренты Продают аналогичную продукцию различным покупателям Объединяются в эффективные и прибыльные союзы Низкий
Косвенные конкуренты–непрямые конкуренты Продаютразличную продукцию одним и тем же потребителям и Имеют способность ослаблять влияние конкурентов Средний
Неявные конкуренты Предлагают различную продукцию различным группам потребителей Переход в другую ценовую категорию может сделать их косвенными конкурентами) Средний

 

Так, к прямым конкурентам относятся предприятия и организации, которые предлагают точно такую же или схожую продукцию или услугу. Данные хозяйствующие субъекты создают самую серьезную и опасную конкуренцию, так как потребители легко могут уйти, если соперники предложат наиболее выгодные условия сотрудничества, наиболее низкую цену или интересные бонусы, подарки и скидки. У прямых конкурентов имеется главное преимущество в том, что они уже какое-то время работают в этой сфере деятельности. В связи с этим, их уже хорошо знают покупатели и клиенты; у них есть сложившийся имидж, поэтому они имеют определенный вес на рынке и к ним привыкли, а большинство клиентов и покупателей неохотно меняют свои привычки.

К примеру, имеется предприятие, торгующее женской одеждой в собственном или арендованном магазине. Прямыми конкурентами в данном случае будут такие же магазины одежды для женщин, торговые точки с тем же ассортиментом, крупные универсальные магазины одежды, где есть отдел, торгующий такой же одеждой для женщин, что и в анализируемом предприятии, оптовые склады, торгующие одеждой для женщин в розницу и вещевые рынки, в которых одежда намного дешевле УБРАТЬ [35, с. 7].

При отсутствии прямых конкурентов нет развития другим соответствующим предприятиям. Следовательно, прямые конкуренты позволяют заниматься поиском и выводом на рынок нового ассортимента продукции, снижать расходы для снижения цен на самые конкурентные виды продукции, искать поставщиков, предлагающие наиболее выгодные условия сотрудничества, придумывать и внедрять в жизнь новые виды рекламы, привлекая покупателей нестандартными способами и искать наиболее профессиональный персонал с постоянным проведением обучения.

Прямые конкуренты – это одновременно соперники и помощники. При их отсутствии прекратиться любое движение.

Помимо прямых конкурентов существуют непрямые косвенные конкуренты. Непрямые косвенные конкуренты – это предприятия, которые предлагают товары и услуги, которые заменяют имеющийся ассортимент.

Непрямые косвенные конкуренты: присутствуют на соответствующих рынках, ценность их предложения схожая и они предлагают абсолютно другой продукт. Ярким примером косвенных конкурентов является интернет и телевидение для книжных магазинов, которые предлагают покупателям различные развлечения, отвлекая непосредственных потребителей от чтения книг в свободный период времени. Для магазинов, которые продают канцтовары косвенными конкурентами считаются производители и продавцы программ для рисования. Фотошоп и прочие программы заменяют альбомы, кисточки, краски, фломастеры и прочее [35, с. 8].

К потенциальным конкурентам относятся:

1.Существующие предприятия, которые пока не играют на рынке, но могут начать это делать в любое время. К примеру, решат освоить кроме своей еще и чужую нишу товаров и услуг.

2. Непрямые конкуренты, пожелавшие ослабить влияние своих конкурентов, начав дублировать предложения, тем самым удерживая покупателей у себя. То же самое могут сделать и большинство остальных конкурентов.

3. Потенциальным конкурентом может стать и то предприятие, которое сможет предложить наиболее эффективный способ решения проблемы для клиентов. Особенно это будет опасно в том случае, когда такое решение в разы снизят расходы как по деньгам, так и по усилиям. К примеру, это ценники, которые нужно заполнять от руки. В настоящее время имеются программы, в которых данные ценники можно сделать за несколько минут. Также дается бесплатный период в один месяц. Достоинство этого приложения в том, что можно выбрать разный дизайн из библиотеки или создать собственный неповторимый. Как видно, это приложение в разы снижает время на изготовление ценников

4. Также потенциальными конкурентами являются предприятия, которые в любой момент могут прийти в нишу после своих оппонентов. И тогда положение дел на рынке резко изменится и придется искать пути разрешения внезапно возникших проблем: снижение числа покупателей и прибыли, демпинг цен прочее [5, с. 20].

Найти и проанализировать все существующие и потенциальные источники конкуренции – практически невыполнимая задача. Ведь прямых, косвенных и потенциальных конкурентов может быть очень много: несколько десятков, сотен, а то и тысяч. Поэтому следует выделить только наиболее серьезных и опасных конкурентов. В связи с этим, они смогут или сейчас, или в будущем оказать реальное и существенное воздействие на рыночное пространство.

Самую большую опасность для любого бизнеса представляют прямые конкуренты. Также и влияние, которое они оказывают на развитие очень большое. При этом они в любой момент могу увести всех покупателей. Анализ таких конкурентов надо делать в первую очередь.

Косвенные конкуренты забирают только часть реальных и потенциальных покупателей. Влияние косвенных конкурентов на развитие бизнеса несколько меньше. Но всегда имеется шанс, что в любой момент данные конкуренты из косвенных конкурентов могут стать прямыми.

Потенциальные конкуренты – это самый сложный и непредсказуемый вид конкурентов. Выявить их не просто, а их действия предсказать очень сложно. Когда и каким образом перейдут они в разряд прямых или косвенных конкурентов, и перейдут ли вообще, почти невозможно предугадать. Анализировать данный вид конкурентов крайне сложно. Иначе можно в любой момент получить большую проблему в лице новых игроков на рынке.

Еще одно деление конкурентов на группы базируется на применяемых стратегиях (см. табл. 1.2.2) [6, с.33].

Таблица 1.2.2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.