Сделай Сам Свою Работу на 5

Общие сведения о системе управления стабилизатором.





РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ по конструкции летательного аппарата ЯК-42.

 

 

ТЕМА: «Техническое описание и конструкция системы управления стабилизатором».

Проектировал: Бобокулов М.К..

Руководитель: Мурашов Н.М.

 

Егорьевск 2014

ЗАДАНИЕ № 5

для курсового проектирования по конструкции летательного аппарата курсанту

4 курса Бобокулова Мухаммада Комиловича.

Курсовой проект на тему «Техническое описание и конструкция системы управления стабилизатором самолета»

:

1.Пояснительная записка.

- Введение.

- Назначение системы.

- Требования к системе.

- Описание системы и всех ее агрегатов.

-Работа системы.

- Неисправности и методы их исправления.

- Доработки в системе и техника безопасности при ТО.

2.Расчетная часть проекта. « Рассчитать на прочность узел крепления стабилизатора при действующей на горизонтальное оперение силе 20 кН »

3.Графическая часть Схема крепления МПС и винтового механизма ( с доработкой ) ».

 

 


 

 

Содержание.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КЛА Як-42
Разраб.
Бобокулов ММ
Провер.
Мурашов
Реценз.
 
Н. Контр.
 
Утверд.
 
Техническое описание и конструкция системы управления стабилизатором
Лит.
Листов
ЕАТК Группа 412


1.Пояснительная записка

1.1.Введение________________________________________________1

1.2.Назначение системы_______________________________________1

1.3. Общие сведения о системе_________________________________1

1.4.Гидравлическая часть системы___________________________2…3

1.5.Работа системы в разных системах управления_____________4…5

1.6.Механическая часть системы____________________________6…7

1.7.Электрическая часть системы_______________________________7

1.8.Контроль за работой системы____________________________8…9

2.Расчетная часть__________________________________________14

3.Графическая часть_____________________________________________15

4.Литература___________________________________________________16

 

 

Пояснительная записка.

Введение.

Курсовое проектирование является завершающим этапом изучения конструкции ЛА и способствует закреплению знаний по ряду предметов, ранее изученных в колледже.


Цель курсового проектирования:

- расширить знания по конструкции конкретных типов ЛА, функциональных схем их отдельных систем, узлов и агрегатов;

- получить навыки практического применения знаний при решении технических вопро­сов производственного характера;

- научиться самостоятельно работать с технической литературой;

- делать анализ конструкций самолётных систем применительно к конкретному заданию на основании ранее получен­ных знаний;

- углубить знания по чтению технических чертежей;

- получить практические навыки выполнения технических работ посредством активного участия в исполнении реального курсового проекта

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5

 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  

Назначение системы

 

Система служит для продольной балансировки самолета, который выполнен управляемымв полёте;

Перестановка в диапазоне углов от -1 град. до -12 град.

 

Общие сведения о системе управления стабилизатором.

Управление перестановкой стабилизатора электрогидромеханическое, дистанционное, ручное или автоматическое.

Угол установки стабилизатора при стоянке самолета на земле -1 град.

Механизм перестановки стабилизатора (МПС) имеет три режима работы:

- основное управление стабилизатором (осуществляется от основной гидросистемы);

- резервное управление стабилизатором (осуществляется от аварийной гидросистемы);

- ускоренная перекладка стабилизатора (осуществляется от обеих гидросистем одновременно).

Скорость перекладки стабилизатора при основном управлении

0,5+0,25-0,1 град/с.

Скорость перемещения стабилизатора при резервном управлении

0,5+0,25-0,1град/с.

Скорость ускоренной перекладки стабилизатора 1,2+0,3-0,2 град/с.

Преимущество в управлении ускоренной перекладкой стабилизатора имеет командир корабля.

При отказе основной гидросистемы и насосной станции НС46 -3 возможно

управление стабилизатором от аварийной насосной станции НС55со скоростью

0,2 град/с.

.Гидравлическая часть системы. Гидравлическая часть системы обеспечивает подачу жидкости с давлением Р= 140…170кгс/см2 из основной или аварийнойсистем к гидромоторам ГМ40А-3.

В гидравлической системе управления стабилизатором установлены:

1)регулятор расхода;

2)электромагнитные краны ГА-192 и ГА-163;

3) силовые приводы винта или гайки- гидромоторы ГМ40А-3.

Рис 1: схема гидравлического частя

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  

1 - регулятор расхода ГА34МТ/1-5; 2 - электромагнитный кран ГА192Т;.

3 - электромагнитный кран ГА192Т; 4 - электромагнитный кран ГА163Т/16;

5 - обратный клапан ОК-6А; 6 - гидрошарниры; 7 - гидромотор ГМ40А-3; 8 . рукав 4568А;9 - фторопластовый рукав 8Д0447018; 10 - тормоз привод винта МПС;11 - тормоз привода гайки ШС; 12 - рукав 4796А;13 - фторопластовый рукав 8ДО447018;14 - гидромотор ГМ40А-3; 15 — гидрошарниры; 16 - электромагнитный кран ГА163Т/16;17 - обратный клапан ОК-6А; 18, 19 - электромагнитный кран ГА192Т.

20 - стравливающий трубопровод 800600-1.

 

Гидравлическая часть системы управления стабилизатором.

 

Регулятор расхода ГА34МТ/1-5/служит.для автоматического поддержания заданного постоянного расхода рабочей жидкости независимо от рабочего давления с целью постоянной скорости перемещения стабилизатора.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  
Регулятор расхода ГА34М14-5отрегулирован на расход 14л/мин. Этот расход поддерживается в заданном диапазоне (15-12л/мин).

 

В гидравлической системе управления стабилизатором установлено четыре электромагнитных крана ГА-192Т: два - в основной гидросистеме и два - в аварийной .Через кран (2) осуществляется подача жидкости в систему управления винта, через кран(17) жидкость подается в тормоз привода гайки, кран (3)для подачи жидкости в тормоз привода винта, кран (18) для подачи жидкости в систему управления гайки. Агрегат ГА192Т представляет собой двухпозиционный электромагнитный кран с золотниковым распределением.

 

1-сердечник; 2-обмотка электромагнита; 3-корпус; 4-золотник;5-седдо; 6-пружина.

 

Электромагнитный кран ГА-192Т

Электромагнитные краны ГА163Т/16 предназначены для подачи давления в гидромоторы приводов винта и гайки МПС.

 

Гидромоторы ГМ40А являются силовыми приводами винта или гайки

Гидромоторы через редукторы вращают раздельно винт и гайку. Между редукторами и гидромоторами установлены фрикционные колодочные тормоза, фиксирующие винт и гайку. Для удаления воздушных пробок из магистрали растормаживания основной системы МПС при техническом обслуживании установлен стравливающий клапан.

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  

 

1.4.Работа системы.

 

При нажатии кнопок основного режима включаются краны ГА192Т (2, 3), и ГА163Т/16 (4). После крана ГА192Т (2) рабочая жидкость поступает в двух направлениях: через кран ГА192Т (3) -к тормозу (10) и через кран ГА163Т/16 (4) -к гидромотору (7). Тормоз (10) растормаживает привод винта, а гидро­мотор (7) приводит во вращение винт МПС. При отпускании кнопки краны ГА192Т (2, 3) и ГА163Т/16 (4) обесточиваются, гидромотор останавливается и привод винта затормаживается.

При наземных проверках обесточить кран ГА192Т (3) (затормозить привод винта) можно выключателем КОНТРОЛЬ ТОРМОЗА СТАБИЛ.

При основном управлении стабилизатором краны ГА192Т (17), ГА163Т/16 (15) и ГА192Т (18) аварийной гидросистемы обесточены, гайка МПС заторможена тормозом.

 

 

Работа системы в резервном режиме управления.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  

 

При открытии крышки переключателя резервного управления:

-отключается основное управление как от переключателя, так и от САУ;

-включается резервная насосная станция НС46-3 для создания давления в магистрали аварийной гидросистемы;

-кран ГА192Т (3) переключается в положение ЗАКРЫТО (если он был включен по основной цепи управления);

-включается кран ГА192Т (7), который подготавливает магистраль на подачу давления от аварийной гидросистемы в тормоз (11).

При нажатии на переключатель СТАБИЛИЗАТОР РЕЗЕРВН. УПРАВЛЕНИЕ включаются краны ГА192Т (18) и ГА163Т/16 (5), через которые давление от аварийной гидросистемы поступает на гидромотор (14), вращающий гайку МПС, и через кран ГА192Т (17) на растормаживание тормоза гайки.

В случае отказа трех двигателей (трех генераторов) и неработающей ВСУ при нажатии на переключатель СТАБИЛИЗАТОР РЕЗЕРВН. УПРАВЛЕНИЕ автоматически включается аварийная насосная станция НС55, работающая от аккумуляторных батарей. При установке переключателя в нейтральное положение станция НС55 отключается.

При закрытии предохранительной крышки переключателя резервного управления кран ГА192Т (17) аварийной гидросистемы обесточивается и магистраль подачи давления в тормоз соединяется со сливом. Скорость перекладки стабилизатора в этом случае 0,2-0,1 град/с.

 

 

Работа системы в ускоренном режиме.

 

Ускоренная перекладка стабилизатора осуществляется при одновременной работе гидромоторов (7, 14) тоесть осуществляется одновременное вращение винта и гайки МПС. Включение режима ускоренной перекладки производится переключателями СТАБИЛИЗАТОР ВКЛЮЧ. УСКОРЕН. ПЕРЕКЛАД, расположенными на среднем пульте. При включении переключателей СТАБИЛИЗАТОР ВКЛЮЧ. УСКОРЕН. ПЕРЕКЛАД начинают работать резервная НС46-3 и аварийная НС55 насосные станции, кран FA192T (17) включается на растормаживание гайки МПС, обесточиваются цепи переключателей основного и резервного управления стабилизатором, отключается управление САУ, а управление кранами ГА192Т (2, 3) и ГА163Т/16 (4) основной гидросистемы и кранами ГА192Т (18) и ГА163Т/16 (15) аварийной гидросистемы осуществляется от кнопок, расположенных на внутренних рукоятках штурвалов

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  

Механическая часть системы.

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  

Рис 2.

1 - гидрошарнир;2 - гидромотор ГМ40А-3;3 - тормоз привода гайки;4 - корпус редукторапривода гайки;5 - крышка редуктора привода гайки;6 - карданные звенья верхней подвески;7 - указатель сигнализатора;8 - ось;9 - упор верхний;10 - винт;11- кронштейн;12 - кронштейн;13 - серьга;14 - ухо;15 - звено;16 - кронштейн;17 - кронштейн;18 – гидро шарнир;19 - гидромотор ГМ40А-3:20 - тормоз привода винта;21 - корпус редуктора привода винта;22 - крышка редуктора привода винта;23 - хомут;24 - гайка;25 - гайка.

 

Механизм перестановки стабилизатора.

Механической частью системы является механизм перестановки стабилизато ра (МПС), который предназначен для отклонения стабилизатора и удержания его в заданном положении. МПС состоит из винта, редуктора привода винта, редуктора привода гаек, тормозов приводов винта и гаек, верхнего и нижнего узлов подвески.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  
Винт и гайки выполнены со специальной трапециевидной резьбой. Внутри винта проходит стяжной болт для удержания стабилизатора при разрушении винта.

В корпусе гаек установлены две бронзовые гайки и страховочная стальная гайка. В верхней части корпуса смонтированы два механических указателя износа бронзовых гаек. На винте и гайке имеются верхние и нижние механи ческие упоры, ограничивающие перемещения гаек при отказе концевых выключателей выключения системы в крайних положениях.

Тормоза служат для затормаживания винта или гаек.

Тормоза управляются давлением жидкости. Когда давление в тормозе отсут ствует, его пружины зажимают барабан привода тормозными колодками и гайка или винт через редукторы удерживаются от вращения (заторможены). При подаче давления жидкости тормоз освобождает барабан от тормозных колодок.

Редуктор винта через узел карданной подвески крепится ко второму лонжерону киля, редуктор привода гайки с помощью карданных звеньев и кронштейнов крепится к стабилизатору.

При работе МПС вращение винта или гайки преобразуется в поступательное движение редуктора привода гайки и связан­ного с ним стабилизатора. При прекращении движения МПС фиксирует стабилизатор в любом положении самотормозящей парой: винт и гайка.

 

Электрическая часть системы

Электрическая часть системы обеспечивает дистанционное или автома тическое или ручное управление электромагнитными кранами ГА163Т/16 и ГА-192Т.

Автоматическое управление производится от системы автоматического управления САУ-42 только в режиме основного управления. При включении САУ-42 ручное управление стабилизатором отключается.

Ручное управление перемещением стабилизатора производится: в режиме основного управления нажимными переключателями ПИК-КАБР, расположенными на внешних рукоятках штурвалов управления;

в режиме резервного управления- нажимным переключателем СТАБИЛИЗАТОР РЕЗЕРВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПИКИР—ОТКЛ—КАБРИР, расположенным на среднем пульте; в режиме ускоренного управления нажимными переключателями ПИК—КАБР, расположенными на внут­ренних рукоятках штурвалов управления.

Включение режима ускоренного управления стабилизатором производится двумя переключателями ВКЛЮЧЕНИЕ УСКОРЕННОЙ ПЕРЕКЛАДКИ СТАБИЛИЗАТОРА, установленными на среднем пульте.

Перемещение стабилизатора во всех режимах дискретное, с шагом 1° в диапазоне углов установки от +1° до 2°, и шагом 2° в диапазоне углов установки от-2° до-12°.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  

Управление и контроль.


 

Ручное управление стабилизатором производится из кабины экипажа с помо щью кнопок на штурвалах и переключателя на среднем пульте, Автоматическое управление с помощью системы САУ-42.

Положение стабилизатора определяется по индикатору ИП12-01, расположен ному на приборной доске в кабине

Перемещение стабилизатора на всех режимах работы МПС - прерывистое (дискретное), что устраняет возможность самопроизвольного увода стабили затора в крайние положения. Такое перемещение стабилизатора определяется блоком дискретного управления, концевые выключатели которого обесточи вают краны ГА163Т и ГА192Т управления МПС, останавливая стабилизатор в положениях +1, 0, -1, -2, -4, -6, -8,-10, -12 град. Каждый раз для дальнейшего

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  

движения стабилизатора необходимо отпустить и снова нажать переключатель управления.

 

Преимущество в управлении стабилизатором имеет командир корабля: при нажатии на кнопку командира корабля цепь управления стабилизатором от второго пилота обесточивается. В то же время, если второй пилот не отпус кает свою кнопку после окончания хода дискретности, КВС не сможет управлять стабилизатором.

 

Фиксация стабилизатора в любом промежуточном положении обеспечива ется самотормозящейся винтовой парой МПС. В крайних положениях стабилизатора краны ГА163Т/16 основной и аварийной гидросистем обесточиваются соответствующими концевыми выключателями блока дискретного управления.В случае отказа концевых выключателей крайних положений основной системы управления стабилизатором (плюс 1 - минус 12 град.) в блоке дискретного управления крайние положения стабилизатора ограничиваются механическими упорами с промежуточной остановкой стабилизатора по дискретности (плюс 1 град. 15 мин. - минус 12 град. 15 мин.) от концевых выключате

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  
лей дублирующего блока концевых выключателей (ДБКВ).

В случае достижения стабилизатором крайних положений при управлени от резервной системы управления стабилизатором (плюс 1 град. 15 мин. - минус 12 град. 15 мин.) срабатывают концевые выключатели в блоке ДБКВ. В обоих случаях на верхнем пульте на все время полета загорается соответствующее сигнальное табло "ОТКАЗ БДУ ПИК." или "ОТКАЗ БДУ КАБ." При этом управление перестановкой стабилизатора сохраняется.

При отказе концевых выключателей крайние положения стабилизатора ограничиваются механическими упорами.

 

Контроль за положением стабилизатора осуществляется по указателю

УП 12-1и с помощьюсистемы К ВЗЛЕТУ НЕ ГОТОВ

Указатель УП12-01 состоит из индикатора ИП 12-01, установленного.на средней панели приборной доски, и датчика ДС-10, расположенного на нервюре № 1 киля. Указатель подключается к сети переменного тока напряжением 36 В при включении автомата защиты АЗРГК-2 МАНО МЕТРЫ, ПРЕДКР. ОГРАН. РН на левой панели АЗР.

Табло К ВЗЛЕТУ НЕ ГОТОВ и сигнализаторы СТАБИЛИЗАТОР включаются после запуска трех двигателей Д-36, если не была нажата кнопка СТАБИЛ после установки стабилизатора в положение, соответствующее центровке. Сигнализаторы СТАБИЛИЗАТОР гаснут после установки стабилизатора во взлетное положение и нажатия кнопки СТАБИЛ. Если операция по установке стабилизатора была последней, то после ее выпол­нения должно погаснуть табло К ВЗЛЕТУ НЕ ГОТОВ.

Если РУД левого и правого двигателей были переведены в положение ВКЛ

до нажатия кнопки СТАБИЛ, в кабине экипажа включается сирена.

 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  
1.5. Неисправности и методы их исправления.

 

Убедитесь, что при открытии предохранительной крышки СТАБИЛИЗАТОРА РЕЗЕРВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ включается резервная насосная станция НС46-3(по манометру ГИДРОСИСТЕМА АВАР. На приборной доске и по шуму в отсеке НС46-3.

НЕИСПР

НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ НС46-3 НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ – см . ПРОЦЕДУРУ 1

ИСПР

Убедитесь в откл основного управления стабилизатором по отсутствию перемещения его при нажатии кнопку основного управления ( перед этой проверкой установите рукоятку клапана переключения на панели агрегатов аварийной гидросистемы , расположенной у шпангоута 62 по левому борту , в положение ОСНОВН , а после проверки АВАР.

НЕИСПР

ПРИ НАЖАТИИ НА КНОПКУ ОСНОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ «ПИКИР.» ИЛИ « КАБРИР.» СТАБИЛИЗАТОР ПЕРЕМЕШАЕТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ « ПИКИР» ИЛИ « КАБРИР» - ПРОЦЕДУРУ 2

ИСПР

Управляя переключателем СТАБИЛИЗАТОР РЕЗЕРВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ переместите стабилизатор поочередно в положение 0, -1 , -2 , -3, -4 , -5, -6, -8, -10, -12, -10, -8, -6, -4, -2, -1, 0, +1 . Проконтролируйте перемещение стабилизатора по индикатору .

Проконтролируйте правильность функционирования блока дискретного управления .

Убедитесь , что в крайних положениях стабилизатора не загорается табло ОТКАЗ БДУ ПИКИР, ОТКАЗ БДУ КАБРИР

НЕИСПР

1.СТАБИЛИЗАТОР НЕ ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ

2.СТАБИЛИЗАТОР НЕ ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ «ПИКИР» , («КАБРИР»)

3.СТАБИЛИЗАТОР НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА УГЛАХ ДИСКРЕТНОСТИ

4. В КРАЙНЕМ ПОЛОЖЕНИИ СТАБИЛИЗАТОРА ЗАГОРАЕТСЯ ТАБЛО ОТКАЗ БДУ ПИКИР. (ОТКАЗ БДУ КАБРИР ).

5. СТАБИЛИЗАТОР ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ , НО ИНДИКАТОР ИП -12-01 НЕ ФИКСИРУЕТ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ .

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  
2.Расчетная часть проекта.

 

Рассчитать на прочность узел крепления стабилизатор при действующей на горизонтальное оперение силе 20 кН.

Pвинта = P= 20 =10Kh

F= =6358,5 мм2

p= = = 2

СТАЛЬ 40Х

2

р

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ВАРИАН 5  

 

 

Графическая часть.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.