Сделай Сам Свою Работу на 5

Русская культура в XIX- начале XX в.





Начало XIX в. – время культурного и духовного подъема в России. Согласно указу 1803 г. страна разделялась на 6 учебных округов, в каждом из которых началось построить университет. Но в 1804 г. открыли лишь Казанский университет, в 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I университеты вообще не открывались. Уровень знаний близкий к университетскому давали Царскосельский лицей и Демидовский в Ярославле. К началу XIX в. в России был только один Горный институт в Петербурге технического профиля. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии. Средние учебные заведения по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но в 1824 г. было всего лишь 24 гимназии, а спустя 30 лет их стало 43. В первой половине XIX в. продолжалось развитие женского образования, основанного Екатериной II. Общей системы в народном начальном образовании пока не существовало.



Русская наука в те годы достигла больших успехов. Такие выдающиеся профессора как Лобаческий, Зинин, Петров, Якоби, Аносов, Пирогов развивали в России каждый свою науку. В начале века Карамзину было поручено написать «Историю Государства Российского». Но не только наука развивалась. В 1803-1806 г. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее Крузенштерн на корабле «Надежда», а на корабле «Нева» шел Лисянский. Внимание русских исследователей привлек Южный полюс. В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Беллинсгаузена. Он командовал шлюпом «Восток», а на «Мирном» находился Лазарев. В январе 1820 г. они впервые увидели ледяной берег. Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I. В 1821 г. экспедиция вернулась домой. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Головиным обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен, в котором находились 3 года. Ученик Головина Литке исследовал Северный Ледовитый океан. Крупные географические открытия на Дальнем Востоке связаны с Невельским. Доказал, что Сахалин остров, а не полуостров.



Конец XVIII – начало XIX в. это эпоха классицизма в русском зодчестве. В Петербурге классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей. В этот период в столице строятся здание Биржи, Дворцовая набережная, Казанский собор Исаакиевский собор, архитектором которого был Монферран. Им же была построена 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади, памятник Александра I и монумент в честь победы в Отечественной войне 1812 г. А вот Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. После пожара в Москве были построены Большой театр, Манеж, Опекунский совет на Солянке, на Красной площади был поставлен памятник Минину и Пожарскому. Московский классицизм более свободен, порой наивен, чем Петербургский. В остальных городах архитектура склонялась больше к московскому классицизму. К 30-м годам в Петербурге наступает кризис классицизма и ему на смену приходит необарокко, а следом и период эклектики, т.е. смешения стилей. Стиль здания должен был теперь соответствовать назначению здания. В 40-е г. было построено по проекту немецкого архитектора здание Нового Эрмитажа. Архитектор Тон в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. В Москве им был построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. А торжественное освящение состоялось в 1883 г. Произведения Тона стали рассматривать как символ николаевского царствования. Поэтому после революции 1917 г. многие постройки были снесены. Два вокзала в Петербурге тоже творение Тона.



В театральной жизни России большую роль сыграли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились театральными предпринимателями. Многие талантливые актеры вышли из крепостных семей. Такие были Щепкин, Мочалов. На сценах театров ставились комедии, оперы. В Александровском театре фурор произвела комедия Гоголя «Ревизор». На сцене Большого театра была поставлена опера Глинки «Жизнь за царя». Пушкинский сюжет лег в основу оперы Даргомыжского «Русалка», но эта опера встретила холодный прием у столичной публики. Также в это время часто стали исполняться романсы на известные стихи. Музыку сочиняли Глинка, Алябьев, Варламов, Гурилев.

Интенсивно в XIX в. развивается журналистика. В начале века были такие журналы как «Вестник Европы», издаваемый Карамзиным с 1802 г., первая провинциальная газета стала выпускаться в 1811 г. и называлась «Казанские вести». С 1838 г. в каждой губернии выходили «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургские ведомости». Самым известным журналом публицистики были «Полярная звезда», выпускаемый Бестужевым и Рылеевым, «Современник» основанный Пушкиным в 1836 г. В «Современнике» печатались все известные в ту эпоху писатели и поэты. Некрасов, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Толстой – все издавали там свои произведения. В 1939 г. Краевским выпускаются «Отечественные записки», опубликовавшие Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Герцена. Популярность приобрел журнал в годы руководства Белинским.

В начале XIX в. известными живописцами были Брюллов («Последний день Помпеи», «Всадница», «Итальянский полдень», Осада Пскова войсками короля Стефана Батория»). Писал он в стиле классицизма, который в живописи называется академизмом. Также известен Иванов и его картины «Явление Христа народу». Были замечательные портретисты Кипренский и Тропинин. В рамки академизма не вписывается творчество Федотова. Он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. Его картины носят комедийно-сатирический характер. Эрмитаж открылся в 1852 г.

Культура России конца XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился период, который современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Точка зрения современных ученых связана с концепцией, сформулированной русским философом Бердяевым, писавшим о возрождении российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а упадок. Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.

Развитие образованияВ начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации, а также новые внешкольные формы образования. Большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы, были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции.

Экономические процессы рубежа веков сопровождались быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. В конце XIX-начале XX в. возрос уровень грамотности (в абсолютных цифрах в 2 раза). Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных и коммерческих училищ. Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие вне зависимости от социального статуса, материального положения и вероисповедания.

Развитие наукиВ связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро развивались естественные и технические науки. Углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль и определяли характер среднего и высшего образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социал-демократов Плеханова, Ульянова (Ленина) развивался философский материализм. Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления в творчестве Бердяева, Соловьева и др.

Историческая наука развивалась в трудах Ключевского, Платонова, Покровского и др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология.

Литература и искусствоВ конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века -критического реализма. Новые значительные произведения создал Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве Чехова.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил Брюсов. Другое направление –акмеизм явился реакцией на символизм. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Отрицание традиционной культуры выразились в деятельности сторонников "искусства будущего" -футуристов(Северянин, Маяковский).

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Кино.На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первоначально создавались документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911г.- первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Особую известность приобрели фильмы режиссера Протазанова. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения Пушкина («Пиковая дама»), Достоевского («Бесы»), идейно-художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

ЖивописьУсиление националистических настроений привели к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. В российской живописи, с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, с другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (Бенуа, Сомов, Рерих). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители Малевич, Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Архитектура: Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модернбыли возведены Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» и др. Особенностью этого стиля стала подчеркнутая функциональность построек, отрицалась симметрия.

В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал, здание почтамта — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры

Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры. Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Шаляпиным, Неждановой). Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны».

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.