Педагогическая целесообразность проектной технологии
МОБУ гимназия №6 г. Сочи
Программа
Проектной деятельности
Младших школьников
По научно – познавательному направлению
«Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!»
\
Рабочая группа по составлению программы:
Деркачёва Светлана Васильевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6
Иванцова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6
Сочи
Г.
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 135 часов:
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
· мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
· исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
· коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
· социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы:приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретениезнаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
· развитие творческой исследовательской активности;
· формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
· стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
· формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
· формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
· развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Содержание программы представлено следующими модулями:
«Развитие познавательной сферы» ( 32 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений» ( 37 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
· «Исследовательская практика» ( 48ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы» (17 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Содержание программы
Класс
( 33 часа)
N|N
| МОДУЛИ
| «Развитие
познавательной сферы»
| «Формирование исследовательских умений»
| «Исследовательская практика»
| «Защита проектов исследовательской работы»
| 9 ч
| 8 ч
| 11 ч
| 4 ч
| 1.
| Светофор мысли: включаем внимание!
1 ч
| Что такое исследование и кто такие исследователи?
1 ч
| «Букет цветов»
( групповой проект, изготовление панно) 1 ч
| В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
| 2.
| Светофор мысли: включаем память!
1 ч
| Игра «Вопрошайка»(Учимся задавать вопросы.)
1 ч
| «Золотая волшебница Осень» ( групповой проект, составления гербария осенних листьев, побор и сочинение стихов, загадок об осени )
2 ч
| 3.
| Светофор мысли: включаем логику!
1 ч
| Книги – помощники исследований. Экскурсия в библиотеку.
1ч
| «Мой дом. Мой двор» (инд. проекты, составление плана местности, макетов, рассказов по теме)
1 ч
| 4.
| Светофор мысли: включаем воображение!
1 ч
| Хочу всё знать!
( Учимся определять тему исследования, проекта)
1 ч
| « Книжка – малышка» ( инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом).
1 ч
| 5.
| Светофор мысли: пространственные представления.
1 ч
| «Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования)
1 ч
| "Звериная" зарядка.
(групповой проект, игра)
1 ч
| 6.
| Светофор мысли: учимся наблюдать.
1 ч
| Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.)
1 ч
| « Волшебные правила здоровья»
(групповой проект, разработка плакатов, разучивание физминуток)
1 ч
| 7.
| Секрет порядка.
1 ч
| Любопытные опыты.
1 ч
| Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.(групповой проект)
1 ч
| 8.
| Учимся сравнивать.
1 ч
| «Нескучная школа» Учимся работать в группе.
1 ч
| «Снежинка» (групповой проект)
1 ч
| 9.
| Я – изобретатель.
1 ч
| «Сколько весит школьный рюкзак»
(инд. или гр. Проекты)
2 ч
|
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать:
· основы проведения исследовательской работы;
· что такое мини – проект и творческий проект;
· методы исследования: наблюдение, опыт;
· способы поиска необходимой для исследования информации;
· правила сотрудничества в процессе исследования;
· основные логические операции, их отличительные особенности;
· правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
· определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
· подбирать материал, необходимый для исследования;
· оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
· сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Класс
Часа
N|N
| МОДУЛИ
| «Развитие
познавательной сферы»
| «Формирование исследовательских умений»
| «Исследовательская практика»
| «Защита проектов исследовательской работы»
| 8 ч
| 10 ч
| 12 ч
| 4 ч
| 1.
| «Миллион изменений».
(Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания)
1 ч
| Учимся определять направления темы.
1 ч
| «Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты)
2 ч
| В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
| 2.
| Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
1 ч
| Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой)
1 ч
| «Дорога и мы»
(групп. и инд. проекты)
2 ч
| 3.
| Как сотрудничать со взрослыми.
1 ч
| Учимся анализировать и обобщать.
1 ч
| « Праздники моей семьи» ( инд. проекты)
1 ч
| 4.
| « Самый – самый!» Психологическая игротека.
1 ч
| Виды оформления проектов.
1 ч
| «Разговор о правильном питании»
(групповой проект)
1 ч
| 5.
| Искусство выдумывания историй.
(речевой тренинг)
1 ч
| Что такое эксперимент?
1 ч
| «Корабли» (инд. и групповые проекты)
2 ч
| 6.
| Рисование в масштабе. (графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой)
1 ч
| Секреты знакомых предметов.
( практикум проведения опытов и экспериментов)
2 ч
| «Комнатные растения в нашем классе»
(групп. проект)
1ч
| 7.
| Упражнение «Пословицы»(цель — развитие речи и мышления).
1 ч
| Наши увлечения и исследовательская работа.(диспут)
1 ч
| « Новогодняя красавица» ( инд. и групповые проекты)
2 ч
| 8.
| «Занимательная игротека» ( цель – формирование навыка самоконтроля)
1 ч
| Игра. «Мы - журналисты»
( знакомство с методом интервьюирования)
1 ч
| «Инопланетяне»
( инд. проект.)
1 ч
| 9.
|
| Маленькая дверь в большую науку.(Объясняем «фокус – покус»)
1 ч
|
|
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать:
· основные особенности проведения исследовательской работы;
· что такое информационный проект и практико – ориентирован-
ный проект;
· методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
· правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
· правила осуществления самоконтроля;
· правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
· выбирать пути решения задачи исследования ;
· классифицировать предметы, явления и события;
· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
· правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
· собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
· осуществлять сотрудничество со взрослыми;
· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Класс
Часа
N|N
| МОДУЛИ
| «Развитие
познавательной сферы»
| «Формирование исследовательских умений»
| «Исследовательская практика»
| «Защита проектов исследовательской работы»
| 7 ч
| 10 ч
| 13 ч
| 4 ч
| 1.
| Тайны памяти.
1 ч
| Что такое «копилка сведений проекта»?
1 ч
| «Моя родословная»
(инд. проекты)
1 ч
| В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
| 2.
| Как улучшить свою память?
1 ч
| Анкетирование как метод исследования.
1 ч
| «Куклы» (инд. и групповые проекты)
2 ч
| 3.
| Конкурс математических развлечений.
1 ч
| Компьютер – друг и помощник.
1 ч
| «Кругосветные путешествия»
( инд. проекты)
1 ч
| 4.
| Неповторимость и уникальность в проектной деятельности.
1 ч
| «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»
(групп. проект)
2 ч
| «Гнездо мыши - малютки» ( инд. проекты)
2 ч
| 5.
| Что значит для меня ощущение успешности?
(психологический тренинг)
1 ч
| Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь»
1 ч
| «Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты)
2 ч
| 6.
| Что значит умение договариваться?
1 ч
| «Как выглядит орбита планет»
(занятие – практикум)
1 ч
| « Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект)
2 ч
| 7.
| Новые приборы
в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка)
1 ч
| Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование)
1 ч
| «Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект)
2 ч
| 8.
|
| Микроисследование «Что такое хорошая школа».
2 ч
| «Вредные звуки»
( инд. проект)
1 ч
| 9.
|
Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.
Обучающийся будет знать:
· основные особенности проведения исследовательской работы;
· метод исследования: анкетирование, моделирование;
· основы работы с компьютером;
· что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружаю-
щих;
· способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических
процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
· правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
· собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
· пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
· осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Класс
Часа
N|N
| МОДУЛИ
| «Развитие
познавательной сферы»
| «Формирование исследовательских умений»
| «Исследовательская практика»
| «Защита проектов
исследовательской
работы»
| 8 ч
| 9 ч
| 12 ч
| 5 ч
| 1.
| Преодоление трудностей в реализации проекта.
1 ч
| Учимся самостоятельно составлять план действий.
(практикум)
1 ч
| «Как жили наши предки» (групповой проект)
2 ч
| В соответствии с темами заявленных проектов,
1 раз в каждой учебной четверти.
Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
1 ч – итоговая научно - практическая конференция в рамках класса (школы)
| 2.
| Что такое импровизация?
1 ч
| Учимся выдвигать гипотезы исследования. (практикум)
1 ч
| «Как считали на Руси» ( инд. или парн. проекты)
2 ч
| 3.
| Дисциплина и свобода выбора.
Что такое учебное сотрудничество.
1 ч
| Правила оформления реферата.
1 ч
| «Вредные» звуки» (инд. проект)
1 ч
| 4.
| Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)
1 ч
| Учимся создавать вёб-сайт.
1 ч
| « Охраняемые природные территории нашей местности»
(групп. проект)
2 ч
| 5.
| Учимся давать описание объекту наблюдения.
1 ч
| Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе.
1 ч
| « Мой учебник»
( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)).
1 ч
| 6.
| «Учись учиться!»
1 ч
| «Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование)
1 ч
| Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться»
1 ч
| 7.
| Математика вокруг нас.
1 ч
| Общие правила защиты проекта (тренинг)
1 ч
| «Приходите к нам учиться» ( рекламный групповой проект школы»
1 ч
| 8.
| Самостоятельный выбор темы проекта.
1 ч
| Способы хранения информации.
1 ч
| Самостоятельная работа над проектами.
1 ч
| 9.
|
| Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование).
1 ч
| Подготовка к научно – практической конференции.
1 ч
| Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
· основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
· способы хранения информации;
· основы создания вёб - сайта;
· что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный
проект;
· что такое учебное сотрудничество;
· способы преодоления трудностей в реализации проектов;
Обучающийся будет уметь:
· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
· выбирать пути решения задачи исследования ;
· составлять план действий совместного коллективного исследования;
· адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
· школьная научно – практическая конференция;
В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные
| исследовательские
| информационные
| кооперативные
| Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
| Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
| Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.
| Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
| коммуникативные
| экспериментальные
| рефлексивные
| презентационные
| Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
| Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
| Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.
| Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
|
В целях обобщения работы учащихся в «Клубе юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|