Сделай Сам Свою Работу на 5

Искусство французского классицизма XVII в.





Фламандское барокко

К концу XVI в. ряд северных провинций Нидерландов обретает независимость от Испании и превращается в самостоятельную буржуазную республику (Голландия). Южные провинции остались под гнетом испанцев (Фландрия).

Питер Пауль Рубенс (1577-1640). В 1598 г. Рубенс был принят в гильдию св. Луки, что дало ему право работать самостоятельно. В 1600 г. он едет в Италию, где проводит 8 лет. В Италии Рубенс вошел в круг известных художников, наряду с копиями картин других мастеров он создает ряд алтарных образов, много работает как портретист. Среди созданных им в это время картин мифологического жанра представлено изображение трех граций, «Ромул и Рем с волчицей», он работает в жанре большого конного портрета. Громадное значение для Рубенса имело знакомство с произведениями Караваджо. В 1608 г. Рубенс возвращается в Антверпен и женится на Изабелле Брандт (к этому периоду относится его автопортрет с женой – ). Могущественные ремесленные корпорации стали поручать ему большие заказы. Рубенс создает алтарные картины почти для всех католических церквей Южных Нидерландов, одна из них - «Водружение креста», созданная для церкви св. Вальпургии в 1610-1611 гг. Ощущение динамики создавала диагональ креста, а также движение фигур, идущих в противоположных направлениях. Стремление Рубенса разрушить замкнутость пространства картины - одна из отличительных черт барокко. Особым драматизмом отмечена алтарная работа «Снятие с креста» для Антверпенского собора, выполненная в 1612 г.



Изучая памятники античного искусства, Рубенс никогда не повторял буквально созданный древними идеал прекрасного. Не столько классическая строгость и красота пропорций волнуют художника, сколько телесная физическая мощь, движение («Союз Земли и Воды», ок. 1615 г., «Вакханалия», «Венера и Адонис», «Персей и Андромеда», 1620-1621 гг.).

В 1621 г. художник в Париже при дворе вдовствующей королевы Марии Медичи создает эскизы 12 монументальных картин для большого зала Люксембургского дворца, изображающих в аллегорической форме жизнь королевы. Слава Рубенса стала всеевропейской, что частично помешало его творчеству, так как эрцгерцог Фердинанд привлек мастера к исполнению дипломатических поручений (около 10 лет, с 1623 г. Рубенс вел переговоры с государственными деятелями Голландии и Англии с целью заключения мира в Южных Нидерландах). Последние десятилетия своей жизни Рубенс вновь посвятил живописи. Он работал над монументальным циклом картин, посвященных Генриху IV, создал ряд алтарных картин и великолепных портретов («Портрет камеристки»).



После смерти Изабеллы Брандт, Рубенс женится на 17-летней Елене Фоурмент, чью красоту и молодость он запечатлел на 19 картинах («Шубка», «Соломенная шляпка»). В это время он приобрел замок Стен близ Малина, где подолгу жил. Именно в этот период им была написана большая часть пейзажей. Драматический дар художника проявился в его последних работах - «Избиении младенцев», «Несении креста» и «Стигматизации св. Франциска».

 

После смерти Рубенса главой антверпенской школы живописи стал Якоб Йорданс (1593-1678). Особой славой пользовались его жанровые картины. Он прославил жизненную силу, тесную связь с реальностью бюргерства в таких работах, как «Семейный портрет», «Бобовый король»(святочные праздники). Своих героев художник воспроизводил в натуральную величину, а часто и больше нее. Число персонажей картин, как правило, невелико. Они написаны вплотную к переднему краю картины. Обращался он и к мифологическим сюжетам («Одиссей в пещере Полифема»).

Антонис Ван Дейк (1599-1641) был одним из самых известных учеников Рубенса. Став придворным художником инфанты Изабеллы, ван Дейк писал портреты не только антверпенских бюргеров, но также фламандской и испанской аристократии, автопортреты.



В 1632 г. художник принимает приглашение короля Англии Карла I и переезжает в Англию. В портретах английской придворной аристократии он тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора. Выполняя многочисленные заказы, художник выработал определенную схему парадного портрета. Он часто повторял одни и те же удлиненные пропорции фигур, позы, жесты. Искусство Ван Дейка все более аристократизируется, колористическое решение отличается большей декоративностью, обращением к холодной голубовато-серебристой гамме. Ван Дейк создал около 30 портретов Карла I, множество портретов его жены Генриетты-Марии и детей короля. Одним из лучших является «Портрет Карла I», 1635.

 

Франс Снейдерс (1579-1657) - крупнейший из фламандских художников-анималистов и мастеров натюрморта. Его «Лавки» 1618-1621 гг. написаны для украшения столовой во дворце епископа Антония Триста в Брюгге. Типичен его натюрморт «Рыбная лавка» с простой и монументальной композицией: картину держит горизонталь огромного стола.

Со старонидерландскими брейгелевскими традициями связано творчество Адриана Браувера и Давида Тенирса-м ладшего.

Адриан Браувер (1605-1638) писал небольшие жанровые картины - сценки в кабачках и пейзажи. Для художника была характерна золотистая, полная цветовых акцентов живопись, соединение жестоких и грубых мотивов с уравновешенной композицией.

Давид Тенирс-младший (1610-1690) писал пейзажи и занимательные жанровые картинки, портреты, аллегории.

Искусство французского классицизма XVII в.

Возникновение классицизма происходило в условиях научной революции, которая коренным образом изменила картину природы. Теперь внимание было обращено на всеобщую упорядоченность природы, подчинение вечным принципам и законам. Искусство классицизма пыталось разработать некие вечные, незыблемые принципы, общие правила творчества. Поэтому не вдохновение, а точность художественного замысла, построения композиции ценилось мастерами этого стиля.

Классицизм окончательно сложился как определенная художественная система в XVII в., хотя само название «классицизм» родилось в XIX в., когда романтики объявили войну эпигонам этого художественного стиля. Классицизм воплощал ориентацию искусства на античные образцы. Однако верность духу античности не означала для классицистов простого повторения античных образцов и прямого копирования античных теорий. Классицизм XVII в. полнее всего проявил себя во Франции, хотя не исчерпывал всего многообразия искусства этой страны.

Расцвет французского искусства отделен от эпохи Возрождения трагическим периодом истории: это было время гражданской войны между католиками и протестантами. События этой драматической эпохи отразил в своих гравюрах Жак Калло (1593-1635). Среди работ Калло около полутора тысяч листов. Он любил выпускать серии гравюр, объединенных единым сюжетом. К раннему периоду его творчества относится серия «Каприччи»(капризы, свободные фантазии), состоящая из пятидесяти миниатюрных листов, чуть больше спичечной коробки. На листах представлены сценки городской жизни. Шедевр Калло - его «Ярмарка в Импрунете» - редкая для него гравюра больших размеров. Калло всегда изображал большое количество персонажей, выбирая вид сверху, отделяя от толпы несколько фигур переднего плана. В серии «Балли ди Сфессания»(название модного танца) Калло изобразил популярные в то время маски комедии дель арте. Офорты Калло оказали большое влияние на развитие жанра пейзажа, среди наиболее прославленных - «Карьер в Нанси», «Вид Лувра» из серии «Большие виды Парижа». В серии «Большие бедствия войны» показано вторжение войск Людовика XIII в Лотарингию. Мастерство Калло виртуозно. Он покрывал свои доски твердым лаком, линия по которому после травления получалась четкой. Это позволило Калло с помощью тончайших штрихов передавать мельчайшие детали изображения.

Живопись классицизма

Никола Пуссен (1594-1665) знакомится с античным искусством и Рафаэлем. В 1624 г. он оказался в Риме и прожил там 40 лет. Чуждый импульсивности и неуравновешенности барокко, Пуссен видел в живописи возможность выразить мысль и искал путей для создания стиля большого общественного звучания, искусства, затрагивающего общечеловеческие проблемы и философские вопросы. Стиль этот должен был быть глубоко продуманным, последовательно логичным. Пуссен ограничил себя исторической живописью, поскольку искал идеалы гражданственности. Он придавал создаваемым образам обобщенный характер, черпал сюжеты из античной мифологии, исторических легенд. Античные сюжеты и образы станут характерными для классицизма, а затем академизма в живописи.

Рисунок Пуссена чеканен, как в античном рельефе. Колорит обычно основан на чистых локальных цветах, среди которых главную роль играют неразложимые простые цвета - синий, красный, желтый. Свет всегда рассеянный, ровный. Нюансировка скупая. В конце 20-х гг. он пишет «Смерть Германика», а вскоре «Царство Флоры», где оказались соединены в сложной композиции фигуры и группы из «Метаморфоз» Овидия.

Клод Лоррен (1600-1682) был родом из Лотарингии, но прожил свою жизнь в Риме, в природу Италии он был влюблен. В большинстве пейзажей он передавал воздух, свет, глубину пространства. В природе Лоррен видел гармонию, покой и совершенство. В этом и проявляется его приверженность классицизму. Фигуры людей на его полотнах имеют второстепенное значение (стаффаж).

Классицизм с середины XVII в. стал ведущим стилем французской Академии. В своем официальном варианте он утратил философскую глубину, лишился эмоциональной силы, сохранив рассудочность и пренебрежение к конкретной реальности. Уравновешенность композиции, четкость рисунка, скульптурная лепка форм, локальность цвета стали штампами академической живописи.

В 1648 г. открылась Академия художеств, в 1655 г. королевская власть взяла Академию под свой контроль. С этого времени усиливается помпезность, высоким искусством признается только историческая живопись.

Шарль Лебрен (1619-1690) - один из основателей Академии. Четыре года обучаясь у Пуссена, он в 1662 г. получил звание первого живописца короля, в 1664 г. стал президентом Академии и взял в свои руки строительство Версаля. Эклектизм Лебрена заключается в подмене человеческих идеалов официальными штампами из придворного арсенала, в банальностях и чрезмерности аллегорий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.