Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение мощности производственно-технической базы автотранспортных предприятий

Лабораторная работа №1

Расчет производственной программы автотранспортных предприятий по видам технических воздействий

 

Цель работы:

Ознакомление с методикой расчета производственной программы ТО и ТР автомобилей на автотранспортных предприятиях.

Задачи:

1) Выбрать, скорректировать нормативную периодичность ТО и ресурсного пробега.

2) Определить число списаний и ТО на один автомобиль за цикл.

3) Определить число ТО на группу (парк) автомобилей за год.

4) Определить программу диагностических воздействий на весь парк за год.

5) Определить суточную программу по ТО и диагностированию автомобилей.

 

Общие сведения

Производственная программа проектируемого АТП, представляющая собой количество ЕО, ТО-1, ТО-2, списаний или капитальных ремонтов (КР) за определенный период времени, рассчитывается по цикловому методу. Под циклом понимается пробег автомобиля с начала его эксплуатации до КР или списания (грузовые и легковые автомобили), т.е. ресурсный пробег.

Цикловой метод расчета производственной программы предусматривает:

− корректирование нормативных периодичностей ТО-1, ТО-2 и ресурсного пробега;

− определение количества ТО и КР (списаний) на один автомобиль за цикл;

− определение количества ТО и КР на один автомобиль за год;

− расчет годовой производственной программы по ТО на весь парк автомобилей.

Следует учитывать, что при разнотипном парке расчет производственной программы ведется по группам технологически совместимых автомобилей, в которые включаются модели и модификации, близкие по нормативам периодичностей и трудоемкостей ТО и ТР.

Техническое обслуживание автопоезда выполняется обычно без расцепки тягача и прицепа, поэтому расчет программы для него проводится как для целей единицы ПС, т.е. как и для одиночного автомобиля.

Выбор и корректирование нормативной периодичности ТО

и ресурсного пробега

Нормативные значения периодичностей ТО-1, ТО-2 и ресурсных пробегов автомобилей принимается по ОНТП-01-91 [7]. Эти нормативы установлены для определенных наиболее типичных условий: I категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей и умеренного климатического района ([1], табл.1 и 2 приложения)



В случае, когда условия эксплуатации подвижного состава отличаются от указанных выше, нормативные значения периодичности ТО и ресурсного пробега корректируются с помощью коэффициентов (табл.3 приложения), учитывающих категорию условий эксплуатации К1, модификацию подвижного состава К2 и климатического района К3

К1·К3; ·К1 ·К2 ·К3 ( 1.1 )

где - нормативная периодичность ТО i-го вида (ТО-1 или ТО-2), км;

- нормативный ресурсный пробег, км.

Скорректированный нормативный пробег до КР (для автобусов) определяется также, как .

В соответствии с Положением [5] периодичности ТО и ресурсный пробег следует округлять до целых десятков километров с учетом кратности между собой и кратности среднесуточному пробегу . Допускаемое отклонение от скорректированных нормативов периодичностей ТО составляет ± 10%.

Исходные нормативы пробегов, коэффициенты и результаты корректирования нормативов представляются по форме таблицы 1.1.

 

Таблица 1.1 – Исходные данные к корректированию нормативов

Подвижной состав , км , км , км К1 К2 К3 , км , км , км
             
             

 

Определение числа списаний и ТО на один автомобиль за цикл

Количество ТО на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега к пробегу до данного вида обслуживания. Так как пробег за цикл равен ресурсному пробегу , то количество списаний за цикл одного автомобиля равно 1. При пробеге, равном , последнее ТО-2 не проводится, так как автомобиль списывается. Кроме того, при расчете учитывается, что при выполнении ТО-2 очередное ТО-1 не проводится, в связи с тем, что его объем полностью входит в объем работ ТО-2.

Ежедневное обслуживание в соответствии с ОНТП подразделяется на ЕОС, выполняемое ежедневно, и ЕОТ, выполняемое перед ТО и ТР. Периодичность ЕОС принята равной среднесуточному пробегу lС.

Таким образом:

NС = LЦ / LР = LР / LР = 1; N2 = LР / L2 −NС = LР / LС − 1; N1 =LР / L1 − (NС + N2 ) = LР / (1 / L1 −1 / L2); NЕОС= LР / lС ; NЕОТ= (N1 + N2) · 1,6, (1.2)

где NС, N2, N1,NЕОС, NЕОТ количество списаний , ТО-2, ТО-1, ЕОС, ЕОТ на один автомобиль за цикл; 1,6 - коэффициент, учитывающий выполнение ЕОТ при ТР.

 

Определение годовой и суточной производственной программы ТО

и диагностирования на группу (парк) автомобилей

В связи с тем, что цикловой пробег автомобиля отличается от годового, для определения числа ТО за год необходимо рассчитать годовой пробег автомобиля, который может быть найден из выражения

LГ = ДРГ · lС · αТ , (1.3)

где ДРГ – число дней работы АТП в году, αТ – коэффициент технической готовности.

В формуле (1.3) используется не коэффициент выпуска автомобилей на линию, а коэффициент технической готовности αТ, так как простои автомобиля за цикл по организационным причинам не учитываются.

αТ = ДЭЦ / (ДЭЦ + ДРЦ), (1.4)

где ДЭЦ – число дней эксплуатации автомобиля за цикл; ДРЦ– число дней простоя автомобиля за цикл в ТО-2 и ТР (если для данного ПС предусмотрен капитальный ремонт, то и в КР)

При расчете производственной программы число дней ДЭЦ принимается равным числу дней нахождения автомобиля в технически исправном состоянии, т.е. простои по организационным причинам не учитываются. Поэтому

ДЭЦ = LР / lС . (1.5)

Продолжительность простоя автомобиля в ТО-2 и ТР предусмотрена нормативами ОНТП в виде общей удельной нормы простоя (ДТО-ТР) на 1000км пробега, которая в зависимости от типа ПС корректируется коэффициентом К2. Число дней простоя автомобиля в ТО-2 и ТР за цикл определяется из выражения

ДРЦ = ДТО-ТР · LР · К2 / 1000. (1.6)

Если для ПС предусмотрено проведение КР, то

ДРЦ = ДК + ДТО-ТР · LР · К2 / 1000, (1.7)

где ДК – число дней простоя ПС в КР.

ДК = + ДТ, (1.8)

где - нормативный простой автомобиля в КР на авторемонтном заводе (АРЗ); Д Т – число дней транспортировки автомобиля на АРЗ и обратно.

Удельные нормы простоя ДТО-ТР и простои автомобилей на АРЗ приведены в ([1], таблица 4 приложения).

Время на транспортировку автомобиля ориентировочно принимается равным (0,1 ÷ 0,2) .

Если для подвижного состава предусматривается выполнение КР, то расчетный коэффициент технической готовности примет вид

, (1.9)

где КК – коэффициент, учитывающий долю ПС, отправляемого в КР от их расчетного количества.

Из-за различий в техническом состоянии не все автомобили, достигшие нормативного пробега до КР, направляются на АРЗ. Поэтому при проектировании автобусных АТП коэффициент КК может быть принят в пределах 0,3 ÷ 0,6. При проектировании грузовых АТП и таксопарков КК = 0, так как полнокомплектный КР грузовых и легковых автомобилей не производится. Коэффициент технической готовности αТ в этом случае может быть найден по формуле

. (1.10)

Рассчитав по формуле (1.3) годовой пробег единицы ПС LГ определяем годовое количество ТО на группу (парк) автомобилей АИ (∑NЕОСГ , ∑NЕОТГ , ∑N , ∑N).

∑N1 = АИ ∙ LГ (1 / L1− 1 /L2); ∑ N = АИ ∙ LГ / L2 − 1 ; ∑NЕОСГ = АИ ∙ LГ / lС = АИ ∙ДРГ ∙ αТ; ∑NЕОТГ = ∑(N + N) ∙ 1,6; (1.11)

В соответствии с ОНТП [4] и Положением [5] в объем работ ТО и ТР входят контрольно-диагностические работы Д-1 и Д-2. Диагностирование Д-1 предназначено в основном для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем, непосредственно влияющих на безопасность движения, и проводится с периодичностью ТО-1. Учитывая, что диагностирование этих элементов выполняется в полном объеме при ТО-2 и частично при ТР, годовое количество Д-1 на весь парк составит

∑NД-1Г = ∑N + ∑N + 0,1∑N = 1,1∑N + ∑N, (1.12)

Диагностированию Д-2 подвергаются все автомобили перед проведением ТО-2 и в случае необходимости при ТР. Годовое их количество определяется по формуле

∑NД-2Г = ∑N + 0,2∑N = 1,2∑N. (1.13)

Результаты расчетов годовой производственной программы ТО и Д приводятся по форме таблицы 1.2.

 

Таблица 1.2 – Результаты расчета годовой производственной программы ТО и Д

Подвижной состав ∑NЕОСГ ∑NЕОТГ ∑N ∑N ∑NД-1Г ∑NД-2Г
             
             

 

Суточная производственная программа по ТО (NЕОС, N, N) и диагностированию (NД-1С, NД-2С), служащая исходным показателем для расчета числа постов и линий технического обслуживания, определяется по формуле

NiС = ∑NiСРГi , (1.14)

где ∑NiГ – годовая программа по i-му виду технического воздействия; ДРГi – годовое количество рабочих дней i-й зоны (ТО или Д).

Режимы работы производственных зон в соответствии с нормативами ОНТП представлены в ([1], табл.5 приложения).

Результаты расчета суточной производственной программы приводятся по форме таблицы.1.3.

 

Таблица 1.3 – Результаты расчета суточной производственной программы

Подвижной состав ∑NЕОСС ∑NЕОТС ∑N ∑N ∑NД-1С ∑NД-2С
             
             

 

Годовые объемы работ определяются в человеко-часах по видам технических воздействий (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР), а также по вспомогательным работам АТП. Расчет объемов технического обслуживания осуществляется исходя из годовой производственной программы данного вида обслуживания и трудоемкости одного воздействия ТО. Объемы ремонтных работ определяются исходя из годового пробега автомобилей и удельной трудоемкости ТР на 1000км пробега.

 

Пример выполнения работы

Для расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей проектируемого автотранспортного предприятия необходимы следующие исходные данные:

- список эксплуатируемых транспортных средств (представлен в таблице 1.4);

 

Таблица 1.4 - Список автотранспорта, проектируемого АТП

№ п/п Марка автомобиля Тип автомобиля Количество автомобилей в группе Автомобили, прошедшие КР
Газ 3307 г/а 100 % -
          -
Всего     100 % -

 

- природно-климатические условия – умеренно-холодный климат;

- дни работы в году ДР.Г. = 365.

Для простоты расчета сведем исходные данные для расчета в таблицу 1.5.

 

 

Таблица 1.5 - Исходные данные к расчету

№ п/п Марка автомобиля Нормативный ресурсный пробег - Lpc,км Нормативные пробеги, км Кол-во Авт. Асс Lcc, км Кат. экспл. Зона хранения
ТО-1 ТО-2
Газ 3307 300 000 4 000 16 000 I открытая
                 
Итого  

 

Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту

Выбираем коэффициенты корректирования согласно ОНТП 01-91 и осуществляем корректирование нормативных периодичностей технических воздействий.

Скорректированные значения периодичности и ресурса представлены в таблице 1.6.

 

Таблица 1.6 - Корректировка периодичности ТО

Марка автомобиля Корректирующие коэффициенты Скорректированные периодичности
К К К К К К ТО-1, L1, км. ТО-2, L2, км. Ресурс, Lр, тыс. км.
Газ 3307 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 4 000 16 000 300 000
                   

 

Определим количество ТО и ТР автомобилей за цикл. Результаты расчета сведем в таблицу 1.7.

 

Таблица 1.7 - Корректирование периодичности по среднесуточному пробегу

Марка автомобиля LТО-1/Lсс LТО-2/ LТО-1 LТО-1 LТО-2
Газ 3307
         

 

Найдем количество технических обслуживаний автотранспортных средств за цикл. Результаты расчета сведем в таблицу 1.8.

 

Таблица 1.8 - Определение количества обслуживаний за цикл

Марка автомобиля Ресурс, км. N N NЕосц NЕОтц
Газ 3307 300 000
           

Вычислим коэффициент технической готовности, годовой пробег и коэффициент перехода от цикла к году. Результат расчета сведем в таблицу 1.9.

 

Таблица 1.9 - Определение aт, Lг, h

Марка автомобиля Дэц ДТР, дней/1 000 км. ДК К Дрц aт LГ, км. h
ВАЗ-2110 0,18 - 1,0 23,1 0,95 0,732
ГАЗ-31105 0,22 - 1,0 80,8 0,94 0,253

 

Определим годовое количество технических воздействий на весь парк автомобилей. Результаты расчета представлены в таблице 1.10.

 

Таблица 1.10 - Определение количества обслуживаний за год

Марка автомобиля å N1 г å N2 г å NЕО с г å NЕО т г å Nc г
ВАЗ-2110
ГАЗ-31105
Итого

 

Определим годовую программу диагностирования на весь парк автотранспортных средств. Результат расчета сведем в таблицу 1.11.

 

Таблица 1.11 - Определение годовой программы диагностирования

Марка автомобиля å N1 г å N2 г å Д1 г å Д2 г
ВАЗ-2110
ГАЗ-31105
Итого

 

Выполним расчет суточной программы парка автотранспортных средств по ТО и ТР автомобилей, принимая число рабочих дней в году выполняющих работу в зоне ТО и ТР - 305, а в зоне ЕО - 365. Результаты расчета представлены в таблице 1.12.

 

Таблица 1.12 - Суточная программа по ТО и диагностированию

Марка автомобиля NТО-1 с NТО-2 с NЕО-с с NЕО-т с NД-1 с NД-2 с
ВАЗ-2110 3,02 0,87 57,28 6,19 4,19 1,04
ГАЗ-31105 2,99 0,94 56,56 6,27 4,23 1,13
Итого

Варианты исходных данных к выполнению лабораторной работы

 

На основании исходных данных, представленных в таблице 1.13 требуется:

1 Выбрать, скорректировать нормативную периодичность ТО и ресурсного пробега.

2 Определить число списаний и ТО на один автомобиль за цикл.

3 Определить число ТО на группу (парк) автомобилей за год.

4 Определить программу диагностических воздействий на весь парк за год.

5 Определить суточную программу по ТО и диагностированию автомобилей.

 

Варианты заданий выбираются из таблицы 1.13 согласно номеру зачетной книжки. Расчеты выполняются в табличном процессоре MS Excel.

 

Таблица 1.13 – Исходные данные для выполнения работы

Номер варианта Объект Количество автомобилей в парке Дрг, дней Марка автомобиля Куэ Lcc, км.
АТП ГАЗ-3307 I
АТП КамАЗ-5320 II
АТП МАЗ-5335 III
АТП ГАЗ-2705 IV
АТП ЗИЛ-4314 V
АТП УРАЛ-4314 I
АТП КамАЗ-4310 II
АТП ЗИЛ-5301 III
АТП МАЗ-6422 IV
АТП ГАЗ-3309 V
АТП КамАЗ-5410 I
АТП КамАЗ-6511 II
АТП ПАЗ-4230 III
АТП МАРЗ-5277 IV
БЦТО ГАЗ-3307 V
БЦТО КамАЗ-5320 I
БЦТО МАЗ-5335 II
БЦТО ГАЗ-2705 III
БЦТО ЗИЛ-4314 IV
БЦТО УРАЛ-4314 V
             
             
Продолжение таблицы 1.13
БЦТО КамАЗ-4310 I
БЦТО ЗИЛ-5301 II
БЦТО МАЗ-6422 III
БЦТО ГАЗ-3309 IV
БЦТО КамАЗ-5410 V
БЦТО КамАЗ-6511 I
БЦТО ГАЗ-2705 II
БЦТО ЗИЛ-4314 III
АТП ВАЗ-2107 IV
АТП ВАЗ-2110 V
АТП ГАЗ-3110 I
АТП ВАЗ-1117 II
АТП ВАЗ-21703 III
АТП ПАЗ-3205 IV
АТП ПАЗ-4235 V
АТП ЛиАЗ-5256 I
АТП ГолАЗ-5291 II
АТП АКА-5225 III
АТП КаВЗ-4224 IV
АТП ГолАЗ-4242 V
АТП ПАЗ-5271 I
АТП Лиаз-6212 II
БЦТО МАЗ-5335 III
БЦТО ГАЗ-2705 IV
БЦТО ЗИЛ-4314 V
БЦТО УРАЛ-4314 I
БЦТО КамАЗ-4310 II
БЦТО ЗИЛ-5301 III
БЦТО МАЗ-6422 IV
БЦТО ГАЗ-3307 V

 

Примечание:

1 АТП – Автотранспортное предприятие

2 БЦТО – База централизованного технического обслуживания автомобилей

3 Проектная мощность ПТБ АТП определяется количеством эксплуатируемых автотранспортных средств (АТС)

4 Проектная мощность ПТБ БЦТО определяется количеством прикрепленных к ней АТС в регионе, по которым выполняются работы технического обслуживания (ТО) и ремонта (ТР).

5 Дрг – дни работы предприятия в течение календарного года.

6 Куэ – категория условий эксплуатации автомобилей.

7 Автотранспортные средства эксплуатируются в условиях – умеренного климата.

8 Lcc - средний суточный пробег подвижного состава, км.

9 Условия хранения (открытая, закрытая стоянка) выбирается студентом самостоятельно в соответствии с нормативами ОНТП 01-91 исходя из типа подвижного состава и климатических условий.

Контрольные вопросы

 

1 Как выбираются и обосновываются исходные данные для расчета производственной программы?

2 В чем заключается сущность циклового метода расчета?

3 Что собой представляет цикловой график ТО автомобилей?

4 Какими коэффициентами корректируются нормативные периодичности ТО и ресурсного пробега?

5 Напишите формулу для определения коэффициента технической готовности парка автомобилей.

6 Как определяется количество ТО на один автомобиль и на весь парк за цикл и за год?

7 Каким образом рассчитывается годовая производственная программа по диагностированию автомобилей?

 

Лабораторная работа №2

Определение мощности производственно-технической базы автотранспортных предприятий

Цель работы:

Ознакомление с методикой расчета мощности производственно-технической базы автотранспортных предприятий.

Задачи:

1) Выбрать метод организации ТО и ТР автомобилей.

2) Выбрать режим работы зон ТО и ТР.

3) Рассчитать число постов ТО.

4) Рассчитать поточные линии периодического действия.

5) Рассчитать поточные линии непрерывного действия.

6) Рассчитать число постов ТР.

7) Рассчитать число постов ожидания.

 

Общие сведения

 

Выбор и корректирование нормативных трудоемкостей ТО и ТР.

Нормативные значения трудоемкостей ТО и ТР установлены по типам подвижного состава ([1], табл.1 приложения) и корректируются в зависимости от конкретных условий с помощью следующих коэффициентов ([1], таблица 3 приложения):

К1 категории условий эксплуатации;

К2 – модификации подвижного состава;

К3 – климатического района эксплуатации;

К4 – количества единиц технологически совместимого ПС;

К5 – способа хранения ПС.

Под технологической совместимостью ПС понимается конструктивная общность моделей, позволяющих совместное выполнение работ ТО и ТР с использованием одной и той же технологической базы. ОНТП установлено 5 технологически совместимых групп ПС:

I – ЗАЗ, ЛуАЗ, ИЖ, ВАЗ, АЗЛК

II – ГАЗ (легковые), УАЗ, РАФ, ЕрАЗ

III – ПАЗ, КАвЗ, ГАЗ (грузовые), ЗИЛ, КАЗ

IY – ЛАЗ, ЛиАЗ. Икарус

Y – Урал, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ

Нормативная трудоемкость ЕОС ( ) включает уборочные, моечные, контрольно-диагностические и заправочные работы, а также небольшой объем работ по устранению мелких неисправностей.

Нормативная трудоемкость ЕОТ ( ) включает уборочные (влажная уборка подушек и спинок сидений, ковриков, протирка панелей приборов и стекол), моечные работы двигателя и шасси, выполняемые перед ТО и ТР автомобилей. При этом = 0,5 .

Нормативы трудоемкости ЕО учитывают применение моечных установок. При количестве автомобилей на АТП менее 50 единиц допускается проведение моечных работ ручным способом. При этом нормативная трудоемкость увеличивается на 30 ÷ 50 %, т.е. = ∙ (1,3 ÷ 1,5).

Расчетная (скорректированная) трудоемкость ЕОС и ЕОТ определяются по формулам

. (2.1)

Расчетная (скорректированная) трудоемкость ТО-1 и ТО-2 ПС проектируемого АТП составляет

, (2.2)

где - нормативная трудоемкость ТО-1, ТО-2, чел.-ч.

Удельная расчетная (скорректированная) трудоемкость текущего ремонта определяется из выражения

, (2.3)

где - нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.-ч / 1000 км.

Для автопоездов скорректированные трудоемкости по автомобилям-тягачам и прицепам (полуприцепам) складываются.

Расчеты нормативных трудоемкостей рекомендуется вести по форме таблицы 2.1.

 

Таблица 2.1 - Расчет нормативных трудоемкостей

Подвижной состав Техническое воздействие Нормативная трудоем-кость, чел.-ч Коэффициенты корректирования Скорректированная трудоемкость, чел.-ч
К1 К2 К3 К4 К5
  ЕОС              
  ЕОТ              
  ТО-1              
  ТО-2              
  ТР              

Определение годовых объемов работ по ТО и ТР

Годовые объемы работ по ТО и ТР определяются по каждой группе однотипных автомобилей из следующих выражений

ТЕОСГ = ∑NЕОсг ∙ tЕОС; ТЕОТГ = ∑NЕОТГ ∙ tЕОТ; Т= ∑N ∙ t1; Т = ∑N ∙ t2; ТТРГ = LГ ∙ АИ ∙ tТР / 1000. (2.4)

Результаты расчета приводятся по форме таблицы 2.2.

 

Таблица 2.2 – Результаты расчета годовых объемов работ

Подвижной состав ТЕОСГ ТЕОТГ Т Т ТТРГ
           

Все работы по техническому обслуживанию и ремонту ПС выполняются на постах или производственных участках. При этом работы по ЕО и ТО-1 проводятся в полном объеме на постах. На постах же выполняется около 90% работ по ТО-2. Объемы работ текущего ремонта распределяются на постовые и участковые примерно поровну. Поэтому расчеты числа постов ТО и ТР имеют важное значение при последующей компоновке производственных зон и предприятия в целом.

Число постов зависит от вида, производственной программы и трудоемкостей технических воздействий, метода организации ТО и ТР, режимов работы производственных зон. По своему технологическому назначению рабочие посты подразделяются на универсальные и специализированные. Их отличие заключается в том, что на универсальном посту выполняются все или, по крайней мере, большинство операций по данному виду обслуживания или ремонта, в то время как на специализированном только одну или несколько. Целесообразность применения универсальных или специализированных постов зависит, прежде всего, от производственной программы АТП.

Расчет количества рабочих постов должен производиться раздельно для каждой группы технологически совместимого ПС и раздельно по видам работ ТО и ТР.

Количество механизированных постов ЕО для мойки и сушки ПС определяется по формуле

, (2.5)

где −суточная производственная программа ЕОС; – коэффициент «пикового» возврата ПС ( = 0,7); – продолжительность «пикового» возврата ПС на предприятие ([1], табл. 9 приложения); Nу – часовая производительность моечной установки (для грузовых автомобилей – 15 ÷ 20, легковых – 30 ÷ 40, автобусов – 30 ÷ 50) авт./ч

Расчеты количества постов рекомендуется проводить по форме таблицы 2.3.

 

 

Таблица 2.3 – Результаты расчета количества постов

Подвижной состав , авт./ч
расчетное принятое
             

 

Количество постов ЕОС по другим видам работ (кроме механизированных моечных), ЕОТ, Д-1, Д-2, ТО-1, ТО-2 и ТР определяется из выражения

, (2.6)

где – годовой объем работ соответствующего вида технического воздействия, чел.-ч; – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ([1], табл.10 приложения); – число рабочих дней в году; – продолжительность смены, ч; С – число смен; – среднее число одновременно работающих на посту, чел ([1], таблица 12 приложения); - коэффициент использования рабочего времени поста ( = 0,75 – 0,90).

Число постов определяется отдельно по каждому виду работ:



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.