Сделай Сам Свою Работу на 5

Древнерусское государство в IХ-ХII вв.

Внутренняя политика. Славян относят к семье индоевропейских народов. Прародина славян точно неизвестна. Большинство ученых сегодня считают таковой часть Польши, За­падную Белоруссию и Украину. Оттуда славяне в середине I тыс. н.э. двинулись на запад (западные славяне -- поляки, чехи, словаки), юг (южные славяне -- болгары, сербы, хорва­ты и др.) и восток (предки русских, украинцев и белорусов) (1). В период расселения у сла­вян господствовал родоплеменной строй. Решающая роль в управлении принадлежала вече (народному собранию), князьям (военным вождям) и старейшинам (2).

В первой половине IX в. складываются восточнославянские союзы племен: поляне (сред­нее течение Днепра), древляне (р. Припять), вятичи (р. Ока), словене ильменские (оз. Ильмень) и др. Начинается процесс образования Древнерусского государства (ДРГ). Призвание варягов в Новгород (летописная дата -- 862 г.) положило начало правлению там князя Рюрика (его по­томки — Рюриковичи) (3). После его смерти при малолетнем сыне Рюрика Игоре править стал Олег (возможно, родственник Рюрика). В 882 г. он обманом захватил Киев (легендарный осно­ватель — Кий), убил правивших там Аскольда и Дира и сделал Киев своей столицей (4).

Олег подчинил большинство восточнославянских племен. После его смерти стал пра­вить Игорь. В 945 г. он был убит при сборе дани с древлян, когда затребовал ее больше обычного (5). Ввиду малолетства сына Игоря Святослава править стала его жена Ольга. Она жестоко наказала древлян, но установила твердые нормы сбора дани (6). Святослав подрос, но почти не занимался вопросами управления, а предпочитал воевать. Он, однако, подчинил вятичей (последний крупный восточнославянский союз племен, который был вне Древнерус­ского государства). После гибели Святослава вспыхнула распря между его сыновьями. Сна­чала победил Ярополк, но затем победу с помощью варягов одержал Владимир (980-1015).

Владимир посадил в различные города своих многочисленных сыновей (7). После его смерти между ними вспыхнула междоусобица. Власть в Киеве захватил Святополк, прозван->ный Окаянным за убийство своих братьев Бориса и Глеба (первые русские святые). Ему помо­гали поляки и печенеги, но победу все же одержал Ярослав, опиравшийся на помощь варягов и новгородцев (8). Правление Ярослава Мудрого (1019-1054) -- расцвет Древнерусского госу­дарства (9). При нем начал составляться первый общерусский сборник законов - - Русская Правда (составление продолжено при Ярославичах и Владимире Мономахе) (10).



По завещанию Ярослава его государство было разделено между сыновьями, что вскоре привело к новым междоусобицам. В 1097 г. на Любечском съезде князей раздробленность была юридически закреплена (11). На время смог объединить государство внук Ярослава Владимир Всеволодович Мономах (вел. киевский князь в 1113-1125 гг., по матери - - внук императора Византии Константина Мономаха) (12). Он заслужил большой авторитет и как организатор борьбы с половцами, и как противник княжеских междоусобиц, справедливый правитель (свои взгляды он выразил в «Поучении» детям). Мономах был приглашен на ки­евский престол в нарушение сложившегося порядка наследования после того, как недоволь­ные высокими процентами по займам киевляне устроили беспорядки. Однако вскоре после смерти Владимира Мономаха Древнерусское государство окончательно распалось (1132) (13).

Внешняя политика. На Восточно-Европейской равнине до прихода славян проживали финноугорские племена (мордва, мещера, чудь и др.), но славянская колонизация носила мирный характер. Однако с севера нападали варяги (викинги, норманны, предки скандина­вов), а с юга — хазары (Хазарский каганат — государство с центром на Нижней Волге). Они облагали восточнославянские племена данью и старались поставить под контроль торговый путь в Византию («из варяг в греки»).

После образования Древнерусского государства основными направлениями его внешней политики стали отношения с Византией и Степью. Богатая Византия являлась привлека­тельным объектом грабежа и главным торговым партнером. В 907 г. князь Олег совершил успешный поход на столицу Византии Константинополь (Царьград, ныне Стамбул), после которого был заключен очень выгодный для русов торговый договор (14). В 941 г. Игорь со­вершил новый поход, но его флот был сожжен «греческим огнем» (горючей смесью). В 944 г. Игорь повторил поход, но византийцы, не доводя дело до сражения, пошли на переговоры. Был заключен новый договор о торговле, не такой выгодный, как договор Олега (15).

Ольга совершила в Константинополь дипломатическую поездку и приняла крещение (16). Святослав сначала в союзе с византийцами воевал против дунайских болгар, но затем вступил с ними в конфликт, поскольку решил перенести на Дунай центр своей державы. После упорной обороны г. Доростол на Дунае и личной встречи с императором он отступил (17). Политика Владимира в. отношении Византии определялась его стремлением принять крещение (18). Позже отношения Византии с Русью приобрели мирный характер.

Отношения Руси со степными народами определялись необходимостью обороны от набе­гов. Первоначально главную проблему представляли хазары, но Святослав уничтожил Ха­зарский каганат (около 965 г.) (19). Это развязало руки кочевникам-печенегам. Пользуясь тем, что Святослав не занимался обороной государства, они угрожали Киеву и убили Свято­слава, когда он возвращался после войны с Византией.

Система обороны от набегов была создана Владимиром I («богатырские заставы», засе­ки, сигнальные костры) (20), а Ярослав нанес печенегам решающее поражение (21). При Ярославичах в приграничной степи появились половцы, которые нанесли им поражение и, пользуясь наступающей раздробленностью, сильно разорили русские земли. В борьбе с ними приобрел авторитет князь Владимир Мономах. Он организовал успешные походы против по­ловцев, и они перестали представлять прежнюю угрозу (22).

Древнерусское государство также поддерживало различные отношения с восточными (Волжская Болгария и др.) и западными (Польша, Германия и др.) странами. Показателем высокого авторитета Древнерусского государства было то, что дочери Ярослава Мудрого вы­шли замуж за королей Франции, Норвегии и Венгрии (23).

Хозяйство и общественные отношения. Ведущие отрасли — сельское хозяйство и ре­месло. Основа сельского хозяйства — земледелие (пашенное на юге и подсечно-огневое на се­вере, выращивали зерновые культуры). Скотоводство играло подсобную роль. Важное значе­ние имели охота на пушного зверя и бортничество (сбор меда диких пчел), дававшие главные экспортные продукты. Ремесло (особенно кузнечное, ювелирное и оружейное дело) развивалось интенсивно, в связи с чем росли города (главные - - Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Смоленск) (24).

Внутренняя торговля была развита слабо (господство натурального хозяйства). Вместе с тем развивалась внешняя торговля (25). Русские купцы торговали с Византией, Закавказь­ем, Западной Европой. Вывозили меха, мед, воск, ремесленные изделия, ввозили предметы роскоши, вина, ткани.

В VI-VIII вв. в связи с развитием хозяйства на смену родовой общине пришла сосед­ская, появились частная собственность и имущественное расслоение (26). В период сущест­вования Древнерусского государства идет процесс становления феодализма. Для него харак­терно наличие двух основных общественных групп феодалов-землевладельцев и зависимых крестьян, которых принуждают нести в пользу феодалов различные повинности (барщина - работа на поле и в хозяйстве феодала и оброк - выплаты феодалу продуктами или деньгами). Слой феодалов составили великий князь и его родичи, военно-служилая знать варяжского и славянского происхождения, славянская родоплеменная знать, а также духовенство (после Крещения) (27). Появляются вотчины -крупные земельные владения с зависимыми крестьянами, передававшиеся по наследству (28).

Крестьяне жили общинами (верви). Среди них уменьшалось число свободных и росло число зависимых. Русская Правда (главный источник по общественным отношениям в Древ­нерусском государстве) называет различные категории зависимого населения, но их положе­ние неясно. Видимо, холопы — это рабы, закупы ~- работающие за долг («купу»), рядовичи -работающие по договору («ряд»). Процесс становления феодализма не был мирным, известны восстания крестьян и посадских людей, иногда под лозунгами возвращения к язычеству.

Эволюция общественных отношений нашла отражение в Русской Правде. Правда Яро­слава ограничивала кровную месть ближайшими родственниками, определила круг наказуе­мых преступлений. Правда Ярославичей заменила кровную месть штрафом и усилила раз­ницу в плате за убийство представителей различных категорий населения. «Устав Владимира Мономаха» урегулировал взимание ростовщического процента.

Культура - - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Культура Древней Руси высоко оценивается специалистами. В сфере материальной культуры особенно успешно развивалось ювелирное дело. Известны скань (узор из золотой или сереб­ряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу) и зернь (узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку).

Духовная культура характеризовалась прежде всего развитием устного народного творчества, и особенно былинного эпоса (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).

Система религиозных представлений восточных славян до принятия христианства ха­рактеризуется как славянское язычество: поклонение силам природы и олицетворявшим их богам и духам. Основными божествами были Перун (бог грома и молнии), Сварог (бог неба), Белее (бог скота, пастухов), Род (бог плодородия), Лада (богиня семьи). В святилищах (ка­пищах) перед идолами богов под руководством жрецов (волхвов) совершались жертвоприно­шения и исполнялись обряды (29).

После Крещения Руси (30) в 988 г. в духовной культуре произошли огромные измене­ния. Началось распространение славянской письменности (31), созданной в IX в. в Дунай­ской Болгарии просветителями св. Кириллом и Мефодием (кириллица). Стали создаваться школы, переводиться книги. Центры культуры - монастыри (главный Киево-Печерский) (32). В XI в. началось формирование древнерусской литературы (первые летопи­си, «Слово о Законе и Благодати» первого русского митрополита Илариона) (33). Крупней­ший летописный свод Древней Руси «Повесть временных лет» возник в начале XII в. (один из авторов — монах Киево-Печерского монастыря Нестор) (34).

С принятием христианства стали строить храмы. Типичны крестово-купольные храмы. Памятники зодчества -- соборы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке, построенные при Ярославе Мудром (35). Храмы украшали мозаикой (рисунки из цветных стеклышек) и фре­сками (живопись по сырой штукатурке). При огромном культурном влиянии Византии сле­дует отметить, что русские мастера творчески перерабатывали достижения греков.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.