Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 14. Деление клетки





Цель: рассмотреть закономерности воспроизведения клеток животных и растений, научиться определять на готовых препаратах фазы митоза и схематически изображать их на рисунках.

Вопросы для рассмотрения

1. Митотическое деление животных клеток

2. Митотическое деление клеток растений

Лабораторная работа № 1. Центросомы в клетках яйца аскариды

Лабораторная работа № 2. Митоз в дробящихся яйцеклетках аскариды

Лабораторная работа № 3. Митоз в клетках эпителия кожи личиной амфибии

Лабораторная работа № 4. Митоз в клетках корешка лука

Контрольные вопросы

1. Что такое клеточный цикл? Какова продолжительность клеточного цикла у инфузории-туфельки?

2. Приведите примеры тканей человека, в которых клетки образуются постоянно.

3. В каком периоде клеточного цикла происходит редупликация генетического материала?

4. Чем астральный тип веретена деления (конвергентный) отличается от анастрального?

5. Какие клетки навсегда теряют способность к делению?

6. Каков механизм расхождения хромосом к полюсам клетки во время деления?

7. Перечислите основные события, которые происходят в клетке в разные фазы деления.



8. Перечислите основные типы митоза. Каковы различия между ними?

9. Что такое амитоз и какие клетки делятся этим способом?

10. Каков механизм бинарного деления клеток прокариот?

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Цитология»

(12 часов, из низ 6 часов - УСРС)

Тема: Воспроизведение клетки (2 часа)

Занятие 1. Эндорепродукция Сдать до 1.11

Цель: Выяснить причины и значение явления эндорепродукции в клетках

Вопросы для рассмотрения

1. Соматическая полиплоидия

2. Политения. Особенности политенных хромосом. Биологическая роль гигантских хромосом

3. Эндомитоз

Задания:

1.Изучите по литературе вышеперечисленные вопросы.

2.Дайте краткие ответы на поставленные вопросы. Ответы по возможности иллюстрируйте соответствующими схемами.

Литература.

1. Ченцов Ю.С. Общая цитология. – М.: МГУ, 1995. – С. 77 – 81.

2. Ченцов Ю.С. Введение в биологию клетки. – М. Академия, 2005. - C. 92 – 100

3. Интернетресурс: Эндорепродукция и политения|Биология|NeoBio – класс биологии



 

Занятие 2. Особенности морфологии и функциональной активности мужских и женских половых клеток ( 2 часа) Сдать до 15.11

Цель: Изучить особенности процесса гаметогенеза у разных организмов, закономерности чередования поколений в жизненном цикле организмов, роль и место в нем мейоза

Вопросы для рассмотрения

 

1. Развитие половых клеток у растений

2. Развитие половых клеток у животных: сперматогенез и овогенез

3. Процесс оплодотворения, его сущность и биологическое значение

4. Чередование гаплоидной и диплоидной фаз в жизненном цикле одноклеточных и многоклеточных организмов

 

Задания:

1. Изучите по литературе вышеперечисленные вопросы.

2. Дайте письменно краткие ответы на вопросы 1-3.

3. Составьте схему цикла развития хламидомонады. Отметьте гаплоидную и диплоидную фазы. Покажите место мейоза и определите его тип.

4. Составьте схему развития половых клеток у животных.

5. Составьте схему цикла развития цветкового растения. Установите место мейоза и его тип.

Литература.

1.Интернетресурс: Строение половых клеток|Биология|Neo Bio – класс

2.Интернетресурс: Строение половых клеток. http:|//ferstBiology.com/index.php.

3.Интернетресурс: Сперматогенез. Фазы сперматогенеза. Овогенез.Половое размножение у покрытосеменных растений: Meduniver.com

4.Интернетресурс: http://www. Examen/ru

Тема: Дифференциация и старение клеток

Занятие 3. Дифференциация клеток.Особенности строения клеток, выполняющих разные функции (2 часа) Сдать до 1.12

Вопросы для рассмотрения

1. Дифференциация клеток. Теории клеточной дифференциации.

2. Нарушения дифференциации клеток, ведущей к их патологическим измененениям.



3. Особенности строения клеток, выплняющих разные функции (двигательную, транстпортную, сборку биомолекул)

4. Особенности строения клеток разных систематических групп.

Задания:

1. Изучите по литературе вышеперечисленные вопросы.

2. Дайте письменно краткие ответы на поставленные вопросы. Ответы по возможности иллюстрируйте соответствующими схемами.

 

Литература.

1. Интернетресурс: Регуляция деления клетки. Дифференциация клеток в тканях. – Meduniver.com/ Medical/ Physiology

2. Ченцов Ю.С. Введение в биологию клетки. – М. Академия, 2005. - C. 20 -23; 27 -29.

3. Свенсон К. Клетка./ К. Свенсон, П. Уэбстер. – М., Мир, 1980. – С. 136 – 161.

 

Занятие 4. Старение и смерть клеток (2 часа)

Цель: изучить теории старения клеток, выяснить пусковые механизмы апоптоза и некроза

Вопросы для рассмотрения

 

1. Старение клеток

2. Апоптоз

3. Некроз

4. Внутриклеточная регенерация

5. Гипертрофия

Задания:

1. Изучите по литературе вышеперечисленные вопросы.

2. Дайте письменно краткие ответы на поставленные вопросы. Ответы по возможности иллюстрируйте соответствующими схемами.

 

Литература.

1. Ченцов Ю.С. Введение в биологию клетки. – М. Академия, 2005. - C.432 – 440

2. Интернетресурс: Апоптоз| Cell Biology.ru (Раздел Клетка)

Занятие 5. Основные структурные и функциональные компоненты ядра (2 часа)

Цель: Изучить морфологические особенности ядра, роль ядра в изнедеятельности клетки, химический состав и организацию хроматина, организацию и функции дрпугих колмпонент ов ядра

Вопросы для рассмотрения

 

1. Морфология ядра. Роль ядра в жизнедеятельности клетки

2. Основные структурные и функциональные компоненты ядра

3. Хроматин (химический состав и организация)

4. Ядерный белковый матрикс

5. Строение, типы и формы хромосом. Кариотип

6. Ядрышко. Нерибосомные продукты ядра

7. Ядерная оболочка

Литература.

1. Ченцов Ю.С. Введение в биологию клетки. – М. Академия, 2005. - C.68 – 91, 103 - 213

Занятие 6. Мейоз (2 часа)

Цель: Изучить особенности мейоза и его место в воспроизведении разных организмов

Вопросы для рассмотрения

1.Определение мейоза, его отличие от митоза

2.Первое и второе деление

3.Типы мейоза

Литература.

1. Ченцов Ю.С. Введение в биологию клетки. – М. Академия, 2005. - C.412 – 423

 

Задания.

1. Зарисуйте схему мейоза (при n=4). Покажите изменения, происходящие в каждой фазе. Отметьте количество хромосом и хроматид в клетках.

2.Составьте схему цикла развития хламидомонады. Отметьте гаплоидную и диплоидную фазы. Покажите место мейоза и определите его тип.

3. Составьте схему цикла развития цветкового растения (например, яблони). Установите место мейоза и его тип.

Контрольные вопросы

1. Как называются клетки, образующиеся в результате мейоза?

2. Охарактеризуйте первое второе деления митоза, их фазы.

3. Каков биологический смысл мейоза?

4. Чем мейоз принципиально отличается от митоза?

5. Спермии, образующиеся в цветках фасоли обыкновенной, содержат в ядре 11 хромосом. Сколько хромосом будет содержаться в ядрах микроспор? Ответ поясните.

6. В ядрах клеток эпидермиса листа дуба содержится 24 хромосомы. Сколько хромосом будет содержаться в ядрах мегаспор? Ответ поясните.

7. Обнаружено, что в ядрах синергид сливы содержится 16 хромосом. Сколько хромосом будет в ядрах антипод, ядрах клеток зародыша и эндосперма?

Тренировочные практические задания по курсу «Цитология»

1. Запишите линейную и циклическую форму рибозы.

2. Запишите линейную и циклическую форму глюкозы.

3. Изобразите схематически (показав 4–5 остатков мономера) строение амилопектина. На схеме покажите, как осуществляется ветвление цепей за счет образования 1,6-гликозидных связей.

4. Взаимодействие глицерола с высшими карбоновыми кислотами приводит к образованию триглицерида (жира). Запишите уравнение реакции образования триглицерида.

5. Запишите формулу сфингомиелина. Красным цветом отметьте в формуле гидрофобную часть молекулы, синим – гидрофильную.

6. Используя условное изображение молекул фосфолипидов (О= – гидрофильная головка; гидрофобные хвосты) покажите схематически расположение молекул на поверхности воды (1); в липидных каплях в толще воды (2).

7. Изобразите схемы образования полипептида, включив в цепь 3–4 остатка конкрентныхаминоксилот. Отметьте пептидные связи.

8. Запишите химическую формулу одного пуринового и одного пиримидинового азотистого основания. Отметьте, в чем заключается главное различие между ними.

9. Зарисуйте схематически строение одного из нуклеотидов, обозначьте его составляющие.

10. Изобразите схематически образование полинуклеотидной цепочки из 3–4 нуклеотидов. Покажите образование фосфодиэфирных связей. Отметьте 5'- и 3'-концы.

11. Зарисуйте схему строения тРНК. Отметьте антикодоны, 3'-конец (ССА), 5'-конец, D-петлю, Т-петлю, дуплексные участки. Красным цветом обведите участок РНК, к которому прикрепляется аминокислота.

12. Сделайте схематический рисунок плазмалеммы. Укажите основные компоненты.

13. Зарисуйте схему поступления веществ в клетки посредством специфического эндоцитоза.

14. Составьте схему передачи сигнала с поверхности клетки внутрь с помощью глюкагона.

15. Зарисуйте схематически две рядом лежащие клетки растения. Покажите на рисунке первичную и вторичную оболочки, срединную пластинку. Отобразите на рисунке простые, окаймленные и полуокаймленные поры.

16. Схематически зарисуйте примеры клеточных контактов: сцепления (А), изолирующего (Б) и коммуникативного (В). Сделайте обозначения. Установите, в чем заключается принципиальная разница между тремя основными типами контактов.

17. Зарисуйте схематически строение хлоропласта. Обозначьте основные структуры.

18. Зарисуйте схематически строении е митохондрии. Обозначьте основные структуры.

19. Зарисуйте схематически строение жгутика эукариотической клетки. Обозначьте детали строения.

20. Зарисуйте схематически строение жгутика прокариотической клетки. Обозначьте детали строения.

21. Составьте схему биосинтеза белка, обозначьте соответствующие структуры и реагенты.

22. Зарисуйте схему митоза ( n=4).

23. Зарисуйте схематически схему мейоза с кроссинговером по одной паре гомологичных хромосом ( n=4).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.